Главные вкладки

    Конспект урока по музыке по теме "Музыка может выражать, изображать, рассказывать.Драматический образ"
    план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

    Конспект урока по музыке 7 класса по теме "Музыка может выражать, изображать, рассказывать.Драматический образ"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    "Музыка может выражать,, изображать, рассказывать..  Драматический обра".

    Цель: формировать у учащихся эмоционально осознанное восприятие музыкального образа на примере баллады "Лесной царь"  Ф. Шуберта.

    Музыкальный материал: "Лесной царь" Ф. Шуберта.

         - Франц Петер Шуберт был одним из примечательных творцов "романтической" музыки, как типичный романтик, он страстно мечтал о лучшем, более справедливом обществе, об истинной красоте жизни человека.
        - Жизни Шуберта - яркий пример трагической судьбы художника, обреченного в условиях буржуазного общества либо идти на компромисс со вкусами господствующего класса, либо терпеть тяжелую нужду и лишения.
        - Ф. Шуберт предпочел второе: он принес в жертву жизненное благополучие, но остался верен своим художественным идеалам.

         - Если предшественники Шуберта - Ф.Гайдн, В. Моцарт и Л.Бетховен - никогда не могли полностью освободиться от печальной для них необходимости общаться с чванливой, подчас невежественной аристократической знатью, то Ф. Шуберт был, пожалуй, первым композитором, который в силу особых условий своей жизни почти никогда со знатью не соприкасался.  Творческий облик Шуберта сформировался в простой, демократической среде Вены, имевшей свое свои давно сложившиеся богатейшие художественные традиции.
        - В этом близком и симпатичном Шуберту жизненном кругу, в котором были все равны, в котором не имели места придворные интриги, зависть, мелочные придирки, Шуберт отдыхал душой; именно  здесь расцветали его творческие замыслы.
        - Ф. Шуберт прожил очень мало - всего лишь 31 год.  Кажется совершенно непостижимым, как мог он за такой краткий срок столь трудной жизни создать все то огромное количество замечательных произведений, какое нам известно.  Такой подвиг был по силам только истинному гению!
        - Музыка Шуберта горячо любима и очень популярна.  Она привлекает к себе своей глубокой выразительностью, теплой задушевностью, мудрой, простотой, ярким народным характером. Она близка и понятна самому широкому кругу слушателей, тем простым людям из народа,  чьим чувствам и помыслам Ф. Шуберт посвятил все свое творчество.
        - Наиболее обширной и примечательной частью творческого наследия Шуберта являются песни.  Именно в них с особенной яркостью и убедительностью раскрывается все то новое, что так отличает его музыку от музыки композиторов эпохи венского классицизма.
        - Шуберт написал более 600 песен (точная цифра не установлен). В это число входят и два больших песенных цикла - "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь" (оба на слова поэта Вильгельма Мюллера), а также песни, составляющие посмертный сборник "Лебединая песнь".
        - О чем же рассказывает Ф. Шуберт в своих замечательных песнях, которые он с увлечением создавал в течение всей своей жизни - от ученических лет и до последних дней?
         - Содержание песен очень разнообразно.  Но о чем бы Шуберт не "пел", все это было выражением его мыслей, дум,  настроений, чувств, которые его волновали, тревожили, увлекали.
        - Многие песни имеют непосредственную связь биографией Шуберта, с его личными переживаниями и настроениями. Таковы, например, оба упомянутые выше цикла - "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь", песни "Скиталец",  "Приют" и другие.
         - Чрезвычайно привлекавшая поэтов - романтиков тема любви становятся очень характерной и для Шуберта.  И при этом как многогранно раскрывает ее Шуберт!  Если в таких песнях, как "Серенада, "Посол любви", она предстает в светлых образах счастья, то в песне "Молодая монахиня" она связана с душевной драмой, а в таких песнях, как "Двойник",  "Город",  "Ее портрет",  чувство любящего человека являются источником тяжелой жизненной трагедии.
         - Важной поэтической темой в песнях Ф.Шуберта является романтический мотив "одиночества", навеянный композитору и общими условиями эпохи, и обстоятельствами его личной жизни.
         - Разумеется, Шуберту не были чужды и другие художественные темы. Например, в песне "Розочка" Шуберт создал светлую народно - жанровую картину; такие же радостные и бодрые настроения отражены и в песне "Утренняя серенада".
         - Если у Шуберта песни, проникнутые и философской лирикой.  Так, например, в песнях "К музыке", " К лютне", "К моему клавиру"  Шуберт поэтически воспевает любимое им искусство.  Еще более серьезные философские темы, затронуты в песнях "Атлант", "Ганимед", "Границы человечества" и других.
        - Таким образом, круг образов песен Ф. Шуберта очень широк.
               
