Календарно-тематическое планирование по музыке в 5 классе
календарно-тематическое планирование по музыке (5 класс) по теме

Шоботкина Оюна Баировна

№ урока

Дата  план

Дата  факт

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Требования к уровню достижений

Контрольно-оценочная

деятельность

ИКТ средства

обучения

Иметь представ-ление

Знать

Уметь/иметь опыт, применять на практике

вид

форма

 

тема   I полугодия:  “Музыка  и  литература”

1 четверть

1

 

 

Что  роднит  музыку   с  литературой.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 

 

 

 

 

 

Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Реальная жизнь – источник сюжетов, тем и образов в музыке и литературе. Интонация – единый стержень музыки и литературы. Музыкальная интонация – язык композитора. Связь музыки и литературы. Общность жанров в музыке и литературе.

  • М.Глинка, сл. Н.Кукольника «Жаворонок»,
  • Г.Струве, сл. Н.Соловьевой «Моя Россия»;
  • П.Чайковский. Симфония №4;
  • Э.Григ. Фрагменты сюиты «Пер Гюнт»

Знать/понимать: понимать взаимо-действие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них.

Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее. Узнавать на слух изученные произведения. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения

входной

Устный опрос

Песня  - презентация «Моя Россия» Модуль «Музыка как вид искусства

Модуль «Интона-ционно-об-разная, жан-ровая и сти-левая основы музыкального искусства»»

2-4

 

 

Вокальная  музыка.   Комбинированный урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Жанры вокальной музыки – песня.

·         Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.

·         Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

·         П.Аедоницкий, сл. И. Шаферана «Красно солнышко»; 

Знать/понимать: основные жанры  вокальной народной и профессиональной музыки.

Уметь:  выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

 

текущий

Устный опрос

Модуль «Интонация как носитель смысла в музы-ке.Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий»
 

 

 

 

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека.  Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни,  лирические песни).

Народная песня, ее жанры и особенности.

Средства музыкальной выразительности – способы передачи эмоциональных переживаний. Дуэт. Музыкальная форма

Русские народные песни:

  • «А мы просо сеяли»,
  • «Бояре, а мы…»,
  • «Уж ты, поле мое»;

Знать/понимать: основные жанры народных песен, ее особенности.

Уметь: разучивать и исполнять образцы

музыкально_- поэтического творчества.

Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произве-дений. Рассуждать о многообразии музы-кального фольклора России. Выражать свое эмоциональное отношение к музы-кальным образам исторического прош-лого в слове, рисунке, жесте, пении.

Обнаруживать, выявлять общность

истоков  народной и профессиональной музыки.

тематический

Устный опрос

Модуль  «Разновидности обрядовых песен»

Модуль «Особенности русской наро-дной музы-кальной куль-туры»

 

 

 

Вокальная  музыка.  

Комбинированный урок

Развитие жанров камерной  вокальной музыки – романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе.

  • Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.
  • Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова

Знать/понимать: основные жанры  вокальной  профессиональной музыки – романс, определение: камерная музыка.

Уметь: проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную  отзыв-чивость.

 

текущий

Устный опрос

Модуль «Вокальная музыка.

Романс»

5-6

 

 

Фольклор  в  музыке  русских  композиторов.

Урок обобщения и систематизации знаний

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Народные истоки профессиональной музыки. Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Народное сказание. Симфоническая миниатюра. Программная музыка.

  • Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фраг­менты) А. Лядов.
  • «Колыбельная» А. Лядов.

Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Уметь: сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их

сходство и различия. Уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская.

 

текущий

Устный опрос

Модуль «Народно-песе-нные истоки русской про-фессиональной музыки. Способы обра-щения ком-позиторов к народной му-зыке»

 

 

 

 

Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.

Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи.  Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Симфоническая сюита.

  • Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Рим­ский-Корсаков.

Знать/понимать: интонационное свое-образие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки. Уметь:  по характерным признакам определять принадлеж­ность музы-кальных произведений к соот-ветствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов

 

 

 

тематический

Устный опрос

Модуль «Образцы песенной и инструментальной народной музыки, полу-чившие широ-кое расспрос-транение в музыкальной культуре дру-гих народов»

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

Жанры  инструментальной  и  вокальной  музыки. 

Урок закрепления нового материала.

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной  музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Вокализ, Песня без слов, Ария, Романс, Серенада,

Баркарола: своеобразие и выразительность, лиричность.

  • Вокализ. С. Рахманинов.
  • Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент) Г. Свиридов.
  • Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.
  • Песня венецианского гондольера (№ 6). Из

фортепиан­ного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон.                                                       .

  • Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
  • Баркарола.   Ф. Шуберт,   слова   Ф. Штольберга,   перевод    A.   Плещеева.

