Рабочая программа по предмету "Музыка" 7 класс
рабочая программа по музыке (7 класс) по теме
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 классов общеобразовательных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 269.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол №______ от “____” ________ 2017 г. руководитель МО:_______ | ПРИНЯТО на заседании ШМС протокол № от “____” ________ 2017 г. председатель ШМС | УТВЕРЖДАЮ директор школы-интерната _________Резвина И.В. Приказ № от“__” __________ 2017 г. |
Программа учебного предмета
«Музыка»
Классы: 7 Уровень: базовый Учитель: Малханова С.Б. Учебный год: 2017 – 2018 уч.г. |
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 классов общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными идеями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, с учётом авторской программы по музыке – «Музыка – 5-7 классы» авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Москва. «Просвещение». 2016 г.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) | |
СанПиН, 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса) | |
Приказ МО и науки РФ от 31.03.2014 № 253, «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017 – 2018 год» | |
Приказ Департамента образования ЯНАО «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, реализующих программы общего образования от 11.05.2006 года № 500» № 1012 от 17.06.2011 г. | |
Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сеяхинская школа-интернат», Приказ №288 от 01.09.2016г. | |
Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сеяхинская школа-интернат», 2017 – 2018 учебный год, Приказ №288 от 01.09.2016г. |
Цель массового музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры — наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов в их взаимодействии с произведениями других видов искусства).
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
- развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
- воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
- освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире - художественного) образа общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.
Общая характеристика учебного предмета "Музыка".
Содержание обучения ориентировано на стратегию целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию школьника.
В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания новые технологии общего музыкального образования.
В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановлена эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
Реализация программы по учебному предмету «Музыка» проводится в урочной форме. Содержательными формами проведения урока могут быть: урок-путешествие, урок-прогулка, урок-экскурсия, урок-диалог, урок-ролевая игра, урок-концерт, урок-спектакль, урок-викторина, урок-презентация, урок-импровизация и другие.
Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей художественно-эстетического и практико-ориентированного содержания учебного предмета «Музыка». Методы обучения делятся на две группы: общепедагогические и специальные методы музыкального обучения и воспитания.
К общепедагогическим методам, применяемым на уроке музыки, относятся следующие:
-проблемно-поисковый;
-исследовательский;
-творческий (художественный);
-метод учебного диалога;
-наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация);
-игровой и др.
Специальные методы музыкального обучения и воспитания определяются конкретным видом учебной деятельности школьников на уроках музыки. К ним относятся следующие методы:
-развития навыков хорового и сольного пения (А. В. Свешников, В. Попов, В. Соколов, Т.А. Жданова, К.К. Пигров (метод «внутреннего видения» – воспроизведения в сознании);
-обучения музыкальной драматургии, интонационно-стилевого постижения музыки, моделирования художественно-творческого процесса, художественного контекста);
- развития навыков инструментального музицирования (методы импровизации, К. Орфа, усложнения творческих заданий);
- формирования навыков элементарного сольфеджирования (П. Вейс, Ж. Шеве, М. Румер, Г. Струве);
- активизации деятельности школьников (выбора сферы активности учащихся, поэтапного вовлечения в творческую деятельность).
В соответствии с базисным учебным планом в 7 классах на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчёта 1 час в неделю).
Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:
- развивающее обучение; |
- личностно-ориентированное обучение; |
- дифференцированное обучение; |
- групповая (коллективная) учебно-познавательная деятельность; |
- дидактические игры. |
Результаты освоения программы
Предметными результатами занятий по программе «Музыка» являются:
• устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира;
• освоение/присвоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;
• знание основных закономерностей музыкального искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
• ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи.
Метапредметными результатами изучения музыки являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
• сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;
• работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
• умение участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении
различных задач.
Личностными результатами изучения музыки являются:
- развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Требования к уровню подготовки учащихся
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
• понимать роль музыки в жизни человека;
* совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор—исполнитель—слушатель);
• эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои
предпочтения в ситуации выбора;
• понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
• иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
• знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
• исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
• творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
• использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
• проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные,
концерты для младших школьников и др.);
• выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
• иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в
отечественной культуре и за рубежом;
• совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Структура учебного курса музыка. 7 класс
№№ | Раздел | Примерное кол-во часов |
11 | Особенности драматургии сценической музыки. | 16 |
22 | Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. | 18 |
3 | Итого: | 34 |
Содержание программы предмета «Музыка» 7 класс
Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической музыки »16 часов.
