Отцы и дети. Традиции и новаторство.
план-конспект урока по музыке (9 класс) по теме

Салихова Лилия Ахметовна

Тема полугодия:  Музыкальный стиль - камертон эпохи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_muzykalnyy_stil_-_kamerton_epohi.docx28.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                               Салихова Л.А.,

                                                                                   учитель музыки,

                                                                                   Отличник образования РБ,

                                                                                   МБОУ «Лицей № 68» г. Уфа

Тема полугодия:  Музыкальный стиль – камертон эпохи.[1]

Тема урока: Отцы и дети.  Традиции и новаторство.

                                                             Каждая музыкальная эпоха   оставляет свой автограф

Цель урока: Углубление понимания назначения музыкального искусства, как средства познания окружающего мира, его роли в утверждении общественных идеалов. «Традиции»  и «новаторство».

Задачи:

Воспитательная: формирование интереса к современной музыке, воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, личной заинтересованности  участия  в   творческом процессе.

Образовательная: расширить знания о музыкальных стилях и направлениях, осмыслить и различать понятия «традиции» и «новаторство» в музыке, показать, в чем заключалось новаторство музыки М. Ахметова.

Развивающая: развитие умения давать личностную оценку музыке разных стилей, аргументировать свое мнение, развитие творческого мышления, развитие музыкального слуха, воображения, коммуникативных навыков, формирование умения и навыков выразительного исполнения .

Оборудование и материал к уроку: музыкальный центр, ноутбук, диапроектор, экран, фортепиано, нотная хрестоматия, дидактический материал (карточки), нотный текст, портреты композиторов, литература, репродукции.

                                           Ход урока

Вход:   «Музыка для всех» сл. В. Некляева, музыка В. Раинчика

Приветствие под музыку.

Учитель. Всем, всем, всем! Добрый день!

Дети.  Добрый день! Добрый день!

Учитель. Вас встретила знакомая музыка?

Дети. Это песня «Музыка для всех». А если точнее -  ее музыкальное сопровождение.

Учитель. О чем будем петь?

Дети. Отвечают по цепочке фразами из песни.

И опять играет музыка, для нас она звучит,
Веселится с нами музыка, с нами музыка молчит.

Снова мир наполнен радостью, но в паузах слышна
Грусти тихая мелодия и печали тишина.

( Работаем с отдельными фразами текста, отмечаем острый ритм,  переменный  лад (минор, мажор). Слушаем мелодию, отмечаем про себя  фразы. Работаем над дыханием, дикцией. Поем по  группам (ансамбль), затем вместе (хор).  

Учитель. Вам понравилось свое исполнение? (ответы ребят)

Учитель. Старались. Молодцы! Скажите, на что обращают наше внимание авторы песни?

Дети. Музыка с нами  и в радости и в печали. Музыка всегда рядом!

Учитель. Итак, продолжим разговор о музыке.  Внимание на доску. Тема полугодия «Музыкальный стиль – камертон эпохи». А тема урока «Отцы и дети.  Традиции и новаторство».

Учитель. Все понимают, о чем будем говорить?

 Дети. Будем говорить об особенностях музыкального языка, которые были определены временем, обществом, определенным историческим периодом в искусстве.

Учитель. Обратите внимание на эпиграф: «Каждая музыкальная эпоха оставляет свой автограф» 

-  Вы согласны? Как понимаете это выражение?

Дети. У каждого исторического периода свои характерные черты, признаки…Достижения, открытия, свои слова, понятия, правила, традиции…

Учитель. Нас ждет сегодня увлекательное путешествие в рамках темы. А еще,  каждый сам должен будет свою работу оценить на уроке. Но прежде,  знакомый музыкальный рассказ.                                                      

Слушаем, вспоминаем и выполняем на листочках проверочную работу (на экране задание):

вокальная – инструментальная, тембрмелодия, ансамбль – оркестр, симфония–пьеса;

пейзаж – жанровая сцена, камерная- симфоническая, Э. Григ - Х. Ахметов.

                     Слушаем  «Утро Урала» Х. Ахметова[2].

Учитель. Узнали произведение и его автора?  (наигрываю мелодию). Какие характерные особенности этой пьесы можете назвать?