Знать/понимать: жанры светской вокальной  и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада.

Уметь: выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение.

тематический

Устный опрос

 

Модуль «Певческие голоса:сопрано, альт, тенор, бас, дискант и другие»

8-9

 

 

Вторая  жизнь  песни.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством. Интерпретация, обработка, трактовка.

·         Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент фи­нала). П. Чайковский.

·         Веснянка, украинская народная песня.

·         Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры.

Уметь: исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства. Проявлять  эмоциональный отклик на выразительность и изобра-зительность в музыке.

 

тематический

Устный опрос

 

Модуль

«Образцы песенной и инструментальной народной музыки, полу-чившие широ-кое распро-странение в музыкальной культуре дру-гих народов»
 

 

 

 

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке:  создание музыки в народном стиле.

Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.

·         Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

 

Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры.

Уметь: наблюдать за  развитием  музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств  в создании единого образа.

итоговый

тест

Модуль

«Оперы Н.А. Римского-Кор-сакова "Снегу-рочка" (1882) и "Сказка о Царе Салтане" (1900)»  Модуль

 «Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору дру-гих народов»

 

 

 

10

 

 

Всю  жизнь  мою  несу  родину  в  душе…

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Язык искусства. Колокольность и песенность – свойства русской музыки. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов.

Программная симфония. Симфония-действо. Кантата.

  • Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-дейст­во для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин
  • Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.
  • Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.

Знать/понимать: стилевое много-образие музыки 20 столетия,  находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Уметь: сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения;

участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти

текущий

Устный опрос

 

презентация «Великий колокольный звон»

Модуль «Творчество Георгия Васильевича Свиридова»

11-13

 

 

Писатели  и  поэты  о музыке  и  музыкантах.

Комбинированный урок.

Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Творчество Ф. Шопена  как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.

  • «Этюд №12» Ф.Шопен
  • «Прелюдия№7» Ф.Шопен
  • «Прелюдия№20» Ф.Шопен
  • «Вальс №7» Ф.Шопен

Знать/понимать: понимать взаимо-действие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия.

Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощении, выявлять  связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения  зарубежной классики.

 

текущий

Устный опрос

Модуль «Творчество Фридерика Шопена»

 

 

 

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)

Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. Музыка - «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского. Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта. Хор. Оркестр. Жанры вокальной музыки: реквием

  • Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт.
  • Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.
  • Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт.
  • Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Знать/понимать: понимать взаимо-действие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них, что музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроений, мыслей, но и играет   драматургическую роль, не только в литературе, но и в жизни. Знать жанры  музыки: реквием, сюита.

Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия.

текущий

Устный опрос

 

Модуль «Моцарт. Разговор с ми-ром»

14

 

 

Первое  путешествие  в музыкальный театр. Опера.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности жанра оперы. Либретто – литературная основа музыкально-драматического спектакля, в которой кратко излагается сюжет оперы. Синтез искусств в оперном жанре. Разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль).  Мастера мировой оперной сцены. Музыкальный портрет.

·         Садко. Опера-былина (фрагменты).

                  Н. Римский-Корсаков.

Знать/понимать: особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; знать  разновидности вокальных и инструментальных жанров и  форм  внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д.

Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

тематический

Устный опрос

 

Модуль

«Музыкально-театральные жанры.Опера»

Модуль

 «Опера Н.А. Римского-Корсакова "Садко". 1898

15

 

 

Опера-былина Н.А.Римского -  Корсакова

Опера. Расширение и углубление знаний

Знать: сюжет оперы

Уметь: анализировать составляющие средств музыкальной выразительности

тематический

 

 

16

 

 

Второе  путешествие  в  музыкальный  театр. Балет.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.

Синтез искусств в балетном жанре. Образ танца. Сказочные сюжеты балетного спектакля. Исполнители балета (танцоры-солисты, кордебалет - массовые сцены). Лучшие отечественные танцоры и хореографы.

·         Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

·         Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

 

Знать/понимать: имена лучших  отече-ственных хореографов, танцоров, особен-ности балетного жанра, его специфику.

Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за  развитием  музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств  в создании единого образа.

тематический

Устный опрос

 

Модуль «Музыкально-театральные жанры.Балет»

Модуль

 «Балет П.И. Чайковского "Спящая Красавица".
  Модуль

 «Балет П.И. Чайковского "Щелкунчик"

17

 

 

Музыка  в   театре,  кино,  на  телевидении.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.

Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Киномузыка – важное средство создания экранного образа. Музыкальный фильм.

  • Песня о Родине из к/ф «Цирк» И. Дунаевский.
  • Песня о веселом ветре из к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевский.

Знать/понимать: роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении.

Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (вокализации основных тем, плас-тическом интонировании); участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.

тематический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль

«Музыка в кино. Оте-чественные кинофильмы 1920-40-х годов»

Видео фраг-менты из к/ф «Дети капи-тана Гранта»

«Приключения Буратино»

18

 

 

Третье  путешествие  в   музыкальный  театр.  Мюзикл.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.

Мюзикл – театр «легкого» стиля. Особенности жанра мюзикла, его истоки.

  • Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.
  • Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музы­ки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.

Знать/понимать: особенности жанра – мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.

Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произ-ведения в пении, музыкально-ритмическом дви­жении, поэтическом слове, изобразительной деятельно­сти.

 

тематический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль

«Музыкально-театральные жанры: опе-ретта, мюзикл»

Видео фраг-менты мюзикла «Кошки»

 

тема   II полугодия:  “Музыка  и  изобразительное  искусство”

3 четверть

19

 

 

Что  роднит  музыку  с изобразительным   искусством.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

 

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).

Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.

  • Песня о картинах. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина.
  • Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.

Знать/понимать: возможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки.

Уметь: вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь  в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры.

текущий

Устный опрос

обучающий

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

Небесное   и  земное  в  звуках  и  красках.

Комбинированныйурок.

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Знаменный распев. Песнопение. Унисон. Пение а капелла. Хор. Солист.

·         «Богородице Дево, радуйся». П. Чайковский 

·         «Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов

·         «Ave Maria», И.-С. Бах – Ш. Гуно

·         «Ave Maria» Дж. Каччини

·         «Ave Maria»  Ф. Шуберт

Знать/понимать:   интонационно-образную природу духовной  музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.

Уметь: эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит – лад, ритм музыки –  ритм  изображения, форма – композиция.

 

тематический

Устный опрос

 

 

Модули:

«Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт, всенощная, литургия»
 «Песенность, напевность как феномен рус-ского наро-дного пения, искусство рас-пева»

21

 

 

Звать через  прошлое  к  настоящему.

Урок закрепления нового материала.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические и эпические)и особенности их  драматургического развития (контраст)

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:

  • «Песня об Александре Невском»
  • хор «Вставайте, люди русские»

Знать/понимать: богатство музыка-льных образов (героические и эпические) и особенности их  драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата.

Уметь: сопоставлять героико -  эпические образы музыки с образами изобразительного искусства;  эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать  темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу.

тематический

Устный опрос

 

 

Модуль

«Вокально-инструментальные музыкальные жанры. Оратория, кантата»

 

 

 

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико - эпические) и особенности их драматургического развития. Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.

Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:

  •  «Ледовое побоище»
  • «Мертвое поле»
  • «Въезд Александра во Псков»

тематический

Устный опрос

 

 

Модуль

«Творчество Д.Д. Шоста-ковича»

Презентация «Александр Невский»

фрагменты из к/ф «Александр Невский»

 

2223

 

 

Музыкальная   живопись  и  живописная  музыка.

Урок  обобщения и систематизации знаний.

 

Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.

Общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Образы русской природы в песне, светской музыке, молитве, живописи, литературе. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

  • Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шел­ли).
  • Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.

Знать/понимать: выразительные возмо-жности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество. 

Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора   (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.

Пропевать  темы из вокальных и инструментальных произведений, полу-чивших мировое признание. Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.

 

 

 

Модуль

«Творчество С.В.Рахманинова»
  Модуль

 «Развитие традиций русс-кой класс-сической музы-кальной школы в творчестве С.В.Рахманинова и А.Н. Скрябина»

 

 

 

Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора   (вокальные и инструментальные) и обшность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок

  • «Форель». Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова
  • «Фореллен – квинтет» Ф.Шуберт.

тематический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль

«Творчество Франца Шу-берта»

24

 

 

Колокольность  в  музыке  и   изобразительном  искусстве.

Комбинированный урок

Народные истоки русской профессиональной музыки.

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Гармония. Фреска. Орнамент.

 Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

  • Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.
  • Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахмани­нов.
  • Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахмани­нов.
  • Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

Знать/понимать:  Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты  творчества С.Рахманинова. Композиторы отражают в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям. Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения.

 

 

тематический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль

«Народно-песенные ис-токи русской профессиональной музыки. Способы об-ращения ком-позиторов к народной му-зыке»

25

 

 

Портрет   в  музыке  и  изобразительном  искусстве.

Урок  обобщения и систематизации знаний.

 

Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор -  исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Скрипичные мастера. Великие скрипачи. Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения. Сопоставление произ-ведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, портрет Н.Паганини в музыке и изобразительном искусстве.

  • Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классиче­ские и современные интерпретации).
  • Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С.Рахманинов.
  • Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.
  •  «Скрипка Паганини» В. Мигуля.

Знать/понимать:  Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор -  исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.

Уметь: сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций  музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Размышлять  о музыке, анализировать ее, выражая  собственную позицию относительно прослушанной музыки;

 

тематический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль «Характеристика отдельных инструментов. Скрипка»

26

 

 

Волшебная   палочка   дирижера.

Комбинированный урок.

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.

·         «Музыкант» Б. Окуджава

Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их  значение в исполнении симфонической музыки,  роль групп симфонического оркестра.

Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально – хоровой работы.

тематический

 

 

 

 

Устный опрос

 

 

Модуль «Знаменитые дирижёры»  Модуль

 «Оркестр и его виды»

27

 

 

Образы  борьбы  и  победы  в  искусстве.

Комбинированный урок.

Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.

Особенности симфонического развития «Симфонии № 5» Л. Бетховена. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.

·         Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

Знать/понимать:  имена выдающихся дирижеров, их  значение в исполнении симфонической музыки,  роль групп сим-фонического оркестра. Сущность музы-кального исполнительства как искусства интерпретации.

Уметь: личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности.

тематический

 

 

 

 

Устный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль

«Творчество Людвига ван Бетховена»  Модуль

 «Бетховен. Становление личности»

 

28

 

 

Застывшая  музыка.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла.

Католические храмы и органная музыка.

·         Органная прелюдия (соль минор) И.-С. Бах

·         Ария альта из мессы (си минор) И.-С. Бах

·         «Богородице Дево, радуйся» П. Чайковский

·         «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинов

Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония.

Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять  о музыке, выражать  собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.

тематический

 

 

Устный опрос

обучающий

 

Модуль

 «Духовная музыка в син-тезе с храмо-вым искус-ством в эпоху средневековья»
 Модуль

«Влияние западноевропейской музыки на развитие русского музы-кального иску-сства»

29

 

 

Полифония  в  музыке  и  живописи.

Урок  обобщения и систематизации знаний.

 

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

  • И.-С. Бах: Прелюдия и фуга №1 (до мажор),
  • Аве Мария.
  • М.К. Чюрленис. Фуга.

Знать/понимать:  принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония, фуга. Органная музыка.

Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять  о музыке, выражать  собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.

текущий

Устный опрос

Модуль «Творчество Иоганна Себастьяна Баха»  

Модуль «Монодия, гомофония, полифония»

30

 

 

Музыка   на  мольберте.

Комбинированный урок

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

·         М.К. Чюрленис. Фуга.

·         М.К. Чюрленис. Прелюдия ми минор,

·         М.К. Чюрленис. Прелюдия ля минор, Симфоническая поэма «Море».

Знать/понимать: о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса.

Уметь: сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения, проявлять творческую инициативу.

 

тематический

 

 

Устный опрос

обучающий

 

Диск «Импрессионизм в музыке и живописи»

31

 

 

Импрессионизм   в  музыке  и  живописи.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.

Особенности импрессионизма как художественного стиля. Взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи. Импрессионизм. Прелюдия. Интерпретация. Фортепианная сюита.  Джазовые ритмы.

  • «Детский уголок» К.Дебюсси
  • «Диалог ветра с морем»  К.Дебюсси
  • «Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н.Римский - Корсаков

Знать/понимать: особенности  импрес-сионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.

текущий

устный опрос

Презентация «Импрессионизм в музыке»

32

 

 

О  подвигах,  о  доблести  и  славе...

Комбинированный урок.

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драма-тические, героические.

Тема защиты Родины в различных  видах искусства. Сопоставление художественных произведений.

Реквием. «Реквием» Д. Кабалевский:

  • «Помните»
  • «Наши дети»
  • «Реквием» стихи Р. Рождественского.

 

 

 

Знать/понимать: установление  взаи-мосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжать знакомство с жанром реквиема.

Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства, участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.

тематический

 

устный опрос

Модуль «Защитники Отечества в русском народном эпосе. Былины, историческая песня сказания»

33

 

 

В  каждой  мимолетности   вижу  я  миры…

Комбинированный урок.

Богатство музыкальных образов  и особенности их драматургического  развития в камерном – инструментальной музыке.

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

  • С. Прокофьев Мимолетности (№ 1, 7, 10)
  • М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»:

- «Избушка на курьих ножках»,

             -«Балет невылупившихся птенцов» (классические и современные интерпретации)

 рисунки     В.Гартмана.

Знать/понимать: своеобразие музы-кальных образов  в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского.

Уметь: выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.

тематический

 

устный опрос

Модуль «Картинки с выставки»

34

 

 

Мир   композитора. 