Урок 1. Классика и современность. (1ч) Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.
Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).
Урок 2-3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин- новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля .(2ч)
Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.
Урок 4-5. «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны». (2ч)
Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.
Урок 6-7. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. (2ч)
Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете.
Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».
Урок 8 .«Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов». (1ч)
Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.
Урок 9. В музыкальном театре. Опера «Порги и Бесс». Дж.Гершвин. Обобщающий урок 1 четверти
Музыкальная викторина Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .(2 ч)
Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
Урок 10. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ».(1 ч)
Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
Урок 11-12. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора».(2ч)
Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.
Урок 13. « Сюжеты и образы духовной музыки. (1ч)
Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».
Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.
Урок 14. «Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». (2ч)
Вечные темы. Главные образы. Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность).Средства драматургического развития музыкальных образов.
Урок 15 . «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» . (1ч) Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки;
Урок 16. «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». (1ч) Обобщающий урок 2 четверти. Проверочная работа
Образы «Гоголь-сюиты. Музыканты – извечные маги…».
закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий.
Тема II полугодия:
Мир образов камерной и симфонической музыки - 18 часов
Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки
Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Урок 17-18. «Музыкальная драматургия – развитие музыки». Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка. (2ч)
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.
Урок 19-20. «Камерная инструментальная музыка. Этюд ,транскрипция». (2ч)
Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и Ф. Бузони;
Понятие «транскрипция», «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.
Урок 21 – 22. «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке». (2ч)
Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».
Урок 23. Сонаты. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховена. (1ч)
Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великого композитора - Л.ван Бетховена
Урок 24. Соната№2 Прокофьева. Соната №11 Моцарта. (1ч)
Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.
Урок 25 «Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.-А.Моцарта». (1ч)
Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»
на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанресимфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.
Урок 26. Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта.
Симфония №5 Л.Бетховена. Обобщающий урок 3 четверти. Музыкальная викторина
Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений
Урок 27- 28. Симфонии русских композиторов. Симфония №1(«Классическая») С.Прокофьева. Симфония № 5 Чайковского. Симфонии советских композиторов.
Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича (2ч)
Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений
Урок 29. «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси». (1ч)
Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.
Урок 30. «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна». (1ч)
Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.
Урок 31. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».(1ч)
Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина.
Урок 32-33. «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит!». (2ч). Итоговая контрольная работа
Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов учащихся.
