Педагогические рекомендации "Распевки"
учебно-методический материал по музыке на тему

Ольга Анатольевна Арбузова

Распевка – это:

1)    Специальное вокально- техническое упражнение для подготовки голосового аппарата и слуха певцов;

2)    Проба голоса , разогрев и его тренировка – целенаправленно, с учетом его индивидуальных задач, приведение голоса в рабочее состояние. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raspevka.docx18.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

 

)

Методические разработки для работы с вокалистами

        

    (РАСПЕВКИ, ПРИЕМЫ  ТЕХНИКИ  ГОЛОСОВЕДЕНИЯ И  ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ)

 

Педагог дополнительного образования:

                                                                             Арбузова Ольга Анатольевна                                                              

                                      Ст. Кавказская                                                                                                                                                                                                                                  

              2017г.

                                                                                                                                                                                               

Распевка- как неотъемлемая часть работы вокалиста.

Распевка – это:

  1. Специальное вокально- техническое упражнение для подготовки голосового аппарата и слуха певцов;
  2. Проба голоса , разогрев и его тренировка – целенаправленно, с учетом его индивидуальных задач, приведение голоса в рабочее состояние.

Ни один уважающий себя вокалист не начнет своего выступления без распевки. Чтобы подобрать правильные распевки для ученика- его нужно увидеть и услышать, так как вокал- это индивидуальное занятие, а у каждого ученика индивидуальный стиль.

Методы постановки голоса и лексика объяснений могут быть разные, но все они опираются на общие принципы и этапы в работе: развитие и совершенствование дыхания; приобретение понятий и навыков в использовании резонаторов, позиций, атаки звука; овладение разнообразными вокальными приемами ; работа с артикуляционным аппаратом и т. д.

Распеваться необходимо  ежедневно не менее 30 минут до состояния прогретого ,теплого, подвижного, «легкого» горла, с достигнутым нужным диапазоном. Для этого целесообразно брать упражнения, хорошо настраивающие голосовую функцию.

Любую распевку надо петь живо, выразительно, с чувством, как если бы вы пели произведение на своем концертном выступлении

-Распевки  могут меняться в последовательности, чтобы не вызывать привыкания

-Петь распевки можно по полутонам в восходящем или нисходящем движении , а можно и в тональности.

- Очень хорошо использовать одну и ту же мелодию для выполнения разных задач.

Внутри упражнений могут быть использованы разные приемы, на усмотрение педагога и для продуктивности работы самого вокалиста

-Замена гласных букв: в одном и том же упражнении разные гласные; чередование гласных внутри  самого упражнения;

-Замена гласных букв на слоги с добавлением согласных. Слоги подбираются индивидуально!

- Смена мелодической линии. При движении наверх  петь одну мелодию, а при нисходящем движении – похожую, но применяя свою импровизацию, не выходя из заданного ритма.

- Смена темпа и перемена динамики звучания

- Смена ритма и смена характера звучания, штрихов, акцентов.

-Смена смысловой интонации

- Упражнения на дыхание.

При работе с учеником , педагог должен учитывать конкретную цель ,представлять , чего вы хотите. Просто так петь  не продуктивно и не эффективно.

ПРИМЕРЫ распевания:

1.а)ми – ма – мо – му - ми (слушаем унисон)

   Б)делаем терцию мягкую и тихую( слушаем двухголосие)

2. у – а – у(работают мышцы лица)

 3.ри – хо- ха                                                                                                                                                

     Ри – хо- ха ,  ри – хо – ри – хо –ри –хо -ха

4.Чистоговорка на «р» -гора

Ра-ра-ра на дворе у нас гора

Ры-ры-ры, быстро скатимся с горы

Ру- ру- ру, сами строили гору

Ра- ра- ра, разыгралась детвора.

Техника голосоведения и голосообразования                                                                                                                                                                     Основные задачи:                                                                                Выработка ощущения дыхательной опоры.

-Выработка кантилены.

Главный вид звуковедения – кантилена, т. е. плавное, связное, непрерывное, свободно льющееся звучание. Певучий, гладкий переход от звука к звуку включает в себя владение- легато – точный переход от звука к звуку, без захвата промежуточных тонов.

Владение – глиссандо- скольжение звука по всем промежуточным тонам. Необходимо при этом добиваться , чтобы в работе гортани ничего не менялось, чтобы звук был постоянно в одной позиции, стабильным, надежным и устойчивым.

 -Соединение  разных гласных

-Сглаживание регистров, выработка ровного, однотембрового звучания,

- Укрепление серединного участка диапазона.

- Овладение музыкальными штрихами: легато, стаккато, нон легато (не связанно)

Стаккато- прием звуковедения ( противоположный легато) – исполнение отрывисто ,короткими  длительностями, легкими толчками. Стаккато нужно делать не толчком связок, а толчком опоры(дыхания). Этим штрихом лучше петь, представляя себе не толчки, а черточки( пунктир).

- Отработка активной подачи  голоса(посыл звука).

                                                                                                                                                   

                                                                                                                   Необходимые вокальные установки                                          Вокальная (певческая) стойка- та, при которой брюшные мышцы натянуты, грудная клетка находится в свободном развернутом(расправленном) состоянии, позвоночник- прямой, опора на обе ноги. Голову нельзя ни запрокидывать, ни вытягивать вперед.

Качественное пение – это пение на устойчивой певческой опоре.                                                               Тип  дыхания – нижнерёберно- диафрагмальный, позволяющий сохранить на долгое время силу и чистоту звука, не дающий быстрого утомления голосового аппарата. Вдох должен быть бесшумным, в темпе и ритме исполняемого упражнения( на затакт к ритмической доле). Выдох должен быть ровным, почти неощущаемым. Необходимо научиться управлять потоком выдыхаемого воздуха, беря воздуха не более , чем требуется. « Нужно обращать в звук каждую частицу выдыхаемого воздуха»(Э, Карузо). Излишнее дыхание в конце фразы нужно выдохнуть, если такое имеется. Вдох- это ваша готовность к пению.

Связки- это струны, а дыхание – смычок.

Необходимо научиться чувствовать и формировать – вокальную улыбку. Важно научиться держать  полузевок,  делающий звучание голоса округлым, полным. Должны научиться  хорошо  управлять  артикуляционным аппаратом. Язык на пении гласных должен лежать во рту спокойно. Прежде  чем начать петь , нужно звук сформировать, т.е. создать условия для качественного звучания. Вы должны добиваться скоординированности всех вокальных компонентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестация педагогических работников в педагогических учреждениях

Это разработка семинара заместителей директоров...

Педагогическое наследие : выдающиеся педагоги и педагогические школы. Педагогические открытия Льва Толстого

Презентация была представлена на школьном педагогическом совете в рамках серии выступлений по теме:«Педагогическое  наследие: выдающиеся  педагоги  и  педагогические  шк...

МБОУ ДПО (ПК) С «Межшкольный методический центр», г. Добрянка Пермский край РФ Профессиональное педагогическое объединение «Педагогическая студия «СЕНТЯБРЬ» IV-Я ОТКРЫТАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

Национальный Идеал. Понятие «идеал» все чаще звучит в педагогической среде, выражение «национальный воспитательный идеал» становится устойчивым оборотом в современном образовании. А возможна ли замена...

Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."

В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....