Планирование деятельности по сопровождению детей 5-6 лет в мир культуры
календарно-тематическое планирование по музыке на тему

Шинкаренко Наталья Викторовна

В плане музыкального руководителя показаны традиционные и инновационные формы, методы, приемы продуктивного образования дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument.docx97.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Введение

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выделяет образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», освоение которой предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения
к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; развитие способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование способности к сопереживанию персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, му-зыкальной и др.).

Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает непосредственный эмоциональный отклик, взволнованность, побуждает к действию.

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное воспри-ятие, богаче становятся переживания. ФГОС ДО ставит перед дошкольной образовательной организацией задачу: дать ребенку дошкольного возраста первоначальное образование в области музыкальной культуры. Понятие музыкальной культуры дошкольников включает в себя достаточно широкий спектр развиваемых способностей, умений.

Д. Б. Кабалевский выделяет из них:

– способность воспринимать музыку как живое образное искусство, рожденное жизнью
и неразрывно с жизнью связанное;

– особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличать в ней хорошее от плохого;

– умение на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения.

Ю. Б. Алиев особо подчеркивает актуальность:

– музыкальной развитости (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность);

– музыкальной образованности (вооруженность способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностным отношением к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, развитость музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое избирательное отношение к разнообразным му-зыкальным явлениям).

О. П. Радынова выделяет:

– интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания – эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности.

Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость ребенка на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для него роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, развитию вкуса, представлений о красоте.

Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения. Музыка – самое сложное из искусств. Особенности музыки как искусства отражения не только простых, но и очень сложных эмоций, как искусства выражения
многогранных отношений человека к миру и к самому себе делают содержание и язык музыки закрытым для человека на ранних этапах его развития. Ребенка надо постепенно вводить в мир музыки, помогать ему понять содержание музыкальных художественных образов, а значит, давать возможность их пережить. Это можно сделать лишь при объединении усилий музыкального руководителя, воспитателей, педагогов дополнительного образования, семьи, институтов культуры и искусства.

Структура и содержание
сопровождения музыкальным руководителем детей  в развитии их музыкальных способностей. Музыкальное занятие

Музыкальные занятия – основная форма организации, в которой осуществляется музыкальное образование детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной, так как занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей.

Задачи, стоящие перед педагогом на занятии:

– вызвать у детей интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства;

– развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса;

– обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить
в самостоятельной деятельности в детском саду и семье;

– развитие музыкальных способностей.

Примерная схема организации образовательного процесса:

– ознакомление с новым материалом;

– разучивание частично усвоенного;

– закрепление полученных знаний.

Типология музыкальных занятий:

– вариативность музыкального занятия зависит от структуры, содержания, участия всех детей или по подгруппам, от включения всех или отдельных видов музыкальной деятельности.

По составу и количеству детей: 

– фронтальные – присутствует вся группа;

– по подгруппам (групповые) – 6–8 человек;

– индивидуальные;

– объединенные – по 2–3 группы.

По видам и содержанию:

– типовые,

– доминантные,

– тематические,

– комплексные.

Правила для музыкального руководителя по проведению занятий:

– занятия проводятся в соответствии с программой, планомерно по всем видам музыкальной деятельности;

– материал распределяется на несколько занятий;

– каждое занятие организуется так, что оно является и самостоятельным, и как бы отрезком целостного педагогического процесса, то есть оно должно быть связано с предыдущими и последующими;

– необходимо планировать работу так, чтобы в течение занятия происходила смена деятельности: дети поют, танцуют, играют, слушают музыку;

– необходим индивидуально-дифференцированный подход к детям на занятиях;

– важно умело использовать коллективные, групповые и индивидуальные задания, учитывая уровень музыкального развития каждого дошкольника;

– структура занятий должна быть гибкой и видоизменяться в зависимости от возраста детей, содержания и особенностей материала;

– в группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия носят более свободный, непринужденный, игровой характер, чем занятия для старших дошкольников.

Структура и содержание
сопровождения детей специалистами детского сада
в развитии их музыкальных способностей

Специалисты ДОО

Ответственность и активность
по развитию музыкальных способностей у дошкольников

Музыкальный руководитель

Консультирует воспитателя: рекомендует музыкальный репертуар, музыкально-дидактические игры; подбирает задания и упражнения для обучения детей игре
на музыкальных инструментах и т. д. Развлечения и праздничные утренники музыкальный руководитель готовит с помощью воспитателей.
Отвечает за правильную постановку работы по разделу «Музыкальное воспитание» во всем детском саду и за осуществление задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста, выполнение программных требований по каждой возрастной группе.

В процессе работы он всегда должен помнить о цели музыкального воспитания – формировании личности ребенка и освоении им действительности средствами музыки, воспитании культурного слушателя.  Обязан два раза в неделю проводить музыкальные занятия в каждой возрастной группе, на которых в процессе обучения певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам у детей совершенствуется музыкальное восприятие. Обязан также участвовать в проведении физкультурных занятий, осуществлять подготовку к праздникам и музыкальным вечерам досуга, для чего: проводить индивидуальную работу с детьми – развивать их музыкальные способности, обучать отстающих тем или иным программным умениям; посещать методические объединения с целью обмена опытом; систематически повышать свою педагогическую и музыкальную квалификацию; проводить работу с педагогическим коллективом детского сада с целью его ознакомления
с основами музыкального воспитания, практическим музыкальным материалом, формами и методами внедрения музыки в повседневную жизнь воспитанников

Воспитатель

Использование музыки в повседневной жизни воспитанников: слушание аудио-записей, самостоятельное музицирование детей, упражнения, игры, проведение утренней гимнастики под музыку и т. д., различные виды развлечений (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки и спектакли, игры, хороводы, аттракционы и т. д.), праздничные утренники

Старший воспитатель

Обеспечение работы по музыкальному воспитанию в методическом кабинете – оснащение его необходимыми пособиями, литературой, конспектами музыкальных занятий, сценариями праздников и вечеров досуга. Полностью отвечает
за постановку музыкального воспитания в группах, за прохождение программы, осуществляет контроль музыкально-педагогического процесса, помогает наладить организационные моменты работы музыкального руководителя с педагогическим коллективом, родителями, следит за выполнением музыкальным руководителем его обязанностей

Заведующий

Создает условия для проведения музыкальной работы с детьми. Основные из них: настроенный инструмент, соответствующее помещение, приобретение пособий: флажков, мячей, лент, обручей, платочков, султанчиков и т. д.