Урок 34. Обобщение материал Итоговый урок года. Урок-концерт. Обобщение фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.
Учебно-тематическое планирование 7 класс
№ | Тема раздела | Тема учебного занятия | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата | Корректи-ровка | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
1 | «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» ( 16 часов) | «Классика и современность» ( уч. Стр. 6-7) | Прослушивание: С.Прокофьев «марш» ( из оп. «Любовь к трем апельсинам») П.Чайковский «Па-де-де» ( из балета «Щелкунчик») Дж.Гершвин «Колыбельная Клары» ( из оп. «Порги и Бесс») Записи «Битлз», Э.Григ «Утро» Ф.Шуберт «Аве, Мария» | Знать нити связывающие музыку прошлого с современностью | Р: самостоятельно определять стиль музыки. П: ориентироваться в муз. терминах. К: знать новые версии и интерпретации муз. классических произведений. | Уважительно относиться к «Серьезной» и «Легкой» музыке. | |||
2 | «В музыкальном театре. Опера» ( уч. Стр. 8-11) | Прослушивание: М.Глинка опера «Руслан и Людмила» -увертюра. Расширить и углубить понятие оперы | Четко определять тесную связь различных жанров искусств в опере. | Р: самостоятельно определять эмоциональный строй и муз. язык главных героев в опере. П: знать жанры оперы ( эпические, лирические, комические, драматические, сказочные, исторические, героические, бытовые). К: знать значение оркестровых эпизодов. | Научиться понимать оперное искусство. | ||||
3 | «Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Опера М.Глинки «Иван Сусанин» ( уч. Стр. 12-17) | Прослушивание: М.Глинка «Каватина и рондо Антониды» «Вальс», «Полонез», «Краковяк», «Мазурка» «Песня Вани», «Романс Антониды», «Ария Сусанина», «Хор «Славься!» - фрагм. из оперы «Иван Сусанин» Углубить знания в жанре истиорико-эпическо-героической оперы. | Знать, как драматургия оперы помогает раскрыть патриотические чувства народа. | Р: самостоятельно определять интонационную выразительность музыки хора «Славься!». П: четко определять кульминационную сцену оперы. К: знать составные части оперы. ( интродукция и эпилог) | Уважать патриотические чувства русского народа. | ||||
4 | Русская эпическая опера. А.Бородин «Князь Игорь» ( уч. Стр. 18-25) | Прослушивание: А.Бородин фрагм из оп. «Князь Игорь»: «Солнцу красному Слава!» «Ария князя Игоря» «Половецкие пляски» «Плач Ярославны» «Хор «Улетай на крыльях ветра» Продолжить знакомство с героической оперой. | Продолжить знакомство с героической оперой. | Р: самостоятельно определять выразительные муз.средства использованные в песне «Плач Ярославны» П: знать интонационно-жанровые особенности построения музыки К: уметь описывать женские образы на картинах различных художников. | Вдумчиво относиться к опере и сопоставлять исторические события происходившие в России. | ||||
5 | «В музыкальном театре. Балет. ( уч. Стр. 26-29) | Прослушивание: П.Чайковский фрагменты из балетов Дать понятие балета, как музыкально-драматического произведения | Знать роль хора в балета «Ярославна». ( драматическая роль -поясняющий текст от автора) | Р: самостоятельно определять вид и тип танца: классический, характерный, кордебалет, пантомима. П:четко знать муз. термины. К: знать роль музыки в балете. | Научиться понимать сложные внутренние взаимоотношен. Действующих лиц выраженные в танце. | ||||
6 | «Балет Б.Тищенко «Ярославна» ( уч. Стр. 30-35) | Прослушивание: Фрагменты балета Познакомить с балетом «Ярославна» Б.Тищенко. | Знать, как народный патриотизм отразился в музыкальном произведении. | Р: самостоятельно определять главные темы героев. П: сопоставлять плач-песню и плач-причитание. К:понимать пластику движений эмоционального состояния героев. | Уважать исторические корни России. | ||||
7 | «Героическая поэма в русской музыке. ( уч. Стр. 36-39) | Прослушивание: С.Прокофьев «Вставайте люди, русские!» ( из кантаты «Александр Невский») М.Глинка «Патриотическая песня», «Хор «Славься!», А.Бородин «Богатырская симфония» И.Дунаевский «Увертюра» ( к\ф «Дети капитана Гранта») Углубить знакомство с героической темой в русской музыке. | Знать главные принципы муз.сцен. драматургии. ( контраст) | Р: самостоятельно определять героическую тему в музыке. П: отвечать на вопросы учителя. К: уметь объяснять слова: «О поколении судят по героям» | Уважать героику русского народа. | ||||
