Система оценивания образовательных достижений
методическая разработка по музыке по теме

ОЧИРОВА ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА

оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Тестовые задания, вопросы

Тестовое задание представляет взаимообусловленную совокупность содержания, основанного на определенной информации, его логическую структуру и форму представления.

Содержание тестового задания связано с основными компонентами содержания музыкального искусства или знаниями  и умениями о способах и средствах взаимодействия с этим содержанием. Выбор содержания теста зависит от цели тестирования и подхода к интерпретации результатов его исполнения. Содержание тестовых заданий связано с:

  • Опознанием автора произведения
  • Определением названия произведения
  • Соответствием звучания с предъявленным нотным текстом
  • Ответом на вопросы
  • Поиском ошибки в нотной записи

Виды тестовых заданий:

  • Звуковые
  • Графические
  • «написательные»

Формы тестовых заданий:

  • С выбором ответа
  • На дополнение
  • На соответствие
  • На установление порядка

Задания на выбор неправильного ответа

Задание 1. Какая из сказочных опер не принадлежит Н.А.Римскому Корсакову:

  1. «Конек-горбунок»
  2. «Золотой петушок»
  3. «Снегурочка»
  4. «Садко»?

Задание 2. Кто из композиторов не относится к художественному стилю в музыке, называемому «Венские классики»:

  1. В.Моцарт
  2. И. Штраус
  3. Й. Гайдн
  4. Л. Бетховен?

Задание 3. Кто из русских композиторов не является членом «Могучей кучки»:

  1. М.А.Балакирев
  2. А.П.Бородин
  3. Ц.А.Кюи
  4. М.П.Мусоргский
  5. Н.А.Римский-Корсаков
  6. П.И.Чайковский?

Задание4. Какой из звучащих фрагментов опер не принадлежит М.И.Глинке:

  1. Хор «Славься»
  2. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»
  3. Хор «Слава»
  4. Ария Ивана Сусанина?

Задание 5. Какой из звучащих фрагментов не относится к жанру бардовской песни:

  1. «Музыкант»
  2. «Вершина»
  3. «Под музыку Вивальди»
  4. «Калитка»

Задание 6. Основными признаками русской народной песенности являются:

  1. Мелодичность
  2. Инструментальность звучания
  3. Подголосочность

Задание7. Кто из птиц не присутствовал на карнавале К.Сен-Санса:

  1. Лебедь
  2. Куры
  3. Дятел
  4. Кукушка?

Задание8. К какому жанру не обращался в своем творчестве Ф Шопен:

  1. Вальс
  2. Ноктюрн
  3. Мазурка
  4. Симфония?

Задание9. Все перечисленные произведения входят в состав «Детского альбома»П.И.Чайковского. какое из произведений не прозвучало:

  1. Старинная французская песенка
  2. «Мама»
  3. «Марш деревянных солдатиков»
  4. «Игра в лошадки»?

Тестовые задания на дополнение

Задание1. Запишите, как полностью звучат названия известных произведений, дополнив их словами, связанными с географическими названиями Бранденбург, Венгрия, Турция.

  1. «…………………марш» В.А.Моцарта
  2. «…………………концерты» И.С.Баха
  3. «…………………танцы» И.Брамса

Задание2. Как и любой другой вид искусства, музыка имеет множество жанровых разновидностей. Продолжи этот ряд:

  1. Песня
  2. Опера
  3.      
  4.      
  5.    
  6.  
  7.  

Задание3. Колядки исполняют во время_____________обрядовых праздников

Задание4. Духовные песни американских негров называются______________

Задание5. Музыкальное произведение, основанное на сочетании двух и более одновременно звучащих мелодий, называют___________

Задание 6. Она является одним из средств музыкального языка. П.И.Чайковский назвал её «душой музыки». Впишите название этого музыкального средства в высказывание критика А Серова: «_____________-главная прелесть, главное очарование искусства звуков; без неё все бледно, мертво»

Задание 7. Продолжите утверждение. Простейшей формой полифонической музыки является___________

Задание 8. Произведение И.С.Баха «Шутка» звучит затейливо, насмешливо, забавно_______________

Тестовые задания на установление правильной последовательности

Задание1

Симфония- одно из самых многочастных музыкальных произведений. Она состоит из коды, разработки, сонатного аллегро, репризы. Запишите эти части в порядке, определенном правилами создания классической симфонии.

  1. _____________
  2. _____________
  3. _____________
  4. _____________

Задание2

Запишите правильную последовательность механизмов певческого дыхания: вдох, выдох, задержка дыхания, артикуляция, звукообразование.

  1. ______________
  2. ______________
  3. ______________
  4. ______________
  5. ______________

Задание3

В какой последовательности в симфонической сказке «Петя и волк» появляются музыкальные инструменты. Голоса этих инструментов вам помогут.

  1. Флейта
  2. Гобой
  3. Фагот
  4. Струнные
  5. Литавры
  6. Кларнет

Задание4

Расставьте в правильном порядке названия нот в ДО мажорном звукоряде:

  1. РЕ
  2. СИ
  3. ДО
  4. МИ
  5. СОЛЬ
  6. ФА
  7. ЛЯ

Задание5

Установите правильную последовательность частей в кантате «Александр Невский»

  1. «Песнь об Александре Невском»
  2. «Вставайте, люди русские»
  3. «Крестоносцы во Пскове»
  4. «Въезд Александра Невского во Псков»
  5. «Русь под игом монгольским»
  6. «Мертвое поле»
  7. «Ледовое побоище»

Задание6

Расставьте звучащие фрагменты музыки Э.Грига в порядке, опирающимся на закон построения программной сюиты:

  1. Утро
  2. Танец Анитры
  3. Смерть Озе
  4. Песня Сольвейг
  5. В пещере горного короля

Музыкальная викторина 

4 класс (1 четверть)

«Народная музыка в творчестве композиторов»

  1. Назовите основоположника русской классической музыки. (М.И.Глинка)
  2. Вспомните название симфонической фантазии на темы двух русских народных песен («Камаринская»)
  3. Игрой на каком щипковом инструменте сопровождали своё пение сказители былин? (На гуслях)
  4. Какой древнерусский струнный щипковый музыкальный инструмент в 16-17 вв. использовался скоморохами?   Домра)
  5. Самый древний в мире музыкальный инструмент был найден на территории России. Как называется этот инструмент и каков его возраст?   (Свирель, которой около 34 тыс. лет)
  6. Имя былинного певца Баяна, в честь которого назван музыкальный инструмент, иногда пишется через «о» - Боян. А как пишется название инструмента?  (Всегда только через  «а» - баян)
  7. Какой «одинокий» музыкальный инструмент «бродит на улице где-то» в одноимённой песне из кинофильма «Дело было в Пенькове»? (Гармонь)
  8. К какой группе музыкальных инструментов относится жалейка? (Духовые)
  9. Какой ударный инструмент с колотушкой используют в ритуалах сибирские шаманы? (Бубен)
  10. Что такое вариация? Назовите средства варьирования.