Заключительный  урок – обобщение.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.

Слушание и исполнение произведений по желанию детей.

Знать/понимать:  понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инстру-ментальных и вокальных жанров.

итоговый

тестиро-вание

 

            

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_5_klass_k_rabochey_programme.docx67.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

№ урока

Дата  план

Дата  факт

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Требования к уровню достижений

Контрольно-оценочная

деятельность

ИКТ средства

обучения

Иметь представ-ление

Знать

Уметь/иметь опыт, применять на практике

вид

форма

тема   I полугодия:  “Музыка  и  литература”

1 четверть

1

Что  роднит  музыку   с  литературой.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Реальная жизнь – источник сюжетов, тем и образов в музыке и литературе. Интонация – единый стержень музыки и литературы. Музыкальная интонация – язык композитора. Связь музыки и литературы. Общность жанров в музыке и литературе.

  • М.Глинка, сл. Н.Кукольника «Жаворонок»,
  • Г.Струве, сл. Н.Соловьевой «Моя Россия»;
  • П.Чайковский. Симфония №4;
  • Э.Григ. Фрагменты сюиты «Пер Гюнт»

Знать/понимать: понимать взаимо-действие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них.

Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее. Узнавать на слух изученные произведения. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения

входной

Устный опрос

Песня  - презентация «Моя Россия» Модуль «Музыка как вид искусства

Модуль «Интона-ционно-об-разная, жан-ровая и сти-левая основы музыкального искусства»»

2-4

Вокальная  музыка.   Комбинированный урок

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Жанры вокальной музыки – песня.

  • Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.
  • Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.
  • П.Аедоницкий, сл. И. Шаферана «Красно солнышко»;  

Знать/понимать: основные жанры  вокальной народной и профессиональной музыки.

Уметь:  выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

текущий

Устный опрос

Модуль «Интонация как носитель смысла в музы-ке.Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий»

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека.  Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни,  лирические песни).

Народная песня, ее жанры и особенности.

Средства музыкальной выразительности – способы передачи эмоциональных переживаний. Дуэт. Музыкальная форма

Русские народные песни:

  • «А мы просо сеяли»,
  • «Бояре, а мы…»,
  • «Уж ты, поле мое»;

Знать/понимать: основные жанры народных песен, ее особенности.

Уметь: разучивать и исполнять образцы

музыкально_- поэтического творчества.

Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произве-дений. Рассуждать о многообразии музы-кального фольклора России. Выражать свое эмоциональное отношение к музы-кальным образам исторического прош-лого в слове, рисунке, жесте, пении.

Обнаруживать, выявлять общность

истоков  народной и профессиональной музыки.

тематический

Устный опрос

Модуль  «Разновидности обрядовых песен»

Модуль «Особенности русской наро-дной музы-кальной куль-туры»

Вокальная  музыка.   

Комбинированный урок

Развитие жанров камерной  вокальной музыки – романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе.

  • Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.
  • Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова

Знать/понимать: основные жанры  вокальной  профессиональной музыки – романс, определение: камерная музыка.

Уметь: проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную  отзыв-чивость.

текущий

Устный опрос

Модуль «Вокальная музыка.

Романс»

5-6

Фольклор  в  музыке  русских  композиторов.

Урок обобщения и систематизации знаний

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Народные истоки профессиональной музыки. Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Народное сказание. Симфоническая миниатюра. Программная музыка.

  • Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты) А. Лядов.
  • «Колыбельная» А. Лядов.

Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Уметь: сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их

сходство и различия. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская.

текущий

Устный опрос

Модуль «Народно-песе-нные истоки русской про-фессиональной музыки. Способы обра-щения ком-позиторов к народной му-зыке»

Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.

Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи.  Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Симфоническая сюита.

  • Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Знать/понимать: интонационное свое-образие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки. Уметь:  по характерным признакам определять принадлежность музы-кальных произведений к соот-ветствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов

тематический

Устный опрос

Модуль «Образцы песенной и инструментальной народной музыки, полу-чившие широ-кое расспрос-транение в музыкальной культуре дру-гих народов»

7

Жанры  инструментальной  и  вокальной  музыки.   

Урок закрепления нового материала.

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной  музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Вокализ, Песня без слов, Ария, Романс, Серенада,

Баркарола: своеобразие и выразительность, лиричность.

  • Вокализ. С. Рахманинов.
  • Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент) Г. Свиридов.
  • Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.
  • Песня венецианского гондольера (№ 6). Из

фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон.        .

  • Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
  • Баркарола.   Ф. Шуберт,   слова   Ф. Штольберга,   перевод    A.        Плещеева.

Знать/понимать: жанры светской вокальной  и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада.

Уметь: выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение.