8. | «В музыкальном театре. Дж. Гершвин «Порги и Бесс». ( уч. Стр. 40-47) | Прослушивание: Фрагменты из оп. Дж.Гершвин «Порги и Бесс» Познакомить с творчеством Дж.Гершвина. | Знать, что слияние средств выразительности помогает взглянуть на классическое произведение по новому. | Р: самостоятельно опр. средства муз. выразит. отрицат. персонажей. П:отличать негритянский фольклор от джазовой стилистики Гершвина. К: уметь определять сферу муз. творчества Гершвина. | Уважительно относится к музыкальному творчеству американского народа. | ||||
9 | Опера Ж.Бизе «Кармен» ( уч. Стр. 48-53) | Прослушивание: Ж.Бизе фрагм. оп. «Кармен» Прослушивание: Ж.Бизе фрагм. оп. «Кармен» | Знать, что духовная музыка объединяет прошлое, настоящее и будущее. | Р: самостоятельно Определять танцевальность, маршевость и песенность в раскрытии образов героев. П: определять кульминационный момент оперы. К: определять жанровые особенности тем главных героев. | Прочитать новеллу П.Мориме «Кармен» | ||||
10 | Новое прочтение оперы Бизе» Р.Щедрин «Кармен-сюита» ( уч. Стр. 54-61) | Прослушивание: Р.Щедрин фрагменты балета «Кармен-сюита» Познакомить с новым прочтением оперы Бизе -балетом Р.Щедрина «Кармен-сюита» | Знать основные мелодические линии. | Р: самостоятельно определять приемы оркестровки, используемые Щедриным, чтобы усилить национальный характер музыки. П: отвечать на вопросы учителя. К: находить «цитаты» оперы Бизе в балете Щедрина «Кармен-сюита» | Расширять музыкальный кругозор в области балетного искусства. | ||||
11 | «Сюжеты и образы духовной музыки» ( уч. Стр. 62-69) | Прослушивание: И.Бах «Шутка» «Высокая месса» С.Рахманинов «Всенощное бдение» Познакомить с сюжетами и образами духовной музыки на творчестве Баха и Рахманинова. | Уметь сравнивать муз.образы разных жанров в одноименном произведении. | Р: самостоятельно уметь находить жанровый контраст в произведениях. П: отличать полифонию от аккордового звучания. К:знать почему, «Всенощное бдение» Рахманинова и «Высокая месса» Баха являются вершинами духовной культуры. | Расширять свои познания в области духовной музыки. | ||||
12 | Э.Л.Уэббер рок-опера «Иисус Христос -суперзвезда» ( уч. Стр. 70-73) | Прослушивание: Фрагменты рок-оперы Э.Л.Уэббера «Иисус Христос -суперзвезда» Познакомить с жанром рок-оперы. | Знать новое прочтение произведения Гоголя «Страшная сказка о правде жизни» | Р: самостоятельно Отличать музыкальный язык рок-оперы от традиционной классической. П: знать отличия музыки эпилога от увертюры. К: спеть главную мелодию «Осанна» | Расширять музыкальный кругозор. | ||||
13 | «Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта» ( уч. Стр. 74-75) | Прослушивание: Д.Кабалевский музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра «Ромео и Джульетта» -фрагменты Познакомить с музыкальными зарисовками. | Знать многообразие стилей и направлений современной музыки и певческой культуры прошлого | Р: самостоятельно выявлять жанровые основы сюиты. П: отличать пейзажные зарисовки от образов героев. К: творческое задание. | Образно воспринимать музыкальные зарисовки. | ||||
14 | «Альфред Шнитке «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» ( уч. Стр. 76-79) | Прослушивание: А.Шнитке «гоголь-сюита» - фрагменты. Познакомить с музыкальным творчеством А.Шнитке. | Знать изученные музыкальные произведения и термины. | Р: самостоятельно определять особенности мелодических линий персонажей. П: знать о каких проблемах заставляла задумываться музыка Шнитке К: какие муз.жанры Раскрывают скрытый смысл художественного образа. | Вдумчиво перечитать произведения Гоголя. | ||||
15 | «Музыканты - извечные маги. Полистилистика» ( уч. Стр. 80-81) | Прослушивание: Музыка Баха, Чайковского, Свиридова. Познакомить с особенностями современной музыки и музыки прошлого. | Закрепить полученные музыкальные знания. | Р: самостоятельно отличать певческую культуру России от современных ритмов. П: различать приемы раскрытия образов современности от прошлого. К: музыкально-творческое задание. | Видеть общее и различное в современной музыке и в музыке прошлого. | ||||
