Кино и музыка - 6 класс
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему

Корниенко Елена Михайловна

Разработка урока на тему "Кино и музыка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kino_i_muzyka_-_razrabotka_uroka_6_klass.docx66.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Маршальская средняя общеобразовательная школа»

Разработка  открытого урока

на тему «Кино и музыка»,  6 класс

учитель музыки: Корниенко Е.М.

_____________________________________________________________________________

Цель  урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.

Задачи: 

направленные на достижения личностных результатов:

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
  • формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
  • развитие вокально-хоровых навыков;
  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой

направленные на достижения метапредметных результатов:

  • освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
  • размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения.

направленные на достижения предметных результатов:

  • осознание значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении;
  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.
  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов и заданий.

Формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая.

Тип урока: открытие новых знаний.

Техническое оснащение: проектор, компьютер, электронные носители с презентациями, фортепиано.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:
1. В. Савельев «Мир, в котором ми живём» - исполнение.
2. Музыка и искусство – беседа, презентация.
3. Музыкальная викторина «Музыка и кино».
4. Фрагменты из к/фильма.

1. Организационный момент (1 минута).

(Звучит фрагмент песни «Мир, в котором мы живем».)

Вход детей в класс. Построение класса. Музыкальное приветствие.

Дыхательная гимнастика

Упражнение №1.

Выпрямить спину, расправить плечи, глубокий ровный вдох носом, кратковременная задержка дыхания, ровный медленный выдох (через рот). Повторить упражнение 2 – 3 раза.

Упражнение №2.

Глубокий медленный вдох носом, задержка дыхания, выдох производится понемногу резкими рывками, активно работая диафрагмой. Повторить упражнение 2 - 3 раза.

Упражнение №3.

Вдох резкими рывками носом, задержка дыхания, медленный ровный выдох через рот. Повторить упражнение 2 - 3 раза.

Упражнение №4.

Надуваемся как шар: глубокий вдох, одновременно разводим руки как бы показывая увеличивающийся шар, задержка дыхания и очень медленный выдох опуская руки (шарик медленно сдувается). Повторить упражнение 2 - 3 раза.

Артикуляционная гимнастика

Упражнение №1.

«Футбол»: при закрытом рте языком натягиваем по очереди щеки.

Упражнение №2.

Натягиваем верхнюю губу на верхние зубы, затем нижнюю – на нижние, и по очереди.

Упражнение №3

Вытягиваем губы вперед «в трубочку» и, затем, растягиваем в широкой улыбке.

Распевание:

Повторение темы прошлого урока (5 минут).

Учитель: Наш урок я хочу начать  необычно.

Учитель: Мы отправимся с вами в удивительное волшебное путешествие и поэтому, сегодня, я предлагаю работать под таким девизом: «Учитесь думать, объяснять, учитесь мыслить!» (слайд 1) Кто согласен, поднимите руку!

Но для того, чтобы отправиться в путь нужно вспомнить, где мы были на прошлом уроке и что нового мы узнали? Перед вами лежит кроссворд на тему «Музыкальные инструменты». Вы должны решить его в течение 5 минут.

Запишите в тетрадь в нужном соответствии предложения. (Слайд 2)

Учитель: А  что нового вы узнали на прошлом уроке? Чтобы это выяснить хорошо ли вы это усвоили, мы проведем небольшой  блиц опрос:

  1. Профессия человека, сочиняющего музыку?
  2. Первооткрыватели «движущихся фотографий»?
  3. Что такое «балет»?
  4. К какой музыке - вокальной  или инструментальной относится симфония?
  5. Кто такой «тапер»?
  6. Бас – это мужской или женский голос?
  7. Спектакль, в котором все действующие лица общаются  только посредством музыки, пения?
  8. День рождения звукового кино?
  9. Назовите группы инструментов, входящих в состав симфонического оркестра?
  10. Что такое вальс?
  11. Какой инструмент был любимым у И.С.Баха?
  12. Назови фамилии композиторов, которые писали музыку к кинофильмам.
  13. Что такое романс?
  14. Какое произведение было написано Л. Хамиди?
  15.  Что такое музыкальный портрет? (Ответ)

Учитель: Что такое музыкальный театр?