Обеспечивает процесс музыкального воспитания соответствующей методической литературой. Обеспечивает приобретение специальных костюмов, в которые дети будут переодеваться, идя на музыкальное занятие. Следит за тем, чтобы музыкаль-ная работа с детьми была отражена в соответствующей документации. Проверяет
и утверждает план работы музыкального руководителя, следит за ведением ее учета, за работой музыкального руководителя с воспитателями. Посещает музыкальные занятия с целью проверки их организации и усвоения детьми программного материала. Отмечает их форму и содержание и по окончании проводит анализ – высказывает свои соображения по поводу репертуара, методики работы, поведения детей, их успехов и недостатков. Наблюдает, как музыка входит в повседневную жизнь детей

Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества
музыкального руководителя и воспитателя ДОО 
(по Гогоберидзе А. Г.) 

Воспитатель

Музыкальный руководитель

1. Изучение индивидуальных особенностей
и возможностей ребенка, в том числе связанных с его музыкальной деятельностью

1. Изучение индивидуальных особенностей
и возможностей ребенка в контексте музыкальности

2. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей в целостном образовательном процессе

2. То же

3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса, в том числе характера его продвижения в развитии музыкальных способностей

3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии

4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие дошкольника

4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на музыкальное развитие дошкольника

5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному развитию ребенка-дошкольника

5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному музыкальному развитию ребенка-дошкольника

6. Ознакомление с репертуаром для слушания
и исполнения детьми в целях содействия работе музыкального педагога

6. Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного воз-раста

7. Знание задач музыкального воспитания и раз-вития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности музыкального руководителя

7. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей и интересов

8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания

8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности

9. Создание единого культурно-образователь-ного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду
и семье воспитанника, в деском саду и учреждениях культуры

9. Создание единого культурно-образователь-ного музыкально-эстетического пространства
в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры; содружество с музыкальными учреждениями города, района

10. Создание развивающей музыкально-образо-вательной среды в детском саду как одного
из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка

10. Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка

11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение обще-культурной, базовой, специальной компетентностей

11. То же

Структура и содержание сопровождения воспитателем детей,
семьи для развития их музыкальных способностей.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей

Компетенции воспитателя

Содержание

1

2

По отношению к детям

Приобщает детей к музыкальному наследию родного края. Знакомит воспитанников с фольклором народностей, произведениями композиторов родного края,
с творчеством взрослых и детских музыкальных коллективов через прослушивание записей, просмотр видеофильмов, посещение концертов. Объясняет детям значимость творческого труда музыкантов – композиторов и исполнителей. Помогает воспитанникам увидеть красоту музыкального наследия родного края. Привлекает детей к совместной с воспитывающими взрослыми концертно-испол-нительской деятельности. Создает необходимые условия для отражения детьми полученных впечатлений от встречи с музыкой в разных видах самостоятельной
деятельности. Знает и способен применять новые методики и технологии для развития интереса детей к музыкальному искусству родного края. Разрабатывает творческие проекты и дидактические игры, медиа-презентации, которые помогают познакомить ребенка с музыкальным наследием родного края, современным творчеством композиторов и исполнителей. Осуществляет музыкальное воспитание, используя все формы работы с детьми: разучивание песен и музыкально-ритмических движений, слушание музыки, игру на музыкальных инструментах.

Обязан:

– развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулках, в процессе утренней гимнастики, на занятиях); содействовать тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в творческих играх;

– развивать у детей музыкальный слух, чувство ритма в процессе проведения музыкальных дидактических игр;

– углублять музыкальные впечатления детей путем слушания грамзаписей;

– знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя
на музыкальных занятиях;

– проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя (болезнь, отпуск).

Чтобы разнообразить впечатления детей, развивать их музыкальные способности, вкус, потребности в музыке,  использует возможности каждой формы организа-ции музыкальной деятельности.

Музыка в повседневной жизни детского сада.

1. Слушание в аудиозаписи, на прогулке.

2. Фон для игр, во время приема пищи, укладывания спать.

3. Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

4. Упражнения, игры, утренняя гимнастика.

5. Музыка на занятиях в группе

По отношению к своему развитию

Должен иметь необходимые знания в области музыки. Знает историю развития музыкальной культуры в регионе и способен использовать эти знания в решении задач художественного образования воспитанников и их родителей. Устремлен
к получению новых знаний о музыке: посещает концерты академических симфонических оркестров, оркестров народных инструментов, фольклорных коллективов; знакомится с творчеством композиторов, собирает фонотеку музыкальных произведений. Способен адаптировать получаемую из разных источников инфор-мацию о культурно-исторических процессах, определивших развитие музыкального искусства родного края, для восприятия детей 3–7 лет

Окончание табл.

1

2

По отношению к родителям

Способен выстраивать взаимозависимые, осознанно-ответственные взаимодействия с семьями воспитанников. Владеет информацией о запросах родителей воспитанников, об уровне их компетентности в  вопросах  музыкального воспитания детей.  

Ориентирует родителей на приобщение ребенка к национально-региональной музыкальной культуре. Организует вариативное художественное семейное (ро-дительское) образование (гостиные, клубы, семейный абонемент концертов
и пр.). Самостоятельно и с помощью специалистов разрабатывает для родителей образовательные маршруты выходного дня (посещения концертных залов, областной детской филармонии, музыкального театра, домов культуры). Показывает ценность воздействия семейных музыкальных традиций на становле-ние и развитие, личностный рост ребенка; воспитывает у детей гордость за му-зыкальные достижения родителей.

