Введение учащегося в мир Шопена
статья по музыке (6 класс) на тему

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Введение учащегося в мир музыки

Аликина Татьяна Владимировна-педагог дополнительного образования ГБУ ДО Дом детского творчества «Левобережный» Невского района

Санкт-Петербурга

Ф. Шопен мой наиболее любимый композитор, но так как исполнение Шопена представляет огромные трудности не только для юных учащихся, но и для опытных пианистов, произведения Шопена приходится включать с очень большой  осторожностью. Учащимся гораздо легче сыграть Шостаковича, Прокофьева и других композиторов. Значит ли это , что от Шопена надо отказываться. Разумеется, нет. Если ученик услышал музыку Шопена, и она запала ему в душу, показалась прекрасной, следует такому ученику, учитывая его индивидуальные способности, задать посильное произведение Шопена и не бояться потратить много времени и труда на работу над этим.

Ученица четвертого обучения, Маркизова Наташа, которая начала заниматься музыкой  в возрасте 10 лет, неплохо подготовленная в техническом отношении, легко выучившая большое количество произведений, но музыкально еще не достаточно раскрывшаяся, попросили дать ей фа минорный ноктюрн Шопена. Поводом этому послужила увиденная девочкой по телевизору  хореографическая миниатюра на музыку этого ноктюрна. На вопрос, чем же понравилась эта музыка, ученица ответила: «В ней можно черпать и печаль, и радость, и утешение».

Это было первое знакомство с Шопеном, приобщение к его прекрасной музыке, что в свою очередь  помогло раскрыться творческой индивидуальности ученицы.

Объясняя значение слова ноктюрн, подчеркиваю, что Шопен обогатил содержание ноктюрна непосредственностью чувств, лирической образностью, но ввести в этот мир ребенка - крайне сложная задача. Необходимо, чтобы у ученика было хорошее музыкальное воспитание и достаточно зрелое сознание и развитие.

Для более глубокого понимания Шопена я знакомлю учеников с некоторыми фактами его жизни. Более подробно рассказываю о 2-ой половине его жизни, связанной с Парижем, где он познакомился с замечательными музыкантами, писателями, художниками, такими, как Лист, Берлиоз, Мейерберг, Мицкевич, Гейне, Жорж Санд, Бальзак, Делакруа. Общение с ним обогатило Шопена, однако, он остался самим собою и по прежнему утверждал лучшие традиции польского национального искусства.

Очень осторожно касаюсь того, что Шопен –певец интимной лирики. Рассказываю, какие переживания принесла ему любовь к соотечественнице Марии Водзинской, брак с которой был расторгнут родителями Марии, считавшими Шопена недостаточно знатным.

Рассказываю о любви к французской писательнице Жорж Санд, близкие отношения с которой закончились мучительным для композитора разрывом, способствовавшим обострению роковой для него болезни.

Годы жизни в Париже  были очень плодотворны.  Шопен создал произведения, принадлежащие к лучшим страницам его творческого наследия.

Очень тяжело переживал Шопен разлуку с Родиной во время восстания 1849 года. Согласно предсмертному желанию композитора его сердце было отвезено его сестрой Людвигой на родину и замуровано в нише костела Красного Креста. Поляки чтут эту религию. В годы фашистской оккупации эта ниша, как и памятник Шопену в Варшаве, была разрушена, но сердце композитора было укрыто польскими патриотами в безопасном месте. Гитлеровцы запретили исполнение музыки Шопена, но она звучала за плотно закрытыми окнами домов.

Далее привожу высказывания Листа, на которого Шопен оказал огромное влияние: «Чистый, великодушный, добрый, соболезнующий, он исполнен был одним чувством, самым благородным из земных чувств,-любовью к родине, он прошел между нами, как призрак,  таящих в себе всю поэзию Польши» и академика Б.Ф. Асафьева: «Как нелегко  в целом объять мир этой музыки! Здесь вся Польша: ее народная драма, ее быт, чувствования,  культ красоты и в человеке и человечность, рыцарственный, гордый характер страны, ее думы и песни. Через многообразие ритмических оборотов и соответствующим им акцентов и интонаций видишь людей, их движения, их жесты. Через напевы слышится душа народа, через прекрасное гармоническое восполнение мелодий раскрывается их духовный смысл и сердечность.  Здесь трепет пульса самого композитора, в его биениях проходит жизнь…»

Говоря о творческом наследии композитора, вальсах, прелюдиях, ноктюрнах, сонатах, балладах, этюдах/ ни опер, ни симфоний, ни ораторий Шопена не писал/, даю ученице послушать запись до диез минорного вальса в исполнении б. Давидович и две  прелюдии ля мажор и си минор в исполнении В. Софроницкого.