(Вариация – музыкальная форма, основанная на видоизменениях темы, сочинённой или заимствованной им. Истоки вариации – в народном творчестве, в изменениях, которым подвергается песня при куплетных повторениях.

  • Ладовое изменение темы
  •  Изменение темы через варьирование фактуры – полифонии
  • Ритмическое варьирование
  • Интонационное варьирование)

Творческое задание  

 на тему «Что я знаю о песне»

5класс (1 четверть)

  1. Слушание песни А.Пахмутовой и Н.Добронравова «Просьба»

Обсуждение по вопросам:

  • Вы услышали в песне обращение? Какое? К кому?
  • Как вы думаете, где находится её смысловая кульминация? Какими музыкальными средствами она достигается?
  • Чем отличаются интонации припева и куплета?
  • Какими исполнительскими средствами необходимо подчеркнуть этот контраст?

  1. Творческое задание.

Определите изобразительные интонации инструментального вступления к песне и её заключения. Какие образы создают с их помощью? Озвучьте эти образы вокально и инструментально.

  • Слушание песни в исполнении учителя.

  • Разбор творческого задания.

  • Озвучивание вокально и при помощи металлофона и ксилофона.

Творческое задание

на тему «Как сложили песню»

5 класс (1 четверть)

  1. Прочитайте с выразительной интонацией отрывок из повести А.М.Горького. Вслушайтесь в его звуковой, музыкальный язык.
  2. Инсценируйте рассказ. Одна группа сочиняет песню, другая группа сочиняет звуковой фон рассказа.
  3. Слушание русской народной песни «Мы пойдем погуляем»
  4. В словах или в музыкальной интонации заключён главный смысл песни? Определите её форму.
  5. Контраст каких средств выразительности необходимо подчеркнуть при исполнении?
  6. Хорошо ли будет звучать песня, если её исполнить без слов?
  7. Разучивание русской народной песни «Мы пойдём погулять»

Вопросы и задания:

  1. На каких инструментах лучше всего прозвучит ритмический аккомпанемент к песне?
  2. Исполните песню с аккомпанементом.

Вопросы и задания

5 класс (1 четверть)

Анализ симфонической картины

«Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

Задания:

  1. Прочитайте текст песни.
  2. Пропойте одну фразу песни
  3. Сравните мелодию русской песни с темой татар в симфонической картине.
  4. Пропойте мелодию вместе с учителем. Как композитор изменил интонацию русской исторической песни «Про татарских полон», чтобы она смогла показать врагов – татар?
  5. Сравните с интонацией русской дружины. Чем отличается она от интонации татар? Пропойте её. (В ней выделяются мужественные, волевые интонации, подчеркивающие героическую решимость китежских воинов бороться с врагом, не щадя жизни).
  6. Послушайте симфоническую картину «Сеча при Керженце» Н.А.Римского – Корсакова. Скажите, чем заканчивается битва, какой образ побеждает.

Вопросы:

  • Какая музыка по характеру?  (Напряженная, взволнованная)
  • Музыка выразительная или изобразительная?
  • Что вы представили, слушая её?

Это произведение Н.А. Римского – Корсакова сравнивают с батальной живописью.

Итоговые вопросы:

  1. Какие потери понесла бы музыка. Если бы не было литературы?
  2. Какие музыкальные жанры продолжали бы жить?

Вопросы и задания

на тему «Чудо музыки в повестях К.Паустовского»

(5 класс 2 четверть)

  1. Какая музыка звучит в рассказе К.Паустовского «Старый повар»? Опишите её словами из повести.
  2. Какое из известных вам произведений В.А. Моцарта наиболее созвучно рассказу К.Паустовского? (Если ребята назовут симфонию № 40, напомнить фрагмент из 1 части. Можно предложить фрагмент из 2 части симфонии «Юпитер». Возможно, прозвучат оба фрагмента)
  3. Найдите строки из рассказа, в которых писатель рассказывает о В.А.Моцарте. Каким представляете вы его?
  4. С помощью нотной записи (запись приготовлена заранее на доске) охарактеризуйте главные интонации из симфоний В.А.Моцарта (фрагмент из 2 части симфонии «Юпитер» и фрагмент из 1 части симфонии № 40)
  5. Какое чудо сотворила музыка великого австрийского композитора?
  6. Как вы думаете, что объединяет творчество В.А. Моцарта и П.И.Чайковского – композиторов, которые жили в разное время и в разных странах? Вспомните слова П.И.Чайковского: «Я хотел бы всеми силами души, чтобы музыка моя приносила людям утеху и опору».

Вопросы и задания

на тему «Я отдал молодёжи жизнь, работу талант» (Э.Григ)

Прочитать отрывок из рассказа К.Паустовского

«Корзина с еловыми шишками» (5 класс, 2 четверть)

Вопросы:

  • О каком композиторе идёт речь?
  • Обратите внимание на строки о музыке природы. Помогала ли музыка природы Норвегии Э. Григу сочинять музыку?

Слушание 1 части концерта для фортепиано с оркестром Э.Грига

Вопросы и задания:

  1. Найдите строки, в которых К.Паустовский описывает музыку Э.Грига. Созвучны ли они концерту для фортепиано с оркестром?
  2. Почему К.Паустовский называет Э.Грига волшебником? Какое чудо сотворила его музыка? («Спасибо!.. За вашу щедрость. За то, что вы открыли... за то прекрасное, чем должен жить человек!»)
  3. В чём сила музыки Э.Грига? Близка она к музыке В.А.Моцарта и П.И.Чайковского?
  4. Исполните ритмический рисунок главной интонации мелодии Э.Грига. Обратите внимание на выразительность плавного перехода пульсирующих четвертных нот в триоли и восьмые
  5. Вы обратили внимание на богатую динамику?
  6. Что такое динамика? (Сила звука)

Вопросы и задания

на тему: «Можем ли мы увидеть музыку»

5 класс 3 четверть

Слушание симфонической картины Н.А.Римского - Корсакова

 «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане »

Вопросы и задания:

  1. Согласны ли вы с названием симфонической картины из оперы Римского – Корсакова? Сколько чудес описывают корабельщики в сказке А.С.Пушкина?
  2. Найдите в описании каждого чуда слова, которые помогли композитору услышать эти картины в звучании.
  3. Какую роль в симфонической картине Н.А.Римский- Корсаков поручил трубе?
  4. Сравните музыкальное описание царевны – Лебедь с фрагментом из сказки А.С.Пушкина. Какому из двух поэтических описаний царевны больше  созвучна музыка? Докажите.
  5. Какой вы себе представляете царевну – Лебедь?
  6. Сравните с репродукцией картины «Царевна - Лебедь» современника Н.А.Римского – Корсакова М.Врубеля. Чем отличаются живописный и музыкальный рассказ о царевне – Лебедь?

