Статья " МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЁНКА"
статья по музыке на тему

Смирнова Екатерина Юрьевна

 " МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЁНКА. ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА"
    Материал будет полезен для музыкальных руководителей детских садов, воспитателей и родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnaya_igra_v_zhizni_rebyonka.doc56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                    МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЁНКА

« Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития … Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» 
                                                                               В. А. Сухомлинский

В Музыкальной игре дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи — ритм, динамику, темп, высоту.

Игра, по утверждению психолога Г.С. Тарасова, это эмоциональная непосредственность мотивов, устремленность к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребенка.

В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребенка можно рассматривать в трех аспектах.

Первый аспект — физиологический, связан с исследованиями В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, Сеченова, И. Р. Тарханова и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.

Второй аспект – психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.

Третий аспект — педагогический. Посредством музыки у ребенка воспитывается  способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

В музыкальной игре дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи — ритм, динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития.

Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера.

Гиперактивные дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга.

Цели и задачи музыкальной игры.

Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку. В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания, все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки. Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

Коррекционные:
• развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической
мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата,
свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации
движений и нормализация их темпа и ритма;
• формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

Оздоровительные:
• укрепление сердечно — сосудистой, двигательной систем,
костно-мышечного аппарата;
• развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
• развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);
• развитие быстроты двигательной реакции.

Образовательные:
• обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
• развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
• формирование умственных умений и действий.

Воспитательные:
• воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
• эстетическое отношение к окружающему;
• развитие чувств, эмоции высшего порядка.

Развивающие:
• Познавательную активность;
• Устойчивый интерес к действованию;
• Саморегуляцию и самоконтроль;
• Внимание, память, мышление;
• Ориентировку в пространстве.

                   

            Педагогическая направленность музыкальных игр.

Существуют разнообразные классификации музыкальных игр. А. Метлов с воспитательной точки зрения выделил игры с пением. С помощью этих игр педагог развивает у детей музыкальный слух, голос, чувство ритма и умение правильно передавать мелодию. Для воспитания у детей художественного вкуса, радостных эмоций им было предложено проведение в детском саду игр-сказок. Н. А. Ветлугина научными исследованиями в области развития музыкально-сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально-дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки.

И.Л. Дзержинская рассматривала игру как средство педагогического воздействия в условиях приобщения малышей до трех лет к разным видам музыкальной деятельности. Б. Раевская, С. Руднева, Т. Соболева, З.Ушакова разработали музыкально- ритмические игры, которые направлены на всестороннее развитие музыкальности детей. А именно: развитие эмоциональности, чувства ритма, воображения, восприятия, ощущение музыкальной формы.

A. Макшанцева предложила новую форму музыкальных игр – игры-забавы. Они способствуют правильному физическому развитию детей, нормальному функционированию опорно-двигательного аппарата.

.

Игры-драматизации, театрализованные игры, народные игры в последние десятилетия чаще стали использоваться в работе массовых и коррекционно-образовательных дошкольных учреждений.

Все музыкально — развивающие игры можно разделить на группы:
Первая группа — игры на развитие внимания.
Вторая группа — игры на развитие памяти.
Третья группа — игры на развитие мышления.
Каждая из групп имеет педагогическую направленность.

Игры первой группы развивают свойства внимания: наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематический и речевой слух.

Игры второй группы осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, образно-слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти.

Игры третьей группы содействуют развитию умственных действий — сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.

Все игры имеют свои побудительные мотивы, определенные способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила.

По форме проведения игры подразделяются на:
— статические (стоя или сидя);
— хороводные игры;
— речедвигательные игры;
— игры — шутки;
— игры-песни;
— артикуляционные игры;
— игры — забавы;
— ритмические игры;
— музыкально — дидактические игры.

Статические игры развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.

Подвижные игры с правилами развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности.

Игры с речью развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.

Игры — шутки активизируют слуховое восприятие, формируя фонематический слух и все стороны музыкально- слуховых представлений.

Игры — песни развивают функции голосообразования свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания.

Артикуляционные игры укрепляют мышцы языка, зева, губ, щек, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти.

Игры — забавы побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности.

Игры — загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к осознанным умственным и практическим действиям.

Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.

Основное назначение музыкально- дидактических игр – это формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Развивающие игры рекомендуется проводить во всех частях музыкального занятия: в начале, середине, в конце, чтобы распределить равномерно эмоционально — психологическую нагрузку разных видов музыкальной деятельности, предупредить мышечную усталость и поддержать действенный интерес ребенка.

Игры – приветствия

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты, минимум движений, мелодия, состоящая из мажорных звуков, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Игра — приветствие для детей 5-7 лет «Здравствуйте»

Цель: Технически скоординировать движения по кругу, развить слуховое внимание, настроить на эмоциональный климат на занятии.

Правила: Дети становятся в 2 круга: мальчики в кругу, девочки за кругом.

Мы заводим круг, круг, (идут по кругу в противоположные стороны)
Каблуками стук, стук, ( притопы ногами в движении)
Покружились, покружились, осторожно (кружатся на месте)
А теперь остановились,( останавливаются так, чтобы оказаться лицом
                                           к лицу с парой из противоположного круга)
Вот и поздоровались —
Здравствуйте!                (3 хлопка в ладоши.)

