«Стилистические особенности использования синтезатора в камерном и ансамблевом музицировании»
методическая разработка по теме

Новичкова Наталья Владимировна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

интегрированного открытого урока  

преподавателей Вяземской ДШИ

Новичковой Е.А., Таировой Н.В., Воробьевой И.В.

«Стилистические особенности  использования синтезатора в камерном и ансамблевом музицировании»

Стилистические особенности использования синтезатора в камерном и ансамблевом музицировании

 

Вступление

Использование синтезатора – освоение новых технологий в музыкальном образовании.

Коллективные формы музицирования как основополагающие и развивающие в процессе музыкального образования детей.

Обобщение

Успех художественно – творческой деятельности любого вида во многом определяется пониманием природы ее инструментария. Каждый музыкальный инструмент обладает особенной индивидуальностью, и овладеть им в совершенстве – значит глубоко проникнуться этой индивидуальностью. Появление электронного инструментария обусловлено двумя причинами:

  1. Стремление музыканта выйти за рамки традиционного звукового материала, с тем, чтобы обогатить палитру своего музыкального творчества. Наиболее яркие примеры тому: использование пространственных эффектов в хоровых произведениях О. Лассо, применение Гайдном и Моцартом  свистков и погремушек в их адресованных детям симфониях.
  2. Причина связана с историческим совершенствованием музыкального инструментария, который в своей конструкции всегда опирался на передовые достижения науки и техники. Поэтому изобретение приборов, генерирующих звук с помощью электричества, дало мощный импульс в конструировании новых электромузыкальных инструментов. Синтезатор открыт для самых разнообразных форм творчества – от домашнего  музицирования до концертных выступлений и создания фонограмм. В целом современный клавишный синтезатор можно охарактеризовать как электронно – цифровой клавишный интерактивный музыкальный инструмент, предназначенный для использования в качестве автономного инструмента или источника звука в системе как акустических так и электроакустических  музыкальных аппаратных средств. Использование синтезатора сольно и в различных составах дает возможность по-новому решать проблему динамического размаха звучания, расширяет тембровую палитру музыкального искусства и представляет широкие возможности для открытий в художественной образовательной сфере. Использование цифрового инструмента всегда предполагает диалог между пользователем и программистом, представленным в этом взаимодействии через созданную им компьютерную программу. Ученик может использовать как уже запрограммированные модели паттернов (ритмические и жанровые тактовые заготовки)  и банки голосов, авторские аранжировки, так и создавать свои паттерны, семплы и аранжировки. Синтезатор открыт для творчества.

Музицирование, исторически меняя свои формы, всегда было и остается важной частью музыкальной культуры народа. Поэтому его поддержка и развитие составляют одну из важных задач музыкальной педагогики. Кроме того, обращение к музицированию в процессе обучения, активизирует последнее, способствует формированию музыкальных способностей и креативных качеств личности. Музицирование, как творческая продуктивная деятельность, опирается на деятельность комбинирования, а следовательно, в этом процессе, можно условно выделить два компонента: первое – что комбинируется, второе – как комбинируется. Первый компонент включает в себя весь жизненный и музыкальный опыт творца, второй – представлен в прцессах воображения и мышления.

Одна из составляющих любого музицирования, тем более ансамблевого – это чувство стиля. И тут уже, играем ли мы джаз, ренессанс, классицизм, барокко или рококо, важно не путать одно с другим. Достигается это не только тем, что сидя в библиотеке, выискивая подробности биографических сведений о композиторе и вычитав как тот или иной редактор расшифровал нужное украшение, а прежде всего – посещением концертных залов, слушая музыкальные записи, чтобы музыка заполнила собой все пространство вокруг. И вот тогда, когда одно (теория) органично соединится с другим (живая музыка), мелодия сама начнет выходить из под пальцев.