16 | «Повторительно-обобщительный урок» | Прослушивание: Музыка использованная в течении полугодия. | Знать изученные музыкальные произведения и термины. | Р: самостоятельно ориентироваться в муз. терминах. П: отвечать на вопросы учителя. К: творческое задание. | Расширять музыкальный кругозор. | ||||
17 | «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» ( 19 часов) | «Музыкальная драматургия -развитие музыки» ( уч. Стр. 84-87) | Познакомить с инструментально-симфонической музыкой и музыкальной драматургией. | Знать способы музыкальной разработки драматическо-симфонического жанра. | Р: самостоятельно различать повтор мелодии с секвенцией. П: знать, что вносит в создание муз. образа каноническое исполнение произведения. К: знать, для чего используется варьирование в муз. произведениях. | Прививать любовь к музыке симфонического оркестра | |||
18 | «Два направления музыкальной культуры. «Духовная» и «Светская» музыка» ( уч. Стр. 88-91 | Прослушивание: И.Бах «Высокая месса» Шестопсалмие, Ф.Шуберт «Аве, Мария» Н.Паганини «Каприс № 24» Познакомить с двумя направлениями музыкальной культуры: духовной и светской музыкой. | Знать камерные жанры и вокально- инструментальные миниатюры. | Р: самостоятельно узнавать шедевры камерной музыки . П: отвечать на вопросы учителя. К: творческое задание. | Ценить музыкальное искусство прошлого. | ||||
19 | «Камерная инструментальная музыка. Этюд» ( уч. Стр. 92-97) | Прослушивание: Ф.Шопен «Этюд №12» Ф.Лист «Метель», «Этюд по капрису Паганини» И.Баха- Ф.Бузони «Чакона» из «Партиты №2» Познакомить с концертными этюдами Шопена и Листа | Знать жанры камерной инструментальной музыки. | Р: самостоятельно узнавать шедевры камерной музыки. П: знать и представлять содержательность камерных музыкальных произведений. К: Творческое задание. | Уважительно относиться к камерной музыке. | ||||
20 | «Циклические формы инструментальной музыки. А.Шнитке «Кончерто гроссо» ( уч. Стр. 98-99) | Прослушивание: А.Шнитке «Кончерто гроссо» - фрагменты. Познакомить с муз. произведениями А.Шнитке. | Знать, что сюита Шнитке -это путешествие во времени. | Р: самостоятельно определять музыкальные образы каждой части сюиты. П: отвечать на вопросы учителя. К: творческое задание | Расширять музыкальный кругозор. | ||||
21 | «Л.Бетховен «Соната № 8» ( «Патетическая») ( уч. Стр. 102-105) | Прослушивание: Л.Бетховен «Соната № 8»-фрагменты. Углубить понятие сонатной формы. | Знать признаки построения сонатной формы. | Р: определять главные части сонаты. П: знать принципы варьирования К: определять главные и побочные темы сонаты. | Интересоваться музыкой и жизнью Бетховена. | ||||
22 | «С.Прокофьев «Соната № 2» - В.Моцарт «Соната № 11» ( уч. Стр. 106-109) | Прослушивание фрагменты сонат. Познакомить с новаторством в муз. форме -соната. | Уметь сравнивать сонаты Прокофьева и Моцарта. | Р: самостоятельно уметь объяснять, для чего композитор отступает от классической формы построения сонаты. П: уметь следить за развитием темы в вариациях. К:знать музыкальные термины. | Восхищаться творчеством Моцарта и Прокофьева. | ||||
23 | «Симфоническая музыка» ( уч. Стр. 110-113) | Прослушивание: Й.Гайдн «Симфония № 103» -фрагм. Познакомить с ведущим жанром оркестровой музыки -симфонией. | Хорошо разбираться в особенностях симфонии. | Р: знать роль контраста в симфонии. П: знать муз. термины. К: творческое задание. | Заниматься самообразованием: читать книги о известных композиторах. | ||||
24 | «В.А.Моцарт «Симфония № 40» ( уч. Стр. 114-117) | Познакомить с симфонией Моцарта. | Знать сюжетные линии всех частей симфонии. | Р: самостоятельно узнавать главную и побочную темы симфонии. П: знать особенности построения главной партии. К: с каким худ. произведением сравнивают «Симфонию № 40» Моцарта - (с «Джокондой») | Самостоятельно читать книги о жизни и творчестве Моцарта. | ||||
25 | С.Прокофьев «Симфония № 1» («Классическая») ( уч. Стр. 118-119) | Прослушивание: Фрагменты симфонии. Углубить сведения о симфонии на основе творчества Прокофьева. | Знать главные линии, динамические оттенки, акценты симфонии. | Р: самостоятельно объяснять, почему симфония названа «классической» П: определять музыкальный почерк Прокофьева. К: какие части симфонии построены в сонатной форме. | Вдумчиво относиться к творчеству Прокофьева. | ||||
