Конспект урока в 5 классе
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Самсонова Наталья Владимировна

Конспект урока в 5 классе . тема урока "Мир запечатлённый человеком"  ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_zapechatlyonnyy_chelovekom.docx25.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 5 классе

Учитель: Самсонова Наталья Владимировна.

Тема урока :  «Мир запечатлённый человеком»

Тип урока: комбинированный

Цель: углубление представлений учащихся об изобразительных свойствах музыки.

Планируемые результаты

Задачи:

Образовательные: - развивать  внутренний  слух и внутреннее  зрение  как основу  развития творческого воображения;

-дать понятие «музыкальный портрет» на примере  " Песни Варлаама" М.П. Мусоргского;

-дать краткую справку о жизни и  творчестве М.П.Мусоргского;

-учить сопоставлять произведения музыки и живописи (И.Е. Репин " Протодьякон")

-проверить знания  о составе и творчестве композиторов сообщества «Могучая кучка»  в ходе  интерактивной викторины;

Воспитательные:

- способствовать формированию интереса к истории и культуре своего Отечества.

Развивающие:

--активизировать  учебно-творческую  деятельность и эмоциональность учащихся;

- развивать и совершенствовать   певческие навыки.

Формируемые  образовательные результаты:

Предметные: в результате урока учащиеся смогут

- уметь распознавать образ музыкального  произведения, средства музыкальной выразительности.

- знать и понимать  значение выражения «музыкальный портрет», о творческом содружестве «Могучая кучка».

- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности,

Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут

Познавательные  :-размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

-познавать  различные явления  жизни  композитора  на основе вхождения в мир его музыкальных образов, их анализа, сопоставления;

-находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи;  анализировать  и сопоставлять произведения музыки и изобразительного искусства.

 Регулятивные:-владеть  умением целеполагания в постановке учебных задач,

-планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки при выявлении связей музыки с  изобразительным искусством, театром  в ходе исполнения музыкальных сочинений.

-самостоятельно определять выразительность и изобразительность музыки Мусоргского,  излагать свои мысли о музыке.

-владеть навыками осмысления и обобщения учебных действий в процессе восприятия и исполнения музыки

-формулировать собственное мнение и позицию по отношению к материалу урока.

Коммуникативные: -передавать  собственных впечатлений о музыке и живописи в устной и письменной речи;

- инициировать  взаимодействия в группе, коллективе в процессе самостоятельной работы с музыкальной и художественной информацией;

-дать самооценку и интерпретацию собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.

 Личностные:  

в результате урока учащиеся смогут

-осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на  духовно-нравственное становление личности;

-понимание жизненного содержания  классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром в процессе освоения музыкальной культуры.

-проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное заинтересованное отношение к музыкальным, живописным  произведениям;

-уметь участвовать в коллективно – творческой деятельности

 Оборудование  урока: фортепиано; компьютер, проектор, презентация, видеофильм.

-учебник "Музыка" -В.О. Усачева - Л.В. Школяр, тетради, музыкальный словарь.

 Межпредметные связи: изобразительное искусство, литература, история.

 Ход урока.

Вход: « Богатырские ворота» М.П.Мусоргского. https://www.youtube.com/watch?v=1f55BwcI74w 

 Организационный момент.

-На протяжении нескольких уроков вы  разбирали  взаимосвязи музыки и изобразительного искусства.

- Внимательно прочитайте эпиграф .Слайд № 2.

Постановка цели и задач

Чем же мы будем заниматься сегодня?  Сформулируйте тему и  проблему нашего урока. (идет короткая дискуссия). Будем вслушиваться и всматриваться в музыку. Слайд № 3.

Тема нашего урока - «Мир запечатлённый человеком» Кого? Фамилия пока нам неизвестна. Но я дам подсказку. Под музыку этого композитора мы входили в класс. Кто узнал? Если правильных ответов нет, то переходим к викторине.  Последний вопрос викторины поможет определить фамилию композитора. Прежде чем отвечать, чтобы не ошибиться, в парах обсудите и проверьте свой ответ.

Слад № 4 .    Более ста лет назад, во второй половине XIX века, в Петербурге  появилось замечательное содружество передовых музыкантов. Как называлась эта  группа?(Могучая кучка" или  балакиревский  кружок, «Новая русская музыкальная школа")

Слайд №  5   Для чего объединились вместе эти композиторы? (Композиторы «Могучей кучки» по праву считали себя наследниками М.И.Глинки и свою цель видели в развитии русской национальной музыки.

(дополнительно) «В балакиревском кружке господствовало полное единодушие, жизнь и работа кипели», - вспоминала сестра М.И.Глинки. Каждый из товарищей редко приходил на встречу с пустыми руками: он приносил либо новое произведение свое, только что законченное, либо отрывки с создаваемого в эту минуту. Один показывал новое скерцо, другой – новый романс, третий – часть симфонии или увертюру, четвертый – хор… оперный ансамбль. Какое это было раздолье творческих сил!"

Слайд № 6.  Какие композиторы входили  « Могучую кучку»?