    Прослушивания баллады Ф.Шуберта "Лесной царь"

         - Баллада "Лесной царь" Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет.  Вот как он описывает рождение этой песни один из его друзей: "Мы застали Шуберта  в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке "Лесного царя".  Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на... В тот же вечер "Лесной царь" был исполнен и принят с восторгом".
        - В балладе "Лесной царь" композитор увидел трагедию, почувствовал боль и крик человеческой души.
        - Сегодня на уроке часто звучит слово баллада.  На уроках литературы мы уже говорили о балладах. Что это за жанр?  (ответы учащихся).
        - "Лесной царь" по жанру - баллада.  Шуберт написал ее на текст одноименной баллады великого немецкого поэта Иоганно Вольфганга Гете.
         - В своих истоках баллада - произведение народного эпоса; в процессе развития она постепенно приобрела такие черты, которые оказались созвучными художественным идеалам романтиков.  Такими чертами баллада являются: высокая драматичность содержания; значительная роль фантастического элемента, близкого народно - сказочной поэзии;  картина природы; наличии лирических высказываний "от автора", позволяющих выяснить его отношение к героям и идеи произведения.
          - Такое сочетание в балладе элементов эпоса, лирики и драмы открывало перед романтиками широкие возможности для выражения их политических замыслов.  Неудивительно поэтому, что баллада сделалась одним из излюбленных ими художественных жанров.  В поэзии балладу культивировали, например, И.Гете, Ф.Шиллер, Г. Гейне, В.А. Жуковский, А.С.Пушкин; в музыке -  Ф. Шуберт, М.Глинка, Ф.Шопен, Ф.Лист, причем у двух последних баллада встречается и как чисто инструментальное произведение.
        - Как видите, определение музыкального жанра мало чем отличается от определения литературного.
        - Баллада "Лесной царь" начинается фортепианным вступлением.  Стремительное триольное движение повторяющихся октав сразу же создает атмосферу взволнованности, тревожной напряженности.  Бурные, полные драматизма пассажи басового голоса усиливают это впечатление.
        - Вступление играет важную роль в картине, нарисованной  Ф. Шубертом, и очень естественно связывается с первыми же словами поэтического текста в переводе В. А. Жуковского.

    Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

          - Музыка очень образно и ярко передает картину неистовой ночной скачки, тревогу и беспокойство всадника.
        - Произведение звучит на немецком языке, нужно определить количество действующих лиц.  (Если мнение учащихся разделяются, можно прочитать текст В.Жуковского).
        - Какое количество персонажей баллада вы определили?
        - Всадник - отец - не единственный персонаж баллады.  Кроме него в балладе "действуют" еще два лица - сын - младенец и таинственной Лесной царь.
        - Младенец тяжело заболел в пути, и его нужно как можно скорей довести домой.  Заботливо прижав к себе больного ребенка, отец скачет во весь опор к родному дому.  Мальчик становится все хуже и хуже, он бредит, и ему кажется, что в окружающий их темной, дикой чаще появляется Лесной царь - таинственный "дух леса".
        - Музыка, связанная с образом страдающего ребенка, наиболее тревожна, она насыщена напряженными диссонансами.  Особенно впечатляюще звучит острый диссонанс малой секунды, образующийся между вокальной мелодией и партии фортепиано.
        - Быстрый, "лихорадочный" темп, громкая звучность,  постепенное повышение регистра звучания, взволнованные речитативы (речевые) интонации голоса - все способствует музыкального выражению  страданий объятого смятением младенца.
        - Совсем иначе "нарисовал" композитор образ Лесного царя.  Лесной царь трижды обращается к младенцу.  Сначала он соблазняет ребенка сказочными картинами из своего царства, красивыми цветами, жемчугом и золотом;  потом пытается вовлечь его в веселые хороводы своих дочерей, летающих играющих при свете месяца.  Наконец Лесной царь начинает угрожать мальчику ("Неволей иль волей, а будешь ты мой!").
        - Незримая борьба между ребенком и Лесным царем продолжается.  Она достигает своей кульминации в последних, заключительных словах Лесного царя.
        - После этого наступает уже неотвратимая роковая развязка.  У младенца начинается предсмертной агонии, он кричит, задыхается:

    Родимый, Лесной царь нас хочет догнать;

    Уж вон он: мне душно, мне тяжко дышать.

         - Наконец конь останавливается у ворот дома.  Напряженное движение в музыке сразу же прекращается.  В воцарившейся жуткой тишине слышатся слова рассказчика: "В руках его мертвый младенец лежал".  Эти последние слова баллады певец произносит в виде драматического речитатива, как уже просто говоря. Два громких аккорда завершают произведение, словно обрубая последние нити надежды.
        - Что можете сказать о музыкальной характеристике герое? (Рассказчик - взволнованный; отец - встревоженный; сын - безумно испуганный, задыхающийся; лесной царь - сладостно - завлекательный).
         - Как помогает аккомпанемент созданию музыкального образа?  (Выражает стремительное,  драматически напряженное движение.)
        - Музыка выразительная или изобразительная? ( И выразительная, и изобразительная )
         - После смерти Ф. Шуберта И. Гете, прослушав песню "Лесной царь" в исполнение знаменитой певицы Вильгельмины Шредер - Девриент, вспомнил, что когда - то давно уже слышал эту музыку, но тогда она не произвела на него впечатления.  Сейчас же, то есть в исполнении певицы Шредер - Девриент, вся композиция, как выразился Гете, приняла "явственно образ".
        Вывод. Как видим, в стихах и музыке нарисована большая драматическая картина, сцены с участием нескольких действующих лиц.  Но даже если мы и расслышим отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматический образ, объединенный стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня, но и движением (развитием) чувства главных действующих лиц.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»

    Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100»  авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...

    Сценарий открытого урока (предмет "Музыка") в 6-м классе "Протестное содержание музыкальных образов русской ROCK-музыки

    Вниманию пользователей предлагается сценарий урока, созданного на основе педагогической технологии Л.П.Масловой....

    Конспект урока по музыке в 5 классе (не по ФГОС) «Пейзажные образы в музыке».

          На уроке используются современные образовательные технологии:          Технология развивающего обучения (ТРО)....

    Конспект урока по музыке в 1 классе по теме:"Образ музыканта"

    Помочь ребятам понять, что "образ музыканта" -это значит внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать. познавать....

    конспект урока по музыке 5 класс: Может ли музыка выразить характер человека

    5 клас: Может ли музыка выразить характер человека...

    Конспект обобщающего урока по музыки для 6 класса по темам года «Музыкальный образ», «Музыкальная драматургия»

    На примере незнакомого     ребятам музыкального произведения («Полонез» М. Огиньского) дать представление о том, что восприятие крупного, сложного музыкального произвед...

    Конспект урока по музыке в 1 классе по теме : "Образ музыканта".

    Урок №2Тема урока: Образ музыканта.Цель: помочь ребятам понять, что «образ музыканта» - это значит внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать, познав...