Коллективный урок (занятия группой) – одна из самых эффективныхформ воспитания – обучения. Свой богатый потенциал групповая форма реализует в сочетании с индивидуальным уроком и с организацией детского взаимообучения. Необходимо также привести в соответствие цель, содержание такого урока с индивидуальными задачами каждого  из ее участников и реальными возможностями группы.

Перед учащимися ставится задача – «уловить», ощутить идею – суть произведения, следовательно стиль, характерные выразительности. Метод таков: произведение исполняется одним из участников, остальные мысленно, будучи готовыми «подхватить». Выделяем основную мысль – образ, идею, тональный план, фактуру, форму, акценты «смысла» - кульминацию, характер штрихов, динамики.

ХХ век, и особенно его вторая половина, - это время активного внедрения технических новшеств, связанных с электроникой и электроакустикой в музыкальное искусство. Чтобы разобраться в огромном многообразии возникающих на основе этого процесса музыкальных явлений, определить тенденции и перспективы применения этих новшеств в музыкальной педагогике, нужно найти способы классификации данных явлений.

Использование банка акустических голосов синтезатора в

классических                произведениях

«Гавот» Госсек (скрипка, синтезатор)

Подходы в электронной аранжировку различны в зависимости от их жанровой принадлежности. Так, музыка академических жанров требует при аранжировке большой строгости. Музыка массовых жанров, напротив, допускает широкую вариативность подходов к электронному воплощению. Аранжировка включает в себя элементы композиторской и звукорежиссерской деятельности, а также переложения и упрощение нотного текста. Среди них наиболее значимой является композиторская деятельность. В нее входит выстраивание композиционной формы, гармонии, фактуры.

Благодаря тому, что в банке голосов синтезатора представлено богатое разнообразие голосов акустических инструментов, становится возможным использовать его в произведениях классических жанров, в составе различных ансамблей, различных форм музицирования.

Звучит «Гавот» Госсека. Состав: скрипка(соло), синтезатор(аккомпанирующий инструмент).

Для воплощения звучания струнного оркестра, прозрачности фактуры, аранжировка построена на подборе инструментов струнно-смычковой группы: пиццикато ансамбль, виолончель. Для придания калорита звучания, характерного для произведений 18 века, в середине произведения звучит клавесин.

Использование синтезатора в составе с акустическими

инструментами

 - «Под музыку Вивальди» муз. В.Берковского, сл. А.Величанского (гитара, синтезатор, вокал, скрипка)

        - «Сальвадор» испанский народный танец (синтезатор, гитара)

     «Под музыку Вивальди» муз. В.Берковского, сл. А.Величанского

Это произведение было аранжировано разными  составами – П.Мориа, С.Никитиным. Нами была предложена следующая аранжировка.

Гитаристы – функция гармонии и аккомпанемента. Особая задача при игре в унисон – применение одного и того же штриха, нюанса, темпа и тембра. Необходимо внутреннее ощущение ритма. В процессе достижения устойчивого ритма не следует пренебрегать игрой под «объективный» метроном. Более того, и на завершающих этапах работы полезно пройти через «контроль» метронома.

В современной музыке от гитариста зачастую требуется не столько умение солировать, сколько участвовать в создании общего звучания ансамбля или поддерживать импровизированную линию солиста, т.е. аккомпанировать. Навык аккомпанемента необходимо развивать с первых лет изучения гитары. Задача педагога - научить гитариста самостоятельно выстраивать партию аккомпанемента.

Органично вписалась в наш номер скрипка, исполняющая вариацию.

Синтезатор – функция баса (acoustic bass), и обрамление произведения отрывком из концерта Вивальди (harpsichord).

Под музыку Вивальди,

Под старый  клавесин,

Под скрипок переливы,

Под завыванье вьюги

Условимся друг друга

ЛЮБИТЬ, ЧТО БЫЛО СИЛ.

Заключительные строки песни стали музыкальным направлением и смыслом всего нашего урока. Главное слово «любить». Любить жизнь, любить друг друга, любить музыку, любить природу, любить все, что нас окружает.

