"Происхождение курая"
план-конспект по музыке на тему

Харизова Юлия Олеговна

Истории и легенды о происхождении курая. Занятие для учащихся 1-2 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx19.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий мастер-класса по кураю

Педагога Харизовой Ю. О.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с татарским и башкирским народным инструментом, который называется - курай.

О происхождении курая существуют множество башкирских народных легенд и сказок. В легенде «Курай» юноша пошел навстречу звукам и увидел, как тростниковое растение издает на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл.

Курай является одним из самых древних духовых инструментов. Он упоминается в древних башкирских эпосах «Акбузат», «Кара юрга», «Заятуляк и Хыухылыу», башкирской легенде «Легенда об Акташе».

Существует легенда о происхождении музыкального инструмента, согласно которой жил злой хан, у которого на голове рос рог. Каждый раз вызывали молодых людей, которые при стрижке волос узнавали тайну хана, поэтому их ждала смерть. Один из них, использовав уловку, спасся. Бежал, на горе он услышал звуки, издаваемые травяным растением, срезал его и сыграл мелодию, которая поведала всей стране о злой тайне хана. 

Вот еще одна легенда:

Давным-давно случилось это. Горы еще только росли, пока же были только холмами, озёра - не глубже дождевой лужи, но травы были выше леса, а шмели и бабочки – больше орла. И лишь курай оставался тем же кураем – полой тростинкой в локоть длиной.

Жил тогда знаменитый кураист, всю жизнь играл на свадьбах и сабантуях и прославился на весь Урал. Дети, как известно, на отца смотрят - стрелу строгают, на мать глядят - шубу кроят. Вот и у этого кураиста были два сына, от звуков курая пьянели.

Пришла ему пора умирать, позвал он сыновей и сказал:
- Славную жизнь прожил я, благодаря кураю. Вместе с ним мы грустного веселили, унылого ободряли, счастливому помогали счастьем делиться
, горюющему - горе излить. За богатством не гнался, высокой платой расплачивались со мной - на самое почётное место садился я.

- Верно, отец… - кивнули сыновья.

- Пришло время, собрался я в далёкое кочевье, к дедам и прадедам. Невелико моё наследство, но даже им можно по-разному воспользоваться. Но если же разумно - займёте среди людей достойное место. Одному я оставляю курай, а другому – дом и кобылу-трёхлетку. Кому что по душе?

- Пусть агай выбирает первым, - сказал младший сын.

- Верно сказал, отец, не очень ты разжился с курая, - сказал старший. – Пожалуй, возьму я дом и кобылу.

- Ты, согласен, Кинзя? – спросил отец у младшего.

- Согласен, отец! – ответил Кинзя.

Подал отец ему курай:

- Простимся, дети… Сыграй, Кинзя! Я ведь из чужих губ и не слышал его никогда.

Заиграл Кинзя. Закрыл глаза отец, словно задремал, так и отправился в далёкое кочевье к предкам.

Много народу на похороны собралось. Говорили, что эту печальную весть растущий в степи курай вместе с ветром передавал один другому. Оттого и люди, приехавшие издалека, успели к похоронам.

Похоронили братья отца. Старший сын вскоре женился, взял невесту из богатого дома, хорошее приданое она принесла. Богатая енгэ сразу невзлюбила Кинзю. Когда же родила первенца, совсем не стало ему житья. Всё на Кинзе: и ребёнок, и скотина, и дров наруби, и сена привези. Одет в изодранный чекмень, обут в дырявые ичиги. Видел старший брат, каково живётся братишке, но что он мог сказать, коли слово жены давно мужнино слово под себя подмяло?

Одно утешенье у Кинзи: заберётся куда-нибудь, поиграет на курае и. вроде, ничего не страшно.

Прошли годы. Вытянулся и Кинзя, окреп, красивым парнем стал. Взял однажды курай и пошёл куда глаза глядят. Долго шёл, Ик, Ай, Юрюзань, много других рек пересёк и набрёл на одну пещеру. Нарвал мха, настелил на камни, положил курай в сторонке и лёг спать. Проснулся от криков и гвалта. Смотрит: сели черти в круг и хвастаются.

Один говорит:

- Я на ханскую дочку хворь наслал, скоро умрёт!

- А если излечится? – заспорил другой.

- Никогда ей не излечиться! Вот если кто-нибудь заиграет ей на курае, она тут же исцелится.

- Вот видишь!

- А в этом ханстве нельзя на курае играть! Будешь играть, сразу голову отрубят! Указ такой выпущен!

- Здорово! Кто же так придумал?

- Мой родственник, он там визирем!

- И у меня визирь-родственник есть!

- И у меня!

- У меня тоже! – загалдели все.

- Успокойтесь! – сказал седой чёрт. – Каждый визирь или сам чёрт, или родственники у него черти. Так зачем твой родственник издал такой указ?

- Понимаете, хан уже старый, а детей - только одна дочь. Скоро она умрёт, и хан останется без наследника. Когда умрёт хан, править будет визирь.

Вот такая легенда.

А сейчас я раздам вам кураи и мы попробуем поиграть.

На курае семь отверстий. Верхние четыре отверстия мы закрываем левой рукой, а остальные три - правой. Будьте внимательны. Следите за моими пальцами. Я буду по очереди их поднимать, а вы повторяйте за мной.

Песня, которую мы с вами будем играть - татарская народная песня «Суда, суда».

Молодцы, ребята! У вас очень хорошо получается! Спасибо вам за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Курить или не курить? Вот в чем вопрос!» (Классный час, с использованием здоровьесберегающих технологий).

Классный час «Курить или не курить? Вот в чем вопрос!»направлен на демонстрацию последствий для организма человека и для его личностного становления вредной привычки. В ходе классного часа учащи...

курить или не курить-решай сам!

классный час для среднего возраста воспитанников детских домов...

Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Курить или не курить"( 7 класс)

Материал представляет собой разработку урока развития речи на тему " Подготовка к сочинению-рассуждению "Курить или не курить". Подробно рассматривается вопрос об алгоритме работы над  рассуждени...

Диспут «Курить или не курить – личное дело каждого?»

Диспут проводился в 10 классе по результатам анкетирования. Данные анкет были представлены в виде презентации....

Классный час "Курить или не курить"

Классный час "курить или не курить" содержит анкету "Предрасположенность к курению"...

Курить или не курить?

Стихотворение посвящено одной из проблем человечества. Стоит ли ........

Решение задач на проценты. Интегрированный урок для 8-9 класса (математика + биология): "Посчитай и подумай.Курить или не курить ?".

Данный интегрированный урок носит ярко выраженную прикладную направленность и вызывает живой познавательный интерес учащихся, помогает понять общую картину мира. Урок является обучающим в 8 клас...