Талантливый музыкант Милий Алексеевич Балакирев, молодой военный инженер Цезарь Антонович Кюи и восемнадцатилетний гвардейский офицер Модест Петрович Мусоргский. Потом к ним присоединились ученый-химик Александр Порфирьевич Бородин и совсем еще юный моряк Николай Андреевич Римский-Корсаков. Во главе кружка встал М. А. Балакирев - он являлся преемником  Михаила Ивановича Глинки в русской музыке.

Слайды   № 7. Именно он в одной из статей  назвал своих молодых друзей "Могучей кучкой". ( Владимир Васильевич Стасов - искусствовед, критик, общественный деятель, идейный вдохновитель  кружка )

Слайд № 8. В юности он кадет- в  молодости гардемарин, в  зрелом возрасте- профессор Петербургской консерватории. Назовите его имя.  (Николай Андреевич Римский -Корсаков)

Слайд № 9 В детстве он любил взрывать - стал ученым-химиком. Любил музыку - стал композитором. Кто он? ( Александр Порфирьевич Бородин)

Слайд № 10. По словам Стасова, он - самый гениальный из  своих друзей- композиторов. Он сочинил "Картинки  с выставки", оперы "Хованщина",  "Борис Годунов". Назовите композитора. (Модест Петрович Мусоргский).

-Вы верно ответили на все вопросы и теперь мы знаем, с музыкой какого композитора будет связан наш урок.  Какую фамилию мы запишем в теме урока?

Учащиеся: Модест Петрович Мусоргский.

 3. Слайд № 11. Тема нашего урока-"Музыкальный портрет в музыке  М. П. Мусоргского".

- Мусоргский  проявлял большой интерес к народной жизни и к русскому человеку. Он создал множество ярких музыкальных образов, в которых раскрывается неповторимость их характеров. О таких образах – портретах  будет наш урок.

Какие задачи нам предстоит решить ? (в ходе обсуждения придти к единому мнению).

Слайд  № 12    Обратите внимание на годы жизни. Сколько лет прожил? (42 года). Он окончил Школу гвардейских прапорщиков в Петербурге, и некоторое время служил в Преображенском гвардейском полку. Затем решил навсегда оставить службу, и его главным занятием стала музыка. Вся жизнь его была великим трудовым подвигом Чтобы освободить крепостных крестьян, он отказался от откупных платежей и остался без всяких средств к существованию, а в  последний год своей жизни потерял  крышу над головой.

Слайд № 13. Художник И.Репин, который горячо любил композитора, написал выдающийся портрет М.П.Мусоргского – умирающего, но не сломленного страданиями. 

Актуализация .

-  А что такое  музыкальный портрет?(дискуссия)

Слайд 14.

Музыкальный портрет-это описание  характера героя средствами музыки. В нем неразрывно взаимосвязаны выразительность и изобразительная сила интонаций музыкального языка. Музыкальный портрет - особенный. Ведь это портрет внутреннего мира человека (его чувств, мыслей, настроений, характера), который трудно увидеть глазами, но можно прекрасно почувствовать.(Запишите определение в тетрадь)

Слайд № 15

- « Моя музыка должна быть художественной передачей человеческого  языка во всех наитончайших нюансах» М.П.Мусоргский.  На каких интонациях строил мелодии композитор? 

Учащиеся: На интонациях человеческой речи- это одна из основных особенностей музыки М.П.Мусоргского.

- Вам предстоит вслушаться в музыкальную речь героя, представить его внешний вид  и характер. В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случайно говорится, что «в интонации спрятан человек».

-Что поможет нам увидеть незнакомого человека?

Учащиеся: Выразительные интонации и наше воображение, внутреннее зрение.

Слушание «Песни Варлаама» из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского.(исполняет  Ф.И.Шаляпин)

Слайд №16

- Нарисуйте  образ человека словами, опишите его. Какими качествами он обладает?

Учащиеся:  Человек  грозный, сильный, большой, высокий, могучий.

- Какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии?

 Слайд № 17("Молодецкая, мощная, могучая, добрая, нежная, светлая, залихватская, буйная, густая, яркая")

Выберите нужные слова, обсудите в парах  и запишите их в музыкальный словарик. Проверьте друг друга. 

- А я бы добавила такие слова: разбойничья, по выражению критика - “звероподобная” (голос великого Ф.И.Шаляпина, мастерство певца помогают нам это услышать).

- Какие музыкальные  краски выбрал  композитор? Назовите средства выразительности.

Учащиеся:  Темп - быстрый, тембр голоса -  низкий, густой бас; лад - преобладание минорных интонаций, хотя они и сменяются мажором.

- Низкое звучание инструментов всего симфонического оркестра и отдельно резких тембров медной группы оркестра; постоянно громкое звучание всей песни.  Разухабистый, чуть ли не плясовой характер оркестрового вступления, в котором мелодия яростно мечется по всем регистрам.