Вопросы и задания

На тему «Музыкальный портрет» (5 класс, 3 четверть)

Анализ арии Кутузова  из оперы С.С.Прокофьева «Война и мир»

Вопросы и задания:

  1. Чем отличается исполнение главной мелодии в начале и в конце арии?
  2. Что приближает мелодию арии Кутузова к русским народным песням?
  3. Подберите слова, которые определяют характер музыки (бодро, радостно, ликующе, нежно, мощно, торжественно, гордо, мягко, величаво, свободно, как гимн, тревожно, драматично, взволнованно, светло, ярко, победно, хитро, могуче – слова заранее приготовлены на доске).
  4. Если бы вы были художниками, какие бы краски выбрали для передачи портрета Кутузова в этот важный момент его жизни?
  5. Меняется в арии настроение полководца? Как передает это музыкальный язык? В какой части арии появляются тревожные, взволнованные интонации?  

(1 часть – мажор, вера полководца, уверенность в победе. Но на следующее утро ему предстоит выполнить своё решение: сдать французам Москву без боя. Мы не поверили бы в то, что Кутузов мог оказаться в эту минуту совершенно спокойным. И Прокофьев это понимал.

  1. часть  - минор, мелодия с острыми изгибами, движение драматически напряженное. Характер тревожный, беспокойный. Но Кутузов верит в правильность принятого решения, верит в победу русского народа.
  2. часть – мажор, плавная мелодия. Утверждается мужественный, героический характер.)

  1. Какими же показывает музыка полководца в самый ответственный момент его жизни?
  2. Почему события Отечественной войны 1812 года были изображены в разных видах искусства?

Музыкальная викторина (5 класс) 3 четверть

Музыка и изобразительное искусство

  • Для некоторых музыкантов живопись была второй профессией. Писатель Э.Т.А.Гофман был композитором и рисовальщиком. Поэт Р.Тагор создал до двух тысяч произведений изобразительного искусства и не менее двух песен, ко многим из которых сам сочинил мелодии. Ш. Гуно унаследовал дар рисования от отца – художника. Рисованием занимались на досуге Д.Шпор, Ф. Мендельсон, Ф.Шопен, М.Глинка, А. Алябьев, А. Лядов, Ф.Стравинский, Ф.Шаляпин, Э Карузо. Кого из отечественных музыкантов и композиторов вы можете добавить к этому списку?
  • Назовите литовского живописца и композитора, который давал своим циклам картин такие музыкальные названия: «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звезд».
  • Что означает термин «картина» в музыке?
  • Под впечатлением выставки работ акварелей какого русского художника – архитектора М.Мусоргский написал сюиту для фортепиано из десяти пьес «Картинки с выставки»?
  • Под впечатлением оперы какого итальянского композитора знаменитый русский художник К.Брюллов начал писать одноименную картину «Последний день Помпеи»?
  • Романсу А.Мерзлякова «Среди долины ровныя» повезло в искусстве. С чего начинается драма А.Островского «Гроза», пять вариаций на его тему создал М.Глинка. А какой русский художник написал картину «Среди равнины ровныя»?
  • В каком художественном музее Москвы ежегодно проводится музыкальный фестиваль»Декабрьские вечера», где музыка и живопись составляют единое целое? По инициативе кого из отечественных музыкантов возник этот праздник?
  • Биография какого художника легла в основу популярной песни Р.Паулса на слова А.Вознесенского «Миллион роз»?
  • По совету какой певицы – солистки Мариинского оперного театра – П.Чайковский написал музыку к «Евгению Онегину»? Кто из русских художников запечатлел артистку на портрете, который ныне находится в Русском музее?
  • Фамилия какого известного французского рисовальщика состоит всего из двух нот?
  • В каких операх Д.Пуччини и С.Прокофьева есть образы художников?

Ответы. Музыка и изобразительное искусство.(5 класс)

  • Пианист С. Рихтер, музыковед Ю.Кремлев.
  • М.Чюрленис.
  • Термин «картина» в музыке означает законченную часть акта.
  • «Картинки с выставки» М.П.Мусоргский сочинил под впечатлением от выставки работ одного из основоположников «русского стиля» в архитектуре, своего приятеля В.Гартмана. Кстати, Гартман в 1871г. оформлял постановку оперы М.Глинки и А. Серова в Мариинском театре в Петербурге.
  • Николо Винченцо Пуччини
  • И.Шишкин.
  • Начиная с 1980 г. В московском Музее изобразительного искусства им. А.С. Пушкина ежегодно проводятся «Декабрьские вечера», инициатором которых был C. Рихтер.
  • Нико Пиросмани. Легенда гласит, что бедный художник был очарован гастролировавшей в начале века в столице Грузии Тбилиси французской актрисой. Он скупил все цветы в городе и приподнес их той, чей образ увековечил в своих произведениях.
  • Е.Лавровская? И.Крамской
  • Доре
  • «Тоска» Пуччини и Маддалена С. Прокофьева.

1.Вопросы и задания по обобщению и систематизации знаний:

 На тему «Взаимосвязь музыки, литературы, живописи»

5 класс (4 четверть)

  1. Почему музыка и литература не только живут рядом, но и даже нужны одна другой?
  2. Приведите примеры произведений, в которых нельзя разделить музыку и литературу.
  3. Какую музыку можно увидеть?
  4. Что такое «музыкальная живопись»?
  5. Какую живопись можно услышать?
  6. Что такое «музыкальный пейзаж»?
  7. Что такое музыкальные краски? Есть ли у них что – либо общее с красками изобразительными?
  8. С помощью каких средств выразительности изображается в разных видах искусства добро и зло?
  9. Почему образ матери воспевается в разных искусствах и во все времена?
  10. Какое из прозвучавших произведений вам понравилось? Почему?
  1. Продолжите определение:

Опера – это…

Балет – это…

Концерт – это…

Романс – это…

Кантата – это…

  1. Заполните таблицу:

Композитор

Жанр

Название

1. Глинка М.И.

«Жаворонок»

2.

Симфония

«Юпитер»

3.Римский -Корсаков

«Сеча при Керженце»

4.

«Чиполлино»

5.

Опера

«Садко»

6.

Прелюдия

«Соль-диез минор»

7.Свиридов Г.В.

