Программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста"
рабочая программа по музыке на тему

 Северинова Татьяна Андреевна

Основы безопасности детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_bezopasnosti_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx35.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №61 "ФЛАЖОК" ГОРОДА СМОЛЕНСКА

Программа

«Основы безопасности детей дошкольного возраста

на музыкальных занятиях в ДОУ»

составитель: Северинова Т.А.,

 музыкальный руководитель МБДОУ,

высшая квалификационная категория

г. Смоленск  2015

 

   

 

Содержание программы 

 

1 Пояснительная записка        0

2. Актуальность        1

3.Особенности организации и принципы программы        4

4.Ожидаемые результаты        5

5.Этапы реализации работы программы        6

6.Заключение        8

7.Перспективный план реализации программы        9

8. Учебно-тематический план        10

9. Показатели результативности        14

11.Список используемой литературы        15

 

 

 

1 Пояснительная записка

 

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» сориентирована на то, чтобы дать детям необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения, сформировать основы экологической культуры, ценности здорового образа жизни, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте. Программа имеет социально- личностное направление.

Актуальность и педагогическая целесообразность. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

В XXI веке перед человечеством встает одна из главных проблем – всестороннее обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Дошкольным образовательным учреждениям в этом вопросе отводится особая роль.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком, только тогда она станет действительным регулятором его поведения. Чтобы подготовить граждан к адекватному поведению и рациональным действиям в постоянно возникающих опасных и чрезвычайных ситуациях, с раннего детства необходимо выделить такие правила поведения для детей, которые они должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Ведь человек, вне зависимости от возраста будет следовать правилу только в том случае, если ему понятен его смысл.

 

2. Актуальность

 

Актуальностью программы является использование совершенно новых методов (тренинги поведения, психотерапия детских страхов).

Особенность работы по программе, состоит также в осознании педагогом большого значения положительного примера со стороны взрослых, и прежде всего педагога. Налаживание контактов с родителями и достижение полного взаимопонимания - неизбежные условия эффективности в воспитании детей. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов.  

Если запретов будет слишком много – ребѐнок не сможет выполнить их в полной мере, и неизбежно будет нарушать. Необходимо выделить основное содержание, которое требует совместных усилий педагогов и родителей, определить перечень жизненно важных правил и запретов, выполнение которых для ребенка обязательно и дома, и в детском саду.  

 

 

 Цель программы - воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение, что является на наш взгляд, важными показателями психического и социального здоровья. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

В содержание программы включено шесть разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города». Усвоив программу, дети научатся правильно вести себя в опасных ситуациях на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами произойдет становление экологической культуры ценностей здорового образа жизни.

При         реализации         этой         программы         дошкольное         учреждение организует обучение детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий.

Задачи программы: 

- для детей 

Расширять у детей представления о безопасном поведении дома и на улице.

Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях, как на улице и дома.

Познакомить детей с номерами телефонов экстренных служб.

Привлекать детей к посильному участию в изготовлении продуктов деятельности.

Активизировать словарь за счет слов по теме: «Семья», «Транспорт», «Мебель» и т.д.

-для педагогов 

В доступной форме отвечать на вопросы детей, связанные с вопросами безопасности.

Создать условия для совместной деятельности взрослых и детей, в рамках реализуемого проекта.

Обеспечить реализацию задач через образовательные области. Участвовать, в проводимых в детском саду акциях, на тему «Я и моя безопасность».

Создание интереса к теме через использование электронных образовательных ресурсов в воспитательно-образовательном процессе.

Способствовать установлению взаимоотношений педагогов и специалистов ДОУ, родителей, социальных партнеров в процессе разработки и реализации проекта.

Создать условия для самостоятельной и совместной деятельности детей, в рамках реализуемого проекта.

Провести рефлексивную контрольно-оценочную деятельность через анкетирование детей и родителей.

- для родителей 

Стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах.

Привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, создание книг-самоделок, газет и другие форм работы.

Установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.