Особенно подчеркиваю, что Шопен открыл новую эпоху в развитии фортепианной музыки. Шопен, прозванный «поэтом фортепиано», был гениальным пианистом, чаровавшим слушателей высокой поэтичностью своей игры, новизной техники, всегда подчиненной главной цели-раскрытию внутренней сущности  произведения. Привожу высказывания А. Рубинштейна «Фортепиано ли ему /Шопену/, что он писал для него, или он вдохновил свои клавиши, не знаю, но только полнейшее поглощение одного другим могло вызвать такие создания.   Трагизм, романтизм, лирика, героическое, драматическое, фантастическое, задушевное, сердечное, мечтательное, блестящее, величественное, простота, вообще возможные выражения находятся в его сочинениях для этого инструмента, и все это звучит на нем в самом прелестном образе».

Объясняя ученице, что фортепиано, способное изображать многообразные тембры и краски, воплощенные в звуке человеческого голоса и всех на свете инструментов, фортепиано-оркестр с медью труб, трелью скрипок, мягкими аккордами арф у Шопена зазвучало именно как фортепиано с неслыханном ранее богатством и разнообразием красок, в нем раскрылись такие выразительные возможности, о которых ранее никто не переживал. Все это было  для композитора средством выражения волнующих его сердце мыслей о родине,  о ее страданиях, во всем  этом  воплотился необычайный богатый мир его душевных переживаний.

В музыке Шопена можно найти соединение жалости, нежности, любви, и в то же время величавость и человеческое достоинство.

Работа над ноктюрном оказалась удивительно радостной, я ощутила полную отдачу ученицы. Ноктюрн, как, впрочем, почти все произведения Шопена, очень ясен по форме. Создать художественный было не сложно. Ночная песня, песня любви, грустная, но полная поэтической созерцательности, после порывистой, взволнованной, страстной с элементами драматизма средней части в третьей части звучит сумеречно, щемяще.

Создать художественный образ помогла не только сама музыка, но и увиденная девочкой хореографическая миниатюра-дуэт. Средняя часть с многочисленными небольшими крещендо и диминуэндо, но ясной кульминацией оказалась для ученицы в плане исполнения менее сложной. Трудность вызвала первая часть, построенная на многократном простом воспроизведении простой, но удивительно чудесной мелодии-фразе, состоящей из  повторяющегося мотива.  Разные украшения и концы фраз вызывают  интонационные превращения, которые передать сложно.  Для того, чтобы облегчить задачу ученице, привожу аналогию с мимикой лица. Так, например, меняется выражение лица от одной только приподнятой брови и т.д. Очень важно сыграть эту мелодию просто и естественно, иногда бывает достаточно одного интонационного толчка, чтобы из мира прекрасного рухнуть в пропасть безвкусного. Требуется немало художественного вкуса , чтобы исполнить украшения. Надлежит помнить, что у Шопена во всех случаях украшения должны наиболее плавно и естественно сливаться с предшествующими и последующими звуками.

Работая над звуком ноктюрна, напоминаю, что фортепиано длиннозвукий инструмент, что к звуку надо относиться бережно, играть так, как будто тебе дорог каждый звук и с ним жалко расстаться. Особое внимание уделяю ровности сопровождения, глубокому, мягкому звучанию басов, басы фортепиано-это не басы оркестра с медью. Крайне чуткой должна быть педализация, мы заменили прямую педаль в редакции Падеревского на запаздывающую педаль и полупедаль.

Для того, чтобы ученик приблизился к более осмысленному исполнению Шопена, уловил стиль исполнения, очень важно, чтобы он много слушал Шопена. Это записи /так в процессе работы над ноктюрном девочка подслушала соль минорную блокаду в исполнении С. Рихтера, концерт№1 для фортепиано с оркестром в исполнении Э. Гилельса и симфонического оркестра Московской филармонии  под управлением К. Кондрашина/ и «живое» исполнение. В первую очередь, исполнение педагогом того же ноктюрна. К исполнению педагог должен относиться очень требовательно, Шопена необходимо играть только в соответствующем настроении, в противном случае этого лучше не делать.

Огромное впечатление произвело на ученицу произвело посещение Большого зала филармонии «одного из самых прекрасных мест на земле», по высказыванию И. Андронникова. В тот вечер прозвучал концет№2 для фортепиано с оркестром Шопена в исполнении Н. Луганского и заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра  филармонии под управлением Р. Кофмана. Не только изумительная музыка, благородное исполнение концерта поразили Наташу, но и сама атмосфера «дух» Большого зала, где, как я поведала, где как я ей поведала, давали концерты и бывали многие великие исполнители, композиторы, деятели культуры.  Очень было интересно  было наблюдать за выражением лица девочки, которое стало удивительно одухотворенным. Хочу отметить, что я сама, как музыкант, черпаю творческие силы из регулярных  посещений Большого зала, особенно много мне дают концерты Заслуженного коллектива АСОФ.

Для понятия внутреннего мира Шопена можно обратиться к живописи. Ученице были показаны иллюстрации с портрета Э.Делакруа, с рисунков КвятковскогоТ, Ф. Листа, Жорж Санд, запечатлевшие удивительно тонкий облик композитора.

Наблюдая, как растет интерес ученицы к Шопену, для расширения кругозора рассказываю ей о конкурсах им. Шопена в Варшаве, о выдающихся русских исполнителях  произведений Шопена: Г. Нейгаузе, С. Рихтере, В. Софроницком, Л. Оборине, Я. Заке, Э. Гилельсе.