Кантата

8.Прокофьев С.С.

«Война и мир»

9.

Песня

Песня Варлаама

Составление таблицы (6 класс, 1 четверть)

на тему:«Задушевность лирической интонации музыки»

Слушание двух фортепианных вальсов: П.И.Чайковского Вальс фа минор «Сентиментальный» и Ф.Шопена Вальс ми минор «Блестящий».

Имена композиторов и названия вальсов не называются, по ходу их анализа заполняется таблица.

П.И.Чайковский

Ф.Шопен

1

2

Вальс фа минор

Сентиментальный

Вальс ми минор

Блестящий № 14

Различия

Различия

Камерный (предназначен для домашнего музицирования, камера (итал.) - комната)

3 части

Задушевная, тёплая, чувственная, безвольная, робкая (1-я и 3-я части);

Радостная, просветлённая, возбужденно-взволнованная

(2-я часть)

Концертный

3 части

Бурное, тяжёлое начало; изящная, томная (1-я часть);

Горделивая, элегантная, бравурная (3 часть)

Русская песенность, лиризм

Польская горделивость, торжественность, танцевалность

Общее

Общее

Славянские черты

П.И.Чайковский (1840-1893)

Родился в г. Воткинске. Отец – горный инженер. Не мог без волнения слушать музыку от народной до классической. С 5 лет учился игре на фортепиано.

С 1850 – 1859г.г. учился в училище правоведения. В 1850г. впервые услышал оперу. После училища поступает в консерваторию в Петербурге. С 1856г. преподаёт в консерватории. Первое произведение – симфония «Зимние грёзы», посвященная Рубинштейну. Музыкальные сочинения: 2 симфонии, симфонические поэмы, оперы, балеты

Жанр вальса, трёхчастная форма

Ф.Шопен (1810 - 1849)

Родился в имении под Варшавой. Отец – капитан армии Костюшко, поднявшего восстание против России. После отставки – преподаватель. Мать была необычайно музыкальна. Фридерик удивлял музыкальной одержимостью, погружённостью в звуки, мог заплакать, слушая музыку, или вскочить ночью, чтобы сыграть полюбившую мелодию. С 6 лет занимается музыкой. В 12 лет – блестящие успехи. Первое сочинение в 7 лет. Закончил лицей. В 1826г. поступил в консерваторию. Музыкальные сочинения: вальсы, польки, полонезы, мазурки, баллады и т.д.

Письменное обобщение пройденного материала

 6 класс, 1 четверть

1.Выполнение заданий.

1) Обобщение о полифонической музыке.

  • Послушайте два произведения. Определите, какому из авторов они принадлежат. Обоснуйте свой выбор. Соедините линиями автора и произведение:

Бетховен                                     Прелюдия ми минор

Бах                                               Менуэт соль мажор

  • Какое из этих полифоническое?
  • Что такое полифония?
  • Назовите вершину полифонического искусства?
  • Что такое фуга?

2)Определение характерных средств выразительности и особенностей музыкальных произведений изученных композиторов.

  • Великие композиторы всегда стремились к тому, чтобы их музыка помогала людям, оказывала благотворное влияние на жизнь.
  • О ком из композиторов идет речь?
  1. …стремится своей вызвать в человеке чувство собственного достоинства. (И.С.Бах)
  2. …стремится своей музыкой сделать человека мужественным, способным преодолевать любые жизненные невзгоды. (Л.Бетховен)
  3. …мечтал о том, чтобы его музыка приносила людям «Подпору и утешение» (П.И.Чайковский)

3)Примеры преобразующей силы музыкального воздействия.

  • Вспомните примеры, показывающие преобразующую силу музыки.  («Жаворонок» М.И.Глинки – согревал душу солдата перед сражением; музыка Моцарта утешила умирающего старого повара и т.д.)

  1. Итоговые вопросы:
  • В чем заключена преобразующая сила музыки?
  • Как музыка помогает человеку в трудную минуту?

               Ребята самостоятельно делают выводы

Музыкально- теоретический анализ

 музыкального произведения

6 класс, 2 четверть

Слушание 1 части Второго концерта для фортепиано с оркестром С.Рахманинова

Вопросы и задания:

  • Какая мелодия по характеру?  (Широкая, распевная)
  • Определите лад.  (Минорный)
  • Слушая музыку, обратите внимание на вступление. Какое впечатление создают гулкие набатные аккорды фортепиано?
  • Какие чувства выражены в главной мелодии? (Встревоженность, драматичность, лиричность.)
  • Что придает мелодии напряжённый характер? Определите выразительное значение лада и ритма.
  • Как разворачивается музыка?   (Вступление – тема набата, гул растревоженных людей. Здесь таится большая взрывная сила. На этом фоне возникает взволнованная, широкая напевная мелодия, которую исполняют струнные, а аккомпанирует рояль.  Побочная тема – лирический монолог солиста. На  сопоставлении этих контрастных тем построено на развитие музыки, её разработка, приводящая к кульминации – к упругой, маршевой музыке.)
  • Что вы услышали в музыке концерта? Представьте себя кинорежиссером. Какие кадры вы показали бы на фоне этой музыки?

Вывод: «Композитор необычайно ярко показал во Втором концерте то настроение радостного возбуждения, подъёма, ожидания чего-то нового, которым были охвачены широкие круги русского общества на пороге наступающего столетия » Б.Астафьев

Обобщение изученного материала.

6 класс, 2 четверть

1. Заполнение таблицы известными сведениями о музыке и музыкантах.

  • Соотнесите (определите) фамилии авторов, жанры, названия произведений.

Автор

Жанр

Произведение

1.

1.

1. «Патетическая»

2.

2. Вальс

2. «Сентиментальный»

3. И.Штраус

3.

3.

4.

4.

4. «Песня единого фронта»

5.

5.

5 . «Марсельеза»

6.

6. Концерт №2

6.

7.А.Н.Скрябин

7.

7.

8.

8. Опера

8. «Шествие»

9. И.С.Бах

9.

9.

  1. Определение изученных музыкальных сведений на новом музыкальном материале.
  • Сейчас прозвучит произведение, незнакомое вам. Определите его автора, жанр.

Звучит  Полонез Ф.Шопена.

  1. Это произведение полифоническое. Написал его автор, безупречно владеющий органом. Ему нет равных в использовании возможностей этого инструмента. Назовите автора и музыкальную форму произведения.

Звучит Фуга ре - диез минор.