Дети. Башкирские интонации, мелизмы …

Учитель. Давайте проверим свои ощущения…

На доске выписана мелодия[3]. Учитель вместе с ребятами ее исполняет, добиваясь чистого интонирования, а также обращает внимание на мелизмы.  

Учитель. Ребята, внимание на экран. Давайте определим жанр данных картин (ответы детей).

 (на экране слайды: В. А. Позднов «Утро на реке Ик». Р. Нурмухаметов «Соловьиный вечер», «Сумерки на Караидели» и др. репродукции картин  русских (башкирских) художников по выбору учителя).

 - Какому пейзажу созвучен музыкальный рассказ Х. Ахметова?

 Дети. Рассвет, утро, пробуждение.

 Учитель. Почему?

 Дети. Пейзаж музыкальный и художественный вызывают теплые, нежные, добрые, светлые чувства.

(Описание картины: здесь бескрайние просторы, зелень листвы, окутанная голубоватым утренним туманом, серебристые травы в росе на переднем плане, прохлада сверкающей мелкой рябью реки, тонкая полоска неба в густых облаках.   В двух белых летящих над водой чайках звучит торжественный гимн красоте Природы)

     На доске появляется запись:  «Утро Урала» Х. Ахметов» и портрет композитора.

 Учитель. Если композитор указывает содержание сочинения в названии, это  какая музыка?

 Дети. Программная музыка.

 Учитель. Как музыка донесла красоту пробуждающейся природы? Какие элементы музыкальной  речи выбрал Х. Ахметов для рассказа?

 Дети. Лад - мажор, темп – спокойный, динамика – тихо и  громко, мелодия – восходящая и нисходящая, но устремлена к высоким звукам, тембры – фортепиано (холодный) и струнные смычковые (теплый ).

           Учитель.   Х. Ахметова называют классиком башкирской музыки. Почему?

   Дети. Его музыка и сегодня служит для композиторов следующих поколений примером для подражания, образцом.  

             Учитель. 250 песен и романсов на стихи башкирских писателей и русских – С. Есенин, а. Пушкин; кантаты, хоровые циклы, инструментальные сочинения, балет «Горный орел», опера «Современники». Закончил Московскую консерваторию имени П. Чайковского. Лауреат Государственной премии БАССР им. С. Юлаева. Заслуженный деятель РСФСР и БАССР. Ушел из жизни в 1993 году. Знаток башкирской народной песни, сделал более 100 вокальных и инструментальных обработок.

Учитель.  Что же Х. Ахметов сохранил для потомков?

Дети. Творчество народных умельцев, башкирский фольклор.

Учитель. И не только сохранил, но развил национальную культуру, дал ей вторую жизнь (обработки народных напевов для струнных инструментов, хора и т.д.).

- Вернемся к теме сегодняшнего урока: «Традиции и новаторство в музыке» (на экране появляется портрет М. Ахметова рядом с портретом Х. Ахметова)

Учитель. Традиции и новаторство в музыке мы рассмотрим, как вы уже догадались, через творчество «Отцов и детей».

           - По стопам отца пошел и сын известного композитора Мурад Ахметов.  Творчество М. Ахметова многогранно: опера, балеты, вокально-инструментальные произведения.

            - О каком жанре будем сегодня говорить, поможет определить…

                          На экране ребус, дети находят слово (симфония). 

             - Для начала вспомним, что мы знаем об этом жанре.

(Это сложное многочастное оркестровое произведение, представляющее последование нескольких характерных частей.  Родоначальником симфонии в европейской музыке является австрийский композитор 18 века И. Гайдн, в башкирской музыкальной культуре композитор 20 века Рауф   Муртазин).

Учитель. Симфоническая музыка в творчестве М. Ахметова является одним из ведущих направлений. Среди них можно выделить симфонию №1 «Памяти отца», «По прочтении башкирского эпоса «Урал-батыр», «Реквием- Узун-кюй» и др.

- А сегодня мы поговорим о симфонии с необычным названием «Варган-симфония». А что же необычного в названии произведения? Что такое «Варган»? Давайте обратимся к самой музыке.

    (смотрим видеофрагмент «Варган-симфонии» в исполнении  Национального симфонический оркестр РБ  под управлением Т. Камалова)

-Что же необычного мы увидели и услышали в этой симфонии?

          Дети. Здесь присутствует голос кубыза, произошло слияние народного инструмента с симфоническим оркестром, что не характерно для  симфонической музыки.