Поощряет родителей за ответственное отношение к культурному наследию родного края и внимательное отношение к художественному воспитанию сына или дочери  

По отношению к специалис-там учреждений культуры и искусства

Умеет выстраивать взаимозависимые, осознанно-ответственные взаимодействия со специалистами учреждений культуры и искусства, имеющими богатые кадровые и информационные ресурсы (наличие медиатеки музыкальных произведений и др.). Ориентирует специалистов на особенности эстетического восприятия дошкольников и учет объема информации, который может быть ими воспринят. Помогает специалистам отбирать информацию о композиторах, исполнителях, доступную восприятию дошкольников. При участии специалистов учреждений культуры и искусства, педагогов дополнительного образования организует для детей, педагогов и родителей встречи с музыкантами – композиторами и исполнителями. Совместно со специалистами отбирает музыкальный репертуар для детей, задает логику встреч

Структура и содержание компетенций
родителей (семей), необходимых для развития
музыкальных способностей детей

Взаимодействие воспитывающих взрослых
и детей дошкольного возраста с социальными
институтами культуры и творчества

1

2

Знакомы с музыкальными традициями региона, современными тенденциями развития музыкального искусства. Устремлены к получению новых знаний о музыкальной культуре родного края, принимают помощь педагога
и специалистов в познании музыкального наследия; способны делиться своим опытом
и знаниями в области музыкального искусства не только с родными, но и с педагогами. Интересуются афишей концертов (в том числе посещая соответствующие сайты).

Осознают ценность приобщения сына/дочери
к музыкальной культуре родного края. Совместно с ребенком посещают концерты взрослых
и детских музыкальных коллективов, праздники; побуждают ребенка и других членов семьи обмениваться мнениями по поводу увиденного
и услышанного. Понимают воспитательное значение семейных праздников, совместного домашнего музицирования, концертов и создают условия для их проведения. Ориентируют ребен-

К учреждениям культуры и искусства относятся театры, кинотеатры, концертные организации
и коллективы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома
кино, литераторов, композиторов и т. д., планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и на-родные университеты, заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Воспитательный потенциал  организаций  дополнительного образования, учреждений культуры и искусства заключается в том, что они:

• помогают удовлетворять интересы и потребности детей и воспитывающих их взрослых в познании культурного наследия региона, страны;

• развивают любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость коммуникативные способности;

• помогают каждому найти дело и занятие
по душе;

• расширяют общий кругозор;

Окончание табл.

ка на ценность музыкального творчества. Поддерживают инициативу ребенка в импровизации на темы знакомых музыкальных произведений, создании собственных.

Способны выстраивать взаимозависимые, осознанно-ответственные взаимодействия с педагогами детского сада в решении совместных задач художественного образования ребенка. При под-держке специалистов детского сада выявляют музыкальные способности сына/дочери и созда-ют необходимые условия для их развития: домашнее музицирование, пение и др. Уважают
и поддерживают авторитет музыкального педагога в семье, ценность его помощи.

Откликаясь на предложения сотрудников детского сада, а также учреждений культуры и искусства, организаций дополнительного образования, включаются в разнообразные формы художественного вариативного семейного/ро-дительского образования: семейные праздники
в детском саду, музыкально-литературные гостиные, мастер-классы, концерты семейного воскресного абонемента и пр.

• позволяют каждому обрести сообщество детей и взрослых, увлеченных одним делом, «дарят» друзей;

• обучают культуре взаимодействия и культуре семейного досуга;

• позволяют чувствовать всю полноту и насыщенность жизни.

Успешно взаимодействовать с этими учреждени-ями можно лишь тогда, когда детский сад знает педагогические ресурсы организаций дополнительного образования (учреждений искусства
и культуры), а те, в свою очередь, имеют представление об организациях дошкольного образования, с которыми предполагают профессионально сотрудничать. Знание воспитательных возможностей позволяет ДОО и учреждениям культуры
не только оказывать необходимую поддержку друг другу в развитии детей, но и привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания. Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала друг друга дают разнообразные встречи, ориентированные на знакомство с достижениями сторон и перспективами развития воспитания дошкольников. Отношения детского сада с ор-ганизациями дополнительного образования
и  учреждениями культуры и искусства могут развиваться через взаимодействие в диадах: «ребенок – педагог-организатор», «педагог детского сада – педагог-организатор» и триадах: «педагог детского сада – педагог-организатор дополнительного образования – педагог-организатор учреждения культуры и искусства». Возможно
и коллективное взаимодействие детского сада, учреждения дополнительного образования
и учреждения культуры и искусства

Годовой круг праздников, развлечений, событий, концертов
в дошкольной организации

Культурно-досуговая деятельность – важное направление организации жизни детей в детском саду. Музыкальному руководителю необходимо определиться с кругом тех мероприятий, которые будут проходить в учебном году. Реализация этого условия требует от педагогов умения организовать детский досуг, сделать его игровым, импровизационным, веселым и радостным для каждого ребенка. С целью обеспечения психологического комфорта педагоги должны следить
за настроением детей, хвалить, подбадривать их, создавать условия для творческого самовыражения (снимать чувство неуверенности, зажатости, боязни сделать что-то не так). Поэтому
на развлечениях должны быть не только и не столько подготовленные заранее детские выступления, а и спонтанная импровизация либо исполнение по показу взрослого, что исключает оценку детского исполнения педагогом. Содержание развлечений с детьми планируется педагогами (воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию и другими специалистами) исходя из текущей работы, в которой отражается время года, тематика разделов из различных образовательных областей, владение детьми различным игровым и му-зыкальным репертуаром. Как правило, развлечения планируются и проводятся в соответствии
с реализацией различных тематических образовательных проектов, являясь их кульминацией. Такое проектное планирование позволяет оптимально интегрировать содержание работы, рационально спланировать формы взаимодействия с детьми и их родителями. Цикличность организации досугов предполагает еженедельное их проведение (продолжительностью от 15 до 35 минут,
в зависимости от возраста) во второй половине дня. Содержание и форма развлечений должны варьироваться, поскольку каждый досуг должен нести новизну, быть сюрпризом. Ответственными
за проведение различных по форме и содержанию развлечений должны быть разные педагоги (оптимальным является чередование организаторов детского досуга: ими являются по очереди воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию и др.).
На любом развлечении должна звучать музыка, поэтому музыкальный руководитель рекомендует и помогает подобрать репертуар для каждой темы. Важно привлечь к организации детских
досугов родителей, бывших выпускников, учащихся музыкальных школ, воспитанников детско-юношеских спортивных школ. Ниже приведены возможные формы досугов и развлечений, которые будут интересны детям и не потребуют длительной подготовки.