26 | «Л.В.Бетховен «Симфония №5» («Стук судьбы в дверь…») ( уч. Стр. 120-123) | Прослушивание: Фрагменты симфонии. Познакомить с «Симфонией № 5» Л.Бетховена. | Знать почему музыка Бетховена актуальна в наши дни. | Р: самостоятельно определять темы главных идей симфонии: «Через борьбу - к победе, от мрака - к свету, через тернии - к звездам» П:отвечать на вопросы учителя. К: какое завещание сделал Бетховен потомкам. | Читать о жизни и деятельности Бетховена самостоятельно. | ||||
27 | «Ф.Шуберт «Симфония № 8» («Неоконченная») В.Калинников «Симфония № 1» ( уч. Стр. 124 -129) | Прослушивание: Фрагменты симфоний Познакомить с романтическим направлением в музыке. | Знать о происхождении понятий роман- в литературе, романс- в музыке. | Р: самостоятельно понимать, как выражают своё отношение к жизни композиторы. П: как в симфонии передается «жизнь чувств» К:какие инструменты озвучивают главные темы в симфониях. | Вдумчиво относиться к творчеству Шуберта. | ||||
28 | «П.Чайковский «Симфония № 5» ( уч. Стр. 130-131) | Прослушивание: Фрагменты симфонии. Углубить понятие симфонии. | Знать, почему Чайковский назвал «Симфонию № 5» - «Раздумья о смысле жизни» | Р: самостоятельно определять особенности музыкального языка и жанровую принадлежность. П: уметь сравнивать симфонии Чайковского и Бетховена. К:творческое задание. | Гордиться великим русским композитором П.Чайковским. | ||||
29 | «Д.Шостакович «Симфония № 7» («Ленинградская») ( уч. Стр. 132-135) | Прослушивание: Фрагменты симфонии. Познакомить с творчеством Шостаковича. | Знать, почему «Симфония № 7» называется «Ленинградской» | Р: самостоятельно знать какую роль в симфонии играет мерный рокот походного барабана. П: объяснить, почему «Симфония № 7» -это поэма о борьбе и победе. К: знать мелодику главных тем. | Помнить подвиг русского народа в ВОВ. | ||||
30 | «Симфоническая картина К.Дебюсси «Празднества» ( уч.стр. 136-137) | Прослушивание: Фрагменты симфонической картины «Празднества» Дать понятие импрессионизма в музыке. | Знать понятие симфоническая картина. | Р: самостоятельно определять основные темы «Празднеств» П: уметь сравнивать муз. язык с художественным языком картины. К: творческое | Уважать творчество зарубежных композиторов. | ||||
31 | «Инструментальный концерт. А.Хачатурян «Концерт для скрипки с оркестром» ( уч. Стр. 138-141) | Прослушивание: А.Хачатурян «Концерт для скрипки с оркестром» -фрагм. Балет «Гаяне» -фрагм Углубить понятие инструментальный концерт. | На основе музыки «Концерта» уметь различать принципы развития музыки. | Р: самостоятельно отличать программную от непрограммной музыки П:уметь определять народные песенно-танцевальные мелодии в «Концерте» К: с помощью чего достигается кульминация в «Концерте» (перекличка оркестра и скрипки) | Уважать творчество народов мира. | ||||
32 | «Дж.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» ( уч. Стр. 142-143) | «Дж.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» Познакомить с творчеством Дж.Гершвина. | Знать, почему рапсодию Гершвин отнес к серьезной музыке. | Р: определять главные темы «Рапсодии» П: знать, какой жанр классической музыки положен в основу рапсодии. К: вспомнить мелодии в стиле джаз других композиторов. | С любовью относится к музыке джаза и блюза. | ||||
33 | «Музыка народов мира. «Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер» ( уч. Стр. 144-149) | Прослушивание: РНП «Кострома» Уз.НП «Где ты ходишь?» Арм.НП «Они отняли мою любовь» Мюзикл «Собор Парижской Богоматери» -«Белль» Мюзикл «Призрак оперы» -«Дуэт Призрака и Кристины» Мюзикл «Чикаго» -«Мой верный лучший друг» Расширить понятие фольклор- народная мудрость. Познакомить с популярными хитами из мюзиклов и рок-опер | Знать звучание народных муз.инструментов, и хиты мюзиклов и рок – опер. | Р: самостоятельно определять национальный колорит народной музыки. П: знать поп муз. хиты. К: слушать муз. обработки и электронную музыку. | Уважительно относится к народному творчеству , увеличивать духовный багаж: «Чем больше багаж, тем легче идти» | ||||
34 | Итоговая контрольная работа | ||||||||
35 | «Исследовательский проект» ( уч. Стр. 150-155) Итоговый урок года | Выбор темы и подбор музыкального материала для исследовательского приекта. | Защита исследоват. проекта. | Р: самостоятельно защищать проект. П: знать муз. термины. К: уметь определять смысл выбранных муз. произведений. | Расширять музыкальный кругозор. |
