рабочая программа 5-7 классы
рабочая программа по музыке (5, 6, 7 класс) на тему

Наволокин Сергей Васильевич

помощь молодому учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа50.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

к основной образовательной программе основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 39», утвержденной приказом МБОУ школа № 39

от ___________ 2017года № _____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Музыка 5-7 классы

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по музыке для 5-7 классов общеобразовательных организаций авторов Усачевой В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. «Музыка: программы: 5-7 классы. - М.: Вентана-Граф, 2015»  

1. Общая характеристика учебного предмета.

                 Цели реализации программы :

целью преподавания музыкального искусства в основной школе является развитие творческих сил подростка в процессе формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры.

Достижение обучающимися результатов изучения предмета в соответствии с требованиями, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

 Задачами реализации программы учебного предмета являются:

• развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать музыкальные произведения по законам гармонии и красоты;

• воспитание художественного мышления как мышления, постигающего                 музыкальные и жизненные явления в их диалектическом развитии;

• освоение музыки в союзе с другими видами искусства, единая интонационная    природа которого позволяет вскрывать сущность их взаимодействия в восприятии

целостной картины мира и обеспечивает овладение художественным методом его познания;

• изучение музыки как вида искусства во всём объёме его форм и жанров,   постижение особенностей музыкального языка, способов и приёмов исполнительства;

 • знание лучших произведений отечественного и зарубежного классического наследия, народной музыки, творчества современных композиторов;

 • воспитание художественных умений и навыков, лежащих в основе слушательской и исполнительской куль туры учащихся, позволяющих проявить творческую индивидуальность в выборе той или иной музыкальной деятельности (хоровое и сольное пение, импровизация на музыкальных инструментах, выражение музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический)

2.  Место учебного предмета, курса в учебном плане

Количество часов на освоение учебного предмета музыки на уровне основного общего образования – 105часов.

            Общее количество часов, отведенных на изучение предмета, распределяется по учебным годам следующим образом:

Класс

5

6

7

Кол-во часов в неделю

1

1

1

Кол-во часов в год

34

34

34

3. Результаты освоения учебного предмета музыка

Личностными результатами изучения музыки являются:

• становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности;

• наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни;

• формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его стилей, форм и жанров;

 • потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;

 • формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

• овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.

                 Метапредметными результатами изучения музыки являются:

• анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства;

• проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов; наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира;

• убеждённость в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;

 • умение работать с разными источниками информации, применять информационно- коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

                    Предметными результатами изучения музыки являются:

• понимание роли и значения музыки в жизни подростка, школьной среды и окружающей жизни;

• наличие эстетического восприятия произведений музыкального искусства и явлений действительности;

• общие представления о закономерностях и интонационно-образной природе музыки, выразительности музыкального языка, о единстве содержания и формы;

• знания о музыкальных и культурных традициях своего народа и народов других стран;

• сформированность опыта творческой деятельности, практических умений и навыков в исполнении музыки разных форм и жанров;

• использование музыкальной терминологии для обо значения содержания, средств выразительности и их свойств в произведениях искусства;

• понимание значения деятельности композитора, исполнителя, слушателя, знание творческих биографий, конкретных произведений.

4. Содержание программы

5 класс. На перекрёстке искусств — художественное познание мира

    Научное и художественное познание мира. Общее и специфическое в научном и художественном познании мира. Художественное познание мира как основание всей системы человеческой деятельности. Музыкальный театр как интегративная художественная целостность.

    Искусство слышать, искусство видеть. Универсальная способность человека познавать окружающий мир во всём богатстве его звучания, многоцветия и выражать своё отношение через художественный образ.

    Предназначение искусства — воспитывать духовность, развивать эмоционально- чувственную сферу. Музыка, литература, изобразительное искусство — ветви единой мировой художественной культуры. Интонационная общность видов искусства, их стремление к взаимодействию и взаимопроникновению.

      Истоки творчества. Состояние творчества — потребность человека-творца выразить ценностное отношение к объективному миру. Интонация — единая мера выражения этого ценностного отношения. Соотношение общего и индивидуального в искусстве — символ и знак.

         Образный язык искусства. Слово, линия, колорит, строй, композиция, форма и прочее — способы художественного выражения ценностного отношения к миру. Образность как универсальный способ познания мира. Разнообразие художественных стилей (течений, направлений, школ), жанров и форм.