ГОДОВОЙ КРУГ ПРАЗДНИКОВ, РАЗВЛЕЧЕНИЙ, ДОСУГОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Месяц

Праздники

Развлечения

События

Досуги

Сентябрь

День знаний

Октябрь

Осенние
семейные праздники

Международный день пожилых людей

Ноябрь

Региональные

День матери

Декабрь

Семейный

праздник

Новый год

праздники и события

Январь

Рождественские посиделки

Февраль

Гостиная «Мужское
воспитание»

Март

Семейный праздник
8 Марта

Жаворонушки
(22 марта)

Апрель

День здоровья

День Земли

Всемирный день авиации и космонавтики

День смеха

Май

Выпускные вечера

День Победы

День семьи (15 мая)

Июнь

День защиты детей

День России

Июль

Развлечение «Ре-ки моего детства»

Вечер хороводных игр «Солнечный хоровод у березки»

Август

Пчелиный праздник

Семейный праздник – это объединение семей воспитанников единым праздничным событием во взаимодействии  со специалистами дошкольной организации для полноценного проживания детьми дошкольного детства.

Развлечение (в д/с проводится 1 раз в сезон, в группах – 2 раза в месяц) – форма занятия
в ДОО, времяпрепровождение, доставляющее детям удовольствие.

Досуг – время, не занятое НОД, средство разностороннего развития личности детей, занятия по увлечению.

Событие – отклик ДОО на события, праздники, происходящие в стране, в мире, в родном городе.


ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ
ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В МИР КУЛЬТУРЫ

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Структура и содержание сопровождения детей  
в развитии музыкальных способностей
музыкальным руководителем

Структура и содержание
сопровождения детей  
в развитии музыкальных
способностей воспитателем

Структура и содержание
сопровождения детей  в развитии музыкальных способностей педагогом дополнительного образования

Структура и содержание
сопровождения детей
в развитии музыкальных
способностей семьей

1

2

3

4

Первый квартал

«Звуки разные бывают»

(2 занятия)

Занятие 1. Что такое звук?

Вводная часть.

Цель: учить детей двигаться в соответствии с характером музыки (маршировать).

Репертуар: «На лесной тропинке» сл. Л. Дымовой, муз. А. Абрамова [4; С. 180].

Слушание.

Цель: познакомить детей с двумя видами звуков: звуки шумовые и звуки музыкальные.  

Репертуар: Стихотворение о звуках Е. Королевой; «На лесной тропинке» сл. Л. Дымовой, муз. А. Абрамова.

Песня-упражнение для развития голоса и музыкального слуха.

Цель: упражнять детей: в различении звуков по высоте (в пределах квинты), в чистом интонировании квинты.

Репертуар: «Эхо» муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой [17; C. 28.].

Пение.

Цель: ознакомление с песней (ее восприятие) и разучивание мелодической линии на слог «ла».

Репертуар: «На лесной тропинке» сл. Л. Дымовой, муз. А. Абрамова.

Музыкально-ритмические движения.

Цель: учить выполнять элементы русской народной пляски (нога на носок, на пятку, ковырялочка и т.п.).

Репертуар: музыкально – ритмическая игра  «Дорожка».

Ход игры: дети выбирают себе музыкальные инструменты (бубен, молоточек, барабан), садятся по кругу. В центре круга — ведущий (педагог или ребенок).

Ведущий. Я гуляю по дорожке (марширует),

Дети. На своих инструментах выполняют ритм стиха, выделяя сильную долю.

И мои шагают ножки.        

А потом, а потом (бежит на месте)

Все бегом, бегом, бегом.

Через лужи прыг-скок.

Прыг-скок, прыг-скок (прыжки с ноги на ногу).

А теперь на бугорок,

Стоп (притоп)

Надоело мне стоять,

Лучше буду танцевать (исполняет простые движения: нога на носок, на пятку, ковырялочка и т.п.).

Игра на детских музыкальных инструментах.

Цель: учить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок на детском музыкальном инструменте.

Репертуар: музыкально – ритмическая игра  «Дорожка».

Развивающая среда: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрёшка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

  1. Музыкально-дидактическая игра «Ступеньки».

Ход игры: Ребёнок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребёнок определяет движение мелодии вверх, вниз, или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает по одной ступеньке. Следующий ребёнок действует другой игрушкой.

Индивидуальная работа:

разучивание текста новой песни «На лесной тропинке» сл. Л. Дымовой, муз. А. Абрамова; развитие звуковысотного слуха.

Продуктивная деятельность в контексте занятия.

Тема: «Звуки разные бывают».

Цель-результат: изготовить маракасы из боксов от киндер-сюрпризов (разного размера) и заполнить разными крупами. (Вместо ручек используются палочки от воздушных шариков).

  


Развивающая среда: 

рисунки музыкальных и шумовых инструментов.

Домашнее задание:

1. Рассмотреть рисунки (предметов, животных, музыкальных инструментов) и попросить у ребенка назвать, когда он слышит шумовые звуки, а когда музыкальные.

2. Найти и выучить стихотворения о музыкальных звуках.

Консультация:

«Правила поведения при встречи с музыкой».

Занятие 2. У рояля много клавиш.

Вводная часть.

Цель: упражнять навык детей ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.

Репертуар: «На лесной тропинке» сл. Л. Дымовой, муз. А. Абрамова [4; С. 180].

Слушание.

Цель: сформировать понятие о высоте звука.

Репертуар: «Медведь» муз. Г. Галынина [4; С. 197], «Игра в мышки» муз. А. Жилинского [4; С. 196].  

Песня-упражнение для развития голоса и музыкального слуха.

