Спортивная и олимпийская тематика в содержании предмета "Музыка" 8 класс
методическая разработка по музыке (8 класс) на тему

Жердецкая Галина Николаевна

           Предлагаемые рекомендации по включению спортивной и олимпийской тематики могут быть использованы педагогами, работающими по рабочим программам, разработанным на основе авторских программ Д. Кабалевского, Г. Сергеевой, Е. Критской, В. Алеева.

          В уроки включены такие темы, как: музыкальные произведения на спортивную и олимпийскую тематику, музыкальное сопровождение спортивных соревнований, виды спорта, в которых музыка играет важную роль, значение музыки на Олимпийских играх и спортивных праздниках, гимны прошедших Игр, композиторы, посвящающие свое творчество спорту и Олимпийским играм.Теоретический и музыкальный материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся. Виды музыкальной деятельности: хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, а также музыкально-ритмические движения.

Отбор музыкальных произведений осуществлялся согласно заданной спортивной и олимпийской тематике, с учетом художественной выразительности, образовательной и воспитательной направленности.

Приведенный материал может быть использован как фрагмент урока или полностью, либо частично в зависимости от выбора педагога. Теоретический материал сопровождается музыкальными примерами, как для слушания, так и для исполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass.docx24.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

           Предлагаемые рекомендации по включению спортивной и олимпийской тематики могут быть использованы педагогами, работающими по рабочим программам, разработанным на основе авторских программ Д. Кабалевского, Г. Сергеевой, Е. Критской, В. Алеева.

          В уроки включены такие темы, как: музыкальные произведения на спортивную и олимпийскую тематику, музыкальное сопровождение спортивных соревнований, виды спорта, в которых музыка играет важную роль, значение музыки на Олимпийских играх и спортивных праздниках, гимны прошедших Игр, композиторы, посвящающие свое творчество спорту и Олимпийским играм.

Теоретический и музыкальный материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся. Виды музыкальной деятельности: хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, а также музыкально-ритмические движения.

Отбор музыкальных произведений осуществлялся согласно заданной спортивной и олимпийской тематике, с учетом художественной выразительности, образовательной и воспитательной направленности.

Приведенный материал может быть использован как фрагмент урока или полностью, либо частично в зависимости от выбора педагога. Теоретический материал сопровождается музыкальными примерами, как для слушания, так и для исполнения.

Некоторый песенный материал предложен в формате караоке. Иллюстративный материал предложен в приложении в виде мультимедийных презентаций, которые могут быть использованы и дополнены по усмотрению учителя.

Спортивная и олимпийская тематика в содержании предмета «Музыка» 8 класс.

Тема года «Традиция и современность в музыке».

1 четверть. Урок 2.

Фрагмент урока «Настоящая музыка не бывает старой».

Я думаю, ни у кого не вызывает сомнения, что музыка прошлых эпох может быть глубоко современной нам, людям XXI века, благодаря тем мыслям и чувствам, которые в ней отображены.

Музыка всех континентов, всех направлений и стилей живет в современной музыкальной культуре человечества. Она не только украшает нашу жизнь, но и сама становится участницей важнейших событий.

Подумайте, тождественны ли понятия: «модная» и «современная»?

Послушайте песню А. Пахмутовой «Команда молодости нашей».

Можем ли мы назвать ее модной? А современной и почему?

Слушание. Обсуждение.

Бессчетные богатства в области музыки собрало человечество за многовековую историю: возникали и совершенствовались музыкальные инструменты, видоизменялись и появлялись новые жанры музыки, менялись разные музыкальные стили. Из века в век люди бережно сохраняют бесценный дар музыкальных шедевров, который имеет дивную особенность не только рассказывать о своем времени, но и волновать людей будущего, отзываясь на их тревоги радости, пробуждая их мечты и память.

Как, например, эта песня А. Пахмутовой, которая прозвучала 30 лет назад, но до сих пор не оставляет никого равнодушным.