 

3.Особенности организации и принципы программы

 

  • Принцип полноты (реализация содержания программы по всем разделам).
  • Принцип системности (системное построение работы в течение учебного года при гибком распределении содержания программы в течение дня).
  • Принцип сезонности (использование местных условий для ознакомления детей с природой).
  • Принцип возрастной адресованности (использование методов работы, соответствующих возрастным возможностям детей).
  • Принцип интеграции (естественное и органичное интегрирование программы в целостный педагогический процесс).
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье (привлечение родителей к участию в педагогическом процессе по реализации программы).

 

Формы взаимодействия с родителями (семьей) и воспитателями 

1.Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ:

-совместные досуги «Мы едим на автобусе»

- совместные досуги «Волк и семеро козлят».

2.Психолого-педагогическое просвещение через организацию активных форм взаимодействия педагогов-детей-родителей:

-анкетирование

 

 

4.Ожидаемые результаты

 

  • для детей 

Сформировать у детей представления о безопасном поведении в процессе реализации проекта.

Продолжать формировать у детей навыки социального поведения Повышение познавательной активности.

  • для педагогов 

Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий: метод проектов;

Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности.

Создание информационно-методической базы по данной теме.

  • для родителей 

Установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Активное вовлечение в совместную деятельность родителей и детей по данной теме.

Активизировать исследовательскую деятельность родителей.

Участие в совместных мероприятиях, проходимых в рамках данного проекта.

Бережное отношение к продуктам детского творчества.

 

5.Этапы реализации работы программы

 

Подготовительный         (проблема,         планирование,         прогнозирование результатов/ продуктов проекта)

  • Беседа с детьми
  • Рассматривание         иллюстраций,         плакатов,         фотографий, мультфильмов, презентаций
  • Разработка совместных досугов
  • Совместные экскурсии с воспитателями.

Деятельностный (непосредственная деятельность)

  • Разработка сюжетно-ролевых игр по темам «Вызов пожарного», «Семья»,         «Вызов         врача»,         «МЧС-         приходит         на         помощь», «Водитель-пешеход»
  • Оснащение сюжетно-ролевых игр атрибутами  Восприятие музыкальных произведений.

К. Чуковский «Путаница»

С.Я. Маршак «Кошкин дом» С.Я. Маршак «Мойдодыр»

Шарль Перро«Красная шапочка»

К Чуковский «Доктор Айболит»

С. Михалков «Дядя Степа», «Котауси и Мауси»

А. Дмитриев «Бездомная кошка»

 

  • Знакомство и выборочное разучивание стихов, загадок, пословиц, пальчиковых игр по теме.
  • Подготовка и проведение тематической экскурсии в поликлинику, к перекрестку, к светофору.
  • Создание выставки книг о безопасном поведении.
  • Оформление памяток

«Чужие люди»

«Как организовать загородный отдых ребенка»

«Ребенок во дворе»

  • Создание компьютерных презентаций.
  • Просвещение родителей по теме, через информацию в коллаже и папки-раскладки.
  • Изготовление масок «Кто может в гости к нам придти».
  • Слушание музыкальных произведений.
  • Разучивание песен и танцев к досугу.
  • Экспериментирование со звуками

«Придумай движение …»

  • Подбор по теме: песен. танцев, музыкальные композиции, этюдов.
  • Изготовление костюмов.
  • Подвижные: игры: «Воробушки и автомобиль», «Кошки и мышки»,

«Слушай сигнал»,«Потуши огонь», «Пожарная тревога».

  • Физминутки «Мы растем», «По грибы все пойдем», «Внимание! Проверь дружок»
  • Создание картотеки физминуток, динамических пауз, подвижных игр.

Завершающий (презентация продуктов и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)

  • Досуг  
  • Выставка творческих работ «Моя безопасность».
  • Проведение рефлексии настроения и эмоционального настроения.
  • Опрос детей «Что интересного узнали?»
  • Проведение рефлексивно контрольно-оценочной деятельности через анкетирование и опросники детей и родителей (рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материала).