- Варлаам – это беглый монах, который захотел  свободной,  разгульной,  веселой жизни. Он покинул монастырь, отправился в дальний путь, зашел  в корчму, чтобы сытно поесть и выпить. Там  Варлаам запевает песню. В песне он поет про себя?

Учащиеся:  Нет,  про осаду Казани войсками Ивана Грозного, про гибель людей.

- Что мы слышим в конце песни?

Учащиеся: В конце песни мы слышим  дикий выкрик Варлаама (Эй!)

- Какова интонация?

Учащиеся:  Он с радостной интонацией в голосе, поет о гибели огромного числа людей.

Работа над песней "Как во городе было во Казани"

- чтение текста 1куплета;

- показ мелодии и разучивание фрагмента песни (обращаем внимание ребят на призывный, напоминающий “богатырскую” интонацию “Песни о маленьком трубаче”, возглас квинты в начале фразы; топтание на одном звуке и акцент на пониженной второй ступени, как в “Богатырской симфонии”; громкость звучания);

Слайд № 18

- Посмотрите на картину  И.Репина «Протодьякон».  (Протодьякон – старший дьякон.  Дьякон – помощник священника при совершении церковной службы).

- Обратите внимание на взгляд этого человека. Встаньте и попробуйте изобразить этот взгляд. Какой он?

Учащиеся: Тяжелый и властный, острый, хищный, злой взгляд сытого, безразличного к другим людям человека (такой никого не пожалеет, думает только о себе).

- Сравните образы Варлаама и  Протодьякона.

Учащиеся:  Это портреты. Они похожи.  И в музыкальном и в живописном портрете чувствуется  образ властного, жесткого, с разбойничьим норовом человека. Картина, как и музыка, написана в темных тонах.

-  Мы с вами сравнили два портрета – музыкальный и живописный. Музыкальный портрет принадлежит перу русского композитора М.П. Мусоргского ( песня Варлаама из оперы “Борис Годунов”), второй портрет принадлежит гениальному русскому портретисту И. Репину (портрет называется “Протодьякон”). Причем эти портреты создавались независимо друг от друга. Увидев этот портрет на выставке художника, композитор воскликнул: “Это же мой Варлаамище! Это же целая огнедышащая гора!”

- Что помогло композитору и художнику, независимо друг от друга, создать такие похожие образы?

Учащиеся: Такие люди были на Руси. А искусство отражает окружающую нас реальность.

- Совершенно верно! В портрете “Протодьякона” И.Е.Репин обессмертил образ дьякона Ивана Уланова, из своего родного села Чугуево, о котором написал: “…ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев…”.

- Как относятся художник и композитор к таким людям? Обоснуйте ответ.

Учащиеся: Они их осуждают, порицают.

-А нам передалось это отношение?

Учащиеся:  В музыке и в живописи это отношение  мы почувствовали.

4.Учитель : Составьте синквейн об этом образе. Работаем в парах.

Проверка синквейнов.

- В каких видах искусства происходит интеграция музыки, изобразительного искусства, литературы?

Учащиеся: в опере.

- Чтобы еще раз проверить свое воображение, предлагаю посмотреть фрагмент оперы М.Мусоргского “Борис Годунов” - сцена в корчме. Исполнитель роли Варлаама-солист Большого театра Алексей Кривченя. Каждый исполнитель вносит свои краски в создаваемый образ.

Слайд № 19.

Просмотр видео. 

www.youtube.com/watch?v=46mym4w2SPs (Опера А. Бородина "Борис Годунов" песня Варлаама

Вывод:  Репин и Мусоргский были единомышленниками в искусстве, цель у них была одна: правдивое изображение жизни во всем ее многообразии. Они стремились к постижению народного духа, отражению в искусстве народных типов.

Вокально-хоровая работа.

- А какие песни  о богатырях вы знаете?

- "Песню о маленьком трубаче" С.Никитина и С.Крылова.

- Вспомните исполнительский план песни.

Исполнение  песни  всем классом.

-  Как вы оцените  собственное исполнение?  

- Как вы думаете, мог ли бы такой человек, как Варлаам, совершить подвиг маленького трубача? Почему? А Варлаама можно назвать богатырем?

Учащиеся: Нет, в нем есть Сила, но нет Добра.

 Рефлексия.

-Что вы узнали на уроке?

-В чем стали умнее, взрослее, что поняли?

-Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор. Сила и героизм - не одно и тоже.

Учащиеся заполняют лист достижений.

Продолжают предложения  на листе:

Я на уроке узнал...

 Мне понравилось….

Я научился петь песню…

Домашнее задание. Нарисовать портрет героя, на которого ты хочешь быть похожим или написать про него сочинение.

Используемая литература: 

УМК -В.О. Усачева - Л.В. Школяр , учебник «Музыка» 5 класс авторы  В.О. Усачева - Л.В. Школяр , 

Использованные интернет ресурсы:

 www.youtube.com/watch?v=46mym4w2SPs  (Опера А. Бородина "Борис Годунов" песня Варлаама

https://www.youtube.com/watch?v=1f55BwcI74w Богатырские ворота» М.П.Мусоргского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"

Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...