Музыкально-логопедическое занятие во 2 классе "Весна в словах и звуках"
план-конспект по музыке на тему

Коробко Снежана Юрьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass._vesna_v_slovah_i_zvukah.docx39.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект интегрированного музыкально-логопедического занятия

Класс: 2 класс (ОНР 3 уровня)

Тема: «Весна в словах и звуках»

Цель: учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схемы, картинки-символы, фрагменты из музыкальных произведений заданной тематики.

Задачи логопедические:

  1. продолжить работу по обогащению словарного запаса в рамках лексической темы «Весна» прилагательными, глаголами; совершенствовать слоговой анализ слов, лексико-грамматическую сторону речи; закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
  2. развивать мелкую моторику рук;
  3. воспитывать доброжелательное отношение к природе.

Задачи музыкальные:

  1. познакомить обучающихся с образами весны на примере произведений А. Вивальди и Г. Фрида; научить эмоционально и осознанно воспринимать музыку, размышлять о ней, давать собственную личностную оценку музыкальным произведениям;
  2. развивать музыкальный слух, память, творческое воображение, эмоциональную отзывчивость, ассоциативное и образное мышление во время слушания и исполнениия музыки;
  3. посредством восприятия высокохудожественных музыкальных произведений воспитывать эстетические чувства: любовь к природе, любование природой, её созерцание и воспевание.

Дидактические средства:

  1. слова на доске (работа, сон, внимание, лень, активность, капризы, хорошее настроение);
  2. настольные зеркала;
  3. набор слов по теме «Весна»;
  4. коробочки с песком;
  5. карандаши для рисования на теле;
  6. раздаточный материал (для выполнения самостоятельной работы);
  7. искусственные подснежники, выполненные из цветной бумаги, корзинка (для рефлексии).

Оборудование:

  1. персональный компьютер;
  2. мультимедийный проектор;
  3. синтезатор;
  4. музыкальный центр.

Музыкальный материал:

  1. звуки природы (голоса птиц, журчание ручья, капель);
  2. инструментальный концерт «Весна» из цикла «Времена года», А. Вивальди;
  3. «Весенняя песенка», Г. Фрид.

Ход занятия

I.  Представление учителей. Этап самоопределения к учебной деятельности:

1) психологический настрой обучающихся:

(учитель музыки исполняет попевку с инструментальным сопровождением)

Есть у радости подруга,

В виде полукруга.

На лице она живёт,

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится.

Грусть тоска её боится.

Что это? (улыбка)

(Слайд 1)

- А сейчас, чтобы было настроение хорошим, нарисуйте на ладошке улыбку и подарите её любому, кому захотите;

- При этом нужно обязательно улыбнуться друг другу и пожать руку;

- Это будет означать, что своё хорошее настроение вы подарили другу, а я прикреплю это хорошее настроение на доску

(на доску прикрепляется весёлое солнышко с улыбкой);

- Молодцы! Садитесь на свои места. Чтобы занятие принесло каждому новые знания, давайте подумаем, что мы возьмём с собой, а что спрячем подальше.

(на доске слова: работа, сон, внимание, лень, активность, капризы, хорошее настроение; ответы детей);

2) артикуляционная гимнастика:

- А теперь разомнем наши язычки, чтобы красиво и правильно разговаривать и отвечать на вопросы:

Раз – скорее улыбнись.                                       Шесть – по нёбу постучать.

Два – язык опустим вниз.                                   Семь – лошадка скачет звонко.

Три – язык наверх потянем.                               Восемь – гриб на ножке тонкой.

На четыре – позеваем.                                         Девять – можно поболтать.

Пять – варенье облизать.                                    Десять – нужно отдыхать.

III. Актуализация пробного учебного действия:

  1. зачитывание стихотворения учителем:

О чём-то скрипит половица,
И спицам опять не спиться,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И снова меняются лица,
Меняются звуки и краски,
И снова скрипит половица,
По комнате бродит сказка.

2) диалог учителя и обучающихся:

- Много лет назад в нашей стране жил замечательный детский писатель, который сочинял для детей стихи и волшебные сказки. Сказочный свет и тепло его сказок согревали души и сердца маленьких читателей. Вы все прекрасно знаете этого писателя и его произведения. А имя его – Самуил Яковлевич Маршак. Угадайте по опорным словам, о какой сказке С.Я. Маршака идёт речь: мачеха, падчерица, зима, корзина, подснежники, поляна, костёр, 12 братьев (о сказке «12 месяцев»); 

- Знаете ли вы эту сказку?

(Слайд 2)

- Посмотрите на иллюстрацию к сказке и скажите, кто здесь изображён? (12 братьев);                                                                                                                                                                                                                            

- А кто эти 12 братьев? Давайте их назовём по именам (декабрь, январь, февраль…);

(Слайд 3)

- Но сегодня на нашем занятии только три ещё совсем юных брата. Прислушайтесь к звукам природы;

(Слайд 4 на фоне звуков природы)

- Повнимательнее приглядитесь к иллюстрации и попробуйте догадаться, как их зовут (март, апрель, май);

- Почему пришли только они? (ответы обучающихся);

- Предположите, о чём на занятии мы с вами будем разговаривать

(О времени года – весне);

- А ещё посмотрите на улыбку, которую нарисовали на ладошке: на какую букву она похожа?

