Создание и постановка музыкального спектакля «ВОЛЧЬЕ ЛЫКО».
проект по музыке на тему

Константинова Ирина Николаевна

Любая встреча детей с миром искусства дарит им радость и вдохновляет на творчество. Особенно ценно  в такой встрече то, что в каждом из них пробуждаются самые лучшие и прекрасные чувства. Дети вдохновенно сочиняют стихи, музыку, театральные мизансцены; с большим прилежанием изучают научную литературу по биологии.

И ,конечно, присутствие тайны (готовится сюрприз)  подогревает энтузиазм и побуждает к энергичному действию. В таком состоянии дети  положительно воспринимают все замечания взрослого наставника, что очень ценно для педагога. В такой ситуации их можно многому научить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_-muzykalnaya_skazka_volche_lyko.doc83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МКОУ «Саблинская ООШ»

ТВОРЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

Создание и постановка музыкального спектакля.

Музыкальный спектакль  «ВОЛЧЬЕ ЛЫКО».

                                                                  Работу выполнили ученики  1,3,4 классов.

                                                                   Руководитель проекта  учитель музыки

                                                                   Константинова Ирина Николаевна

2012-2013 учебный год


Оглавление

  1. Введение………………………………………………………….3
  2. Основная часть

-История создания сюжета………………………………………..

      -Радости и трудности постановки………………………………….

      -Вокально-хоровая работа

3.  Заключение….............................................................................

  1. Приложение……………………………………………………….

Сценарий…………………………………………………………….

            Нотное приложение…………………………………………………..


Введение

Любая встреча детей с миром искусства дарит им радость и вдохновляет на творчество. Особенно ценно  в такой встрече то, что в каждом из них пробуждаются самые лучшие и прекрасные чувства. Дети вдохновенно сочиняют стихи, музыку, театральные мизансцены; с большим прилежанием изучают научную литературу по биологии.

И ,конечно, присутствие тайны (готовится сюрприз)  подогревает энтузиазм и побуждает к энергичному действию. В таком состоянии дети  положительно воспринимают все замечания взрослого наставника, что очень ценно для педагога. В такой ситуации их можно многому научить.

Цель работы: подготовить праздничное выступление  к дню Знаний.

Задачи:

1.Побудить детей к творчеству.

2.Реализовать литературные ,музыкальные и театральные способности детей.

3.Научить детей  сотрудничать в коллективе.

4.Прикоснуться к работе композитора, сценариста, декоратора, режиссера, художника по костюму.

5.Привить трудовые навыки в изготовлении костюмов, театрального реквизита.

6.Развивать музыкально-интонационный слух., участвовать в  сольном и хоровом  пении.

7.Углубить знания по биологии, посмотреть на познавательный процесс с другой стороны.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный (выбор темы, сбор информации, разработка вариантов сценария).

2.Технологический (выполнение костюмов, реквизитов)

3.Постановочный (вокально-хоровая работа,  мизансцены, сводные репетиции).

4.Заключительный (выступление на школьной сцене).

Данная работа выполнялась  в последние дни летних каникул и задумывалась как подарок первоклассникам на 1-е сентября.

Основная часть

История создания сюжета.

Конец лета – грибная пора. Однажды друзья и одноклассники собрались в лес за грибами. Шутки, смех, грибы, ягоды… И тут ребята наткнулись на красивые красные прозрачные ягоды. «Да это-же волчье лыко!»   «Не трогайте их, они ядовитые!»…»А что будет, если их поесть?»….С этого и началось наше чудесное время по подготовке к спектаклю.

Возникла основная тема: волчье лыко – волк, заячья капуста – заяц….Встал вопрос: какие есть еще растения с названием животных? Появились вороний глаз, собачья крапива, лисички, ежевика…Ребята заинтересовались, а насколько ядовиты некоторые растения и грибы, стали вспоминать житейские случаи отравлений. Фантазия работает хорошо…

Так оформилась основная линия сюжета. Кульминация пришлась на сцену угощения всех ядовитыми ягодами. Развязка сюжета – всезнающий Ёж, раскаяние Волка и его желание учиться. Итогом всего действа стала заключительная общая песня. Все ребята почувствовали, что именно песня должна поставить точку . Музыка всех объединяет и настраивает на определенный лад. Уже все соскучились по школе, по одноклассникам, и песня  о том, что надо нам учиться, родилась на одном дыхании. Так родился наш сценарий.