  1. Нужна ли нам музыка И.С.Баха, Л.Бетховена, П.И.Чайковского, созданная в 18-19вв.?
  2. Вспомните и приведите примеры того, как музыка воздействовала на людей, а через людей – на жизнь.
  3. Обратили ли вы внимание на то, что большая часть музыки, звучавшей на протяжении второй четверти, была к маршевому характеру? Почему? (Преобладающей была тема борьбы, народных движений – эта тема, как правило, характеризуется маршевостью.)
  4. Какие произведения оказали на вас наиболее сильное воздействие?
  5. Спойте песню, которая больше всего вам понравилась, с ритмическим аккомпанементом.

«Музыка – это море, в это море погружается человек, чтобы вновь предстать освященным и преображенным» Р.Вагнер

Обобщение изученного материала

6 класс, 3 четверть

Музыкальная викторина

  1. Назовите произведения, правдиво рассказавшие о красот героического подвига. («Ария И.Сусанина» – слушание фрагмента, «Баллада о солдате» - исполнение)
  2. Назовите авторов этих произведений. Какие элементы музыкальной речи способствовали созданию мужественного, героического характера?
  3. Приведите примеры своеобразной шутливой красоты, забавного юмора в музыке.  (И.С.Бах «Шутка» и одна из частей Сюиты №2 И.Ф.Стравинского - слушание)
  4. Что характерно для музыкального языка этих произведений?
  5. В каких музыкальных произведениях воспевалась  красота природы? Назовите их авторов.  (Опера «Снегурочка» Н.А.Римского – Корсакова, фрагменты – слушание; «Ты слышишь, море?» А.Зацепина - исполнение)
  6. Какие элементы музыкальной речи помогают лучшему созданию образа?
  7. В этих произведениях мы слышали красоту стремительного движения, непосредственность юношеских чувств. Назовите эти произведения и их авторов.   («Время, вперед!» Г.Свиридова – фрагмент, слушание; «Концерт №3 для фортепиано с оркестром» Д.Кабалевского – фрагмент, слушание; «Прекрасное далеко» Е.Крылатова – исполнение.)
  8. Что характерно для этих произведений?
  9. С.Я.Маршак, поэт, говорил:

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить готовясь, в детстве не живет…

  • Что хотел этим сказать поэт?
  • Чем созвучны эти строки музыкальным произведениям Г.В.Свиридова Д.Б.Кабалевского?

Терминологическая работа

Дайте определение следующим понятиям:

Полифония- это

Гомофония – это

Сюита – это

Рондо – это

Баллада – это

Серенада – это

Реквием – это



Предварительный просмотр:

Творческое задание

 на тему «Что я знаю о песне»

5класс (1 четверть)

  1. Слушание песни А.Пахмутовой и Н.Добронравова «Просьба»

Обсуждение по вопросам:

  • Вы услышали в песне обращение? Какое? К кому?
  • Как вы думаете, где находится её смысловая кульминация? Какими музыкальными средствами она достигается?
  • Чем отличаются интонации припева и куплета?
  • Какими исполнительскими средствами необходимо подчеркнуть этот контраст?

  1. Творческое задание.

Определите изобразительные интонации инструментального вступления к песне и её заключения. Какие образы создают с их помощью? Озвучьте эти образы вокально и инструментально.

  • Слушание песни в исполнении учителя.

  • Разбор творческого задания.

Озвучивание вокально и при помощи металлофона и ксилофона.

Творческое задание

на тему «Как сложили песню»

5 класс (1 четверть)

  1. Прочитайте с выразительной интонацией отрывок из повести А.М.Горького. Вслушайтесь в его звуковой, музыкальный язык.
  2. Инсценируйте рассказ. Одна группа сочиняет песню, другая группа сочиняет звуковой фон рассказа.
  3. Слушание русской народной песни «Мы пойдем погуляем»
  4. В словах или в музыкальной интонации заключён главный смысл песни? Определите её форму.
  5. Контраст каких средств выразительности необходимо подчеркнуть при исполнении?
  6. Хорошо ли будет звучать песня, если её исполнить без слов?
  7. Разучивание русской народной песни «Мы пойдём погулять»

Вопросы и задания:

  1. На каких инструментах лучше всего прозвучит ритмический аккомпанемент к песне?
  2. Исполните песню с аккомпанементом.

Вопросы и задания

5 класс (1 четверть)

Анализ симфонической картины

«Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

Задания:

  1. Прочитайте текст песни.
  2. Пропойте одну фразу песни
  3. Сравните мелодию русской песни с темой татар в симфонической картине.
  4. Пропойте мелодию вместе с учителем. Как композитор изменил интонацию русской исторической песни «Про татарских полон», чтобы она смогла показать врагов – татар?
  5. Сравните с интонацией русской дружины. Чем отличается она от интонации татар? Пропойте её. (В ней выделяются мужественные, волевые интонации, подчеркивающие героическую решимость китежских воинов бороться с врагом, не щадя жизни).
  6. Послушайте симфоническую картину «Сеча при Керженце» Н.А.Римского – Корсакова. Скажите, чем заканчивается битва, какой образ побеждает.

Вопросы:

  • Какая музыка по характеру?  (Напряженная, взволнованная)
  • Музыка выразительная или изобразительная?
  • Что вы представили, слушая её?

Это произведение Н.А. Римского – Корсакова сравнивают с батальной живописью.

Итоговые вопросы:

  1. Какие потери понесла бы музыка. Если бы не было литературы?
  2. Какие музыкальные жанры продолжали бы жить?

Вопросы и задания

на тему «Чудо музыки в повестях К.Паустовского»

(5 класс 2 четверть)

  1. Какая музыка звучит в рассказе К.Паустовского «Старый повар»? Опишите её словами из повести.
  2. Какое из известных вам произведений В.А. Моцарта наиболее созвучно рассказу К.Паустовского? (Если ребята назовут симфонию № 40, напомнить фрагмент из 1 части. Можно предложить фрагмент из 2 части симфонии «Юпитер». Возможно, прозвучат оба фрагмента)
  3. Найдите строки из рассказа, в которых писатель рассказывает о В.А.Моцарте. Каким представляете вы его?
  4. С помощью нотной записи (запись приготовлена заранее на доске) охарактеризуйте главные интонации из симфоний В.А.Моцарта (фрагмент из 2 части симфонии «Юпитер» и фрагмент из 1 части симфонии № 40)
  5. Какое чудо сотворила музыка великого австрийского композитора?
  6. Как вы думаете, что объединяет творчество В.А. Моцарта и П.И.Чайковского – композиторов, которые жили в разное время и в разных странах? Вспомните слова П.И.Чайковского: «Я хотел бы всеми силами души, чтобы музыка моя приносила людям утеху и опору».

Вопросы и задания

на тему «Я отдал молодёжи жизнь, работу талант» (Э.Григ)

Прочитать отрывок из рассказа К.Паустовского

«Корзина с еловыми шишками» (5 класс, 2 четверть)

Вопросы:

  • О каком композиторе идёт речь?
  • Обратите внимание на строки о музыке природы. Помогала ли музыка природы Норвегии Э. Григу сочинять музыку?