Коммуникативная игра-приветствие для детей младших групп «Здравствуйте» Картушиной.

Цель: Развитие слухового внимания, побуждение детей к воспроизведению звуков с показом движений, настроить на эмоциональный климат на занятии.

Правила: Дети становятся в круг, либо сидят на стульчиках.

Здравствуйте, ладошки!
Хлоп-хлоп-хлоп! Хлопают.
Здравствуйте, ножки!
Топ, топ, топ! Топают.
Здравствуйте, щечки!
Плюх-плюх-плюх! Указательным пальцем трогают щёчки
Пухленькие щечки!
Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки!
Чмок, чмок, чмок! Поцелуйчики
Здравствуйте, зубки!
Щелк, щелк, щелк! Щелкают зубками
Здравствуй, мой носик!
Бип, бип, бип! Трогают носик пальчиком
Здравствуйте, гости!
Привет! Машут руками.

Коммуникативная игра для детей младшей, средней групп

«Доброе утро!»

Цель: развить слуховое внимание, обучение детей интонированию звуков с показом движений, настроить на эмоциональный климат на занятии.

Правила игры: Дети стоят в кругу, по тексту выполняют движения.

Доброе утро! Поворачиваются друг к другу.
Улыбнись скорее! Разводят руки в стороны.
И сегодня весь день
Будет веселее. Хлопают в ладоши.
Мы погладим лобик, Выполняют движения по тексту
Носик и щечки,
Будем мы красивыми, Постепенно поднимая руки вверх,
Как в саду цветочки! Выполняют фонарики.
Разотрем ладошки — Движения по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем,
И здоровье сбережем!
Улыбнемся снова –
Будьте все здоровы! Разводят руки в стороны.

Использование русских народных (подвижных) игр в детском саду.

В детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Кто придумал эти игры? Когда они возникли? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и называются – народными.

Педагоги высоко оценивают значение народных игр. Так, П.Ф. Лесгафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования. К.Д. Ушинский считал эти игры наиболее доступным “материалом” для детей.

Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образ в игре не статичен. Случай, событие, которое составляет игру, ребенок эмоционально переживает.

В структуре выделяется единая цель и одноплановость действия, что создает классическую простоту народной игры. Народные игры имеют так же игровой зачин (считалка, жеребьевка). Он вводит ребенка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей. Не надо забывать, что считалка – это и проявление словесного детского творчества.

Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой (Г.С. Виноградова указывает на игровые песни как содержание игры). В младенческих играх трудно различить, где кончается песня и начинается игра. Песня постепенно переходит в подвижную игру.

Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в «Жмурки», «Кошки-мышки» и другие игры охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста.

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными, «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

Приведу примеры игр-хороводов( с движениями):
1.Каравай ( младший возраст)
2. Раздувайся пузырь ( младший)
3.Заинька-горностаинька. ( младший)
«Заинька- горностаинька. Некуда заиньке выскочить…
4.Кот Васька. («Ходит Васька серенький, хвост пушистый, беленький…»
5.Дрёма («Сидит Дрёма…сидит Дрёма посреди кружочка…) Старший возраст
6.Дударь ( «Дударь,Дударь, Дударище. Старый старый, старичище….) Старший возраст.

Музыкально-ритмические игры

1.Игра с бубном для малышей (« Я по комнате хожу. Деток я не нахожу…)
2.Огуречик( младший)
3.Мышки и кот ( муз.Коротаевой) 4.Хитрый кот.( младший)
4.Воробушки и автомобили.
5.Солнышко и дождик» ( младший)
6. Медведь во бору.( средний)
7.Замри( старший)
8.Угадай, кто позвал?
9.Лягушки и аист.(старший)
10. Сапожник.( р.н.) «Дети,дети, вы куда идёте?... ( Старшая, подготовительная гр.)
11. Игра с Дедом Морозом «Ты мороз, мороз, мороз, не показывай свой нос…от Мороза убежали.» ( средний)    и др. игры….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в жизни ребёнка

содержание игр с детьми дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Значение подвижной игры в жизни ребёнка»

Если спросить ребенка о том, что он больше всего любит делать, он ответит – играть! Дети играют и дома, и в детском саду. Им хочется играть всегда и везде, но больше всего они любят, когда взрослые иг...

Буклет Познавательные игры "Игра в жизни ребёнка"

 Познавательное развитие детей осуществляется в игре.   Дети младшего дошкольного возраста проявляют активный интерес к предметам и явлениям, которые их окружают, однако в силу н...

Роль игры в жизни ребёнка. Как игра влияет на развитие психики детей.

С помощью игры ребёнок узнаёт окружающий его мир,  воспроизводит логически реальные действия людей, а также учиться моделировать реальные отношения между  людьми, познаёт социальные отношени...

Консультация для родителей "Игра в жизни ребёнка"

Игра- ведущая деятельность,в которой формируется его личность. Игра позволяет ребёнку ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предмето, а так же через игру можно знакомить с рас...

консультация для родителей роль музыкального воспитания в жизни ребёнка

Роль музыки в жизни современного ребенка Принципы приобщения ребёнка к музыкальной деятельности...

«Игра в жизни ребёнка с расстройствами аутистического спектра»

Рекомендуется для родителей, педагогов, психологов...