Релаксация на уроках музыки
методическая разработка по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Активные методы релаксации
на уроках музыки.
Единственная красота,
которую я знаю,- это здоровье.
Генрих Гейне
Сегодня все чаще и чаще поднимается вопрос о здоровье детей. Взрослые считают, что современная школа делает детей больными, ведь они реагируют на любые изменения, происходящие в жизни, и порой им приходится сталкиваться с проблемами, которые не всегда по силам даже взрослым. И от этого состояние здоровье подростков резко ухудшается. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования, ведь дети большую часть времени проводят в школе.
В школе ребенок часто находится в состоянии стресса.
*Стресс оценивания (экзаменационный);
*Стресс ограничения времени (контрольные работы, сочинения);
* Неоправдавшееся ожидание положительной отметки и ожидаемой похвалы;
*Переутомление (большой объем работы);
*Стресс психологического давления (через авторитарность учителя);
*Коммуникативные стрессы (конфликты между учителями или учениками).
О проблеме здоровья детей мы вроде бы все знаем – и как его сохранить, и чем его поправить, и как правильно питаться, чтобы его поддержать. И вроде мы всё делам правильно, но результата нет.
По моему мнению, главная цель каждого педагога - сохранить психологическое здоровье детей.
Разрешите поделиться своим опытом работы. Тема моего выступления: «Активные методы релаксации на уроках музыки».
Я уверена, что уроки музыки – это важнейшее средство сохранения и укрепления положительного психоэмоционального состояния ребенка. Я стараюсь предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Стремлюсь к тому, чтобы урок проходил в приятной обстановке.
Дети очень любят зарядки-релаксации, которые я провожу каждый урок.
А что же такое релаксация? Релаксация – это методика расслабления мышц организма, которая весьма благоприятно отражается на нем, снимает нервное напряжение и помогает взбодриться. Даже если у человека мало свободного времени, он всегда может выделить буквально пару минут на релаксацию. Благодаря этой технике можно действительно хорошо расслабиться, ощутить прилив сил и бодрости. А отдохнувший человек всегда лучше выполняет работу и решает всевозможные задачи. Релаксация заключается в полном расслаблении на 1-3 минуты (делать это можно сидя в удобной позе за столом, либо наклониться на парту). Все релаксации - зарядки проводятся под спокойную, расслабляющую музыку.
Цель релаксации — снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции и хорошее настроение. Видами релаксации могут быть различные движения, игры, пение, танцы, слушание музыки, заинтересованность чем- либо необычным, новым.
Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 3-5 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию, не выходя из класса.
Сейчас я приведу примеры активных методов релаксации:
Методы «Земля, воздух, огонь и вода»
Воздух.
Воздух основан на дыхании. Ученики начинают дышать глубже, чем обычно. Они встают, делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Воздух входит в нос, затем он наполняет грудь, плечи и руки до самых кончиков пальцев. Постепенно воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Дети делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. Зевота активизирует, правда, очень ненадолго, деятельность головного мозга, помогает отогнать сон и взбодрить организм. Известно, что зевота заразительна: стоит одному начать зевать, и все вокруг подхватывают. А все дело в том, что зевота легко возникает как подражательный рефлекс. Этот рефлекс заставляет нас не только зевать, но и улыбаться, если рядом кто-то смеется.
Земля.
Устанавливаем контакт с землей, мы должны почувствовать уверенность. Сильно давим на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Наша цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь.
Активное движение руками, ногами, телом, изображаем языки пламени. Мы должны ощутить энергию и тепло в своем теле, когда движемся подобным образом.
Вода.
Мы представляем себе, что комната превращается в бассейн, и делаем мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Необходимо, чтобы учитель сам принимал участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
Релаксационные упражнения очень просты, а главное – абсолютно безвредны и помогают быстро успокоиться и взять себя в руки.
Дыхательное упражнение
• Медленно вдохнуть, затем выдохнуть, затем также медленно сделать глубокий вдох.
• Задержать дыхание на четыре секунды.
• Вновь медленно выдохнуть и медленно сделать глубокий вдох.
• Задержать дыхание на четыре секунды и выдохнуть.
• Повторить эту процедуру семь раз, и мы почувствуем, что стали спокойнее.
Упражнение «Задуй свечу»
• Сделать глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха.
• Вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом нужно длительно произносить звук «у-у-у».
Повторить упражнение семь раз.
Упражнение «Ленивая кошечка»
• Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело.
• Затем резко опустить руки вниз, одновременно на выдохе произнести звук «а!».
Также повторить упражнение несколько раз.
Эффект этих упражнений – в успокоении и избавлении от напряжения.
Следующий способ релаксации – мышечное расслабление.
Я предложу вам упражнения, которые подходят как взрослым, так и детям. Их можно выполнять вместе с учениками на любом уроке во время физкультминутки. Особенно подходят детям упражнения на расслабление мышц плечевого пояса и рук. Таким образом дети могут быстро и эффективно отдохнуть после напряжения, связанного с выполнением письменных работ. Любое упражнение повторяется семь раз.
Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев»
• Принять исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают.
• Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд).
Перед упражнениями полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
Упражнение «Апельсин»
• Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится апельсин, из которого нужно выжать сок.
• Медленно сжать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука.