Слушание. Обсуждение. А. Пахмутова. «До свидания, Москва!».

Слушание и исполнение. А. Пахмутова. «Команда молодости нашей»,

«До свиданья, Москва!».

2 четверть. Урок 10

Фрагмент урока «Образы радости в музыке»

Под воздействием впечатлений и творческого воображения в сознании композитора зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении. Но где получает эти впечатления композитор? Конечно, в жизни, наполненной различными событиями, встречами и целой гаммой эмоциональных и душевных состояний. Удивительный талант композитора позволяет ему более ярко, чем кому-либо, выражать в музыке самые высокие чувства и самые глубокие страсти. А какие события из вашей жизни вы хотели бы превратить в музыку, если бы могли передавать чувства с помощью мелодий? (Подвести учащихся к понятию «победа».) Посмотрите на эти изображения (см. приложение). Что объединяет эти снимки? Какое событие запечатлел фотограф? Какие эмоции испытывают спортсмены? Вспомните, какие известные вам музыкальные произведения наиболее ярко выражают эмоции, переживаемые спортсменами? (Слушание и исполнение по выбору учащихся («We are the Сhampions»,

«Вперед, Россия!», «Вперед, Россия – футбольная», «Давай, Россия!»)

Как вы думаете, что способствовало победе этих спортсменов? (Упорство, вера в победу, трудолюбие, умение преодолевать препятствия.) Эти качества важны только для спортсменов? (Ответы учащихся.) Конечно, без таких качеств, как стремление к совершенству, смелость, вдохновение и решительность, невозможно добиться успеха не только в спорте, но и в обычной жизни. Тема преодоления, стремления к истинной свободе и победе духа не раз звучала в музыке великих композиторов. Яркий пример -музыка А.И. Хачатуряна к балету  «Спартак».

Кто такой Спартак? (Пояснения учителя.) В чем заключалась его победа? Давайте послушаем сюиту из балета и постараемся ответить на вопрос: отразил ли в музыке композитор идею преодоления и каким образом? Слушание музыки. Обсуждение.

Слушание и исполнение музыки:

«Вперед, Россия!», «Вперед, Россия – футбольная», «Давай, Россия!»

 «Трус не играет в хоккей»

А. Хачатурян. Сюита из балета «Спартак».

3 четверть. Урок 25

Фрагмент урока «Как мы понимаем современность в музыке».

Музыка является отображением нашей жизни, и поэтому музыка не может не меняться вместе с ней. Каждое новое время вносит свои краски, идет поиск нового в содержании, форме, средствах музыкальной выразительности и приемах искусства. Но великий художник, даже обращаясь к прошлому или выбирая фантастический сюжет, всегда передает дух своей эпохи, идеи, которые волнуют его современников.

Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра о ней уже забыли, а есть музыка, которая будет долго находить отклик в сердце.

Например, как «We are the Сhampions».

Слушание. Обсуждение.

Какое же искусство необходимо современному человеку?

И серьезное, и легкое, но обязательно хорошее, которое возвысит человека, сделает его лучше, чище и добрее.

Или просто с помощью юмора позволит взглянуть на проблемы совсем под другим углом зрения.

Пример. В. Высоцкий. Попурри из спортивных песен.

Сегодня нужна музыка открытая «всем ветрам» современности, которая соответствует мыслям, чувствам современного человека, обогащает нас красотой.

Слушание: «We are the Сhampions». В. Высоцкий. Попурри из спортивных песен.

Домашнее задание. Записать в тетрадь текст любимой песни, проанализировать ее с художественной точки зрения, будет ли она современна лет через 10, почему? (как вариант: проанализировать гимн заявки «Сочи-2014»).

4 четверть. Урок 33 (34)

Фрагмент урока «Музыка всегда остается».

