Музыкально-литературная композиция "Голоса из прошлого"
методическая разработка по музыке (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Семяшкина Анна Валерьевна

Методическая разработка представляет собой музыкально-литературную композицию, посвящённую событиям Великой Отечественной войны.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-literaturnaya_kompozitsiya_golosa_iz_proshlogo.docx19.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкакльно-литературная композиция

«Голоса из прошлого».

Данная композиция была представлена на школьном мероприятии, посвящённого Дню Победы.

Литературный и музыкальный материал: 

  • Отрывки из стихотворения Ю. С. Павлова  ««Саласпилс»… Что может быть на свете…».
  • Фонограмма метронома
  • Фонограмма звучания колокола.  
  • Песня В. И. Мураделли на стихи А. В. Соболева  «Бухенвальдский набат».

Участники: учащиеся старших классов.

Декорации, костюмы: участники в рваных белых одеждах, босые. В руках у каждого скомканный обожжённый лист красной бумаги. На полу хаотично разбросаны детские игрушки.

Расположение участников: участники находятся в различных замёрзших позах: спиной, сидя на коленях боком к зрителям, в полуобороте с опущенной головой и т.д.

Ход действия:

Звучит метроном (5 – 7 ударов). «Оживает» первый участник. Разворачивает скомканный обожжённый лист красной бумаги.

1 участник:

«Саласпилс»... Что может быть на свете

Страшней безумных детских глаз,

В которых неподдельный ужас смерти

Всё вытравил в немой тоске...

От смерти здесь на волоске

Томились матери и дети,

О них сегодня мой рассказ, -

Что может быть трудней на свете?!

 Здесь матери были за то,

 что детей любили...

 Здесь дети были за то,

 что тянулись к солнцу...

 Здесь деды были за то,

 что землю любили...

 Все вместе за то,

 что любили жизнь,

 Все вместе за то,

 что хотели жить...

Здесь из людей людское вытравлялось

С единой целью - зверское вложить.

Здесь жизнь людская просто обрывалась,

Как ветхая натянутая нить.

Казалось, мир перевернулся словно,

Что даже смерть обычная - не в дрожь,

Нет, Саласпилс, подобной родословной

Нигде, пожалуй, больше не найдёшь...

Выдерживается небольшая пауза. Комкает лист и роняет из рук. Вновь застывает в прежней позе.

Удары метронома. «Оживает» второй герой. Разворачивает скомканный лист.

2 участник:

... Лаборатория... Стерильность сводов...

Передвигаешь ноги, значит - жив!

Вот пятилетки — доноры проходят,

Из-под лохмотьев руки обнажив...

Как тонки вены крохотных ручонок!

Как слабо в них простукивает жизнь!

Один удел мальчишек и девчонок -

Кровь отдавай, цепляйся, но держись!

 

И шприцы-пиявки полнятся с излишком

Чистейшей драгоценнейшею влагой,

Неужто звери верят - кровь детишек

Вернёт им снова силу и отвагу?!

 

Одно не видят варвары в цинизме,

То, перед чем бессильна медицина, -

Что кровь детей в животном организме

Увы! Не приживётся, как вакцина!

 

Ещё немало вынести придётся,

А слабый - каплю яда, и - готов!

Бог знает, кто из них в барак вернётся,

А кто сегодня будет брошен в ров...

Как и предыдущий участник, комкает лист и роняет из рук. Застывает в прежней позе.

Удары метронома. «Оживает» третий герой. Разворачивает скомканный лист.

3 участник:

Мы жили в бараке, на улицу нас не пускали. Маленькая Аня постоянно плакала и просила хлеба, но у меня нечего было ей дать. Через несколько дней нас вместе с другими детьми повели в больницу. Там был немецкий врач, посреди комнаты стоял стол с разными инструментами. Потом нас построили в ряд и сказали, что сейчас осмотрит врач. Что делал он, не было видно, но потом одна девочка очень громко закричала. Врач стал топать ногой и кричать на неё. Подойдя ближе, было видно, как врач этой девочке вколол иглу, и из руки в маленькую бутылочку текла кровь. Когда подошла моя очередь, врач вырвал у меня Аню и уложил меня на стол. Он держал иглу и вколол её мне в руку. Затем подошёл к младшей сестре и проделал с ней то же самое. Все мы плакали. Врач сказал, что не стоит плакать, так как всё равно мы все умрём, а так от нас будет польза... Через несколько дней у нас снова брали кровь. Аня умерла.

Сжимает в руках лист бумаги, роняет на пол, остаётся стоять в неподвижной позе..

Вновь «оживает» первый участник, разворачивает скомканный лист.

1 участник:

... Десятки тысяч несмышлёных пленников -

Скажите, в чём их детская вина?!

На свете есть такие преступления,

Что их не в силах оправдать война.

 

Кто возместит раздавленное детство?

Кто вновь возвысит жизнь на пьедестал?

Верь, каждый, кто прошёл сквозь эти зверства,

И плакать, и смеяться перестал!

Роняет лист бумаги, остаётся в неподвижной позе лицом к зрителям.

«Оживает» второй участник

2 участник:

Люди! В светлое путь -

Через прошлое, страшное,

Чтобы не было войн -

Оглянитесь в войну!

Как бы ни было скорбным

И жутким вчерашнее,

Ради ваших детей –

Оглянитесь в войну!

 

Пусть будет исчеркан

Мелками асфальт,

Пусть больше прибавится

Солнечной сини! -

Об этом набатом

Гудит Бухенвальд,

Об этом же вторят

Взволнованно в лад

Колокола Хатыни!!!

Роняет лист бумаги.

Все герои стоят лицом к зрителям. Делают шаг вперёд. Звучат ровные удары колокола.

Исполняется песня «Бухенвальдский набат» под живой аккомпанемент.

В композиции использованы отрывки стихотворения Ю. С. Павлова  ««Саласпилс»… Что может быть на свете…», которые размещены на сайте http://www.stihi.ru/2011/03/23/3035


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев"

Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев" посвящена Дню полного освобождения ленинградцев от вражеской блокады. В композицию вошли стихи, песни, посвящённые подвигам ленинградцев....

Сценарий музыкально-литературной композиции Памяти павших будьте достойны!

Использованный музыкальный материал: « Победный марш»слова и музыка Е.Никоновой,« Священная война» муз. А Александрова, сл.. В. Лебедева-Кумача, «Русь непокорная» муз.,слова В. Шурака, «Сини...

Сценарий музыкально - литературного мероприятия "День пожарной охраны - 30 апреля".

Наша школа сотрудничает с подразделением МЧС - пожарной частью. В школе обучаются кадеты - будущие спасатели. Учащиеся занимаются не только военными дисциплинами, но и поют в кадетском хоре. Традицион...

Сценарий музыкально - литературного мероприятия "День спасателя России".

Этот сценарий составлен к празднику "День спасателя". Он отмечается в конце года, поэтому я решила объединить его с праздником Новый год. В качестве иллюстраций к мероприятию я создала презентацию....

Урок-концерт. Музыкально-литературная композиция, посвящённая празднику Победы,"Даавно закончилась война"

Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к Родине, знания истории и памяти павших героев, уважения к ветеранам....

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

Урок Памяти. «Они прошли через войну» Музыкально-литературная композиция

воспитание патриотизма и гражданской позиции современного молодого человека; формирование осознания важности истории страны; расширение кругозора о военном времени и о роли людей искусства в  год...