Слушание 1 части концерта для фортепиано с оркестром Э.Грига

Вопросы и задания:

  1. Найдите строки, в которых К.Паустовский описывает музыку Э.Грига. Созвучны ли они концерту для фортепиано с оркестром?
  2. Почему К.Паустовский называет Э.Грига волшебником? Какое чудо сотворила его музыка? («Спасибо!.. За вашу щедрость. За то, что вы открыли... за то прекрасное, чем должен жить человек!»)
  3. В чём сила музыки Э.Грига? Близка она к музыке В.А.Моцарта и П.И.Чайковского?
  4. Исполните ритмический рисунок главной интонации мелодии Э.Грига. Обратите внимание на выразительность плавного перехода пульсирующих четвертных нот в триоли и восьмые
  5. Вы обратили внимание на богатую динамику?
  6. Что такое динамика? (Сила звука)

Вопросы и задания

на тему: «Можем ли мы увидеть музыку»

5 класс 3 четверть

Слушание симфонической картины Н.А.Римского - Корсакова

 «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане »

Вопросы и задания:

  1. Согласны ли вы с названием симфонической картины из оперы Римского – Корсакова? Сколько чудес описывают корабельщики в сказке А.С.Пушкина?
  2. Найдите в описании каждого чуда слова, которые помогли композитору услышать эти картины в звучании.
  3. Какую роль в симфонической картине Н.А.Римский- Корсаков поручил трубе?
  4. Сравните музыкальное описание царевны – Лебедь с фрагментом из сказки А.С.Пушкина. Какому из двух поэтических описаний царевны больше  созвучна музыка? Докажите.
  5. Какой вы себе представляете царевну – Лебедь?
  6. Сравните с репродукцией картины «Царевна - Лебедь» современника Н.А.Римского – Корсакова М.Врубеля. Чем отличаются живописный и музыкальный рассказ о царевне – Лебедь?

Вопросы и задания

На тему «Музыкальный портрет» (5 класс, 3 четверть)

Анализ арии Кутузова  из оперы С.С.Прокофьева «Война и мир»

Вопросы и задания:

  1. Чем отличается исполнение главной мелодии в начале и в конце арии?
  2. Что приближает мелодию арии Кутузова к русским народным песням?
  3. Подберите слова, которые определяют характер музыки (бодро, радостно, ликующе, нежно, мощно, торжественно, гордо, мягко, величаво, свободно, как гимн, тревожно, драматично, взволнованно, светло, ярко, победно, хитро, могуче – слова заранее приготовлены на доске).
  4. Если бы вы были художниками, какие бы краски выбрали для передачи портрета Кутузова в этот важный момент его жизни?
  5. Меняется в арии настроение полководца? Как передает это музыкальный язык? В какой части арии появляются тревожные, взволнованные интонации?  

(1 часть – мажор, вера полководца, уверенность в победе. Но на следующее утро ему предстоит выполнить своё решение: сдать французам Москву без боя. Мы не поверили бы в то, что Кутузов мог оказаться в эту минуту совершенно спокойным. И Прокофьев это понимал.

  1. часть  - минор, мелодия с острыми изгибами, движение драматически напряженное. Характер тревожный, беспокойный. Но Кутузов верит в правильность принятого решения, верит в победу русского народа.
  2. часть – мажор, плавная мелодия. Утверждается мужественный, героический характер.)

  1. Какими же показывает музыка полководца в самый ответственный момент его жизни?
  2. Почему события Отечественной войны 1812 года были изображены в разных видах искусства?

Музыкальная викторина (5 класс) 3 четверть

Музыка и изобразительное искусство

  • Для некоторых музыкантов живопись была второй профессией. Писатель Э.Т.А.Гофман был композитором и рисовальщиком. Поэт Р.Тагор создал до двух тысяч произведений изобразительного искусства и не менее двух песен, ко многим из которых сам сочинил мелодии. Ш. Гуно унаследовал дар рисования от отца – художника. Рисованием занимались на досуге Д.Шпор, Ф. Мендельсон, Ф.Шопен, М.Глинка, А. Алябьев, А. Лядов, Ф.Стравинский, Ф.Шаляпин, Э Карузо. Кого из отечественных музыкантов и композиторов вы можете добавить к этому списку?
  • Назовите литовского живописца и композитора, который давал своим циклам картин такие музыкальные названия: «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звезд».
  • Что означает термин «картина» в музыке?
  • Под впечатлением выставки работ акварелей какого русского художника – архитектора М.Мусоргский написал сюиту для фортепиано из десяти пьес «Картинки с выставки»?
  • Под впечатлением оперы какого итальянского композитора знаменитый русский художник К.Брюллов начал писать одноименную картину «Последний день Помпеи»?
  • Романсу А.Мерзлякова «Среди долины ровныя» повезло в искусстве. С чего начинается драма А.Островского «Гроза», пять вариаций на его тему создал М.Глинка. А какой русский художник написал картину «Среди равнины ровныя»?
  • В каком художественном музее Москвы ежегодно проводится музыкальный фестиваль»Декабрьские вечера», где музыка и живопись составляют единое целое? По инициативе кого из отечественных музыкантов возник этот праздник?
  • Биография какого художника легла в основу популярной песни Р.Паулса на слова А.Вознесенского «Миллион роз»?
  • По совету какой певицы – солистки Мариинского оперного театра – П.Чайковский написал музыку к «Евгению Онегину»? Кто из русских художников запечатлел артистку на портрете, который ныне находится в Русском музее?
  • Фамилия какого известного французского рисовальщика состоит всего из двух нот?
  • В каких операх Д.Пуччини и С.Прокофьева есть образы художников?

Ответы. Музыка и изобразительное искусство.(5 класс)

  • Пианист С. Рихтер, музыковед Ю.Кремлев.
  • М.Чюрленис.
  • Термин «картина» в музыке означает законченную часть акта.
  • «Картинки с выставки» М.П.Мусоргский сочинил под впечатлением от выставки работ одного из основоположников «русского стиля» в архитектуре, своего приятеля В.Гартмана. Кстати, Гартман в 1871г. оформлял постановку оперы М.Глинки и А. Серова в Мариинском театре в Петербурге.
  • Николо Винченцо Пуччини
  • И.Шишкин.
  • Начиная с 1980 г. В московском Музее изобразительного искусства им. А.С. Пушкина ежегодно проводятся «Декабрьские вечера», инициатором которых был C. Рихтер.
  • Нико Пиросмани. Легенда гласит, что бедный художник был очарован гастролировавшей в начале века в столице Грузии Тбилиси французской актрисой. Он скупил все цветы в городе и приподнес их той, чей образ увековечил в своих произведениях.
  • Е.Лавровская? И.Крамской
  • Доре
  • «Тоска» Пуччини и Маддалена С. Прокофьева.