Цель: упражнять детей: в различении звуков по высоте (в пределах квинты), в чистом интонировании квинты.

Репертуар: «Эхо» муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой [17; C. 28.].

Пение.

Цель: заинтересовать детей, пробудить в них желание выучить и исполнить песню; осваивать песню без текста, на один из слогов.

Репертуар: «Осень» муз. Ан. Александрова, сл. М. Пожаровой.

Музыкально-ритмические движения.

Цель: продолжать развивать способность к музыкально-двигательному творчеству (с тканью/полотном).

Репертуар: В. А. Моцарт. Концерт для скрипки с оркестром № 3, G-dur, K.216. - I часть. Allegro.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Цель: приобретение детьми навыков спонтанного строительства музыкальной композиции.

Репертуар: Игра-импровизация «Сыграй музыку на инструменте – как ты хочешь» (свободные индивидуальные соло по кругу) [16].

Развивающая среда: 

музыкальные инструменты для всех детей; музыкально-дидактическая игра «Птичий концерт»; музыкальный инструмент для подыгрывания (металлофон).

Ход игры: Дети сидят полукругом. Ведущий или воспитатель поет, а дети отвечают.

Ведущий: На березовой верхушке

Целый день поет кукушка:

Дети: Ку-ку, ку-ку, ку-ку!

Ведущий: А синица целый день

Поет громко:

Дети: Тень-тень, тень-тень!

Ведущий: Вторит дятел им:

Дети: Тук-тук-тук,

Долбя клювом старый сук.

Дети: Тук-тук-тук!

Для создания игрового момента можно использовать шапочки-маски с изображением птиц. Игру можно выполнять по ролям: одни дети имитируют голосом кукушку, другие — синицу, третьи — дятла. Тот, кто лучше выполнил имитацию, исполняет свободную пляску.

Индивидуальная работа:

поработать над текстом и правильной дикцией песен «На лесной тропинке» сл. Л. Дымовой, муз. А. Абрамова; «Осень» муз. Ан. Александрова, сл. М. Пожаровой;

развитие звуковысотного слуха;

учить детей воспроизводить разные по высоте звуки: в диапазоне секунды, терции, квинты; развивать у детей умение правильно держать в руках  музыкальные инструменты, совершать правильное звукоизвлечение (игра-импровизация: Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «Музыку дождя», «Песню ветра», «Танец ежика», «Солнечный свет» и т.п.). Вести разговор об эмоционально-образном строе песни.

Продуктивная деятельность в контексте занятия.

Тема: Осенние деньки в художественной мастерской.

Цель-результат: расширены знания детей о погоде осенью.  

Дети создают свою карту «Осенних деньков» - рисуют погоду «сегодня» и разучивают слова песни «Осень» муз. Ан. Александрова, сл. М. Пожаровой.

(Карта осенних деньков. Приложение №1).


Развивающая среда: 

Шумовые и музыкальные инструменты для всех членов семьи для самостоятельного музицирования.

«Мини-рассказы» об осенних деньках, в ход которых включена импровизация детей на музыкальных и шумовых инструментах (Мини-рассказ об осеннем дне. Приложение №2); 

иллюстрации по теме «Времена года» (осень).

Семейный сбор растений для гербария.

Рекомендации и консультации для родителей.

«А знаете ли Вы, что бывает три осени?».

Цикл занятий

«Ах, какая осень…»

(4 занятия)

Занятие 3. Осенний парк.

Вводная часть.

Цель: учить детей отмечать в движении сильную долю такта, менять движение  в соответствии с характером музыки.

Репертуар: «На лесной тропинке» сл. Л. Дымовой, муз. А. Абрамова [4; С. 180].

Слушание.

Цель: вызвать у детей ассоциации дуновенья ветра, «нарисовать» в воображении детей картину осеннего парка.   

Репертуар: «Этюд фа-минор» Ф. Шопен, соч. 25.

Песня-упражнение для развития голоса и музыкального слуха:

Репертуар: «Эхо» муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой [17; C. 28.].

Пение.

Цель: сосредоточить внимание детей на качестве звукообразования, певческого дыхания, особенностях мелодии и ритма песен. 

Репертуар: «Осень» муз. Ан. Александрова, сл. М. Пожаровой; «На лесной тропинке» сл. Л. Дымовой, муз. А. Абрамова.

Музыкально-ритмическая деятельность.

Цель: развивать музыкально-слуховые представления детей, подбирая к музыке соответствующие движения и предметы.

Репертуар: «Танцы осенних листьев» «Этюд фа-минор» Ф. Шопен, соч. 25. [2; С. 191].

Игра на детских музыкальных инструментах.

Цель: сравнить звуки инструментов и звучащих предметов со звуками осеннего парка; придумать соответствующие аналоги.

Репертуар: на выбор педагога (например, маракасы – шелест листвы, звуки барабанов – гром, удар палочкой по стеклянному стаканчику – капли дождя).  

Развивающая среда:

портрет композитора Ф. Шопена,

иллюстрации осенних парков,

предметы для танца «Осенних листьев» (лоскутки материи, полоски бумаги разных размеров, маленькие камушки, шишки, палочки и т.п.).

Аудиозаписи знакомых песен.

Индивидуальная работа:

разучивание слов и мелодии песен.

Игровое задание «Сочини музыкальный рассказ сам» (на примере М.А. Давыдовой).

Например: Пришли дети в лес  

И чтобы не потеряться, стали аукаться….  (в местах точек должны быть спеты вокальные примеры- импровизации детей).

В лесу они услышали пение кукушки - …. и стук дятла - …Закапал дождик - …

А потом тучки ушли, и запел соловей - …

Продуктивная деятельность в контексте занятия.

Тема: «В окне подруга осень».

Цель-результат:

проявления творческой активности детей в коллективной работе.

Дети выполняют коллективную аппликацию «В окне подруга осень».

Развивающая среда: Придумать и сделать дома предметы с детьми, которые смогут украсить осенний танец.

Пение и слушание песен
об осени. Слушание классической музыки об осени.

Семейный сбор растений для гербария.