Сальвадор – испанский танец. В фольклорной версии Сальвадор – это танец для солирующей пары или нескольких пар под аккомпанемент кастаньет и гитар. Для него характерны синкопы, зажигательная ритмика.

Танец начинается со вступления импровизированного характера.

тмтм.jpg

Ввиду необходимости играть в свободном темпе с частыми замедлениями и ускорениями (rubato) , этот раздел следует исполнять с выключенным ритмом и автоаккомпанементом. Rubato является важным средством художественной выразительности, придающем исполнению непринужденную свободу. Исполнители должны руководствоваться чувством художественной меры, логической последовательностью развития музыкальной мысли. «Все дело в равновесии, которое должно контролироваться хорошим вкусом артиста, но rubato само по себе настолько естественный прием выразительности, что музыка в некотором смысле – непрерывное rubato. Не так ли в разговорной речи: как часто мы, сами того не замечая, ускоряем или замедляем ритм наших слов, желая придать им большую выразительность» (П.Казальс)

Rubato в ансамблевом исполнительстве ( по сравнению с сольным) отличается большей строгостью, «экономичностью», «расчетливостью».

Основная танцевальная тема идущая в ритме румбы, предваряется гитарным  аккомпанементом

тмтм.jpg

Далее включается аккомпанемент, сопровождающий меланхолическую мелодию танца.

Минорная тема сменяется новой мажорной во втором разделе.

sal2.jpg

При разучивании и репетиционной отработке пьесы необходимо обращать внимание на точное и синхронное звучание гитар и синтезатора, особенно когда идет перекличка голосов.

   

В нем к общему звучанию подключается автоаккомпанемент.

Для исполнения этого раздела мы рекомендуем поделить синтезаторскую клавиатуру на три отрезка. Самый нижний регистр будет управлять автоаккомпанементом в режиме single finger. Средний регистр клавиатуры предназначен для исполнения ритмического контрапункта левой руки. В верхнем регистре звучит новая грациозная  мажорная тема этого раздела.

Деление клавиатуры на три части сохраняется и в дальнейшем, при исполнении новых вариантов минорной темы,

sal2 (3л).jpg

при возвращении основной темы в репризе, приобретающей более монументальное звучание.

sal2.jpg

У гитаристов в технике исполнения аккордов основная нагрузка ложится на правую руку. Пальцы должны двигаться согласованно, чтобы исполняемый аккорд получился полнозвучным, сбалансированным. Кисть должна быть расслаблена, при игре forte слегка напрягаются только пальцы. После звукоизвлечения пальцы, подобно пружинам, возвращаются в исходную позицию, готовые «подхватить» следующий аккорд.

Предпочтительнее исполнять аккорд rasgeado. Но нужно следить за тем, чтобы аккорды, исполненные rasgeado, не звучали открыто. Rasgeado должно охватить все струны, представив, что после первой струны есть еще одна, которую следует зацепить.

Использование синтезатора в составе с электромузыкальными

инструментами

- «Полет кондора» чилийская народная песня (гитара, электрогитара, синтезатор)

- «Формула» Е.Рыбкина (синтезатор, электрогитара)

«Полет кондора» - песня, написанная перуанским композитором Даниэлем Роблесом в 1913 году на мотив традиционных народных мелодий жителей Анд. Варианты песни есть на разных языках и присутствует в репертуаре различных групп и исполнителей. Чаще всего эту мелодию исполнял оркестр под управлением Поля Мориа. «El condor pasa» песня перуанских индейцев.

Мелодия исполняется на электрогитаре. Первое проведение темы – у гитары, при повторении у синтезатора.

Вторая гитара – акустическая. Только на акустическом инструменте можно добиться определенной окраски и дополнительных изобразительных эффектов – это прием «тамбурин» - подражание игре на старинном французском инструменте тамбурине. Звуковой эффект, достигаемый приемом тамбурин, совершенно необычен. От гитариста требуется безупречная техника его исполнения. От того насколько близко к подставке будет выполнен удар, зависит тембр звука. Если исполнить «тамбурин» слишком близко, звук будет больше походить на стук. Исполнитель должен сам поискать нужное положение, которое ему необходимо для получения определенной окраски или дополнительных изобразительных эффектов.

