Метод проектного изучения на уроках музыки и его роль в оценке качества знаний
статья по музыке на тему

Ломакина Евгения Александровна

Проектная деятельность на уроках музыки 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ломакина Евгения Александровна, учитель музыки и культурологии МАОУ «Лицей №3 им. А. С. Пушкина».

Метод проектного изучения на уроках музыки и его роль в системе оценки знаний.

Наш век - это время стремительно развивающихся технологий. Эти технологии меняют многие, привычные нам понятия. Не обходят они стороной и процесс преподавания, который не может оставаться прежним. Зачастую методы обучения, основанные только на словесной и наглядной передаче информации и ее устном контроле, не могут являться эффективными. От современного педагога требуется развить интерес к предмету и действиям в его рамках, развить способности обучающихся через различные виды деятельности, сформировать культуру и художественный вкус.

Многочисленные методы музыкального воспитания направленные на освоение способов взаимодействия с содержанием мира музыки, совершенствование способов музыкальной деятельности, позволяют сделать уроки более яркими, эмоционально насыщенными и запоминающимися. Выбор того или иного метода позволяет учителю организовать свою деятельность и регулировать учебно – познавательную деятельность учащихся.[1]

 Основными видами учебной деятельности школьников являются: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений.[2] 

Порой, у учителя возникают сложности с оценкой качества знаний и даже такие методы контроля как тестирование, письменная работа, не позволяют в полной мере оценить уровень знаний обучающихся.

Думаю, любой учитель сталкивался с такой ситуацией: на уроке активно работает лишь определенная группа обучающихся. Выявить, насколько усвоен материал всеми учениками – не представляется возможности.

Трудность оценки качества знаний связана еще и с возрастными особенностями обучающихся: если в начальной школе дети с легкостью идут на контакт, и с радостью выполняют любые творческие задания, то в классах средней и старшей школы такого рвения не наблюдается. И здесь на помощь учителю может прийти метод проектов.

В современной школе этому методу уделяется особое внимание, он рассматривается как своеобразная альтернатива классно-урочной системе. Проект является средством активизации познавательной деятельности, развития исследовательских умений и навыков общения, формирования определенных личностных качеств.[3]

По моему мнению, метод проектов развивает творческие способности обучающихся, позволяет проявить знания, умения в самостоятельной работе, а учителю помогает выявить уровень и определить качество их знаний.

Я работаю по программе «Музыка» 5-7кл. и «Искусство» 8-9кл. Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Начиная с 6 класса в учебники «Музыка» введен раздел «Исследовательский проект», содержание проектов ориентирует обучающихся на постижение в деятельности вечных тем искусства и жизни.[4]

Работая над проектом, обучающийся уже не может оставаться в стороне. Вовлекаясь в процесс исследовательской деятельности он должен применить уже имеющиеся знания, приобрести новые, таким образом еще и восполняя пробелы в знаниях, которые могли образоваться ранее в силу различных обстоятельств.

Проектная деятельность предполагает создание проблемной ситуации. В эту проблемную ситуацию вовлекаются обучающиеся, перед ними ставится задача, которую они должны решить. Здесь открывается максимальная возможность для самореализации, раскрытия различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных. Эти способности при традиционном процессе обучения могут оказаться невостребованными. Появляется опасность «пропустить» или не «заметить» талантливого ребёнка, что совершенно не простительно для педагога.

Метод проектов характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает, что обучающиеся будут выражать свои собственные мнения и чувства, активно включаясь в деятельность, принимая ответственность за продвижение в обучении.

Главными целями введения проектной методики в практику преподавания музыки являются:

- показать умения обучающихся, использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

- реализовать интерес к предмету исследования, приумножить о нем знания;

- продемонстрировать уровень знаний в области музыки и искусства;

 В своей работе я часто использую такую форму организации как проект. В 9 классе обучающимся предлагается исследовательский проект «Пушкин – наше все», так как творческое наследие поэта интегрирует практически все виды искусства. Вот некоторые темы мини-проектов: "Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке", "Пушкинские музеи – заповедники, музеи – квартиры, музеи – усадьбы", "Музыкальные воплощения лирической поэзии А. С. Пушкина", "Образ А. С. Пушкина в изобразительном искусстве", «Театр и А. С. Пушкин».[5]

При разработке тем проекта в первую очередь нужно обратиться к творчеству великого поэта, найти произведения искусств в которых воплощены образ поэта и образы его произведений.

Этапы проекта:

1. Условия подготовки для работы над проектом:

- знание учителем класса, психологической атмосферы в нем, интеллектуальных способностей обучающихся.