(на букву «с»);
2) сообщение темы и цели занятия:

- Сегодня на занятии мы поговорим о признаках весны, будем учиться составлять описательный рассказ о весне, а также будем работать со словами, в которых есть звук «с».

IV. Работа по теме занятия:

(Слайд 4)

- Ребята, посмотрите на картинки и скажите, какое время года изображено?

- Какие признаки весны вы увидели на иллюстрации?

- А сейчас перечислите весенние слова, в которых есть звук «с»

(по мере перечисления слов детьми на доске появляются слова: весна, сосульки, снег, скворец, солнце, подснежник);

1) закрепление звукослогового анализа слов:

- Задание: подвиньте к себе коробки с песком, порисуйте на песке пальчиком прямые дорожки, волнистые дорожки, нарисуйте солнышко, букву «с»;

- А сейчас нужно построить схемы слов со звуком «с», а для этого разделить слова на слоги и определить, в каком слоге находится звук «с»

(дети рисуют схемы слов на песке, один ученик работает у доски);

2) соотнесение слов с условными обозначениями; подбор прилагательных, глаголов к «весенним словам»:

(Слайд 5)

- Давайте ещё раз прочтём слова;

- Что обозначают эти слова? (обозначают предметы);

- Мы их будем обозначать так (схемы);

- Назовите слово, обозначающее живой предмет (скворец);

- К этому слову зададим вопрос «КТО?» Все остальные слова отвечают на вопрос «ЧТО?»;

- На какие вопросы отвечают слова-действия? Слова-признаки?;

(работа по слайду)

(Слайд 6)

- А сейчас поработаем со схемой и попробуем подобрать слова-признаки и слова-действия к нашим словам

(отрабатываются модели построения словосочетаний)

Слова-предметы

Слова-действия

Слова-признаки

весна

Пришла, наступила

Долгожданная,ранняя

солнце

греет, припекает, ласкает, светит

Весеннее, яркое, лучистое

снег

Тает, оседает, темнеет

Тёмный, рыхлый, липкий

подснежники

Появляются, пробиваются, расцветают

Голубые, нежные

скворцы

Поют,щебечут, радуются, прилетают, возвращаются

Голосистые, радостные

сосульки

Капают, тают

Прозрачные, длинные

ручьи

бегут, журчат, звенят

Звонкие, звенящие,журчащие

3) игра «Скажи наоборот»:

Зимой снег белый, а весной… (серый).

Зимой снег чистый, а весной… (грязный).

Зимой дни холодные, а весной… (тёплые)

Зимой дни короткие, а весной… ( длинные).

Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое).

Зимой небо серое, а весной … (голубое).

Зимой ветер холодный, а весной… (тёплый).

Зимой солнце низкое, а весной… (высокое).

Зимой похолодало, а весной… (потеплело).

(Слайд 7, 8);

  1. заполнение таблицы;
  2. слово учителя:

- Весенние звуки можно встретить не только в словах, они звучат в прекрасной музыке о весне. И теперь я передаю слово учителю музыки…

V. Разучивание «Песни о весне», Г. Фрид:

(Слайд 9)

1) диалог учителя и обучающихся:

- Какие вы знаете весенние звуки в природе? (пение птиц, шум дождя и ветра, журчание ручья, шорох травы, шелест листвы, жужжание насекомых и т. д.)

- В музыке существует большое количество песен, посвященных весне. Одну из них мы с вами разучим на нашем занятии. Сейчас я для вас ее спою, вы внимательно послушаете, а затем скажете, о чем рассказывает эта песенка;

2) показ учителем:

- О чем эта песенка? (о весне, птицах, капели и т.д.)

- А теперь мы с вами ее разучим. Обратите внимание на экран, где расположен текст песни;

3) инструкция о положении тела во время пения, о работе по дирижерскому жесту;

(Слайд 10)

4) разучивание песни по тексту на экране.

VI. Динамическая пауза

  1. разучивание движений, сопровождающих «Песню о весне»;
  2. исполнение песни под аккомпанемент с движениями.

VII. Слушание произведения «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди:

  1. слово учителя:

(Слайд 11)

- Почти 300 лет назад итальянский композитор Антонио Вивальди написал замечательное произведение, которое назвал «Весна». В этом произведении нет слов, под эту музыку никто никогда не танцевал, зато всем людям приятно ее просто слушать.

Сейчас я предлагаю вашему вниманию небольшой видеоролик, который покажет и расскажет, какие впечатления о весне хотел передать нам Вивальди. А вы, ребята, после прослушивания поделитесь со всеми, какие весенние фантазии посетили вас по время звучания этой прекрасной музыки;

  1. просмотр видеоролика, слушание музыкального произведения;
  2. характеристика музыки:

- что вы представляете себе, слушая эту музыку?