• Затем бросить «апельсин» и расслабить руку.
Выполнить это же упражнение левой рукой.
Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает беспокойным детям постепенно стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми; скованные дети могут приобрести уверенность и бодрость.
Расслабляться можно не только с помощью дыхательных и мышечных упражнений. Возможно расслабление через образы - зрительные представления.
Наши образы имеют над нами магическую власть.
Для расслабления можно использовать следующие образы:
• Вы нежитесь на пушистом облачке, которое мягко обволакивает ваше тело
• Вы качаетесь на волнах, и ваше тело чувствует покой и невесомость
• Вы лежите на нагретом песке - на берегу моря или океана, слышите легкий шум волн и ощущаете свет и тепло солнечных лучей.
Сейчас я приведу примеры на мышечную релаксацию с использованием зрительных образов.
Упражнение «Птица, расправляющая крылья»
• Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощутите напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление.
Повторите упражнение семь раз.
Упражнение «Раздувающийся шар»
• Представьте, что у вас в руках туго надутый шар. Вы держите его в руках, ощущаете его упругую поверхность. Шар продолжает раздуваться, вы с трудом удерживаете его, потому что он рвется в высь. Ваши пальцы напряжены. Вы из последних сил удерживаете его. Представьте, что этот шар – ваша проблема. Отпустите его – пусть летит. Положите руки на колени. Закройте глаза и сделайте глубокий вдох и длинный выдох. И еще раз вдох и длинный выдох. Дышите легко и спокойно. А теперь потянитесь всем телом и откройте глаза.
Для релаксации нужно выбирать спокойную музыку. Хорошее влияние на организм оказывает прослушивание музыкальных композиций, связанных с природой. Такая музыка по-настоящему творит чудеса.
Я приведу пример самых любимых упражнений релаксации:
“Дирижер”
Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)
Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями, и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все ваше тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируйте на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка закончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
«Снежинки»
Представьте, что вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, вам дышится легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Ваши ручки легкие-легкие – это снежинки. Ваше тело тоже легкое-легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом. Ласковый ветерок нежно гладит маленькие, легкие снежинки. Вам хорошо, приятно. Но вот пришла пора возвращаться в класс. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза, улыбнитесь ласковому ветерку и друг другу.
«Порхание бабочки»
Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вы – легкие бабочки с большими красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие – это крылья бабочки. И ваше тело тоже легкое-легкое, вы взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки. Вам хорошо, приятно. Но вот пришла пора возвращаться в класс. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза, улыбнитесь ласковому ветерку и друг другу.
«Полет птицы»
Вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, дышите легко и свободно. Высоко на небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Она свободно парит в воздухе, крылья ее распростерты в стороны. Представьте себе, что эта птица – вы. Представьте, какое легкое ваше тело и как медленно вы парите в воздухе. Ваши крылья легкие, вы наслаждаетесь свободой, прекрасным ощущением парения, прикосновением легкого, нежного ветерка. Ветерок ласкает, поглаживает вас. А теперь медленно взмахните крыльями и приближайтесь к земле. Вот мы и снова на земле, в этом классе. Улыбнитесь друг другу.
Релаксация – зарядка для коллег
Отдых на море
Присядьте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.
Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.
Вам дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Откройте глаза. Вы полны сил и энергии. Улыбнитесь друг другу. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.
Необходимо всегда помнить о том, что в классе должен быть хороший микроклимат (нормальная температура, свежий воздух, хорошее освещение), урок не должен быть однообразным и монотонным, должны иметь место оздоровительные моменты (физкультминутки, шутки, похвала). И запомните: «Улыбайтесь так, чтобы другие, смотря на вас, захотели унести вашу улыбку с собой».
Уважаемые коллеги, берегите себя, старайтесь зря не волноваться, больше отдыхайте– это пойдёт вам на пользу, экспериментируйте, ищите, сохраняйте в себе детскость. Умейте быть детьми. Воспринимайте свое учительство как продолжение детства. Искренне восхищайтесь всем красивым, что видите вокруг. Находите прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать вам в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого.
Желаю вам:
- Никогда не болеть;
- Правильно питаться;
- Быть бодрыми и оптимистичными;
УДАЧИ ВАМ И ЗДОРОВЬЯ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы релаксации на уроках
Презентация "Приёмы релаксации на уроках". Представлены различные движения, игры, физкультминутки...
Релаксация на уроках немецкого языка
Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Что же такое релаксация? Релаксация – это...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/16/picture-109544.jpg)
Релаксация на уроках немецкого языка на начальном этапе обучения
Релаксация — это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Цель проведения релаксации — снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/30/picture-32800-1414693412.jpg)
ПРИЕМЫ РЕЛАКСАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка выз...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/15/picture-299981-1542276415.jpg)
Виды релаксации на уроках английского языка
Данный материал содержит примеры зарядки, аутогенной тренировки, упражнений, помогающих снимать напряжение пальцев, которые можно использовать на уроках английского языка для реализации здоровьесберег...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/24/picture-291752-1390512438.jpg)
Релаксация на уроках английского языка
Здоровье – вот что наиболее ценно для человека. А здоровье подрастающего поколения - ценно для всей нации. Что такое здоровье? Это не только отсу...