тематический

Устный опрос

Модуль «Певческие голоса:сопрано, альт, тенор, бас, дискант и другие»

8-9

Вторая  жизнь  песни. 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством. Интерпретация, обработка, трактовка.

  • Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.
  • Веснянка, украинская народная песня. 
  • Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры.

Уметь: исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства. Проявлять  эмоциональный отклик на выразительность и изобра-зительность в музыке.

тематический

Устный опрос

Модуль

«Образцы песенной и инструментальной народной музыки, полу-чившие широ-кое распро-странение в музыкальной культуре дру-гих народов»

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке:  создание музыки в народном стиле. 

Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.

  • Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры.

Уметь: наблюдать за  развитием  музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств  в создании единого образа.

итоговый

тест

Модуль

«Оперы Н.А. Римского-Кор-сакова "Снегу-рочка" (1882) и "Сказка о Царе Салтане" (1900)»  Модуль

 «Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору дру-гих народов»

10

Всю  жизнь  мою  несу  родину  в  душе…

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Язык искусства. Колокольность и песенность – свойства русской музыки. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов.

Программная симфония. Симфония-действо. Кантата.

  • Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин
  • Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.
  • Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.

Знать/понимать: стилевое много-образие музыки 20 столетия,  находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Уметь: сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

участвовать в коллективной исполнительской деятельности

текущий

Устный опрос

презентация «Великий колокольный звон» 

Модуль «Творчество Георгия Васильевича Свиридова»

11-13

Писатели  и  поэты  о музыке  и  музыкантах.

Комбинированный урок.

Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Творчество Ф. Шопена  как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.

  • «Этюд №12» Ф.Шопен
  • «Прелюдия№7» Ф.Шопен
  • «Прелюдия№20» Ф.Шопен
  • «Вальс №7» Ф.Шопен

Знать/понимать: понимать взаимо-действие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия.

Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощении, выявлять  связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения  зарубежной классики.

текущий

Устный опрос

Модуль «Творчество Фридерика Шопена»

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)

Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. Музыка - «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского. Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта. Хор. Оркестр. Жанры вокальной музыки: реквием

  • Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт.
  • Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.
  • Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт.
  • Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Знать/понимать: понимать взаимо-действие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них, что музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроений, мыслей, но и играет   драматургическую роль, не только в литературе, но и в жизни. Знать жанры  музыки: реквием, сюита.

Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия.

текущий

Устный опрос

Модуль «Моцарт. Разговор с ми-ром»

14

Первое  путешествие  в музыкальный театр. Опера.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору. 

Особенности жанра оперы. Либретто – литературная основа музыкально-драматического спектакля, в которой кратко излагается сюжет оперы. Синтез искусств в оперном жанре. Разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль).  Мастера мировой оперной сцены. Музыкальный портрет.

  • Садко. Опера-былина (фрагменты).

                  Н. Римский-Корсаков.

Знать/понимать: особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; знать  разновидности вокальных и инструментальных жанров и  форм  внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д.

Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

тематический

Устный опрос

Модуль

«Музыкально-театральные жанры.Опера»

Модуль

 «Опера Н.А. Римского-Корсакова "Садко". 1898

15

Опера-былина Н.А.Римского -  Корсакова

Опера. Расширение и углубление знаний

Знать: сюжет оперы

Уметь: анализировать составляющие средств музыкальной выразительности

тематический

16

Второе  путешествие  в  музыкальный  театр. Балет.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.

Синтез искусств в балетном жанре. Образ танца. Сказочные сюжеты балетного спектакля. Исполнители балета (танцоры-солисты, кордебалет - массовые сцены). Лучшие отечественные танцоры и хореографы.

  • Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.
  • Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Знать/понимать: имена лучших  отече-ственных хореографов, танцоров, особен-ности балетного жанра, его специфику.

Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за  развитием  музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств  в создании единого образа.

тематический

Устный опрос

Модуль «Музыкально-театральные жанры.Балет»

Модуль

 «Балет П.И. Чайковского "Спящая Красавица".
 Модуль

 «Балет П.И. Чайковского "Щелкунчик"

17

Музыка  в   театре,  кино,  на  телевидении.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.

Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Киномузыка – важное средство создания экранного образа. Музыкальный фильм.

  • Песня о Родине из к/ф «Цирк» И. Дунаевский.
  • Песня о веселом ветре из к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевский.

Знать/понимать: роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении.

Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, плас-тическом интонировании); участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

тематический

Устный опрос

Модуль

«Музыка в кино. Оте-чественные кинофильмы 1920-40-х годов»

Видео фраг-менты из к/ф «Дети капи-тана Гранта»

«Приключения Буратино»

18

Третье  путешествие  в   музыкальный  театр.  Мюзикл.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл. 