         Роль музыки в человеческом обществе. Музыка как знаковая система особого рода, её процессуальная, интонационно-образная природа. Строительство музыки через тождество и контраст (сходство и различие).

        Народное искусство. Интонационное разнообразие фольклорных традиций; традиции и специфика музыкального языка народов и различных регионов России.

        Путь к слушателю, читателю, зрителю. Направленность выразительных средств разных видов искусства на восприятие читателя, зрителя, слушателя. Механизм воспроизведения в музыке развития человеческого чувства как диалектического процесса.

6 класс. Музыкальная культура как часть духовной культуры человека

         Музыка в жизни, жизнь в музыке. Музыка — знаковая система особого рода. Содержание музыкального искусства — система общечеловеческих ценностей. Преобразующее воздействие музыки на человека, на жизнь в целом.

         Музыкальное восприятие как умение слышать музыку и размышлять о ней. Зависимость личностного восприятия музыки от степени проникновения в деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Накопление опыта содержательного восприятия музыки — что и как слушать и слышать в музыке. «Лента памяти» — способ активизации накопленного подростками опыта общения с музыкальным искусством путём включения шедевров мировой музыкальной культуры в жизнедеятельность растущего человека.

          Законы художественного творчества. Принципы раскрытия природы искусства и природы художественного познания мира. Предназначение символического языка искусства запечатлевать характерные черты атмосферы исторической эпохи. Сущность взаимодействия музыкальной и духовной культуры человека, исследование механизма воздействия искусства на человека. Конкретизация интеллектуально-творческой деятельности композиторов как фактор приобщения к мировой художественной культуре.

          Духовный мир человека. Что включает в себя это понятие: конкретные знания о добре и зле, возвышенном и низменном (обыденном), прекрасном и безобразном в жизни и искусстве или не столько знания, сколько переживания (отдельного человека или всего человечества) по поводу явлений, событий и фактов, происходящих в жизни? Ответ на этот вопрос является кульминационным моментом музыкальных занятий по данной программе.

                      7 класс. Музыкальный образ и музыкальная драматургия

          Законы жизни — законы музыки. Деятельность композитора: обнаружение противоречий и взаимосвязей, тождества и контраста, сходства и различия в жизни и их отражение в музыке. Отношение музыкального образа и музыкальной драматургии как диалектика целого и частного, общего и отдельного. Способы исследования содержания музыкальных произведений (ассоциативно-интуитивный и научный) — общее и различное.

          Драматургия как теоретическая система, как исторически сложившийся общий способ выражения результатов научного и художественного познания мира, как продукт диалектической природы человеческого мышления, которая в искусстве проявляется с особой силой. Диалектика — основной закон развития и объективной реальности, и духовного мира человека, и главное в ней то, что борьба взаимоисключающих противоположностей так же абсолютна, как развитие и движение.

         Классическая «схема» драматургии: экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация, развязка. Тождество стратегии мышления учёного и композитора и его преломление в художественной драматургии (гипотеза и художественная идея — сходство и различие). Сонатное allegro — «формула» выражения законов диалектики в художественном познании.

               Закон единства содержания и формы. «Музыкальная форма как процесс» (Б.В. Асафьев) — строительство музыки как живое интонационное воспроизведение духовной жизни человека. Драматургические возможности музыкального языка и циклических музыкальных жанров и форм (вариации, рондо, сюита и т. д.).

        Оперная драматургия как синтетическое действие. Литературный сюжет и музыкальная драма: символико-смысловое сопоставление полярных образов (уровень контрастности, переход противоположностей друг в друга), драматургическая роль системы лейтмотивов.

         Композитор и время. Живые события истории человечества в их звуковом осмыслении. Обзор развития музыкального искусства в закономерно сложившейся логике чередования в мировой художественной культуре эпох, стилей, направлений, школ и проч. Духовная (церковная) музыка — огромный пласт мировой музыкальной культуры с характерным специфическим интонационно-образным содержанием и строгим отбором художественных средств.

        Музыкальный язык XX столетия (творчество А.Н. Скрябина, И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А. Шёнберга и др.) как отражение социальных и духовных изменений в России и в мире.

         Джаз — его эпохальное значение. Истоки происхождения джаза и закономерность его превращения в ведущий жанр современной массовой музыкальной культуры. Импровизационность джаза, конкретность эмоционально-интонационного общения, диалектика художественного времени и интонирования — подлинная природа музыкального искусства. Катарсис в джазе. Влияние джаза на композиторское и исполнительское искусство.

