Статья (2017г.) - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ МУЗЫКИ И ТЕХНОЛОГИИ
статья по музыке (5, 6, 7, 8 класс) по теме

Ермолова Маргарита Анатольевна

Актуальность проблемы технологизации на фоне стремительного распространения различных инноваций. Продуманная во всех деталях педагогическая технология как модель совместной педагогической деятельности учебного процесса. Диалог различных педагогических систем и технологий обучения. Обновление образования. Опыт современного учителя музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ МУЗЫКИ И ТЕХНОЛОГИИ

М.А.Ермолова,

учитель музыки высшей квалификационной категории

МОУ «Дубовская средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов

Белгородского района Белгородской области»

 (п. Дубовое)

Актуальность проблемы технологизации образования объясняется стремительным распространением различных инноваций.

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы -  предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогу выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.

         Обновление образования сегодня требует от учителя

  • знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно ориентированной систем обучения;
  • понимания сущности педагогической технологии;
  • знания интегрированных форм и методов обучения, критериев технологичности;
  • владения технологиями целепологания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных диагностических умений;
  • умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических  технологий и собственной педагогической деятельности в целом.

В настоящий момент на интегрированных уроках музыки и технологии возможно применение самых различных педагогических инновации.

  1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Внедрение ИКТ в содержание предмета «Музыка» и «Технология» подразумевает интеграцию музыки и технологии с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном музыкальном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении музыки и технологии, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Опыт применения ИКТ в школах показал, что:

  • информационная среда, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению музыки, особенно с использованием метода проектов;
  • информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;
  • информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.
  1. Личностно – ориентированные технологии.

Личностно-ориентированные технологии на уроках музыки ставят в центр личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный. Личность ребёнка является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

  1. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников на уроках музыки.

Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно-обобщающего контроля, изучении состояния преподавания музыки и технологии, учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

  1. Мониторинг интеллектуального развития.

Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

  1. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.

Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.

  1. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса.

Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые.  Это  - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, групповые, дифференцированные способы обучения  - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.

Таким образом, опыт современного учителя музыки и технологии располагает широким арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения на интегрированных уроках музыки и технологии. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций преподавания, способности педагога воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.

Используемая литература

  1. Ангеловски, Крсте. Учителя и инновации. – М.: Просвещение, 1994.
  2. Гузеев, В.В. Педагогическая технология: управление самообразованием учителей // Директор школы. – 1993. - № 1.
  3. Инновационная деятельность в подготовке будущего учителя / Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции. – Волгоград, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Музыка и технология"

В уроке приведены примеры как выдающиеся личности -актеры, певцы, поэты спортсмены в свободное от работы временизанимаются рукоделием....

интегрированный урок музыка. ИЗО, технология "Карнавальная маска" 4 класс

интегрированный урок музыка. ИЗО, технология "Карнавальная маска" 4 класс....

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Статья на тему "Использование современных педагогических технологий на уроках технологии"

Статья на тему "Использование современных педагогических технологий" рассказывает о нескольких  технологиях, применяемых учителем на практике...

Интегрированный урок геометрии и технологии.Творческая тема урока: Геометрия лоскута. Тема блока геометрии: Построение правильных многоугольников. Тема блока технологии: Лоскутное шитье. Изготовление шаблонов для раскроя узора «Соты».

Вашему вниманию представлена разработка урока "Геометрия лоскута" (9 класс). На уроке происходит интеграция темы по геоментрии  "Построение правильных многоугольников" и темы ...