Вопросы для обсуждения

5 класс 4 четверть

Слушание К.Дебюсси «Празднества»

  1. Позволяют ли музыкальные краски симфонической картины «Празднества» услышать, в какое время суток происходят праздничные гуляния?
  2. Тембровые краски каких групп инструментов симфонического оркестра использовал в своей картине композитор (струнные, медные духовые, деревянные духовые, ударные)
  3. какой тип музыки (песенный, танцевальный, маршевый) положен в основу симфонической картины «Празднества»? В какой форме она написана?
  4. В какой части произведения К.Дебюсси вы заметили такой ритм? На каких инструментах можно исполнить этот ритмический аккомпанемент?
  5. Соответствует симфоническая картина К.Дебюсси тому названию которое ей дал автор? А картине?

1.Вопросы и задания по обобщению и систематизации знаний:

На тему «Взаимосвязь музыки, литературы, живописи»

5 класс (4 четверть)

  1. Почему музыка и литература не только живут рядом, но и даже нужны одна другой?
  2. Приведите примеры произведений, в которых нельзя разделить музыку и литературу.
  3. Какую музыку можно увидеть?
  4. Что такое «музыкальная живопись»?
  5. Какую живопись можно услышать?
  6. Что такое «музыкальный пейзаж»?
  7. Что такое музыкальные краски? Есть ли у них что – либо общее с красками изобразительными?
  8. С помощью каких средств выразительности изображается в разных видах искусства добро и зло?
  9. Почему образ матери воспевается в разных искусствах и во все времена?
  10. Какое из прозвучавших произведений вам понравилось? Почему?
  1. Продолжите определение:

Опера – это…

Балет – это…

Концерт – это…

Романс – это…

Кантата – это…

  1. Заполните таблицу:

Композитор

Жанр

Название

1. Глинка М.И.

«Жаворонок»

2.

Симфония

«Юпитер»

3.Римский -Корсаков

«Сеча при Керженце»

4.

«Чиполлино»

5.

Опера

«Садко»

6.

Прелюдия

«Соль-диез минор»

7.Свиридов Г.В.

Кантата

8.Прокофьев С.С.

«Война и мир»

9.

Песня

Песня Варлаама

Дидактическая игра – упражнение для развития умения слышать фактуру в музыке (5 класс)

Эта игра родилась в результате практической необходимости развития у ребят умения слышать музыкальную фактуру. Как известно, фактура в музыке – это музыкальная ткань произведения, включающая монодию (одноголосие) и многоголосие. Обнаружение различных видов музыкальной фактуры и стало основой занятной игры. Учитель играет учащимся  известную народную песню, допустим «Во поле береза стояла». В процессе игры он на ходу  меняет фактуру, а учащиеся должны отметить эти изменения специальными ручными знаками.

  • одноголосие – вверх поднимается указательный палец правой руки;
  • аккордовая фактура – учащиеся поднимают две руки, плотно сжатые в кулак;
  • мелодия с аккомпанементом – гомофонно – гармоническая фактура – вверх поднимается указательный палец одной руки и плотно сжатая  в кулак ладонь другой руки;
  • полифоническая фактура – совокупность самостоятельных мелодических линий, образующих многоголосное единство, - поднимаются обе руки с растопыренными пальцами.
  • Ручными знаками достаточно наглядно демонстрируют фактуру звучащей музыки.

После нескольких показов музыкальной фактуры различных произведений, исполняемых учителем, используется более сложный вариант игры. Включается звукозапись, и учащиеся по ходу музыки определяют ее фактуру.



Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений

За последнее десятилетие произошли изменения в содержании современного образования - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.

В процессе обучения по предметам искусства оценивание построено на следующих основаниях:

  • оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
  • оценивание может быть только критериальным, и основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
  • критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;
  • система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно включались в контрольно-оценочную деятельность.

        В своей работе на уроках музыки мы используем качественную оценку и традиционную количественную.

        Качественной оценкой мы оцениваем эмоционально - ценностные отношения учащихся к явлениям искусства и действительности. Такой оценке подвергаются: размышления о музыке, выражение собственной позиции относительно прослушанной музыки, свободное музицирование в классе, на школьных праздниках, определение собственного отношения к музыкальным явлениям действительности. Для оценочного суждения педагога большое значение имеет музыкальное самообразование учащихся: знакомства с дополнительной литературой о музыке;

  • знакомство с дополнительной литературой о музыке;
  • слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.);
  • выражение своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных уроках, в рецензиях;

Таким образом, с учетом выше изложенного можно выделить следующие критерии качественной оценки:

  • готовность ученика  к сотрудничеству в процессе музыкальной деятельности;
  • углубление эмоционально-нравственной и содержательной сферы, созданной в процессе музыкального урока;
  • творческое усилие учащихся на уроке в процессе музыкальной деятельности.

Количественная оценка - традиционно сложившаяся пятибальная система, с её помощью измеряется процесс формирования эстетических знаний и практических умений. Количественной оценке подвергаются элементы обязательного содержания образования по искусству, которые вошли в государственный образовательный стандарт.

При оценивании успеваемости ориентирами являются конкретные требования к обучающимся, представленные в рабочей программе каждого класса, утверждённые на кафедре и гимназии, а также и примерные нормы оценки знаний и умений.

При определении качества знаний учащихся по музыке  объектами контроля и оценивания являются  4 вида учебной музыкальной деятельности:

  1.  Слушание музыки.
  2. Освоение и систематизация знаний.
  3. Вокально-хоровая работа.
  4. Творческая деятельность.

1. Слушание музыки. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения и давать  словесную характеристику музыкальному образу, содержанию и средствам музыкальной выразительности, уметь сравнивать, обобщать, что является метапредметными навыками, знать музыкальную литературу.

2. Освоение и систематизация знаний В музыке, как и в  предметах естественно-научного направления, немало того, что поддается точному и однозначному определению и измерению. В данном виде деятельности  проверяется и оценивается знание основных понятий, определений, умение пользоваться ими в процессе слушания и исполнение музыкальных произведений.

 3. Вокально-хоровая работа. При выставлении оценки за  вокально-хоровую деятельность учащихся учитываются не только объективно определяемые параметры, такие как: чистота интонирования, владение вокально-хоровыми навыками, выразительность исполнения, но и индивидуальный процесс развития и успехи каждого отдельного ученика.