Консультация:

«Праздники в детском саду». (Эта консультация должна представлять собой перспективный план для родителей о предстоящих праздниках в этом учебном году).

Занятие 4. О  погоде осенью.

Вводная часть.

Цель: добиваться ритмичного, четкого и бодрого шага.

Репертуар: «На лесной тропинке» сл. Л. Дымовой, муз. А. Абрамова [4; С. 180].

Слушание.

Цель: помочь детям сформулировать свое отношение к музыкальному произведению. 

Репертуар: «Вальс» №7 до-диез минор Ф. Шопен, Op.64 №2.

 Песня-упражнение для развития голоса и музыкального слуха:  

Репертуар: «Эхо» муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой [17; C. 28.].

Пение.

Цель: поработать над правильной дикцией, обратив внимание на выразительное произнесение текста песни в соответствии с его смыслом; познакомится с эмоционально-образным строем новой песни.  

Репертуар: «Осень» муз. Ан. Александрова, сл. М. Пожаровой; «На лесной тропинке» сл. Л. Дымовой, муз. А. Абрамова.

Музыкально-ритмическая деятельность.

Цель: осваивать с детьми высокое подпрыгивание с поджиманием ног.

Репертуар: «После дождя» муз. Венгерская народная мелодия [11; С. 119].

Игра на детских музыкальных инструментах.

Цель: сочинение осенних мелодий разного настроения.  

Репертуар: импровизации детей.

Развивающая среда:

Музыкальные инструменты для озвучивания осенней погоды (барабаны – гром, металлофоны – дождь, капли дождя – треугольник и т.п.).

Аудиозапись песни «Дождь пойдет по улице…» сл. С. Козлова.

Индивидуальная работа: 

Разъяснить смысл трудных слов новой песни «Дождь пойдет по улице…» сл. С. Козлова, поработать над текстом и правильной дикцией.

«Будить» воображение детей в двигательной деятельности (например, подсказывать, что девочки, прыгая по лужам, стараются подбирать платье, чтобы не замочить его и т.п.).

Игра «Дождь» [3; c 153]: 

Гром, гром, как из пушек,(дети притопывают ногами)

Нынче праздник у лягушек (дети подпрыгивают на месте, растопырив пальцы рук).   

Дождь, дождь, надо нам (выполняют шелестящие движения ладонями

вертикально ударяя их одну о другую).

Расходится по домам (маршируют на месте).

Град, град, сыплет град (ударяют кулачками друг о друга).

Только мой братишка в луже (садятся на корточки)

Ловит рыбу нам на ужин ( Входит исполнитель роли братишки – с засученными рукавами и штанинами – и вытаскивает из-за пазухи раскрашенную картонную рыбу).

Продуктивная деятельность в контексте занятия.

Тема: «Дождь и радуга».

Цель-результат:

правильное понимание музыкальных частей.

1. Музыкальный аутотренинг «Дождь и радуга» [3; C. 110].

Репертуар: «Дождь и радуга» С.С. Прокофьев. 

2. Графическое моделирование музыки. (Предложить детям «стать художниками» и с помощью «волшебных» цветов «нарисовать» музыку. Опираясь на психологические характеристики цвета в тесте Люшера). 

Развивающая среда: 

Гуляя на улице, обращать внимание детей на погоду осенью. Во время дождя, пояснять, что он бывает разный – летний и осенний: летний – сильный, теплый, быстрый, часто про такой дождь мы говорим – ливень; осенний – моросящий, затяжной, холодный, грустный.

Озвучивание погоды музыкальными инструментами: дети выбирают по два инструмента: один для озвучивания тихой, ясной погоды, а  другой – для бурной, ветреной, дождливой.

Семейное слушание пьес
из цикла
«Времена года»
П.Чайковского, А. Вивальди.

Приобретение аудиозаписей
с детскими песенками.

Семейный сбор растений для гербария.

Консультация: «Музыкальные аутотренинги».

Занятие 5. Музыка осени.

Вводная часть.

Цель: учить детей выполнять дробный шаг.

Репертуар: Русская народная песня «Под яблоней зеленую», обр. Р. Рустамова [5; С. 16]. Слушание.

Цель: учить различать отдельные части музыкального произведения (жанр – песня): вступление, заключение, запев, припев.

Репертуар: «Ах, какая осень» муз.  и сл. З. Роот, 

«Если добрый ты…» песня из м/ф «День рождения кота Леопольда» сл. М. Плацковского, муз. Б. Савельева.

Песня-упражнение для развития голоса и музыкального слуха:  «Эхо» муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой [17; C. 28.].

Пение.

Цель: учить детей петь самостоятельно, без помощи взрослого, с музыкальным сопровождением (в песне «Осень» муз. Ан. Александрова, сл. М. Пожаровой); формировать умение – чисто интонировать, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке (в песне «Дождь пойдет по улице…» сл. С. Козлова).

Репертуар: «Осень» муз. Ан. Александрова, сл. М. Пожаровой; «Дождь пойдет по улице…» сл. С. Козлова.

Музыкально-ритмические движения.

Цель: развитие движений, перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки.

Репертуар: на выбор музыкального руководителя; игра «Погуляем».

Ход игры: дети двигаются по залу в разных направлениях.

Ведущий. Погуляем, погуляем

В садике своем...

Дети. Погуляем, погуляем

И дружка найдем. (Находят себе пару — дружка.) 

По-ка! (Отходят спиной назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)

Хлоп-хлоп! (Останавливаются друг перед другом и делают два хлопка.)

Привет! (Вновь подходят друг к другу, здороваются.)

По-ка! (Делают два хлопка, отходят назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)

При повторении игры ребенок находит нового дружка. Можно предложить разные варианты игры: гулять парами, перестраиваться в круг (возможно перестроение по первой букве имени) и т.д.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Цель: познакомить детей с «элементарной музыкой» К. Орфа.

Репертуар: голос плюс игра звуками своего тела – хлопки, щелчки, шлепки, притопы.

Развивающая среда:

Аудиозаписи осенних песен.

Шкатулка, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание знакомых песен (на обороте карточки для контроля указано название песни); Игровая ситуация «Музыкальная шкатулка» [2].