Циклограмма тематического контроля
Раздел | №1 Обобщение материала 1 четверти Особенности драматургии сценической музыки. | №2. Обобщение материала 2 четверти Особенности драматургии сценической музыки. | №3 Обобщение материала 3 четверти Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. | №4. Обобщение материала 3 четверти Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. | №5 Урок - концерт |
Содержание тематического контроля | Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации. | Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности. Понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей. | Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной и сценической музыки. Уметь делать разбор музыкальных произведений, определять общий характер музыки. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. | Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки. Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной и сценической музыки. Уметь делать разбор музыкальных произведений, определять общий характер музыки. | Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной и сценической музыки. |
Форма контроля | Музыкальная викторина. | Проверочная работа. | Проверочная работа | Итоговая контрольная работа. | Викторина. |
Информационно-методическое обеспечение:
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева. Музыка 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2013 Москва, Просвещение
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева. Фонохрестоматия к учебнику «Музыка» 7 класс. (СD) 2012 Москва, Просвещение
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева. Музыка 7 класс. Творческая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций. 2016 Москва, Просвещение
Дополнительная литература:
Музыка. 5-7 класс. Методическое пособие. ФГОС Л.В. Школяр В.О. Усачева
Вентана-Граф 2015
Музыка. 1-7 классы. Тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека Е.Н. Арсенина Учитель 2015
Классическая музыка. История музыки, биографии великих композиторов и музыкантов Ю.Орлова Эксмо2015
ttp://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы
Приложение 1
Проверочная работа
1 Тебя приветствуют великие композиторы и исполнители. Напиши их фамилии.
2.Какие жанры духовной музыки ты знаешь?
_____________________________________
3.Кто из композиторов были прекрасными пианистами?
_________________________________________
4.Перечисли строение сонатной формы
____________________________________
5.Заполни таблицу
Композитор
Название произведения
Жанр
Фридерик Шопен
Этюд
«Патетическая»
Ф.Шуберт
«Неоконченная»
6.Какаую живописную картину сравнивают с симфонией № 40 В.Моцарта?
_____________________________________________________
7.С помощью, каких средств выразительности достигается развитие в I части «Ленинградской» симфонии Д.Д.Шостаковича?
_________________________________________________
8.Знаешь ли ты этих композиторов?
№п\п
Вопрос
Выбери ответ
1.
Кто из композиторов писал транскрипции?
Ф.Лист, Ф.Шуберт, М.Глинка
2.
Кто из композиторов впервые ввел героические музыкальные образы?
Й.Гайдн, С.С.Прокофьев, Л.Бетховен
9.Перечисли средства музыкальной выразительности
____________________________________________
10.Музыкальная викторина
А) Ф.Шопен «Прелюдия № 7»
Б) В.Моцарт «Симфония № 40»
В) Л.Бетховен «Лунная соната»
Г) А.Шнитке «Концерто гроссо»
Д) Д.Д.Шостакович «Ленинградская симфония»
Е) П.И.Чайковский финал четвертой симфонии
Приложение 2
Диагностика по музыке 7 класс
1 Тебя приветствуют великие композиторы и исполнители. Напиши их фамилии.
2.Какие жанры светской музыки ты знаешь?
__________________________________
3. Что означает термин транскрипция?
__________________________________
4.Перечисли строение сонатной формы
____________________________________
5.Заполни таблицу
Композитор
Название произведения
Жанр
Ф.Лист- Ф.Шуберт
«Лесной царь»
«Классическая»
«Ленинградская»
Симфония
6. Какие живописные картины сравнивают с симфонией № 1 В.Калинникова?
_____________________________________________________
7.Какие средства выразительности использует С.С.Прокофьев в «Классической» симфонии?