Радости и трудности постановки.

По сюжету выход героев происходит постепенно, по одному. Это дало возможность отрабатывать  каждый выход отдельно, вникая в характер  героя.

 Волк - простодушный и вовсе не злобный, а даже компанейский.

 Лиса – кокетливая, наивная и жеманная.

 Заяц – трудолюбивый трусишка.

 Ворон – важный, щепетильный.

 Собака – спортивная, уверенная и одновременно чуткая к другим.

 Ёж – знайка, читайка, лидер среди зверей.

Внешне  характер  проявляется в определенных интонациях, жестах, мимике. Поиск таких выразительных средств –увлекательное занятие.

Кроме того, надо видеть общую мизансцену: когда герой не говорит , он тоже играет свою роль, он продолжает рисовать свой образ взглядом, жестом, он знает, куда ему встать, чтобы не заслонить собой другого. В такой тонкой работе формируется не только профессиональное актерское  мастерство, но и оттачиваются нравственные этические нормы поведения, воспитывается  уважение и чуткость к  другому человеку. Дети учатся жить  и трудиться в коллективе.

Особая работа была посвящена созданию костюмов и декораций. Девочки шили, перешивали, придумывали декоративные элементы . Мальчики мастерили, собирали в лесу реквизит(ягоды, крапиву). Много старых вещей с чердака получили новую жизнь.

Сводные репетиции нам также доставили много радости. Ребята преодолевали стеснение, зажатость на сцене, учились не критиковать, а корректно высказывать свои пожелания в адрес других актеров, находить хорошее в их работе, а значит вдохновлять своих друзей, радоваться их успехам и вместе преодолевать трудности.

Вокально-хоровая работа.

Финальная песня – это смысловой  итог всего спектакля. В  краткой форме стихов еще раз проходит вся сюжетная линия действия. Отсюда особенности исполнения: каждый герой поет свой куплет сольно, а  припев исполняют все вместе.

Куплеты  отличаются  друг от друга разной подтекстовкой, где-то надо распеть один слог на несколько нот, а где-то раздробить доли  на части для пропевания частого текста. Например:

Ворон  

               Летаю высоко и вижу далеко  

Заяц -.

             Но в школе мы друзья, друзья, лиса и я, лиса и я.

Кроме того, спеть сольно так трудно. Дети чутко улавливают малейшую фальшь, очень требовательно относятся к своим промахам. Не все могут преодолеть свою  неуверенность, неловкость, но  детский  коллектив делает чудеса. Общий уровень выравнивается,  приподнимаются слабые , дотягиваясь до сильных. Также произошло и на наших репетициях: хоровой куплет озвучивается в большей мере музыкально одаренными детьми, а сольные куплеты обыгрываются мимикой, выразительной речевой интонацией. На работу над песней у нас ушло больше всего времени и сил. Зато результат всех порадовал и вдохновил на новые проекты.

Еще один вид музыкальной работы – подбор музыкального сопровождения. Это очень важная часть при подготовке спектакля. Музыка без слов говорит нам о многом: какое настроение сейчас у героя, как он реагирует на событие. Музыка предупреждает об опасности, раскрывает истинный характер персонажа. В нашем распоряжении есть синтезатор, который позволяет пользоваться различными тембрами, красками. Я играю музыкальные отрывки, импровизирую  в разных стилях и жанрах.  Задача ребят – выбрать   нужные нам музыкальные характеры, тембры, мелодии…В результате  получились музыкальные темы-лейтмотивы главных героев, что помогло и в ведении спектакля. .Герой слышит свою мелодию, это и  сигнал к выходу и внутренняя поддержка (ты не один на сцене).

Заключение.

Работа над созданием и постановкой музыкального спектакля захватила всех нас на долгое время. Кроме выступления 1-го сентября, мы повторили свой спектакль на празднике, посвященном Дню учителя. И юные актеры и  зрители были довольны.