Ход игры: В шкатулку помещается 5-6 карточек. Дети по очереди вынимают карточки и передают их ведущему, называя музыкальное произведение. Песни исполняются без музыкального сопровождения всеми детьми или индивидуально по желанию ребенка. В дальнейшем игру можно проводить как концерт.

Индивидуальная работа: 

развивать способность петь песни без музыкального сопровождения.

     

                       

Продуктивная деятельность в контексте занятия.

Тема: «Сочинял-ки».

Цель-результат: сочинить рассказ о музыке А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года».

Развивающая среда: 

Цветовые кляксы.

Игра «Цветовые кляксы осени» [2].

Родители вместе с ребенком делают цветовые кляксы – 5-6 клякс. После этого рассматривают их и говорят на что они похожи. Кляксы можно поворачивать и рассматривать с разных сторон.

Семейный сбор растений для гербария.

Консультация: «Игры, развивающие творческое воображение»

Занятие 6. Осенний марафон.

Вводная часть.

Цель: упражнять детей в выполнении дробного шага.

Репертуар: Русская народная песня «Под яблоней зеленую», обр. Р. Рустамова [5; С. 16].

Слушание.

Цель: закреплять умение различать отдельные части музыкального произведения (в жанре песни: вступление, заключение, запев, припев).

Репертуар: «Дождик» Автор Ю. Верижников;

«Как гном собирал грибы» автор С. Савенков.

Песня-упражнение для развития голоса и музыкального слуха:  

Цель: упражнять детей в чистом интонировании поступенного движения мелодии вверх и вниз в пределах октавы; учить детей петь в умеренном темпе, четко пропевая каждое слово.

Репертуар: «Скачем по лестнице» сл. Л.Дымовой, муз. Е. Тиличеевой [17; с. 27].

Пение.

Цель: совершенствовать у детей умения самостоятельно начинать пение после вступления;

правильно брать дыхание; точно передавать мелодию, петь без напряжения, легко и естественно.  

Репертуар: «Осень» муз. Ан. Александрова, сл. М. Пожаровой; «Дождь пойдет по улице…» сл. С. Козлова.

Музыкально-ритмические движения.

Цель: развитие умения перестроения в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки.

Репертуар: на выбор музыкального руководителя; игра «Погуляем» (Ход игры см. в занятии № 5).

Игра на детских музыкальных инструментах.

Цель: познакомить детей с ударными инструментами (барабан, треугольник, бубен); развивать чувство ритма.  

Репертуар: Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я».

Развивающая среда:

Магнитофон, диски с иллюстрациями к знакомым детям песням.

Индивидуальная работа:

повторять тексты разученных песен; упражнять детей называть вступление, заключение, запев, припев в песне;  игровая ситуация «Музыкальный магазин».

Ход игры: Покупатель просит прослушать ту или иную песню. Ребенок-продавец должен поставить для прослушивания эту песню или напеть сам. От того, как он споет песню, будет зависеть, купят диск или нет [2].

Продуктивная деятельность в контексте занятия.

Тема: «Музыкальное лото».

Цель-результат: нарисовать карточки-картинки, иллюстрирующие содержание знакомых песен.

(Каждый ребенок рисует по 3-4 карточки для игры в музыкальное лото).

Ход игры: Исполняется песня в записи. Дети узнают песню и закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закроет все карточки.  

Развивающая среда: 

карточки-картинки, иллюстрирующие содержание знакомых песен; аудиозаписи
с детскими песенками.

Игра дома в «Музыкальное лото».

«Две сестрички: Грустинка и Веселинка».

(2 занятия)

Занятие 7. Веселинка.

Вводная часть.

Цель: развивать навык выполнения дробного шага.

Репертуар: Русская народная песня «Под яблоней зеленую», обр. Р. Рустамова [5; С. 16].

Слушание.

Цель: обогащать словарный запас детей, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки (оттенки - в музыке веселого настроения). 

Репертуар: «Детская полька» муз. М. Глинки.

Песня-упражнение для развития голоса и музыкального слуха:  

Репертуар: «Скачем по лестнице» сл. Л.Дымовой, муз. Е. Тиличеевой [17; с. 27].

Пение.

Цель: познакомить детей с динамическими оттенками звука с помощью музыкально-дидактической игры «Громко – тихо запоем» (Игровой материал: любая игрушка. Ход игры.  Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Оставшиеся договариваются, куда спрятать игрушку. Задача водящего – найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все участники, Всем необходимо помнить правила: звучание песни усиливается по мере приближения к месту, где спрятана игрушка или ослабевает по мере удаления от неё).

Репертуар: «Осень» муз. Ан. Александрова, сл. М. Пожаровой; «Дождь пойдет по улице…» сл. С. Козлова.

Музыкально-ритмические движения.

Цель: учить слышать и передавать в движении ярко выраженные ритмические акценты (выставлять ногу поочередно на носок и на пятку,

 менять партнера).

Репертуар: танец «Смени пару» музыка из шоу балета «Тодес» - современная стилизация танцев народа.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Цель: развивать творческую активность детей, их слуховую память, учить точно, воспроизводить ритмический рисунок.

Репертуар: игра «Музыкальные стульчики». (Ход игры: Стулья стоят по кругу, на каждом – шумовой или музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют).

Развивающая среда:

портрет композитора М. Глинки,  словарь, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки;

музыкально-дидактическая игра «Колобок»; игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку.

Ход игры. Дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего: «Укатился колобок, колобок — румяный бок, Как же нам его найти, к деду с бабой принести? Ну-ка, Ира, по дорожке походи, походи. И по песенке веселой колобок отыщи». Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то дети поют тихо, если близко — громко.

Индивидуальная работа: развивать способность детей прислушиваться к динамическим оттенкам человеческой речи и музыки.

Продуктивная деятельность в контексте занятия.

Тема: «Какую линию выбрать?»

