Урок музыки в 5 классе "Шахерезада"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Коробко Снежана Юрьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass._shaherezada.docx30.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

5 класс. Урок № 6.

Тема: «Шахерезада. Н.А. Римский-Корсаков».

Слайд 1

  1. Приветствие.

  1. Опрос по теме прошлого урока:
  1. С каким произведением познакомились на прошлом уроке;
  2. Кто автор?
  3. Кто такая кикимора в древних русских преданиях?

Слайд 2

На дом было задано выполнить рисунки к народному сказанию «Кикимора».

Я прошу каждого вас сейчас про себя, глядя на свой рисунок, составить короткий рассказ (2-3 предложения)  о своих представлениях об этом сказочном персонаже.

А я пока поставлю это произведение, чтобы вы смогли вспомнить музыкальный образ, нарисованный композитором А.К. Лядовым.

Звучит музыка

  1. Опрос д/з – рисунки и их защита (по желанию, 3-4 работы).

Конечно, все работы посмотреть мы не успеем, поэтому я прошу вас передать остальные рисунки мне на стол, оценки за них вы услышите на следующем уроке.

Слайд 3

  1. Задание: давайте вспомним, что такое «программная музыка» или «программное произведение».

Ответы обучающихся:

программная музыка – это такая музыка, в основе которой лежит определенный сюжет, программа;

программой также может служить заглавие, указывающее на вдохновившее композитора литературное или живописное произведение.

Слайд 4

  1. Еще с одним из таких произведений мы познакомимся на нашем сегодняшнем уроке. Но прежде я хочу у вас узнать:
  1. Какие еще русские народные сказки вы знаете?
  2. А зарубежные народные сказки, или сказки зарубежных писателей?
  3. Знает ли кто-нибудь из вас восточные сказки?

Я могу подсказать: «Синдбад-…», «Али-Баба и…», «Алладин и волшебная…» и другие. Эти и многие другие сказки и рассказы входят в сборник арабских сказок «1000 и 1 ночь». И сегодня мы познакомимся с восточной музыкальной сказкой русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Слайд 5

  1. Н.А. Римский-Корсаков был родом из музыкальной семьи, его отец хорошо играл на фортепиано, а мама и дядя любили исполнять народные песни.  Музыкальные способности своего сына они заметили, когда мальчику было 2 года, а с 6 лет стали обучать игре на рояле. У маленького композитора был абсолютный слух и прекрасная музыкальная память. Но больше всего в это время он мечтал о море – играл в морские игры, рисовал и строил корабли.

В 12 лет отец привёз его в Петербург и определил в морской кадетский корпус. Там он учился и стал гардемарином. Впоследствии на корабле «Алмаз» Римский-Корсаков совершил кругосветное плавание. Вернувшись из путешествия, он окончательно решил стать композитором.

Слайд 6

В 1888 году Римским-Корсаковым была написана и впервые исполнена фантастическая симфоническая сюита «Шехеразада». С тех пор это произведение приобрело большую популярность среди слушателей.

  1. Что же такое сюита как музыкальный жанр? Значение этого термина вы узнаете из ваших раздаточных материалов.

Слайд 7

Обучающиеся зачитывают значение термина:

сюита – это  музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, которые объединены общим замыслом и названием.

Слайд 8

  1. В сюите «Шахерезада» композитор использовал множество самостоятельных эпизодов и образов героев из сборника восточных сказок «1000 и 1 ночь».

Своё сочинение Римский-Корсаков предваряет небольшим программным вступлением, которое я с вашей помощью с удовольствием сейчас зачитаю. Я начну, а вы продолжайте:

Слайд 9

«Султан Шахрияр, убеждённый в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи.

Но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи.

Побуждаемый любопытством, Шахрияр постоянно откладывал её казнь и, наконец, совершенно оставил своё намерение.

Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».

Слайд 10

  1. Сюита состоит из 4-х частей:
  1. «Море и корабль Синдбада»;
  2. «Фантастический рассказ царевича Календера»;
  3. «Царевич и царевна»;
  4. «Праздник в Багдаде и корабль, разбивающийся о скалу».

Сегодня мы послушаем фрагмент 1 части «Море и корабль Синдбада», но прежде вы должны познакомиться с её кратким содержанием:

Слайд 11

 «Вступление начинается темой Шахрияра – сильного и властного султана, могучего владыки своего государства. За ней следует тема Шехеразады – нежная и томная, исполненная певучей скрипкой  с переливами арфы. В ней слышится и волшебство арабской ночи, и чарующий голос молодой рассказчицы. Шехеразада рассказывает о легендарном моряке Синдбаде, который отправляется в плавание…  

Слайд 12

… Далее следует образ волнующегося моря, которая основана на теме Шахрияра, только теперь она становится темой героя сказки – отважного путешественника Синдбада, сохраняя суровый характер.