Дети: Музыкальный театр – это мир волшебства, мир удивительных историй, мир в котором живёт музыка.

Учитель: На какие вопросы вы не смогли ответить? Что их объединяет?

Ответы детей и определение темы урока (слайд 3).

Запись в тетради темы урока.

Учитель: Мы не зря сегодня начали наш урок с красивой песни «Мир, в котором мы живём».
Да, мир окружающий нас действительно очень красив. А давайте, попробуем разобраться что делает его красивым?
ДЕТИ: Природа, музыка, красота зданий, хорошие человеческие отношения и тд.
УЧИТЕЛЬ:  Да, совершенно верно, всё это делает нашу жизнь красивее, интереснее и невозможно себя представить на земле, где нет природы, где нет красивых картин, зданий. А кто знает, как называются одним словом музыка, живопись, литература, хореография?
ДЕТИ: Искусство.
УЧИТЕЛЬ:  Правильно, искусство. А смог бы человек жить не рисуя, не строя, не сочиняя стихи, музыку?
ДЕТИ: Нет.
УЧИТЕЛЬ: А почему?
ДЕТИ: Это потребность человека творить красоту.
УЧИТЕЛЬ: А как вы думаете, какой из видов искусства самый доступный для человека?
ДЕТИ: Музыка.
УЧИТЕЛЬ: А почему? Ведь стать художникам, поэтом, балериной, скульптором, артистом композитором для этого нужен талант, желание, нужно этому учиться. Но я согласна с вами, что музыка самый доступный вид искусства. И всё же, почему?
ДЕТИ: Потому, что петь можно, когда и где тебе захочется.
УЧИТЕЛЬ: Молодцы! А теперь скажите мне, а с какими видами искусств еще связана музыка?
ДЕТИ:  Хореография, опера, театр,  литература, живопись, скульптура, народное творчество, спорт, реклама и тд.
УЧИТЕЛЬ: Молодцы! Я Вам приготовила небольшой фрагмент, который показывает, как связаны между собой сразу несколько видов искусств. Вы сейчас посмотрите, послушаете и скажите, какие это виды искусства, хорошо? (фильм 1) (Фрагмент балета" Лебединое озеро" Чайковского и стихотворение Маргариты Алигер «Танец маленьких лебедей»)

В беспросветные дни осенние
И в трескучий лютый мороз,
После грозного потрясения,
Злых обид и чёрных угроз,
Вдруг почувствуешь: легче дышится.
И внезапно в душе твоей
Ни с того, ни с сего послышится
Танец маленьких лебедей.

Дали дальние в добром лепете.
Клёкот близится и растёт.
И на что тебе эти лебеди?
И дался тебе их полёт!
Хоть и маленькие, а смелые!
Слушай жадно и - молодей,
Думу думая, дело делая,
Танец маленьких лебедей.
Помогая ходу Истории,
Пробуждая совесть и честь,
Героические оратории 
И симфонии в мире есть.
Но меж ними, храня и милуя,
Беззаветно любя людей,
Существует улыбка милая -
Танец маленьких лебедей).
ДЕТИ: (отзывы детей поэзия, хореография и музыка).
УЧИТЕЛЬ: Я хотела бы Вам сейчас показать ещё один фрагмент, где так же связаны несколько видов искусства и ещё что-то, а вы должны сами догадаться и рассказать нам об этом. (Фрагмент из муз сказки «Мама») (фильм 2)

ДЕТИ: отвечают, что здесь связаны между собой сказка, музыка, танец и спорт, фигурное катание.
УЧИТЕЛЬ: Молодцы, скажите, а как часто мы с вами ходим в театр, на концерт, на балет?
ДЕТИ: отвечают.
УЧИТЕЛЬ: не очень часто, но это не значит, что мы с вами вообще никогда не видели всего этого. А кто или что помогает нам, не выходя из дома всё это узнать?
ДЕТИ: ответы подводятся к выводу о TV.
УЧИТЕЛЬ: Да, конечно же, телевиденье. А что мы с вами чаще всего смотрим дома?
ДЕТИ: ответы.
УЧИТЕЛЬ: Правильно, мультфильмы, кинофильмы.