 

 

6.Заключение

 

В XXI веке перед человечеством встает одна из главных проблем - всестороннее обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов. В своей работе я стараюсь объединить знания, умения и навыки всех членов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) создать безопасные условия пребывания воспитанников в ДОУ, как же чтобы научить детей безопасному поведению в социуме, умение применять полученные знания на практике и при необходимости, действовать в

Чрезвычайных ситуациях.

 

7.Перспективный план реализации программы

 

  1. Проведение массовых мероприятий (праздники и развлечения для детей и родителей)
  2. Разработаны памятки и рекомендации: «Правила Потеряшек», «Если случился пожар», «Если возникла давка» и т.д. Предварительной работе отводится первостепенная роль, «Лучше беду предотвратить, чем через нее пройти!»
  3. Разработаны «Правила поведения дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ»
  4. Разработаны интеллектуально-творческой игры для дошкольников

«Правила ОБЖ мы узнали детьми, воспитанными стали»

  1. Сценарий музыкально-театрализованного развлечения по ОБЖ для детей старших групп «Происшествие в лесу»
  2. Создание компьютерных презентаций.
  3. Выставка книг по ознакомлению детей с безопасным поведением.
  4. Оформление информационной стены для детей.
  5. Подбор материала для родителей: папки-раскладки, фотогазеты.
  6. Рекомендации по походу к светофору.
  7. Изготовление         картотеки         подвижных         игр,         физминуток, динамических пауз по теме.
  8. Участие в фестивале районного конкурса «Я в автокресле, а ты?»
  9. Постановка сказок для детей младшего возраста «Правила дорожного движения»

 

8. Учебно-тематический план

 

Первый год обучения 

  1. Предметы, требующие осторожного обращения

Программное содержание: предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.

  1. Контакты с животными

Программное содержание: объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.

  1. Личная гигиена

Программное содержание: развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

  1. Витамины и полезные продукты

Программное содержание: рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.

  1. Конфликты между детьми

Программное содержание: научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами- регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очерѐдность, извиниться).

  1. Одежда и здоровье

Программное содержание: ребѐнок должен узнать, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра. Чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться.

  1. Игры во дворе

Программное содержание: обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности.

 

Второй год обучения 

  1. Опасные ситуации: Контакты с незнакомыми людьми на улице Программное содержание: рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребёнка правильно себя вести в таких ситуациях.
  2. Пожар

Программное содержание: рассказать детям, как правильно себя вести в случае пожара.

  1. Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности

Программное содержание: расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. Дети должны знать, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там.

  1. Будем беречь и охранять природу

Программное         содержание:         воспитывать         у         детей природоохранительное поведение; развить представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению.

  1. Конфликты между детьми

Программное содержание: продолжать учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами- регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очерёдность, извиниться).

  1. В городском транспорте

Программное содержание: познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.

  1. Дорожные знаки

Программное содержание: научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки. Учить правилам поведения пешеходов.

  1. К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице.

Программное содержание: дети должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.

  1. Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живѐшь?

Программное содержание: дети должны запомнить и твѐрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначать ориентиры, которые помогут найти их место жительства (где находится и как выглядит дом, что расположено поблизости).

Третий год обучения 

 

  1. Внешность человека может быть обманчива.

Программное содержание: объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

  1. Как вызвать милицию.

Программное содержание: научить детей пользоваться телефоном для вызова милиции «02» (запомнить номер).

  1. Использование и хранение опасных предметов.

Программное содержание: рассказать детям, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведённых местах.

  1. Контакты с животными.

Программное содержание: объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.

  1. Скорая помощь.

Программное содержание: познакомить детей с номером телефона «03», научить вызывать «скорую медицинскую помощь» (запомнить своё имя, фамилию и домашний адрес).

  1. Микробы и вирусы.

Программное         содержание:         дать         детям         элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах и вирусах).

  1. Режим дня.

Программное содержание: сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения.