Здесь же слышна тема корабля Синдбада. Её музыка удивительно тонко передаёт дыхание морской стихии, рисует бесконечную череду волн с белыми «барашками» на гребнях. Но волнение моря постепенно нарастает, и теперь музыка рисует величие разбушевавшейся стихии. К концу части все успокаивается, и музыка вновь изображает картину ласкового умиротворённого моря.

Тема Шахрияра светлеет, как будто владыка под влиянием прекрасных сказок смягчился и дарует Шехеразаде ещё один день жизни, чтобы услышать продолжение сказки...»

Презентация+музыка

  1. Прослушивание фрагмента сюиты на фоне презентации.

Вопросы:

  1. Как, на ваш взгляд, звучала музыкальная тема Шахрияра?
  2. Какой в музыке предстала перед вами Шахерезада?
  3. Каким показался вам музыкальный образ Синдбада?
  4. Какой была музыкальная тема  Моря?

Слайд 13

  1. Перед вами на партах – имена и названия музыкальных образов сюиты: Шахрияр, Шахерезада, Синдбад, Море. Ваша задача: в течение 2-х минут (пока звучит музыка сюиты) заполнить пробелы и дать словесные характеристики этим персонажам, опираясь на данные таблицы музыкальных характеристик (на доске – таблица эпитетов) и собственные впечатления.

Повторное слушание фрагмента сюиты (без презентации).

Выполнение самостоятельной работы:

Шахряр –          _______________________________

Шахерезада –   _______________________________

Синдбад –         _______________________________

Море –              _______________________________

  1. А теперь мы послушаем, что у вас получилось (зачитывание 2-3 работ).

Отлично! А теперь мы немного отдохнем!

  1. Динамическая пауза «Вместе весело шагать».

  1. А теперь посмотрите в окно на нашу природу! Ну, разве за окном не сказка? Вот мне, например, природа нашего села зимой напоминает старую русскую сказку «Морозко», все время кажется, будто вот-вот из-за ели или сосны покажется добрый Дед Мороз! И по этому поводу я хочу предложить вашему вниманию вот такую замечательную песню!

Показ учителем 1 куплета и припева песни «Волшебная сказка».

1 куплет

Волшебную сказку расскажет зима,

Волшебные сны наколдуют метели,

А после умчатся в свои терема

Стелить голубые постели.

Припев:

А часики постукивают «тики-так»,

И долгими ночами не уснут  никак,

И звезды под подушкою звенят «динь-день» –

Завтра будет счастливый день!

Слайд 14

  1. Вокально-хоровая работа.

Распевание (распевка «Часики»).

Слайд 15

Выполнение ритмического упражнения.

Разучивание песни «Волшебная сказка».

  1. Включение в систему знаний и повторения:

Слайд 16

  1. С творчеством какого русского композитора вы познакомились на уроке?

Слайд 17

  1. Образ каких персонажей «Шахерезада» показан в произведении Н.А. Римского-Корсакова?

Слайд 18

  1. что такое сюита?

  1. Рефлексия учебной деятельности:

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Что вам запомнилось и понравилось?

Слайд 19

  1. На нашей доске – нотный стан. Здесь есть скрипичный ключ, но нет ноток. Давайте вместе с вами заполним наш нотный стан веселыми нотками. Только в качестве ноток сегодня будут сердечки.

Ребята, каким цветом обычно раскрашивают «сердечко»? (ответы обуч-ся)

Бывают ли синие «сердечки»? (ответы обуч-ся)

Задание:

те из вас, кому на уроке было интересно и всё понятно, прикрепят сердечко красного цвета, а те ребята, кому урок показался скучным и неинтересным – синего.

Выполнение задания – оформление нотного стана «сердечками».

Посмотрите, как весело у нас получилось! Это значит, что …

Слайд 20

  1. Задание для самоподготовки (записать в дневник):
  1. выучить 1 куплет и припев песни «Волшебная сказка»;
  2. сочинить и записать в тетради собственную восточную сказку (дифференцировано).

Слайд 21

  1. Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.

В Данной публикации  говорится о нескончаемом источнике в формировании  процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым  позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...