Мюзикл – театр «легкого» стиля. Особенности жанра мюзикла, его истоки.

  • Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.
  • Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.

Знать/понимать: особенности жанра – мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.

Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произ-ведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

тематический

Устный опрос

Модуль

«Музыкально-театральные жанры: опе-ретта, мюзикл»

Видео фраг-менты мюзикла «Кошки»

тема   II полугодия:  “Музыка  и  изобразительное  искусство”

3 четверть

19

Что  роднит  музыку  с изобразительным   искусством.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).

Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.

  • Песня о картинах. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина.
  • Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.

Знать/понимать: возможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки.

Уметь: вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь  в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры.

текущий

Устный опрос

обучающий

20

Небесное   и  земное  в  звуках  и  красках.

Комбинированныйурок.

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Знаменный распев. Песнопение. Унисон. Пение а капелла. Хор. Солист.

  • «Богородице Дево, радуйся». П. Чайковский  
  • «Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов
  • «Ave Maria», И.-С. Бах – Ш. Гуно
  • «Ave Maria» Дж. Каччини
  • «Ave Maria»  Ф. Шуберт

Знать/понимать:   интонационно-образную природу духовной  музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.

Уметь: эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит – лад, ритм музыки –  ритм  изображения, форма – композиция.

тематический

Устный опрос

Модули:

«Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт, всенощная, литургия»
«Песенность, напевность как феномен рус-ского наро-дного пения, искусство рас-пева»

21

Звать через  прошлое  к  настоящему.

Урок закрепления нового материала.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические и эпические)и особенности их  драматургического развития (контраст)

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:

  • «Песня об Александре Невском»
  • хор «Вставайте, люди русские»

Знать/понимать: богатство музыка-льных образов (героические и эпические) и особенности их  драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата.

Уметь: сопоставлять героико -  эпические образы музыки с образами изобразительного искусства;  эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать  темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу.

тематический

Устный опрос

Модуль

«Вокально-инструментальные музыкальные жанры. Оратория, кантата»

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико - эпические) и особенности их драматургического развития. Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.

Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:

  •  «Ледовое побоище»
  • «Мертвое поле»
  • «Въезд Александра во Псков»

тематический

Устный опрос

Модуль

«Творчество Д.Д. Шоста-ковича»

Презентация «Александр Невский»

фрагменты из к/ф «Александр Невский»

2223

Музыкальная   живопись  и  живописная  музыка.

Урок  обобщения и систематизации знаний.

Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.

Общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Образы русской природы в песне, светской музыке, молитве, живописи, литературе. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

  • Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).
  • Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.

Знать/понимать: выразительные возмо-жности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество.  

Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора   (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.

Пропевать  темы из вокальных и инструментальных произведений, полу-чивших мировое признание. Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.

Модуль

«Творчество С.В.Рахманинова»
 Модуль

 «Развитие традиций русс-кой класс-сической музы-кальной школы в творчестве С.В.Рахманинова и А.Н. Скрябина»

Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора   (вокальные и инструментальные) и обшность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок

  • «Форель». Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова
  • «Фореллен – квинтет» Ф.Шуберт.

тематический

Устный опрос

Модуль

«Творчество Франца Шу-берта»

24

Колокольность  в  музыке  и   изобразительном  искусстве.

Комбинированный урок

Народные истоки русской профессиональной музыки. 

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Гармония. Фреска. Орнамент.

 Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

  • Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.
  • Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.
  • Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.
  • Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

Знать/понимать:  Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты  творчества С.Рахманинова. Композиторы отражают в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям. Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.

тематический

Устный опрос

Модуль

«Народно-песенные ис-токи русской профессиональной музыки. Способы об-ращения ком-позиторов к народной му-зыке»

25

Портрет   в  музыке  и  изобразительном  искусстве.

Урок  обобщения и систематизации знаний.

Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор -  исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Скрипичные мастера. Великие скрипачи. Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения. Сопоставление произ-ведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, портрет Н.Паганини в музыке и изобразительном искусстве.

  • Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации).
  • Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С.Рахманинов.
  • Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.
  •  «Скрипка Паганини» В. Мигуля.

Знать/понимать:  Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор -  исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.

Уметь: сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций  музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Размышлять  о музыке, анализировать ее, выражая  собственную позицию относительно прослушанной музыки;

тематический

Устный опрос

Модуль «Характеристика отдельных инструментов. Скрипка»

26

Волшебная   палочка   дирижера.

Комбинированный урок.

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.

  • «Музыкант» Б. Окуджава

Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их  значение в исполнении симфонической музыки,  роль групп симфонического оркестра.

Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально – хоровой работы.