Учитель. Итак, «Варган-симфония». Варган — древнейший духовой язычковый музыкальный инструмент. Он под различными названиями распространён у большинства народов мира. Варган был очень популярен и на Руси. А башкиры называют его кубызом, и этот национальный инструмент вам хорошо знаком.

 - Продолжим разговор о симфонии. Тему кубыза в симфонии исполняет Р. Загретдинов, кубызист-виртуоз, Лауреат многих Международных конкурсов, кому было присвоено имя «Кубызист мира» (фотография).

  - Впервые «Варган – симфония» прозвучала в Уфе в честь шестой  годовщины Суверенитета Башкортостана в исполнении национального симфонического оркестра под руководством Тагира Камалова.  

- М Ахметов – это искусство сегодняшнего дня, это взгляд человека на   мир, в котором мы живем. А какими словами можно охарактеризовать наш современный мир?

Дети. Тревожный, беспокойный, стремительный, быстротечный, противоречивый, сложный…

Учитель. Музыка М. Ахметова – это отпечаток происходящего в обществе, это отражение действительности.  Что волнует композитора?

 ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО. Так обозначил программу своего сочинения М. Ахметов.

I часть. ГЕРОЙ – ЧЕЛОВЕК.

Кто он, наш современник? Его мысли, чувства, настроение.  Попробуем заглянуть ему в душу, прочитать его мысли и подобрать слова, характеризующие его состояние

           (Слушаем фрагмент №1 в записи).

Дети. Человек чем–то обеспокоен, его что–то тревожит. Возможно неудачи, разочарования, непонимание…(опора на элементы музыкальной речи помогают определиться с  замыслом композитора)

Учитель.  Он одинок, хотя рядом какие-то звуки, движение – но это иллюзии, это лабиринт одиночества (замысел композитора).

II часть. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА.

Появился новый герой – это …Природа.

Прежде, чем познакомимся с новым героем М. Ахметова, какой он природу видит и слышит, давайте попробуем себя в роли композитора и  составим свою модель. Как бы мы рассказали о природе, каким музыкальным языком. Какая природа нас окружает?

Дети. Красивая, завораживающая, таинственная …иногда беспомощная, но сильная.

Учитель. Как расскажем о природе, выделим мелодию или ритмы?

Дети. Конечно - это мелодия нежная, добрая, светлая…

Учитель.  Каким инструментам поручим ее исполнять?

Дети. Наверно струнные смычковые.

              (Слушаем фрагмент №2 в записи)

Учитель. Получилось ли у нас?

Дети. Красивая выразительная  мелодия, но в миноре.

Учитель. Почему у М. Ахметова природа грустит? Всегда ли мы отвечаем природе взаимностью?

Дети. Не бережем, порой проявляем бездушное отношение…

Учитель. Чем отвечает природа  человеку за бездушие?

Дети. Землетрясения, цунами, смерчи, вихри…

Учитель. Как бы вы рассказали об этом в музыке. Как можно передать осуждение природой человека в музыке. Какие возможности музыкального искусства могут помочь…(таблица)

Дети. Изобразительность: шумы, звуки, движение…

                     (Слушаем фрагмент №3 в записи)

Учитель. Ощутили тепло или холод?

Дети. Холод, мрак…ночь, тьма…

Учитель. Что на первый план выдвигает композитор: выразительность или изобразительность?

Дети. Мелодия отсутствует. На первый план автор выдвигает изобразительные детали: шумы, беспорядочные звуки, наслоение ритмов…

Учитель. Шумы и звуки города?

Дети. Это природа…шипение змеи, голос филина, гул завывающего ветра, голос кукушки.

Учитель. Природа понимает или осуждает человека?

Дети. Природа осуждает человека, отвечает непониманием.

Учитель. Наш герой не находит связь с природой.  Становится еще более одиноким. И вместе с природой страдает душа человека. Это лабиринт тьмы! (замысел композитора).

III часть. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО.

Учитель. Каким видит и слышит  современное общество композитор?

                        (Слушаем фрагмент №4 в записи)

Учитель. Звуки, найденные композитором, ласкают ухо?

Дети. Нет, скорее  наоборот..

Учитель. Что происходит с мелодией и ритмом? Гармонией?

Дети. Гармония отсутствует, мелодия и ритмы наслаиваются друг на друга.