     Третья гитара – бас. Плавное развитие басовой линии приводит к

     сольным отрывкам в финале.

     В сущности, почти одноголосная структура каждой партии

     предполагает внимательное отношение к развитию вертикали

     звучания всех инструментов.

Тональный план прост: основная тональность E moll, припев C dur.

Инструментальная тема «Полет кондора» признана перуанским Национальным институтом культуры достоянием народа. Ее можно назвать одной из самых узнаваемых мелодий в мире.

Современный композитор Е.Рыбкин написал несколько музыкальных произведений для электромузыкальных инструментов. Одно из них исполняет ансамбль «Тоника», которым руководят преподаватели Воробьева Ирина Владимировна и Таирова Наталья Владимировна.

Для ансамбля требуются специальные коллективные упражнения, помогающие выработать ощущение «единой ритмической вертикали», что музыканты называют между собой сыгранностью.

При разыгрывании можно взять упражнение, не связанное с конкретным произведением. Например, поиграть гамму C dur различными ритмическими рисунками:

Как правило, все эстрадные произведения имеют один или несколько структурных ритмических образцов, так называемых rhythm pattern. Чтобы у всех музыкантов ансамбля выработалось правильное понимание этого/этих паттернов, хорошо поиграть соответствующее упражнение. Для этого можно взять гамму и применить такой рисунок, или можно взять конкретный отрывок из пьесы «Формула».

Формула – это вид автогонок, то есть соревнование и это очень хорошо слышно, в мелодии прослеживаются одни и те же ходы, но за счет умельчения длительностей создается впечатление ускорения. Произведение написано для пяти гитар. В данной аранжировке – три электрогитары и два синтезатора. Стиль «данс» с отключением партии инструментовки аккомпанирующих инструментов.

Каждый музыкант в ансамбле исполняет свою партию, в которой присутствуют синкопы, технически трудные пассажи. Произведение звучит в быстром темпе.

     Педагог должен проследить за тем, чтобы постановка

     исполнительского     аппарата гитариста (в отношении электрогитары

     и акустической гитары) была правильной, т.е., чтобы ученик не

     испытывал дискомфорт, напряжение и зажатость в руках или

     каких-либо    частях туловища. Для этого преподаватель

     обязан  систематически проверять правильность постановки

     посадки,  свободы движения, с учетом индивидуальных

     физиологических  особенностей учащегося.

     Свободное движение исполнительского аппарата создает

     комфортное физическое состояние во время исполнения,

     предоставляет   возможность сконцентрировать внимание на

     содержании  музыкального материала и передать его

     слушателю, с  достоверной точностью.

Можно сколько угодно спорить об однородности звучания на одной струне, но мы должны учитывать и принцип позиционного звучания гитары, и способы нахождения компромисса в этом аспекте неизбежны. Если рассматривать аппликатуру как один из элементов художественной выразительности, будет уместно привести слова Г.Г.Нейгауза: «Наилучшая аппликатура это та, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с ее смыслом. Она будет и самой «красивой» аппликатурой, то есть отражающей стиль, дух и характер музыкального произведения».

Стремясь к возможно более яркому и правдивому воплощению художественного образа, участники ансамбля, вместе с тем, особенно дорожат ритмически организующим началом исполнения. Это обстоятельство является одной  из характерных черт ансамблевого исполнительства.

Музыкально-выразительное исполнение появится тогда, когда будут внутренне осознанны характер и содержание произведения. Качественный исполнительский результат может возникнуть только при осознанном восприятии музыкальной ткани, поиске удобных и эффективных вариантов аппликатуры, постоянном слуховом контроле.

