Статья (2017г.) - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ МУЗЫКИ И ТЕХНОЛОГИИ
статья по музыке (5, 6, 7, 8 класс) по теме

Ермолова Маргарита Анатольевна

Актуальность проблемы технологизации на фоне стремительного распространения различных инноваций. Продуманная во всех деталях педагогическая технология как модель совместной педагогической деятельности учебного процесса. Диалог различных педагогических систем и технологий обучения. Обновление образования. Опыт современного учителя музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ МУЗЫКИ И ТЕХНОЛОГИИ

М.А.Ермолова,

учитель музыки высшей квалификационной категории

МОУ «Дубовская средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов

Белгородского района Белгородской области»

 (п. Дубовое)

Актуальность проблемы технологизации образования объясняется стремительным распространением различных инноваций.

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы -  предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогу выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.

         Обновление образования сегодня требует от учителя

  • знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно ориентированной систем обучения;
  • понимания сущности педагогической технологии;
  • знания интегрированных форм и методов обучения, критериев технологичности;
  • владения технологиями целепологания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных диагностических умений;
  • умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических  технологий и собственной педагогической деятельности в целом.

В настоящий момент на интегрированных уроках музыки и технологии возможно применение самых различных педагогических инновации.

  1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Внедрение ИКТ в содержание предмета «Музыка» и «Технология» подразумевает интеграцию музыки и технологии с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном музыкальном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении музыки и технологии, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Опыт применения ИКТ в школах показал, что:

  • информационная среда, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению музыки, особенно с использованием метода проектов;
  • информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;
  • информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.
  1. Личностно – ориентированные технологии.

Личностно-ориентированные технологии на уроках музыки ставят в центр личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный. Личность ребёнка является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

  1. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников на уроках музыки.

Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно-обобщающего контроля, изучении состояния преподавания музыки и технологии, учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

  1. Мониторинг интеллектуального развития.

Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

  1. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.

Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.

  1. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса.

Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые.  Это  - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, групповые, дифференцированные способы обучения  - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.

Таким образом, опыт современного учителя музыки и технологии располагает широким арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения на интегрированных уроках музыки и технологии. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций преподавания, способности педагога воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.

Используемая литература

  1. Ангеловски, Крсте. Учителя и инновации. – М.: Просвещение, 1994.
  2. Гузеев, В.В. Педагогическая технология: управление самообразованием учителей // Директор школы. – 1993. - № 1.
  3. Инновационная деятельность в подготовке будущего учителя / Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции. – Волгоград, 1999.