Учитель: На свете существует множество прекрасных искусств – искусство танца и изобразительное искусство, литература и музыка, театр и поэзия. Эти прекрасные искусства существуют уже многие тысячи лет. Недавно среди них появилось и ещё одно – искусство кино. Кино совсем ещё малыш – ему всего чуть больше ста лет! Но этот малыш родился на свет под счастливой звездой – ведь все просто обожают его! Давайте познакомимся с ним поближе.

УЧИТЕЛЬ: А кто из вас знает, как появилось кино и как называется первый фильм?
ДЕТИ: ответы (фильм 3)

Учитель, ученик с сообщением + презентация:

УЧИТЕЛЬ: А какие фильмы бывают?
ДЕТИ: ответы (комедия, фантастика, приключения,  исторические и тд.) Сообщение детей на тему: «Жанры в кино».

УЧИТЕЛЬ:В каждом к/фильме и мультфильме есть музыка, а как вы думаете какое отношение имеет к к/ф. музыка, для чего она в них нужна?
ДЕТИ: ответы.
УЧИТЕЛЬ: Правильно, чтобы убедиться, что это так, мы сейчас попробуем с вами по музыке вспомнить фильм и  его название.
(МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА)

ДЕТИ: ответы

Учитель: Перед вами лежат листки бумаги, на которых в последовательности расположены вопросы. Просмотрите их.  В процессе просмотра и прослушивания фильма – презентации вам необходимо вписать ответы в таблицу. Будьте внимательны.

Самостоятельная работа с самопроверкой. Тестовое задание

1.Где зародилось кино?

А) Польша        Б). Индия        В). Франция

2. Название первого в мире фильма

А). «Отправление парохода» Б).  «Прибытие поезда»

В). «Полет самолета»

3.В каком веке зародилось звуковое кино?

А) 20        Б) 17        В) 21

Обобщение: Музыка связана со всеми видами искусства и не только, она связана со всей нашей жизнью. Интересно было бы смотреть детский спектакль без музыки, а выступление фигуристов, а мультфильм, а кино? Конечно, нет. Музыка связана с жизнью человека и без неё она была бы скучна и Учитель: А сейчас дополнение к новой теме.  Маленькая презентация «Композиторы для кино."  Это будет Д/з к следующему уроку:  Выбрать любого композитора и сделать проектную работу на эту тему.
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ.
УЧИТЕЛЬ: Вы все сегодня очень хорошо потрудились и поэтому, на память о сегодняшнем уроке я приготовила вам небольшой сюрприз (детям дарятся на память смайлики).

 

http://forums.drom.ru/attachment.php?attachmentid=3703625&d=1375699071&thumb=1

Самоанализ урока

6 класс. Тема: «Кино и музыка».

Замысел урока -  отражение педагогической проблемы – «Синтез искусств: музыка, литература, живопись, кино, театр».

Причина замысла урока в том, что любое явление в жизни, может быть отражено в искусстве – различными средствами выразительности.

Цель урока - расширение и углубление нравственно-эстетических впечатлений от поэтического слова, музыки и живописи.

На протяжении урока звучали стихи и произведения изобразительного искусства в сопровождении музыкальных произведений, были показаны отрывки из видеофильмов. Я считаю, что в таком объединении, эти произведения искусства наиболее ярко воздействовали на учащихся. Это подтверждает их эмоциональная отзывчивость, присутствующая на уроке.