Ребята получили огромный жизненный и сценический опыт:

- герои сказки поступают честно и благородно, что является примером для подражания в жизни;

-дети непосредственно прикоснулись к созданию  музыкально – театрального представления, поняли, что для этого  необходимо много знать и  уметь.

-ребята еще больше сплотились и подружились, ведь только добрые совместные дела  объединяют людей.

-все участники  (дети и их родители) обрели радость творчества.

-некоторым ребятам пришлось много потрудиться над собой, преодолеть себя, стать чуточку выше, чтобы получилось задуманное.

Такая форма работы с детьми ,на мой взгляд, является самой продуктивной, так как учитель не навязывает свой взгляд, не выдвигает авторитарно свои требования, а выступает в роли профессионала, знатока своего дела и доброжелательного советчика. В такой ситуации дети «берут» от педагога по максимуму. Им самим хочется сделать дело хорошо, им самим нужен наставник и учитель, а это идеальное соотношение (учитель – ученик) для максимальной эффективности педагогического труда.

.

Приложение

Сценарий музыкального спектакля.

Музыкальная сказка  «Волчье лыко»

Действующие лица:

Ёж

Волк

Лиса

Заяц

Ворон

Собачка

Пролог

На сцену выходит ЁЖ. Звучит музыка (главная тема)

В лесу есть тоже школа

Всем задали урок:

Найти своё растенье

И рассказать о нём.

Волку - волчье лыко,

Ворону - вороний глаз,

А что случилось дальше-

Об этом наш рассказ.

ЁЖ уходит.

 1 акт

Звучит музыка, появляются Волк и Лиса.

ЛИСА – Добрый день, Волк

ВОЛК- Привет, Лиса

ЛИСА-А что ты такой грустный?

ВОЛК-Да забыл сделать свой урок. Ягоды я нашел, а вот прочитать про них забыл.

ЛИСА-Да, плохо дело.

ВОЛК-Смотри, волчье лыко!...Какие красивые ягоды…Я их очень долго искал вчера. Весь лес обшарил. Сел читать – и заснул…    

ЛИСА- Да ладно, не горюй, может тебя и не спросят.  Ты лучше посмотри, какие у меня лисички яркие, красивые!

ВОЛК- Да, красивые, а вкусные?

ЛИСА- И вкусные, и полезные: лечат нарывы, ангину, улучшают зрение, излечивают от «куриной слепоты»! И цвет их мне нравится - рыжие как лиса.

ВОЛК - И точно, лисички.

2 акт.

Звучит музыка (с паузами). Что-то зашуршало. Появляется ЗАЯЦ ,он тащит тяжелый мешок.

ЗАЯЦ- Здрасте, в школу не опоздаем?

ЛИСА- Нет, еще рано. А что ты тащишь?

ЗАЯЦ- Свой урок тащу, ЗАЯЧЬЮ КАПУСТУ.

ВОЛК-Чью капусту, заячью?

ЗАЯЦ-Да, заячью, кисленькую такую  .

ВОЛК-А почему так много?

ЗАЯЦ- Знаете,  сколько видов  заячьей капусты я нашел ?  

ВОЛК- и ЛИСА –Сколько?

ЗАЯЦ- 800 видов кислиц!

ЛИСА- Молодец, хорошо подготовился к уроку.

ЗАЯЦ- Хотите попробовать мою кислую травку, заячью капусту?

ВОЛК- Давай, попробуем твою заячью капусту

ЗАЯЦ -А я пока передохну .

3 акт.

Звучат фанфары.  Важно шагает СОБАЧКА.

СОБАКА- Всем привет!

ВОЛК- Здорово! Как  дела?

СОБАКА- Дел много: надо кур стеречь, на охоту пойдем…

ЗАЯЦ- Ой-ой-ой!

СОБАКА- Не бойся , заяц, с фоторужьем пойдём. А сердечко-то  твоё как забилось. На, попробуй мою травку!  Собачья крапива! Это сердечная травка, я ее в школу несу.

ЗАЯЦ-Спасибо. Жует собачью травку.

СОБАКА-Ну как, помогло? То-то!