_______________________________________________________
8.Знаешь ли ты этих композиторов?
№п\п
Вопрос
Выбери ответ
1
Кого из композиторов называют «отцом симфонии»?
Л.Бетховен, Й.Гайдн, Ф.Шуберт
2
Кто из композиторов создал музыкальную хронику о великой отечественной войне?
Д,Д. Шостакович, Л.Бетховен, П.И.Чайковский
9.Перечисли средства развития музыки
________________________________________
10.Музыкальная викторина
А) Ф.Шопен «Прелюдия № 7»
Б) В.Моцарт «Симфония № 40»
В) Л.Бетховен «Лунная соната»
Г) А.Шнитке «Концерто гроссо»
Д) Д.Д.Шостакович «Ленинградская симфония»
Е) П.И.Чайковский финал четвертой симфонии
Приложение 3
Итоговая контрольная работа по музыке
2017 – 2018 учебный год
7 ___класс Ф.И.___________________________Дата____
I Вариант
1. Произведения искусства, которые являются лучшими и продолжают волновать многие поколения людей, также являются образцовыми, совершенными и первоклассными
а) Современность
б) Классика
в) Драма
2. Особую роль в музыкальной драматургии играет…
а) Слово
б) Кофликт
в) Драма
3. Опера А.П. Бородина, в основу сюжета которой положена патриотическая поэма «Слово о полку Игореве»
а) «Руслан и Людмила»
б) «Князь Игорь»
в) «Иван Сусанин»
4.Музыкально-драматическое произведение, действие в которой передается средствами пения
а) Балет
б) Опера
в) Мюзикл
5.Режиссер балетного спектакля
а) Дирижер
б) Хор
в) Балетмейстер
6.Композитор сочинивший музыку к балету «Ярославна»
а) А.П. Бородин
б) Б.И.Тищенко
в) М.П.Мусоргский
7. Первая американская национальная опера
а) «Порги и Бесс»
б) «Кармен»
в) «Ромео и Джульетта»
8. Как называется новое прочтение оперы Ж.Бизе «Кармен» Р.К. Щедриным
а) «Кармен-сюита»
б) «Кармен-пьеса»
в) «Кармен-ария»
9. Йозеф Гайдн – великий ________________________композитор, даты жизни (_____).
Как называется его лондонская симфония, которая получила свое название от первого такта медленного вступления, в котором звучат литавры?
Симфония № _______ «_______________________________________________»
10. Перечислите все части «Гоголь-сюиты» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговая контрольная работа по музыке
2017 – 2018 учебный год
7 ___класс Ф.И.___________________________Дата____
II Вариант
1. Музыка связанная с богослужением
а) Светская
б) Духовная
в) Камерная
2. Драматургия – это…
а) Музыкальная характеристика, в котором передаются переживания человека: страдание, тревога, возмущение и т.п.
б) Вид музыкально-театрального искусства, который основан на слиянии слова, музыки и сценического действия
в) Крупное музыкальное произведение для оркестра
3. Опера М.И. Глинка, которая вызывает у многих поколений слушателей чувство сопричастности к истории своего народа
а) «Садко»
б) «Руслан и Людмила»
в) «Иван Сусанин»
4. Музыкально-драматическое произведение, действие в которой передается средствами танца
а) Балет
б) Опера
в) Мюзикл
5. Что является литературной основой оперы или балета
а) Либретто
б) Увертюра
в) Реприза
6. Балет Б.И.Тищенко по мотивам «Слова о полку Игореве»
а) «Спящая красавица»
б) «Ярославна»
в) «Кармен-сюита»
7. Создатель американской национальной классики XX века, автор оперы «Порги и Бесс»
а) Дж.Гершвин
б) Ж.Бизе
в) Э.Л.Уэббер
8 Самая популярная опера в мире знаменитого французского композитора XIX века Жоржа Бизе
а) «Порги и Бесс»
б) «Чио чио сан»
в) «Кармен»
9.Вольфганг Амадей Моцарт – великий________________композитор, даты жизни (____).
Огромную популярность соната №____ получила благодаря своему знаменитому финалу – «___________________________________», как его часто называют
10. Перечислите все части «Гоголь-сюиты» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ «_____________________________________».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...