Учитель. Можно назвать такое порядком? На что это похоже?

Дети. Хаос, шум толпы, беспорядок…

Учитель. Какие приемы использует композитор для того, чтобы мы поняли его замысел?

Дети. Возгласы отдельных инструментов в оркестре, звуки почти не различаются по высоте, мелодий можно сказать нет…какой – то звуковой водоворот.

Учитель. Находит ли  Человек взаимопонимание в обществе?

Дети. Нет. Человек теряется в толпе.

Учитель. Человек одинок во времени (замысел композитора).

Учитель. Что предпринимает композитор, чтобы мы поняли его замысел?

Дети.  Композитор  включает в состав симфонического оркестра варган (кубыз). Мелодики очень мало, основную нагрузку несут ритмы, тембры, необычная оркестровка…

Учитель. Варган – симфония  создана в привычных для нас традициях?

Дети. Нет. Это разрыв с привычными впечатлениями и похожестью.

Учитель. Неслучайно! М. Ахметов – это «Эврика» современного искусства. Это? (слово на доске в перевернутом виде – АВАНГАРД).

Дети. Авангард – стиль в искусстве 20 века.

Учитель. А что вам известно об этом стиле в музыке?

Дети. Он отрицает сложившиеся предыдущими веками традиции.

Учитель. Авангард – это язык современного музыканта, что резко и далеко уводит нас в сторону от сложившегося культурного багажа, это новые интонации, нетрадиционные приемы. Хусаин Ахметов – это первая плеяда башкирских композиторов. Мурад Ахметов – это вторая плеяда композиторов в башкирской профессиональной музыке. Сын, впитав в себя традиции национальной и классической музыки, идет своим путем, являясь открывателем новых законов в музыке.  Почему так происходит? Что этому способствует? Откуда черпает современный композитор темы?

Дети. Эпоха, события, время в котором живет композитор - М. Ахметов.

Обобщение:

          Учитель. Какие открытия мы сегодня сделали? В чем еще раз убедились?

 - Язык современного композитора – это «новаторство», где «традиции» не утратили свою значимость.

 -Традиции и новаторство – единая часть творческого процесса М. Ахметова.

           - Время откладывает отпечаток на творчестве М. Ахметова, диктует, подсказывает новые приемы и способы самовыражения.

            -  Музыка М. Ахметова – это живая связь времен, где прошлое и настоящее воссоединились.

             - Музыка М. Ахметова обличает недостатки общества, в ней как в зеркале отражается современная жизнь. 

             Учитель. Открываем тетради:

                                 1)дети оценивают свою работу на уроке (оценка)

                      2) записываем материал по слушанию…

                      3)домашнее задание – привести примеры авангарда в произведениях изобразительного искусства.

  Учитель. Сегодняшний разговор о традициях и новаторстве в музыке – только начало. Тему продолжим на наших следующих уроках.

- А закончить наш урок предлагаю исполнением …

                 «Есть только миг» А. Зацепина на слова Л. Дербенева.

           Спасибо за урок.    До свидания.          

       


[1] Урок адресован учителям, ведущим предметы «Музыка» и «Искусство». В действующих федеральных программах эта тема предлагается в разных классах (7-9).  Данный материал  поможет учителю лучше понять особенности башкирской национальной культуры и подскажет, как включать в урок региональный компонент, не нарушая системы и тематизма своей рабочей программы.

[2] Фонохрестоматия по предмету «Музыка» №1. Составитель Хусаинова Р.Х..  

[3] Хрестоматия к программе по музыке. 1 класс. Составители: Ямалетдинова Н.Г. и Хусаинова Р.Х. Уфа-2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

«Традиции и новаторство в драматургии М.И. Цветаевой (на материале пьесы "Метель")»

Конспект урока по изучению драматического текста М. Цветаевой....

Элективный курс «Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее» -9 КЛАСС

Элективный курс «Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее» предназначен для предпрофильной  подготовки учащихся 9 класса к обучению по специальному художественн...

"Отцы и дети. Традиции кубанской семьи"

Материалы родительского лектория интересны будут и родителям для чтения и размышления, и для педагогов при подготовке к родительскому собранию....

Статья "Романтические традиции в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети""

Романтические герои русской литературы первой половины XIX века. Разрушение романтических стереотипов в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"...