4 акт.

Звучит музыка, влетает ВОРОН.

ВОРОН- Кар- кар- кар!....Сидите?

ВСЕ- Сидим, а что случилось?

ВОРОН- Скоро звонок на урок, скоро звонок на урок!

ВОЛК- Ворон, а ты урок выучил?

ВОРОН- Конечно. Я долго летал, но нашел. ВОРОНИЙ ГЛАЗ..Очень ядовитое растение. Показывает ветку с ягодами в прозрачном запечатанном пакете. Хотя по виду и не скажешь, что это яд.

5 акт

Звучит песенка ЁЖИКА. Он несет корзину с ежевикой.

ЁЖ- Всем  здоровья, радости!

ВОЛК- Привет, колючий Ёж. Что несешь?

ЁЖ- А догадайтесь…

ЛИСА – Мышку?

ЁЖ – Нет.

ЗАЯЦ – Морковку?

ЁЖ – Нет.

ВОЛК – Яблоки ? ..Или малину?

ЁЖ – Горячо, горячо…

ВОРОН – Землянику?

ЁЖ – Ну! Не землянику….а…Е.-.ЖЕ – ВИ – КУ…

ВСЕ – ЕЖЕВИКУ!

ЁЖ – Правильно! Угощайтесь , друзья! Перед учебой надо подкрепиться. Раздает всем ягоды.

ВОЛК – Ёж, а почему ягода так называется?

ЁЖ – У нее стебли  и  побеги все в иголках как у меня.

Кушайте, кушайте. Вот варенье. Могу вам и чай из листьев предложить . И горло не будет болеть, и голова  будет хорошо работать.

ВОЛК – Вот, братцы, и мою волчью ягоду попробуйте! Смотрите какая она красивая!

Мгновенно раздается удар,всех охватывает ужас(тремоло на ум. Септаккорде)

ЁЖ – Стойте!  Даже в руки не берите!  Волчье лыко – очень ядовитое растение!

ВОЛК – Ты что, Ёж, я слышал, она в Красную книгу занесена.

ЛИСА- Она такая красивая…

ЁЖ – Шести ягод достаточно, чтобы убить Волка. Да и человек, съев несколько ягод ,может умереть!

ЗАЯЦ – А ее кору можно грызть?

ЁЖ = Нет! Особенно ядовита кора ВОЛЧНИКА! Даже запах цветков вызывает головную боль.

ВОЛК – Какой ужас! Мы все чуть не погибли!

ЛИСА – Мне плохо, держите меня…

ЗАЯЦ – Моя душа ушла в пятки…

СОБАКА – РРРРРРР…Я тебя укушу!

ВОРОН – Караул! Караул!  Я же никого не угощаю своей ягодой!

ВОЛК – Простите, друзья, я ведь не знал.  Я сам ничего не знал. Я не выучил свой урок и теперь наказан. Простите меня…Плачет и падает на колени…

ЁЖ – Да. Волк, могла случиться беда… НО ЗНАНИЕ _ БОЛЬШАЯ СИЛА. И теперь мы знаем, что волчье лыко ядовито. Кстати, Лиса, а ты знаешь, есть и ядовитые лисички – ложные лисички? Знаешь как их отличить от съедобных?

ЛИСА – Нет

ЁЖ – То-то. Плохо выучила урок.

А ту, Заяц, знаешь, что среди твоей заячьей капусты тоже есть ядовитые? Не знаешь? А надо все это знать.

ВОЛК – А ты, Ёж, откуда это знаешь?

ЁЖ – Я?. Я книжки читаю, всем интересуюсь. И уроки, конечно, делаю….Кстати, ядовитые растения приносят и пользу.

ВСЕ – Как?

ЁЖ – Их применяют при лечении многих болезней. Надо только знать , как ими пользоваться. И , конечно, надо учиться!

ЛИСА – И как ты , Ёж,  все помнишь?

ЁЖ-А это маленький секрет….КУШАЙТЕ ЕЖЕВИКУ!