(Слайд 12)

     4) повторное слушание произведения на фоне рассказа учителя:

- Сейчас мы послушаем это произведения еще раз, но уже без фоторяда. Я хочу поделиться с вами о своих впечатлениях и рассказать короткую историю о весне, а вы будете мне помогать – в конце каждого предложения будете добавлять слова-признаки. Итак, слушайте:

1 часть

  • Наступила весна (какая?)
  • Стало ярче светить солнышко (какое?)
  • В лесу весной можно часто встретить проталины (какие?)
  • Начали таять сугробы снега (какие?)
  • Из-под снега появились подснежники (какие?)
  • На деревьях из почек стали пробиваться листочки (какие?)
  • Рядом с первыми зелеными листочками стали вить свои гнезда птицы (какие?)
  • Птицы вили гнезда и пели песенки (какие?)

2 часть

  • Из-под снега, извиваясь тонкой струйкой, показался ручеек (какой?)
  • Он побежал из леса между деревьями (какими?)
  • Вскоре ручеек добежал до речки (какой?)
  • В реке он встретился со своими братьями-ручейками (какими?)
  • Вода в реке стала  (какой?)

3 часть

  • Вдруг на небе сгустились тучки (какие?)
  • Налетел ветер (какой?)
  • Блеснула молния (какая?)
  • Грянул гром (какой?)
  • С неба на землю пошел дождик (какой?)
  • Дождик закончился, солнышко выглянуло из-за тучек. И вновь на улице установилась погода (какая?)

- Ребята, вы – большие молодцы! В будущем из вас могут получиться замечательные поэты или писатели, а, может быть, даже и музыканты!

IX. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа – составление рассказа о весне по картинному плану на фоне музыкального произведения «Весна» А. Вивальди.  

(Слайд 13)

Задание: вставить нужные слова так, чтобы получился рассказ

(работа с раздаточным материалом)

Наступила (какая?) ……………..весна. Солнце (что делает?) ……. …..     все ярче.  Снег стал …(какой?).     (Что делают?)………… веселые ручейки. (Что делают ?)……….первые подснежники . Из теплых стран возвращаются (какие ?)..………..скворцы. Они всё время (что делают?)… .    Мы рады весне!

X. Итог занятия

- Прочитайте, какой рассказ у вас получился.

(3-4 обучающихся зачитывают составленные рассказы)

- Молодцы! Вы справились с заданием. Наше занятие подходит к концу.

XI. Рефлексия – составление букета из подснежников:

- Ребята, посмотрите, перед вами – корзинка для подснежников, только в ней еще нет ни одного цветочка. Подснежники разных цветов находятся на ваших партах. Давайте сейчас все вместе соберем красивый букет из подснежников так, как это было в сказке «12 месяцев»! 

  • если вы считаете, что сегодня вам всё удалось, вы справились с заданиями легко, то поставьте в корзинку голубой цветочек;
  • если думаете, что удалось многое, но не всё, то желтый;
  • а если вы считаете, что у вас ничего не получилось, тогда в букете окажется красный цветочек.

(составление букета)

(Слайд 14)

- Посмотрите, какой у нас получился букет из подснежников! Это означает, что многие из вас справились с заданием на «отлично»!

Наше занятие закончилось. Спасибо всем за работу! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие интегрированного элективного курса "Словом, цветом, звуком..." ("Обед довольно прихотливый" по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин")

Занятие интегрированного элективного курса посвящено анализу "кулинарных" глав романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"....

Использование интегрированных музыкально-логопедических занятий в работе по коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с ОНР

Этот материал разработан для студентов музыкального отделения. Он с успехом используется ими на практике пробных уроков. В занимательной форме ученики актуализируют свои природоведческие знания, разви...

Конспект занятия с детьми с ОНР "Автоматизация звука "С" в словах"

Цель: закрепить произношение звука С в словах  Задачи:-        Развитие фонематического анализа-        Обогащение и уто...

Открытое логопедическое занятие для 2-го класса "Дифференциация звуков и букв Ц-Ч. Родственные слова".

Групповое логопедическое занятие для 2 класса. Дифференциация Ц-Ч. Родственные слова...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «В ЦИРКЕ. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] В СЛОГАХ, СЛОВАХ»

Конспект логопедического занятия является образцом составления плана занятия по ФГОС второго поколения и составлен для проведения группового логопедического занятия, рассчитанный для двух детей-логопа...

Игра для выделения гласного звука в начале слова (кроме звука Ы) и соотнесения звука с графическим символом гласного звука (по Бардышевой)

Цель: научить детей выделять первый гласный звук в слове и соотносить звучащий гласный с символом гласного звука.Инструкция: "Надави" голосом на первый звук (как я: аааангел). Какой звук ты ...