тематический

Устный опрос

Модуль «Знаменитые дирижёры»  Модуль

 «Оркестр и его виды»

27

Образы  борьбы  и  победы  в  искусстве.

Комбинированный урок.

Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.

Особенности симфонического развития «Симфонии № 5» Л. Бетховена. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.

  • Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

Знать/понимать:  имена выдающихся дирижеров, их  значение в исполнении симфонической музыки,  роль групп сим-фонического оркестра. Сущность музы-кального исполнительства как искусства интерпретации.

Уметь: личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности.

тематический

Устный опрос

Модуль

«Творчество Людвига ван Бетховена»  Модуль

 «Бетховен. Становление личности»

28

Застывшая  музыка.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла.

Католические храмы и органная музыка.

  • Органная прелюдия (соль минор) И.-С. Бах
  • Ария альта из мессы (си минор) И.-С. Бах
  • «Богородице Дево, радуйся» П. Чайковский
  • «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинов 

Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония.

Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять  о музыке, выражать  собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

тематический

Устный опрос

обучающий

Модуль

 «Духовная музыка в син-тезе с храмо-вым искус-ством в эпоху средневековья»
 Модуль

«Влияние западноевропейской музыки на развитие русского музы-кального иску-сства»

29

Полифония  в  музыке  и  живописи. 

Урок  обобщения и систематизации знаний.

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

  • И.-С. Бах: Прелюдия и фуга №1 (до мажор),
  • Аве Мария.
  • М.К. Чюрленис. Фуга.

Знать/понимать:  принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония, фуга. Органная музыка.

Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять  о музыке, выражать  собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

текущий

Устный опрос

Модуль «Творчество Иоганна Себастьяна Баха»  

Модуль «Монодия, гомофония, полифония»

30

Музыка   на  мольберте.

Комбинированный урок

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. 

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

  • М.К. Чюрленис. Фуга.
  • М.К. Чюрленис. Прелюдия ми минор,
  • М.К. Чюрленис. Прелюдия ля минор, Симфоническая поэма «Море».

Знать/понимать: о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса.

Уметь: сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять творческую инициативу.

тематический

Устный опрос

обучающий

Диск «Импрессионизм в музыке и живописи»

31

Импрессионизм   в  музыке  и  живописи.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.

Особенности импрессионизма как художественного стиля. Взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи. Импрессионизм. Прелюдия. Интерпретация. Фортепианная сюита.  Джазовые ритмы.

  • «Детский уголок» К.Дебюсси
  • «Диалог ветра с морем»  К.Дебюсси
  • «Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н.Римский - Корсаков

Знать/понимать: особенности  импрес-сионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.

текущий

устный опрос

Презентация «Импрессионизм в музыке»

32

О  подвигах,  о  доблести  и  славе...

Комбинированный урок.

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драма-тические, героические.

Тема защиты Родины в различных  видах искусства. Сопоставление художественных произведений.

Реквием. «Реквием» Д. Кабалевский:

  • «Помните»
  • «Наши дети»
  • «Реквием» стихи Р. Рождественского.

Знать/понимать: установление  взаи-мосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжать знакомство с жанром реквиема.

Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства, участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

тематический

устный опрос

Модуль «Защитники Отечества в русском народном эпосе. Былины, историческая песня сказания»

33

В  каждой  мимолетности   вижу  я  миры…

Комбинированный урок.

Богатство музыкальных образов  и особенности их драматургического  развития в камерном – инструментальной музыке.

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

  • С. Прокофьев Мимолетности (№ 1, 7, 10)
  • М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»:

- «Избушка на курьих ножках»,

             -«Балет невылупившихся птенцов» (классические и современные интерпретации)

 рисунки     В.Гартмана.

Знать/понимать: своеобразие музы-кальных образов  в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского.

Уметь: выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.

тематический

устный опрос

Модуль «Картинки с выставки»

34

Мир   композитора.  

Заключительный  урок – обобщение.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.

Слушание и исполнение произведений по желанию детей.

Знать/понимать:  понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инстру-ментальных и вокальных жанров.

итоговый

тестиро-вание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по музыке. 5 класс

Календарно-тематическое планирование по программе Е.Д. Критской...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс

Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...

Календарно-тематическое планирование по музыке 8 класс. Учебник: Музыка. 8 класс. Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

Календарно-тематическое планирование по музыке 8 класс. Учебник: Музыка. 8 класс. Сергеева Г.П., Критская Е.Д.  с таблицей учебно-тематическое планирование по музыке 8 класс...

Календарно - тематическое планирование по музыке 1 класс. Пример разработки для учителей музыки.

Календарно - тематическое планирование по музыке 1 класс. Пример разработки для  учителей музыки....