Вот, например, когда победителя Олимпийских игр в Музыка издавна сопровождала человека в моменты радости и печали, том или ином виде соревновательной программы подводили к трону Зевса для увенчания лавровым венком, звучала церемониальная музыка, обычно это была «Торжественная песня» Архилоха, под звуки которой глашатаи выкрикивали имя, отчество и родной город сильнейшего атлета. Теперь эту функцию, как известно, выполняет национальный гимн страны победителя или гимны крупнейших спортивных соревнований. Спортивные гимны играют особую роль для поддержания спортивного духа, чувства гордости за свою страну и свою команду. Спортивный гимн – это своего рода некая просьба болельщиков и спортсменов о помощи в достижении спортивной победы.

Музыкальный пример.

Думаю, что сегодня вы в очередной раз убедились, что музыка –универсальный язык человечества. Поэтому музыка, разделяющая наши чувства, сопереживающая и поддерживающая нас в трудные минуты, объединяющая людей разных возрастов и национальностей, останется с человеком навсегда.

Слушание и исполнение музыки: Лига чемпионов (можно зачитать слова текста как пример «торжественной песни»), Гимн спортивного клуба «Спартак», гимн спортивного клуба «Локомотив».

Заключение.

Вряд ли кто будет оспаривать магическую силу музыки, способную влиять не только на душу, но и на физическое состояние человека.

Многие виды спорта невозможно представить без союза с музыкой. В спорте музыка всегда использовалась для подчёркивания особой важности происходящего, для создания определённого настроения, как у зрителя, так и соревнующихся спортсменов.

Многие композиторы посвящали своё творчество спорту и Олимпийским играм.

Список ссылок на источники.

1. Музыка.8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/Т.И. Науменко, В.В. Алеев.М.:Дрофа, 2006

2. А. Пахмутова. http://www.pakhmutova.ru

3. Музыкальный образ. http://festival.1september.ru

4. Балет «Спартак». http://ru.wikipedia.org

5. А. Хачатурян. http://www.krugosvet.ru

6. Олимпийские игры в Древней Греции. История Олимпийских игр. http://www.russwimming.ru

7. Олимпийский гимн. http://ru.wikipedia.org, http://www.olimpizm.ru

Ссылки для получения дополнительной информации.

  1. Музыка к фильмам. А. Пахмутова  http://www.pakhmutova.ru
  2. I Олимпийские игры 1896 года, Афины, Греция. http://www.rowingru.com
  3. Новые грани исторического союза спорта и музыки (история и современность). http://lib.sportedu.ru
  4. Музыка на Олимпийских играх. http://www.olympic.ru
  5. Музыкальная культура Древнего мира. http://slovari.yandex.ru, http://www.noc.by
  6. Футбольные гимны. http://www.ef2012.com/index.php/ru/futbolnye-gimny.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиады по математике в 5-6 классах, с содержанием задач на олимпийскую тематику.

Материал содержит олимпиадные задачи, в том числе на олимпийскую тематику,  для проведения школьного этапа олимпиад по математике в 5-6 класса....

Спортивная и олимпийская тематика в содержании предмета «Музыка»

Предлагаемые рекомендации по включению спортивной и олимпийскойтематики могут быть использованы педагогами, работающими порабочим программам,  разработанным на основе авторскихпрограмм  Д. К...

Использование модуля по олимпийской тематике на уроках истории.

Хотелось бы представить примеры использования модуля по олимпийской тематике на уроках истории в 5 и 6 классах, так как наибольший объем материала связан с историей Древней Греции и Средних Веко...

.Викторина на олимпийскую тематику «XXII Олимпийские игры: от Москвы до Сочи» для старших классов.

.Викторина  на олимпийскую тематику «XXII  Олимпийские игры: от Москвы до Сочи» для  старших  классов....

Спортивная и олимпийская тематика на уроках музыки 6 класс

Приведенный материал может быть использован как фрагмент урокалибо полностью, либо частично в зависимости от выбора педагога.Теоретический материал сопровождается музыкальными примерами,как для слушан...