        Ведущие жанры современной массовой музыкальной культуры, их положительное и отрицательное влияние на развитие духовного мира личности. Мюзикл и рок-опера, эстрадная музыка, разновидности рока, поп-музыка, рэп и др. Электронно-компьютерные технологии, обусловившие тембрально-интонационное обогащение музыкального исполнительства.

  1. Тематическое планирование

5 класс

Содержание

Кол-во

часов

В том числе

Практические

работы

Урок контроля

                          тема: Искусство слышать, искусство видеть – 6 ч

1.

О чём молчит рояль.

1ч.

1ч.

-

2.

Мир, запечатлённый человеком.

1ч.

1ч.

-

3.

Внутренний голос.

1ч.

1ч.

-

4.

Где кончаются слова – начинается музыка.

1ч.

1ч.

-

5.

Несколько взглядов на цветок

1ч.

1ч.

-

тема: Истоки творчества – 8 ч.

7.

Мастерская литератора.

1ч.

1ч.

-

8.

Мастерская композитора.

1ч.

1ч.

-

9.

Мастерская художника.

1ч.

1ч.

-

10.

Сочинение сочинённого.

1ч.

1ч.

-

11.

Сочинение сочинённого.

1ч.

1ч.

-

12.

Беседы на перекрёстке искусств

1ч.

1ч.

-

13.

Беседы на перекрёстке искусств.

1ч.

1ч.

-

14.

«Ищите, свищите!».

1ч.

1ч.

1ч.

тема: Обратный язык искусства – 8 ч.

15.

Великие музыканты-исполнители.

1ч.

1ч.

-

16.

Жизненные правила для музыкантов.

1ч.

1ч.

-

17.

Ещё один взгляд на цветок.

1ч.

1ч.

-

18.

Рисует пианист Святослав Рихтер.

1ч.

1ч.

-

19.

Рисует певица Зара Долуханова.

1ч.

1ч.

-

20.

Ветер Эллады несёт нам…

1ч.

1ч.

-

21.

Сафические строфы.

1ч.

1ч.

-

22.

Зачем я пишу?

1ч.

1ч.

1ч.

тема: Путь к слушателю, читателю, зрителю – 12 ч.

23.

Великие универсалы.

1ч.

1ч.

-

24.

Художник – хозяин над всем, что видит.

1ч.

1ч.

-

25.

Разум учёного и гений музыканта.

1ч.

1ч.

-

26.

Вторая, «Богатырская», симфония.

1ч.

1ч.

-

27.

Музыка-колокол.

1ч.

1ч.

-

28.

Имеющие уши да слышат…

1ч.

1ч.

-

29.

Истинный слух.

1ч.

1ч.

-

30.

Звук и цвет.

1ч.

1ч.

-

31

Царство Будущего.

1ч.

1ч.

-

32.

Как найти Синюю птицу?

1ч.

1ч.

-

33.

Сочинение сочинённого.

1ч.

1ч.

-

34.

Сочинение сочинённого.

1ч.

1ч.

1ч.

           6 класс

Содержание

Кол-во

часов

В том числе

Практические

работы

Урок контроля

                             

        Тема года: «Музыкальная культура как часть духовной культуры       человека» - 34 ч.

1.

Музыка в жизни, жизнь в музыке (6 часов).

6ч.

6ч.

1ч.

2.

Музыкальное восприятие как умение слышать музыку и размышлять о ней (7 часов).

7ч.

7ч.

1ч.

3.

Музыкальные образы, определяющие эмоционально-чувственную составляющую восприятия (7 часов).

7ч.

7ч.

1ч.

4.

Законы художественного творчества (7 часов).

7ч.

7ч.

1ч.

5.

Сущность отношения музыкальной и духовной культуры (7 часов).

7ч.

7ч.

1ч.

7 класс

Содержание

Кол-во

часов

В том числе

Практические

работы

Урок контроля

                             

Тема года: «Музыкальный образ и музыкальная драматургия» - 34 ч.

1.

Законы жизни — законы музыки (6 часов).

6ч.

6ч.

1ч.

2.

Оперная драматургия как синтетическое действие

 (8 часов).

8ч.

8ч.

1ч.

3.

Единство законов эмоционально-драматургического развития музыкальной драмы и театрального спектакля.

 (8 часов).

8ч.

8ч.

1ч.

4.

Композитор и время (6 часов).

6ч.

6ч.

1ч.

5.

Музыкальный язык XX столетия (6 часов).

6ч.

6ч.

1ч.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...