- формулирование проблемы совместно с учениками, обсуждение этапов и методов ее решения.

2. Организация рабочих групп:

- для работы над проектом обучающимся следует разделиться на группы (5- 7 человек). Формирование групп  целесообразно проводить по сложившимся взаимоотношениям между учениками.

- распределение обязанностей.

3. Выполнение проекта:

 - на этом этапе выполняется сама практическая работа: обсуждение информации, фактов, последующего представления проекта

4. Представление проекта:

- проект может быть представлен в виде презентации, виртуального путешествия по пушкинским местам, театрализованной постановки.

 Так как проект направлен на развитие творческих способностей обучающихся, то в его защиту могут быть включены различные виды художественной деятельности: исполнение музыкальных произведений (пение романсов на стихи А. С. Пушкина, игра на музыкальных инструментах), выразительное чтение, представление художественных работ, хореография.

5. Подведение итогов:

- обучающимся могут самостоятельно оценить работу своих одноклассников, обсудить, что на их взгляд получилось, а что не вышло.

Методика проектов активизирует обучающихся к самостоятельному получению знаний, учит работать совместно с другими, обращаться к информационным ресурсам. Проект вызывает интерес к предмету, способствует творческому развитию обучающихся, вовлекает каждого ученика в учебную деятельность, дает возможность ученику учиться самому. Проектная деятельность расширяет сферу действий в области искусства, помогает разнообразить образовательный процесс, поддерживает интерес к изучаемому материалу и становится формой организации учебной деятельности старшеклассников. Проектно- исследовательская деятельность предполагает совместную работу учителя и обучающихся. В ходе работы над проектом, перерабатывается и обобщается большой информационный материал, источником которого являются книги, журналы, газеты, интернет-ресурсы. В проект вовлечены все учащиеся класса, что способствует высокому качеству знаний по предмету, а у учителя появляется возможность в полной мере эти знания оценить.

Список использованной литературы:

1. Затямина Т. А. «Современный урок музыки» М. «Глобус», 2008. 168 с.

2. Примерные программы по учебным предметам. Искуство 5-9 классы. М. «Просвещение», 2010.с 47.

3. Сергеева Г. П. Критская, Е. Д. Программа «Музыка» 5-9 кл. М. «Просвещение» 2005. С. 45.

4. Сергеева Г П. , Кашекова И. Э., Критская Е. Д. Программа «Искусство» 8-9 кл, М. «Просвещение», 2011. С. 189.


[1] Затямина Т. А. «Современный урок музыки» М. 2008. С 48.

[2] Примерные программы по учебным предметам. Искуство 5-9 классы. М. 2010. С 21.

[3] Сергеева Г. П. Критская., Е. Д. Программа «Музыка» 5-9 кл. М. 2005. С.14.

[4] Сергеева Г П. Критская Е. Д. Программа «Музыка» 5-9 кл. М. 2005. С. 14.

[5] Сергеева Г П. , Кашекова И. Э., Критская Е. Д. Программа «Искусство» 8-9 кл., М 2011 с.189.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cистема КИМов и дидактических материалов - необходимый инструментарий оценки качества знаний(из опыта работы)

На современном этапе развития общества возросла потребность в подготовке школьника к тем условиям, в которых он будет жить. Новая концепция образования требует таких методов и приемов обучения, ...

Критерии оценки качества знаний, умений и навыков учащихся на логопедических занятиях

В данной работе даются рекомендации по комплексной и щадящей оценке работы ученика на логопедических занятиях. Представлены нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся с ЗПР по русскому языку: дикт...

Тестовое задание для оценки качества знаний учащихся

Тестовое задание для оценки качества знаний учащихся, 9 класс...

Рейтинговая система как оценка качества знаний учащихся по истории и обществознанию в старших классах.

Данные материалы являются тезисными и находятся в стадии разработки, в ближайшее время работа будет выложена полностью....

Тест как современный подход к оценке качества знаний

Рабта посвещена вопросу оценки качества знаний в современных условиях ФГОС второго поколения....

Статья-презентация "Роль методического объединения школы "Английский язык" в системе внутришкольного контроля и оценки качества знаний как фактор подготовки к итоговой аттестации"

Данная презентация содержит анализ деятельности методического объединения по организации контроля и оценки качества знаний как фактор подготовки к итоговой аттестации"...

Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС: инновационные системы оценки качества знаний обучающихся

Современный мир характеризуется множеством альтернатив, обилием разнообразной и противоречивой информации. В этих условиях каждому человеку важно владеть умениями и инструментарием оценочной деятельно...