Работа с ученицей дала свои плоды, ноктюрн был сыгран на нескольких концертах, в том числе и во Дворце творчества юных. В отзывах педагогов об исполнении можно было услышать , что девочка хорошо чувствует Шопена, отмечалось ее бережное отношение к звуку. В целом же, знакомство с Шопеном обогатило духовный мир девочки, облагородило ее/это отразилось на выражении лица и в манерах/.Пробудился огромный интерес к «хорошей» музыке.

Позднее когда Маркизовой Наташей были сыграны такие серьезные произведения, как соната №8, 1ч. Бетховена, романс Чайковского, ноктюрн «Грезы любви» Листа, она попросила снова задать ей Шопена.

На этот раз это были до диез минорный ноктюрн (посмертный) и до диез минорный полонез. В работе над ноктюрном ученица очень умело  использовала свой опыт работы с фаминорным ноктюрном. В полонезе сумела донести величавость крайних частей. Услышала в самых первых актах, что отношения звуков наполнены эмоциональным содержанием, донесла устремленность первого звука ко второму. Я доказываю ей, что борьба между коротко сильной долей и долгим вторым создает определенное ритмическое  и интонационное напряжение.     От терции через кварту, квинту сексту к уменьшению септиме, очень выразительной у Шопена, развертывается мелодия, чтобы после  четвертной паузы-дыхания, подхваченным мощным уменьшенным септ-аккордом , продолжить свой путь октавными шагами. Как пловец преодолевает сопротивление воды,   стремясь вперед, так и ты преодолеваешь интонационное напряжение в процессе движения музыки. В средней части ученице удалось показать глубокие нежные басы, мягкое чередование гармонии и над ними парящий певучий верхний голос, почувствовать расстояние между басом, гармоническим фоном и мелодией, что вызывает ощущение пространства, воздуха, объема.

Исполнение ноктюрна и полонеза Маркизовой Наташей пробудило интерес к Шопену и у других учеников класса. Ученице 5 класса Журавлевой Оле,девочке музыкальной, но еще не достаточно взрослой для глубокого понимания Шопена, был задан посильный для нее полонез соль минор. Ученице 6 класса Грошевой Наташе неплохо владеющей звуком, достаточно умной, обратившей на себя внимание  на экзамене исполнением 2 ч. Сонаты №14 Бетховена, были заданы вальс си минор и прелюдия ре бемоль мажор. Работая над прелюдия, крайне сложной для исполнения, было отдано много сил для создания художественного образа. Здесь необходимо было раскрыть ученице по возможности, всю глубину отношений Шопена с Жорж Санд, закончившихся мучительным для Шопена разрывом, повлиявшим на трагический исход его болезни. В работе над звуком очень сложной оказалась передача капель дождя на одной клавише, ноте, проходящей через всю прелюдию.

Я осталась довольна результатами работы с этими девочками несмотря на то, что их исполнение не было таким тонким, как исполнен Маркизовой Наташей, что связано с индивидуальными способностями учениц.

Самый главный результат-это приближение к Шопену, чья музыка обогатила духовный мир учениц . Они полюбили эту музыку, остались у нее в плену, а это конечно, заслуга самого Шопена.

Литература

1.Мартынов И.Ф. Фредерик Шопен. 1810-1849.М.:Музгиз,1961.

2.Нейгауз Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. М.: Советский композитор,1983.  

3.Шуман Р. Избранные статьи о музыке.М:Музгиз,1956.      

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока "Могучее царство Фредерика Шопена"

Представлен план - конспект урока о творчестве польского композитора Ф. Шопена, проникновение в поэтический музыкальный язык, содержание произведений этого гениального польского композитора.Какие «веч...

презентация "Музыкальный мир" о жизни и творчестве Ф.Шопена

Шопен – классик польской музыки. Его имя стоит рядом с именами таких гениальных музыкантов, как И. С. Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский. Одно из замечательных свой...

презентация "Музыкальный мир" о жизни и творчестве Ф.Шопена

Шопен – классик польской музыки. Его имя стоит рядом с именами таких гениальных музыкантов, как И. С. Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский. Одно из замечательных свой...

Тест по творчеству Ф. Шопена

тест поможет учащимся проверить свои знания по творчеству великого польского композитора  Ф. Шопена...

Презентация к уроку музыки. Биография Ф.Шопена. Прелюдии № 7 и № 20

Презентация к уроку музыки для начальной школы. Биографические данные о жизни польского композитора Ф.Шопена.Понятие о музыкальной форме - прелюдия.Краткая характеристика прелюдий № 7 и № 20....

«Организация домашней учебной работы учащихся школы в условиях введения ФГОС ОО. Опыт организации домашней учебной работы учащихся в зарубежных школах»

     Важное отличие домашних работ в связи с введение ФГОС то, что домашняя работа выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции, а не сводится к выполнению тог...

Элективный курс «Введение учащихся в научно-исследовательскую деятельность"

   В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование инт...