  1. Опасные участки на пешеходной части улицы

Программное содержание: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и с соответствующими мерами предосторожности; различными способами ограждения опасных зон тротуара.

  1. Игры во дворе.

Программное содержание: обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности.

 

 

9. Показатели результативности

 

1.Дети соблюдает элементарные правила безопасного поведения: дома на улице в музыкальном, музыкально-спортивном зале, детском саду.

2.Имеют представления о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.

3.Имеют представления о некоторых типичных опасных ситуациях (ЧС) и способах поведения в них (массовые праздники и развлечения).

4.Знают номерами телефонов экстренных служб.

5. Имеют навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях, как на улице и дома.

 

10.Результаты стартовой и итоговой диагностики

Материально-техническая база и предметно-развивающая среда по музыкальному воспитанию приведены в соответствие с санитарногигиеническими требования и требованиями безопасности в ДОУ. На 100% обеспечен процесс безопасного проведения музыкальной деятельности. Отсутствует травматизм на занятиях и при проведении досуговой деятельности.  

Дети приходят в музыкальный зал в удобной для движений одежде и обуви – в чешках.

В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы. Игровое оборудование соответствует возрастным особенностям детей, отвечает гигиеническим требованиям к товарам детского ассортимента и действующим требованиям Сан ПиНа;

 

 

2015-2016 уч.г

2016-2017 уч.г

2017-2018 уч.г

Представления детей о здоровье (в, с, н)

 

 

 

Работа по обучению воспитанников правилам дорожного движения, пожарной безопасности, поведению на улице, дома, на воде, в природе через музыкальные произведения, праздники и развлечения (количество мероприятий)

 

 

 

Случаи травматизма у детей на музыкальных занятиях (количество травм)

 

 

 

Работа с родителями по созданию безопасных условий для детей.

(количество мероприятий) 

 

 

 

 

 

 

 

11.Список используемой литературы

 

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность».

Рабочие тетради №№ 1, 2. -Спб.: «Детство-Пресс», 2002.

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность». Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - Спб.: «Детство-Пресс», 2009.
  2. «Дорожная азбука юного пешехода». Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений по обучению детей основам безопасного поведения на улице. -Калининград, 1995.
  3. «Как обеспечить безопасность докшкольников». Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста./ К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина и др. - М.: Просвещение, 1998.
  4. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» / Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др.; Под. Ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркнной, Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой. Программа рекомендована Министерством образования РФ.
  6. «Твоя безопасность. Как вести себя дома и на улице». Для среднего и старшего дошкольного возраста. Книга для дошкольников, воспитателей детского сада и родителей / К.Ю.

Белая, В.Н. Зимонина и др. - М.Просвещение, 1998.

  1. Материалы газеты «Добрая дорога детства».
  2. Правила дорожного движения. – М., 2011.
  3. Почемучка. - М.: Педагогика, 1997.
  4. С.Н. Кузнецова Добрая дорога детства» (Сборник методических разработок). Курган, 2001 г.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы"

Актуальность проблемы. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных ...

Программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге «Светофорчики»

Обеспечение знаний о безопасном поведении на улицах и дорогах.Предупреждение попаданий детей в различные дорожно-транспортные происшествия.Решение образовательных задач средствами систематических меро...

Консультация для родителей на тему " Безопасность детей дошкольного возраста"

quot; Безопасность детей дошкольного возраста"правила безопасного поведения Кто в ответе за безопасность ребенка        дошкольного возраста? Пр...

Инновационный проект по безопасности для детей дошкольного возраста с ОВЗ «Дорога детства – без опасности!»

Инновационный проект по безопасности для детей дошкольного возраста с ОВЗ«Дорога детства – без опасности!»...

Памятка для родителей по безопасности детей дошкольного возраста

Памятка по безопасности детей (для родителей)...

Программа «БЕРЕГИ СЕБЯ САМ» на основе парциальной программы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

Программа «БЕРЕГИ СЕБЯ САМ»  на основе парциальной программы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»...