Обобщение:

Обращение к ансамблевому музицированию с использованием синтезатора вызывает необходимость тембровой, звукорежиссерской корректировки как каждой партии, так и ансамбля в целом. Это осуществляется с панели каждого инструмента (электрогитары, синтезатора) и с помощью микшерного пульта. Притом, как показывает учебная практика, общее звукорежиссерское микширование звучание ансамбля с участием электронных инструментов вполне доступно школьникам.

Синтезатор, уступая традиционным механическим инструментам в живости интонирования намного превосходит последние в тембровом разнообразии. Он с успехом имитирует любой оркестровый тембр и выполняет в ансамблевой фактуре любую функцию – исполняет мелодию, либо бас, либо гармоническую и ритмическую фигурации, подголоски и педаль. Все эти привлекательные свойства музицирования в ансамбле синтезатора с традиционными инструментами способствуют активному развитию данной деятельности в учебной практике.

Особенности музыкального творчества учащихся с использованием синтезатора делает творчество акустически автономным и тем самым

общедоступным, предоставляет ученику возможность работы с микроструктурой звука, что позволяет значительно обогатить звуковую палитру музыкального творчества на основе новых голосов и формирования виртуальной пространственной среды их разверстывания, ведет к расширению фронта музыкально-творческой деятельности ученика, поскольку делает ее интерактивной.

Обучение, направленное на приобщение учащихся к электронному музыкальному творчеству, охватывает композиторскую, исполнительскую, звукорежиссерскую и звукового синтеза составляющие этой деятельности включает основы соответствующих знаний, умений, навыков и способов творческих действий: работу над гармонией, фактурой, инструментовкой, формой, выстраивание темпа, агогики, артикуляции и динамики в процессе построения ее исполнительской интерпретации, регулировку динамического баланса, расположение голосов звучания, выставление звукорежиссерских эффектов. Использование в работе различных форм музицирования дает возможность развитию межпредметных связей, вызывает интерес у детей, способствует тесному контакту педагогов различных отделений.

Список литературы:

  1. Красильников И. «Новые технологии в музыкальном образовании»  - СПб., 2004 - 180с.
  2. Красильников И. «Проблемы педагогики электронного музыкального творчества» - СПб., 2005 – 45с. 
  3. Манилов В., Молотков В. «Техника джазового аккомпанемента для шестиструнной гитары» - Киев: Музична Украина, 1984 – 90с.
  4. Пешняк В. «Методика обучения игре на синтезаторе» - СПб., 2005 – 50с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано"

Методические рекомендации. Данные рекомендации адресованы преподавателям фортепиано ДМШ и ДШИ....

Конспект урок "Работа над развитием тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста посредством ансамблевого музицирования его с педагогом"

В ходе урока идет развитие тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста, воспитывается любовь и интерес к ансамблевому музицированию....

Ансамблевое музицирование в классе фортепиано

Коллективное музыкальное музицирование - это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Цель работы - обобщение методических рекомендаций, направленных на совершенствован...

Ансамблевое музицирование как развивающая форма фортепианного обучения

В последние годы концепция развивающего обучения является одной из парадигм современной педагогической науки. В процессе обучения происходит интенсивное и всестороннее развитие способностей учащихся. ...

Ансамблевое музицирование

В методической разработке рассматривается одна из эффективных форм музыкального воспитания и развития учащегося – ансамблевое музицирование. Дано обоснование исследуемой темы разработки. Освещен...

"Ансамблевое музицирование в ДМШ, ДШИ и его значение в музыкальном воспитании учащихся"

С  чем  связана  популярность  ансамблевого  музицирования  среди  учащихся  и  преподавателей  детских  школ  искусств? Какие  в...

«Освоение ансамблевого музицирования как средства формирования личности».

В городе Тарко-Сале музыкальная студия «Зажигай Солнце» является единственной в своем роде. Я считаю, что обучение в вокально-инструментальном ансамбле является чрезвычайно ценным средством музыкально...