Для достижения поставленной цели были определены задачи урока:

  • Формирование целостного представления о неразрывной связи различных видов искусств;
  • Усвоение и специфика музыкального языка;
  • Представление о собственной причастности к событиям минувшего.

Задачи урока были направлены на формирование следующих знаний, умений, навыков:

  • Развитие творческой фантазии;
  • Навыки иллюстрации музыкального произведения;
  • Навыки музыкально-хорового исполнительства;
  • Умение содержательной ориентации в понятиях;

Для достижения целей и задач урока были использованы следующие методы и приемы.

Приемы работы:

  • Средства речевого взаимодействия учителя и учащихся (открытая беседа и диалог);
  • Обсуждение проблемы;
  • Выразительное чтение и описание произведений искусства;
  • Эмоциональное воздействие учителя на учащихся.

Основным, считаю проблемный, поисковый метод, который в отличие от императивного (информационного, который тоже имел место на уроке), создает на уроке заинтересованную деятельность учителя и учащихся в процессе познания истины.

Проблемный метод позволяет детям не только осознать, но и почувствовать творческую задачу. Творческие задачи решаются оптимально, когда проблема становится нравственно-эстетической ситуацией. Нравственно-эстетические ситуации возникают в результате целенаправленной постановки заостренных жизненных проблем.

На уроке была организована реальная учебная деятельность.

Деятельность на уроке сочетала два вида: познавательную и эвристическую.

Эвристический процесс имеет ценность, как способ развития личности. Проявляется этот процесс в художественном восприятии произведения. Восприятие является процессом мышления и переживания. Творчество в свою очередь, процесс переживания и созидания. Поэтому, восприятие -  это вид эвристической деятельности.

Основой художественного восприятия является жизнь. Для достижения продуктивного уровня восприятия, урок должен вызвать восхищение, удивление (удивление – источник познания), эмоционально заряжать и духовно просветлять.

Я думаю, что исполнительская деятельность – эмоционально разрядила проблемные ситуации, созданные на предыдущих этапах урока. Дети с удовольствием исполняли песню.

Особое место на уроке было отведено рефлексии учебной деятельности. Каждый этап, каждое задание – имели свои выводы и результаты.

Ученики самостоятельно графически модулировали целостную художественную форму – конструкцию в процессе восприятия музыки.

Во-первых, была видна, как индивидуальная, так и групповая, общая коллективная деятельность.

Во-вторых, решалась учебная задача, при которой усваивался общий способ действия.

Этот урок не надуманный, он был проведен реально.

Я считаю, что урок удался, достиг цели, благодаря сочетанию выбранных методов, форм и приемов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый обобщающий урок по теме "Всё о кино" в 11 классе

Урок разработан  мною самостоятельно, с использованием  дополнительной литературы из методических журналов, интернет ресурсов (оболчка презентации в формате игры), применён личный оп...

Обобщающий урок французского языка по теме "Кино" в 9 классе

Данная разработка может быть использована для проведения обобщающего урока по теме "Кино" на уроке французского языка....

Урок с элементами сингапурской системы обучения по теме "Кино" в 11 классе по УМК Кузовлева В.П.

Тип урока  -  урок систематизации и обобщения знаний и умений. На уроке обобщаются  и систематизируются знания по истории кинематографии, активизируется  речевая деятельность учащи...

Музыкальная гостиная "Кино и музыка едины", посвященная композитору Александру Зацепину

Данная разработка использована во внеклассном мероприятии "Музыкальная гостиная" в рамках Декады Наук, посвященной году Кино....

Разработка урока музыки для 5 класса по теме "Кино и музыка"

Разработка урока музыки для 5 класса по теме "Кино и музыка"....

Музыка кино 5-6 класс

Музыка в кино. 5, 6 классТема: Музыка в киноЦель и задачи: Образовательная: Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и кинематографического искусств; учить у...