ЭПИЛОГ

Заключительная песня «УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ, НАДО НАМ УЧИТЬСЯ»

ВОЛК           ЧТО НАДО МНЕ УЧИТЬСЯ,

                       Я В ЭТОМ УБЕДИЛСЯ.

                       НАШЕЛ Я ВОЛЧЬЕ ЛЫКО

                       И МОГ БЫ ОТРАВИТЬСЯ.

ВСЕ                     УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ

                             НАДО НАМ УЧИТЬСЯ,

                              УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ,

                             НАДО НАМ УЧИТЬСЯ .

ЛИСА            НЕ ЗНАЛИ, ЧТО ЛИСИЧКИ

                        БЫВАЮТ И ЛОЖНЫЕ,

                        ПОЭТОМУ ВСЕМ НАДО БЫТЬ

                        ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНЫМИ.

ВСЕ                     УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ

                             НАДО НАМ УЧИТЬСЯ,

                              УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ,

                             НАДО НАМ УЧИТЬСЯ .

ЗАЯЦ              БОЮСЬ ВСЕГО В ЛЕСУ

                         ОСОБЕННО ЛИСУ,

                          НО В ШКОЛЕ МЫ ДРУЗЬЯ, ДРУЗЬЯ

                          ЛИСА И Я, ЛИСА И Я!

ВСЕ                     УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ

                             НАДО НАМ УЧИТЬСЯ,

                              УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ,

                             НАДО НАМ УЧИТЬСЯ .

СОБАКА         В УЧЕНЬИ ОЧЕНЬ ВАЖНО

                           БЫТЬ ХРАБРЫМ И ОТВАЖНЫМ.

                           ПРОГРЫЗТЬ НАУКУ , ЗНАНЬЯ

                           И ПОЛУЧИТЬ ПРИЗНАНЬЕ.

ВСЕ                     УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ

                             НАДО НАМ УЧИТЬСЯ,

                              УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ,

                             НАДО НАМ УЧИТЬСЯ .

ВОРОН =         ЛЕТАЮ ВЫСОКО

                           И ВИЖУ ДАЛЕКО.

                           И В ШКОЛУ Я ЛЕЧУ,

                           ТАМ ЗНАНЬЯ ПОЛУЧУ.

ВСЕ                     УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ

                             НАДО НАМ УЧИТЬСЯ,

                              УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ,

                             НАДО НАМ УЧИТЬСЯ .

ЁЖ                     УЧИТЕ АЗБУКУ, ДРУЗЬЯ,

                            ОТ «А» ДО «Я», ОТ «А» ДО «Я»,

                            И ШКОЛА ВАМ ОТКРОЕТ ДВЕРЬ.

                            КАКОЙ ЧУДЕСНЫЙ ДЕНЬ!

ВСЕ                     УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ

                             НАДО НАМ УЧИТЬСЯ,

                              УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ,

                             НАДО НАМ УЧИТЬСЯ .

                                   Повторить 2 раза.

НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ВЛИЯНИЕ ТехническиХ способностЕЙ студентов колледжа НА созданиЕ художественного образа музыкального произведенияг.о. Самара, ГБОУ СПО Самарский социально-педагогический колледж, Емельянов Владимир Вас...

Для создания хорошего настроения. Музыкально-танцевальная шутка.

В короткометражном фильме «Комендантский час» режиссёра Шона Кристенсена опустившийся наркоман Ричи получает звонок от своей сестры, которая просит присмотреть за его девятилетней племянницей Софией, ...

Постановка музыкального спектакля.

Значимость внеклассной работы в школе неоспорима. Организация внеклассных мероприятий требует от преподавателей творческой активности, увлечённости, целеустремлённости, направленных на развитие креати...

«Постановка музыкальной сказки «Теремок». Методическая разработка Проект

Тема: Проект «Постановка музыкальной сказки «Теремок»ТИП ПРОЕКТА: краткосрочный, творческий, групповой.УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшей и младшей разновозрастной группы, родители, вос...

Постановка музыкально-литературной композиции Александр Невский

Приобщение учащихся к сохранению исторического наследия России через музыкально – театрализованную деятельность. Формирование  духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданств...

Конспект урока по теме "История создания и постановки комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»"

Конспект урока по теме "История создания и постановки комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»"...