Программа по учебному предмету В.00.УП.02 «Ансамбль» 1-3 классы
рабочая программа по музыке по теме

Забирова Мунира Якубовна

Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков  игры в фортепианном ансамбле с 1 по 3 класс.

Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности.

За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования.

 Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного и 2- рояльного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.

Также как и по предмету «Специальность и чтение с листа», программа по фортепианному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными стилями: русские, татарские народные песни, классикой, романтизмом, русской музыкой 19 и 20 века, современных композиторов.

 Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ansambl_fgt_variativnaya_chast_1-3_kl.docx62.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования детей «Старокулаткинская детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»

В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Программапо учебному предмету  

 В.00.УП.02    «Ансамбль»

 1-3 классы

Старая Кулатка  2016 г.

«Принято»
Педагогическим  советом
МБО  ДОД «Старокулаткинская ДШИ»

Протокол № 1

« 29» августа 2016 г.

Утверждаю                                         Директор МБО  ДОД «Старокулаткинская ДШИ»                        

___________Л.Р. Амирова

Приказ №___

« 29 » августа 2016г.

Разработчики:

Хабиева Гузяль Дявлятшевна– преподаватель первой квалификационной категории и Забирова Мунира Якубовна – преподаватель высшей квалификационной категории МБО ДОД«Старокулаткинская детская школа искусств».

Рецензенты:

Почётный работник среднего образования, преподаватель музыкального училища УлГУ -  Татьяна  Александровна Троицкая.

Заслуженный работник культуры республики Татарстан, преподаватель высшей квалификационной категории МБО  ДОД «Старокулаткинская ДШИ» - Деникаева Венера Адельхановна.  

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

   учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.        Содержание учебного предмета        

                                        

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся

                        

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                 

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

                        

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI.        Списки рекомендуемой нотной и методической литературы        

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы

I.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».

Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затронули систему образования и культуры. Такие современные тенденции образования как деидеологизация, демократизация и вариантность позволяют устранить многие накопившиеся за десятилетия противоречия, которые приводили к торможению его развития, в том числе и в системе детских музыкальных, художественных школ и школ искусств.

Главными из таких противоречий являются повсеместная малоэффективная направленность музыкального обучения на концертное исполнительство и отсутствие в изучаемых музыкальных дисциплинах межпредметных связей, дающих целостное представление о музыкальном искусстве, что необходимо как для профессионального музыкального становления, так и для развития навыков любительского музицирования.

Другой причиной, ведущей особенно в последнее время к снижению уровня обучения в музыкальной школе, является перегруженность детей в общеобразовательной школе, что не позволяет выправить положение за счет увеличения времени для домашних занятий музыкой. Единственный реальный путь повышения качества музыкального образования — это его интенсификация за счет внедрения новых методов, переосмысления его целей и содержания.

Ключевой задачей здесь является приближение обучения игре на музыкальном инструменте к запросам учащихся и их родителей. Необходимо так построить учебный процесс по этому предмету, чтобы овладение им нашло свое практическое применение в жизни учащегося, как во время обучения, так и после окончания школы.

Приобщение ученика к различным видам музыкального творчества не только интенсифицирует обучающий процесс, но становится хорошим стимулом для музыкальных занятий. Испытываемые учеником вдохновение, радость открытия, самовыражения, чувства удовлетворения от преодоления трудностей и достигнутого результата способствуют его самостоятельному обращению к музыкальной деятельности, формируют устойчивый интерес к ней.

Другим сильным стимулом к музыкальным занятиям может послужить осознание учеником ценности своей музыкально-творческой деятельности для окружающих. Когда он видит, что его музицирование может доставить удовольствие родным, друзьям, что благодаря своим музыкальным талантам он становится интереснее и значительнее в их глазах, у него растет чувство самоуважения и желание самоутвердиться как личность в творческой музыкальной деятельности.

Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков  игры в фортепианном ансамбле с 1 по 3 класс.

Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности.

За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования.

 Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного и 2- рояльного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.

Также как и по предмету «Специальность и чтение с листа», программа по фортепианному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными стилями: русские, татарские народные песни, классикой, романтизмом, русской музыкой 19 и 20 века, современных композиторов.

 Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.

1. Характеристика учебного  предмета, его место и роль в образовательном процессе

  1. Срок реализации учебного предмета

Срок реализации данной программы составляет три года (с 1 по 3класс).

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

Таблица 1

Срок обучения/количество часов

1-3  классы

Количество часов (общее на 3 года)

Максимальная нагрузка

251 часов

Количество часов на аудиторную нагрузку

98 часа

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную)  работу

147 часов

Недельная аудиторная нагрузка

1 час

Самостоятельная работа

(часов в неделю)

1,5 часа

Консультации[1]

(для учащихся 1-3 классов)

6 часов

(по 2 часа в год)

  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (два ученика), рекомендуемая продолжительность урока 30-40 минут.

        Реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.

  1. Цели и задачи учебного предмета

Цель:

  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.

        Задачи:

  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
  • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
  • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования.

  1. Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит  следующие разделы:

-  сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на                 освоение учебного предмета;

-   распределение учебного материала по годам обучения;

-   описание дидактических единиц учебного предмета;

-   требования к уровню подготовки обучающихся;

-   формы и методы контроля, система оценок;

-   методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

  1. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала  обеих партий);

-наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целогопроизведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);

- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;

-индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы с фортепианным ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.

  1. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету "Ансамбль" должны иметь площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию и наличие, желательно, двух инструментов для работы над ансамблями для 2-х фортепиано.

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

                        II. Содержание учебного предмета

  1. Сведения о затратах учебного времени,предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

                                                                        Таблица 2

Вариативная часть

по программе ДОПП «Ансамбль»

Срок обучения –8-9 лет

Распределениепогодамобучения

Класс

1

2

3

Продолжительность

учебных занятий  

(в неделях)

32

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

1

1

1

Самостоятельная работа

(часов в неделю)

0,5

0,5

0,5

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов  и  др.);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской  деятельности  образовательного  учреждения  и  др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

  1. Требования по годам обучения

В ансамблевой игре так же, каки в сольном исполнительстве, необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

  • сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
  • знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, переложений симфонических, циклических (сонаты, сюиты), ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) отечественных и зарубежных композиторов;
  • знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных эпох;
  • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

1 класс

На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом.  В основе репертуара – несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.

За год ученики должны пройти 2-3 ансамбля. В конце учебного года проводится контрольный урок. Контрольным уроком может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.

Примерный рекомендуемый репертуарный список:

  1. Р.н.п. в обработке П. Чекалова «Из-под  дуба»
  2. Р.н.п. в обработке  А. Живцова «Дуня-тонкопряха»
  3. Р.н.п. в обработке  А. Живцова «Во ку… во кузнице»
  4. Р.н.п. в обработке  А. Живцова «Меж крутых бережков»
  5. Р.н.п. в обработке  А. Живцова «Виноград в саду цветёт»
  6. «Чешская народная песня» в обработке В. Неедлы
  7. Т.н.п. «Апипа»
  8. Т.н.п. «Верба клонится»
  9. Т.н.п. «Посеял я пшеницу»
  10. Т.н.п.  «Гусёнок и лягушка»
  11. Т.н.п.  «Яблоня и хурма»
  12. Т.н.п. «Сария»
  13. Т.н.п. «Ай, звездочка»
  14. Т.н.п. «Пуговица»
  15. В.Витлин «Детскаяпесня»
  16. В.Витлин «Серенькаякошечка»
  17. М.Балакирев «Хороводная»
  18. К. Сорокин «Украинскаяколыбельная»
  19. А.Гречанинов  «Пьеса»
  20. А. Гречанинов «Весеннимутром»
  21. Л. Книппер степная кавалерийская «Полюшко-поле»
  22. Ф. Шуберт «Немецкийтанец»
  23. Д. Шостакович «Песня о встречном»
  24. Р. Шуман «Марш»
  25. В.А. Моцарт «Ария Папагено» из оперы «Волшебная флейта»
  26. Л.Бетховен «Сурок»
  27. А. Спадавеккиа «Добрыйжук»

        2 класс

Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:

  • умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;
  • умением грамотно и чётко вести мелодию;
  • совместно работать над динамикой произведения;
  • анализировать содержание и стиль музыкального произведения.

В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью готовности). В конце учебного года проводится контрольный урок. Контрольным уроком может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.

Примерный рекомендуемый репертуарный список:

  1. Укр.нар танец в обработке И. Берковича «Бульба»
  2. И. Дунаевский «Колыбельная»
  3. А. Оякяр «Эстонскаяплясовая»
  4. И. Беркович «Украинскийтанец»
  5. И. Богословский «Игра с котёнком»
  6. Б. Кемпферт «Путники в ночи»
  7. М.Легран «Французскаятема»
  8. А.Варламов «Назаре»
  9. В.А. Моцарт «Колыбельная»
  10. В.А. Моцарт «Отрывок из первой части симфонии №40» (соль минор)
  11. Э Григ «Танец Анитры» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер-Гюнт» (фрагмент)
  12. М.Глинка Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»
  13. Т.н.п. в обработке М. Музафарова «Аленький цветочек»
  14. Т.н.п. в обработке Л. Батыр-Булгари «Грустная песенка»
  15. Т.н.п.в обработке М.Музафарова «Соловей и голубь»
  16. Т.н.п.  в обработке Л. Батыр-Булгари «Шуточная»
  17. Т.н.п. в обработке Л. Батыр-Булгари «Тафтиляу»
  18. Х. Родригес  аргентинское танго «Кумпарсита»
  19. Х. Родригес «Жаворонок»
  20. Дж. Верди Пер. Г. Балаева «Песенка Герцога» из оперы «Риголетто»
  21. Л.Бетховен «Марш» из муз. сказки «Афинские развалины»
  22. В. Шаинский Пер. Т.Дриз «Весёлая карусель»
  23. А. Островский Пер. Т. Дриз «Спят усталые игрушки»
  24. А. Островский Пер. Т. Дриз «Тик-так»
  25. Е. Крылатов Пер. Т. Дриз «Колокола»
  26. С.Прокофьев Отрывок из симф. сказки «Петя и Волк»

3 класс

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука между партиями и руками. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика.

В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения (разного жанра, стиля и характера). В конце учебного года проводится контрольный урок. Контрольным уроком может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.

Примерный рекомендуемый репертуарный список:

  1. Р.н.п. «На море утушка купалась »
  2. Перуанская нар.песня «Песня Кондора»
  3. М.Векерлен «Пастораль»
  4. М. Зив «Мышагаем»
  5. Т. Хренников «КолыбельнаяСветланы»
  6. М. Глинка «Жаворонок»
  7. М. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»
  8. А. Эшпай Пер. Г.Балаева «Песенка шофёра»
  9. Ж. Оффенбах «Кан-кан»
  10. М. Таривердиев Пер. Т. Дриз «Маленький принц»
  11. Д.Капуа Пер. Дриз «О, моё солнце»
  12. Б. Совельев Пер. Т. Дриз «На крутом бережку»
  13. В. Полунин Пер. Т. Дриз «Голубые канарейки»
  14. Р.Коччианте Пер. Т. Дриз «Бель»
  15. Е. Неугодникова «У слонёнка день рождение»
  16. И. Шамсутдинов «Счастливоедетство»
  17. А. Леман «Весёлыйтанец»
  18. С. Сайдашев «Школьныйвальс»
  19. С. Сайдашев «Песнядевушек»
  20. А. Ключарёв «Родина моя – Татарстан»
  21. М. Музафаров «Двезвезды»
  22. З. Хабибуллин «Молодёжная»
  23. Т.н.п. в обработке Л. Батыр-Булгари «Родной язык»
  24. П.Чайковский «Трепак»
  25. К. Хачатурян «Выход Помидора» из балета «Чиполлино»
  26. Н. Смирнова «Хорошеенастроение»
  27. Р. Лихтинен Пер. Т. Дриз  «Летка-Енка»
  28. Р. Паулс Пер. Т. Дриз  «Чарли»
  29. Д. Лейн  Пер. Т. Дриз «Песня ковбоя»
  30. Итальянская народная песня Пер. Т. Дриз «Санта-Лючия».

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень  подготовки  обучающихся  является  результатом  освоения    программы  учебного  предмета  «Ансамбль»,  который  предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков,  таких  как:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в  ансамбле с партнерами;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано и других инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
  • знание ансамблевого репертуара (4-ручный, 2-рояльный);
  • знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
  • знание других инструментов (если ансамбль состоит из разных инструментов струнных, духовых, народных), их особенностей и возможностей;
  • знание профессиональной терминологии;
  • наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки;
  • навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;
  • навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании;
  • навыки использования фортепианной педали в 4-ручном сочинении;
  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве ансамблиста.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

          1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета "Ансамбль" включает в себя текущий контроль успеваемости обучающегося в конце каждого учебного года с 1 по 3 класс.

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, концерты и классные вечера.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Форму и время проведения контроля успеваемости по предмету «Ансамбль» образовательное учреждение устанавливает самостоятельно.  

  1. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.  

Критерии оценки качества исполнения        

По итогам исполнения программы на контрольном уроке, или в публичном выступлении выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является вариативной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств, призваны обеспечивать оценку качества приобретенных учащимися знаний, умений и навыков, а также степень готовности к учебному предмету «Ансамбль» с 4-7 класс.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1.Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Необходимым условием для успешного обучения по предмету "Ансамбль" (фортепиано в 4 руки) является формирование правильной посадки за инструментом обоих партнеров, распределение педали между партнерами (как правило, педаль берет  ученик, исполняющий 2 партию).

Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения разножанровоймузыки.

        Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.

         Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа.

         Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.

        Важной задачей преподавателя в классе ансамбля  должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры  становятся совместные регулярные репетиции  с преподавателем и без него.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре.

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.

Помимо ансамблей для фортепиано в 4 руки (с которых удобнее всего начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для двух фортепиано в 4 руки.

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

С учетом того, что образовательная программа «Фортепиано» содержит одновременно три предмета, связанные с исполнительством на фортепиано - «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» - учащийся должен разумно распределять время своих домашних занятий. Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над точностью педализации, над общими штрихами  и динамикой (там, где это предусмотрено).

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Список  рекомендуемых нотных сборников

  1. Альбом фортепианных ансамблей для ДМШ. Сост. Ю. Доля/ изд. Феникс, 2005
  2. Ансамбли. Средние классы. Вып.6 / изд. Советский композитор, М.,1973
  3. Ансамбли. Младшие классы. Вып.2 / изд. Советский композитор, М.,1976
  4. Барсукова С.     " Вместе весело шагать" / изд. Феникс, 2012
  5. За клавиатурой вдвоем. Альбом пьес для ф-но в 4 руки. Сост. А. Бахчиев, Е. Сорокина / М., Музыка, 2008
  6. Играем с удовольствием. Сборник фортепианных ансамблей в 4 руки/ изд. СПб  Композитор, 2005
  7. Играем вместе. Альбом легких переложений в 4 руки / М., Музыка, 2001
  8. Сборник ансамблей для фортепиано в 4 руки «Знакомые мелодии» часть1. Переложение Т.Дриз г. Ульяновск 2006
  9. Сборник ансамблей для фортепиано в 4 руки «Знакомые мелодии» часть2. Переложение Т.Дриз г. Ульяновск 2006
  10. Н. Смирнова Ансамбли для фортепиано в четыре руки / изд. Феникс, 2006
  11. Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля/ сост. Лепина Е. Композитор. СПб, 2012
  12. Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Младшие классы ДМШ. Сост. Н.Бабасян.М., Музыка, 2011
  13. Хрестоматия фортепианного ансамбля. Музыка, М.,1994
  14. Хрестоматия фортепианного ансамбля. Вып. 1, СПб, Композитор, 2006
  15. Хрестоматия по татарской фортепианной музыке часть 1. издательский дом «Яналиф», Казань 2002г.
  16. Школа фортепианного ансамбля. Сонатины, рондо и вариации. Младшие и средние классы ДМШ.Сост. Ж. Пересветова / СПб, Композитор, 2012

2.Список рекомендуемой методической литературы

Готлиб А.                           Заметки о фортепианном ансамбле /

Музыкальное исполнительство. Выпуск 8. М.,1973

Готлиб А.                    Основы ансамблевой техники. М.,1971

Готлиб А.           Фактура и тембр в ансамблевом произведении. /Музыкальное искусство. Выпуск 1. М.,1976

Лукьянова Н.                   Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство,

                                         педагогика // Фортепиано. М.,ЭПТА, 2001:  № 4

Тайманов И.                    Фортепианный дуэт: современная жизнь жанра /

                                ежеквартальный журнал "Пиано форум"  № 2, 2011,

ред. Задерацкий В.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу биологии "Бактерии. Грибы. Растения" для 6 класса (по программе В.В.Пасечника)

Предлагаемая программа общеобразовательного уровня предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, нача...

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся 10-11 классов

Рабочая программа по физической культуре  составлена на основе:- Федерального компонента государственного стандарта среднего(полного) общего образования по физической культуре, утвержденног...

Рабочая программа к учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 – 11 классов в МОУ СОШ №16 на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу ОБЖ в МОУ  СОШ №16  г. Серпухова составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три...

Рабочая программа по учебному курсу «Зеленая лаборатория» 6 «А», 6 «Б» классы на 2014-2015 учебный год

Программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования, руководствуясь содержанием примерной программы основного общего образования п...

Пояснительная записка к рабочей программе ФГОС учебного предмета «История (История Древнего мира)» для 5 классов (базовый уровень) на 2016–2017 учебный год.

Пояснительная записка  составлена к рабочей программе ФГОС изучения учебного предмета "История (История Древнего мира)" для 5 классов по учебнику  авторского коллектива в составе:  Вига...

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся 1-4 класса составлена на основе комплексной программы физического воспитания 1-4 классы. Авторы: В.И.Лях, А.А.Зданевич

Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохране...

Рабочая программа по учебному предмету Профильный труд «Швейное дело» 5 – 9 класс девочки, адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью, вариант 1.

Рабочая программа  по профильному труду составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...