Творческая деятельность. Оцениваются самостоятельность и основательность подхода, глубина погружения в тему предложенную учителем или выбранную самостоятельно,   изложение материала.

Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»

(с учетом видов деятельности и программных требований)

  1. Слушание музыки

Параметры

Критерии

«3»

«4»

«5»

Музыкальная эмоциональность, активность, участие  в диалоге

При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке.

К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес

Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.

Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

Суждения о музыке односложны.

Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, выполнены с помощью учителя

Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

выполнены самостоятельно, но с 1-2 наводящими вопросами

Восприятие музыкального образа на уровне переживания.  Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

Высказанное суждение обосновано.

 

Узнавание музыкального произведения,

(музыкальная викторина – устная или письменная)

Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, неполные, показывают незнание  автора или названия  произведения, музыкального жанра произведения

80-60%  правильных ответов на музыкальной. Ошибки при определении автора  музыкального произведения, музыкального жанра

100-90%  правильных ответов на музыкальной викторине.

Правильное и полное определение названия, автора  музыкального произведения, музыкального жанра

  1. Освоение  и систематизация знаний о музыке

Параметры

Критерии

«3»

«4»

«5»

Знание музыкальной литературы

Учащийся  слабо знает основной материал.  На поставленные вопросы отвечает односложно, только при помощи учителя

Учащийся знает основной материал и отвечает  с 1-2  наводящими вопросами  

Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы

Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты

Задание выполнено   менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы

Задание выполнено   на 60-70%, допущены незначительные ошибки

Задание выполнено   на 90-100% без ошибок, влияющих  на качество

  1. Выполнение домашнего задания

Критерии

«3»

«4»

«5»

В работе допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.

В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась

При выполнении работы использовалась дополни-тельная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе

 

  1. Исполнение вокального репертуара

Параметры

Критерии  певческого развития

«3»

«4»

«5»

Исполнение вокального номера

Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону

интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера

художественное исполнение вокального номера

Участие во внеклассных мероприятиях и концертах

художественное исполнение вокального номера на концерте

Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет  качество усвоения  учащимися учебного материала, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения.

На уроках мы используем разные формы контроля:

наблюдение (за развитие музыкальной фактуры, музыкальной формы, средств музыкальной выразительности и т.д.), музыкальные викторины, тесты, работа по карточкам с разноуровневыми заданиями, учебные проекты, ведение тетради.

Критерии оценки контроля  по предмету «Музыка»

Оценка «5» ставится:

  • не менее 100-90 % правильных ответов на музыкальной викторине;
  • не менее 8 правильных ответов в тесте;
  • художественное исполнение вокального номера;

Оценка «4» ставится:

  • 80-60%  правильных ответов на музыкальной викторине;
  • 5-7 правильных ответов в тесте;
  • интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера;

Оценка «3» ставится:

  • не более 50%  правильных ответов на музыкальной викторине;
  • не более 4 правильных ответов в тесте;
  • не точное и не эмоциональное исполнение вокального номера.

Одним из важных моментов в оценивании учащихся на уроках музыки является активное вовлечение самого обучающегося в этот процесс. Когда учащиеся самостоятельно  могут самостоятельно оценить свою работу, сверить достигнутый учащимся уровень с определённым минимум требований, заложенных в тот или иной    учебный курс, только тогда они смогут   самостоятельно выстроить свой путь к самопознанию и самосовершенствованию.

Таким образом, сформированность творческой деятельности, самостоятельность учащихся, поиск  и выбор  вариантов достижения цели сводится к оцениванию предметных, метапредметных, личностных результатов на уроках музыки.

Критерии оценивания предметных результатов, тесно связаны с критериями музыкального развития учащихся, которые определены задачами изучения предмета в образовательном учреждении: развития разных сторон музыкального восприятия, объёма историко-музыкальных (от фольклора до современной музыки XXI века) и музыкально-теоретических (жанр, музыкальные формы,  композиторское воплощение   и т. д.) знаний, а так же способность применять их в анализе музыкального текста.

Критерии оценки метапредметных результатов связаны с учением самостоятельно организовывать собственную деятельность, работать с информацией разного типа и включать её в деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи, выявлять собственные возможности её решения, организовывать совместную учебную деятельность, работать в команде, находить общее решение, включать в свою деятельность ИКТ.

Критерии оценки личностных результатов связаны с осознанием ценности музыкального языка, со стремлением к музыкальному и речевому самосовершенствованию (достаточный объём музыкального и словарного запаса, для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения), со способностью к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.

Наша система оценивания на уроках музыки имеет всесторонний характер, что позволяет учащимся проявлять себя в разных сферах музыкально-эстетической деятельности. Мы продолжаем искать новые подходы и критерии   оценивания на уроке музыки, которые помогут нам и учащимся выйти на новый уровень.

Объектом проверки по предмету музыка являются учебные достижения школьников, которые проявляются в:

эмоциональной отзывчивости на музыку, слово, изображение, жест, мимику;

знании важнейших понятий музыковедения, позволяющих ориентироваться в мире музыки;

способности воспринимать содержание и характер музыкальных образов, музыкальный язык;

овладении музицированием в различных формах (сольное, ансамблевое, хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах);

способности сделать нравственный выбор;

овладении методами анализа музыкальных явлений;

проявлениях личностного отношения к музыкальным явлениям и к жизненным ситуациям;

умении применять полученный опыт в работе над творческими заданиями, в различных видах музыкального творчества.

Система контроля за усвоением знаний может проводиться в следующих формах:

наблюдение за развитием и деятельностью учащихся на уроках и концертах, в том числе за слушательской и исполнительской деятельностью;

контролирующее прослушивание пения или игры;

творческие задания с использованием полученных знаний и умений;

устный опрос (индивидуальный, групповой, фронтальный);

письменные контрольные работы с вопросами различного характера (узнавание на слух музыки, закрепление понятий из музыковедения и т. д.);

рефераты по творчеству композиторов, темам;

викторины, кроссворды;

фонограммы;

контролирующие компьютерные программы, игровые и т.д.

К технологии оцениванию знаний я подхожу, прежде всего, как к средству обеспечения обратной связи, позволяющей всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Ведь чем более содержательной будет обратная связь, тем эффективнее может быть реакция на нее. Поэтому я ищу пути для облегчения перехода от традиционного способа оценивания (пятибалльная система) к более конструктивному подходу: использую стимулирующие функции при оценивании работы ученика, самооценку, взаимную оценку  результатов письменных работ учащихся и устных ответов, используя накопительную систему оценивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии

Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...

«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»

Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...

Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"

Данная статья была опубликована в сборнике статей  под общей редакцией Т. С. Горбуновой  «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания

Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...

Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.

В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...