Материал: бумага, фломастеры.
Цель-результат:

при звучании музыкального произведения ребенок начертит на листе бумаги разные линии

(например, волнистые, волнообразные под медленную и спокойную, прямые, изогнутые – под решительную, прерывные – под легко, отрывисто звучащую музыку. Цвет фломастера ребенок выбирает сам).

Развивающая среда: 

музыкально-дидактическая игра «Громко – тихо запоем».

Консультация: «Десять причин отдать ребенка в музыкальную школу».

Занятие 8. Грустинка.

Вводная часть.

Цель: закреплять навык выполнения детьми дробного шага.

Репертуар: Русская народная песня «Под яблоней зеленую», обр. Р. Рустамова [5; С. 16].

Слушание.

Цель: обогащать словарный запас детей, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки (оттенки в музыке грустного настроения). 

Репертуар: «Вечер» из сборника «Детская музыка» С. Прокофьева.

Песня-упражнение для развития голоса и музыкального слуха:  

Репертуар: «Скачем по лестнице» сл. Л. Дымовой, муз. Е. Тиличеевой [17; с. 27].

Пение.

Цель: продолжать знакомить детей с динамическими оттенками звука с помощью музыкально-дидактической игры «Громко – тихо запоем»

Репертуар: «Осень» муз. Ан. Александрова, сл. М. Пожаровой; «Дождь пойдет по улице…» сл. С. Козлова.

Музыкально-ритмические движения.

Цель: осваивать движение – выставлять ногу поочередно на носок и на пятку,

менять партнера; самостоятельно ходить по кругу парами, соблюдать расстояние между парами.

Репертуар: танец «Смени пару» музыка из шоу балета «Тодес» - современная стилизация танцев народа.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Цель: продолжать развивать творческую активность детей, их слуховую память, учить точно, воспроизводить ритмический рисунок.

Репертуар: игра «Музыкальные стульчики» (Ход игры см. в занятии №7).

Развивающая среда:

портрет композитора С. Прокофьева,

словарь характеризующий эмоционально-образное содержание музыки; музыкально-дидактическая игра «Колобок»; игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку.

Индивидуальная работа:

повторять разученные песни; развивать способность детей прислушиваться к динамическим оттенкам человеческой речи и музыки.

Продуктивная деятельность в контексте занятия.

  1. Тема: «Как сделать картину из спичек своими руками?»

Цель-результат: развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности).

Развивающая среда: 

Семейный концерт - исполнение песен под фонограмму.

«В гости к Октябрю»

(1 занятие)

Занятие 9. Октябрь - грязник.

Вводная часть.

Цель: повторять ритмичный, четкий, бодрый и дробный шаги.

Репертуар: «Марш» муз. М. Раухвергера [6; С. 21]; Русская народная песня «Под яблоней зеленую», обр. Р. Рустамова [5; С. 16]. 

Слушание.

Цель: закреплять умение различать отдельные части музыкального произведения (в жанре песни: вступление, заключение, запев, припев).

Репертуар: «Осенняя песнь. Октябрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковский.

Песня-упражнение для развития голоса и музыкального слуха:  

Репертуар: «Скачем по лестнице» сл. Л.Дымовой, муз. Е. Тиличеевой [17; с. 27]. 

Пение.

Цель: развивать умение узнавать песню по музыкальному вступлению; петь цепочкой по музыкальным фразам и всем вместе (хором стоя); добиваться выразительного исполнения в передаче музыкальных оттенков.  

Репертуар: «Осень» муз. Ан. Александрова, сл. М. Пожаровой; «Дождь пойдет по улице…» сл. С. Козлова.

Музыкально-ритмические движения.

Цель: совершенствовать умение детей выставлять ногу поочередно на носок и на пятку, менять партнера; самостоятельно ходить по кругу парами, соблюдать расстояние между парами.

Репертуар: танец «Смени пару» музыка из шоу балета «Тодес» - современная стилизация танцев народа.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Цель: разучивание и исполнение песни в сопровождении ударных инструментов (барабан, треугольник, бубен).   

Репертуар: «В нашем оркестре» сл. М. Лаписовой, муз. Т. Попатенко.

Развивающая среда:

портрет композитора П.И. Чайковского; детские музыкальные инструменты (металлофон, треугольник, деревянные ложки, гармошка);

иллюстрации по теме «Времена года».

Музыкально-дидактическая игра «Качели».

Цель игры: Развивать звуковысотный слух и голос, закреплять восприятие и различение звуков септимы (до1октавы – ре 2 октавы).

Игровой материал. Большая карточка с контурным изображением качелей в верхнем и нижнем положении. Качели в верхнем положении соответствуют высокому звуку, а в нижнем — низкому звуку.

Ход игры. Детям раздаются карточки. Воспитатель играет на металлофоне до1 октавы или ре 2 октавы. Дети поднимают соответствующую карточку.

Индивидуальная работа: 

Игра «Времена года» из серии «Музыка с мамой» Е. Железновой «Золотые ворота».

Ход игры:

Дети берутся за руки и медленно, с пением, идут по кругу (два шага на один такт). На слово «пройдут» дети, родившиеся в январе (феврале и так далее), выходят и, в соответствии с текстом песенки, подходят к девочкам. На слово «подойдут» дети, идущие по кругу, останавливаются, а приглашающие выполняют поклон или книксен. Со слов «танцуют подружки» пары кружатся, а стоящие остальные дети хлопают в такт. Затем таким же образом поется об остальных месяцах. Если в группе меньше 25 человек, лучше петь о временах года: «родились осенью, зимой» и др.

Продуктивная деятельность в контексте занятия.

Тема: «Волшебная мастерская».

Цель-результат: кистями и красками подобрать фон октября к пьесе П.И. Чайковского «Осенняя песнь. Октябрь» из цикла «Времена года».

Развивающая среда:

иллюстрации по теме «Времена года».

Задание:

На листочках с фоном пьесы

П.И. Чайковского «Осенняя песнь. Октябрь» из цикла «Времена года» изобразить осенний пейзаж.

Семейный сбор растений для гербария.

Консультация: «Дети и музыка: слушать или нет?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз находящихся на дистанционном обучении и основные направления деятельности педагога-психолога в соответствие с требованиями фгос

Одним из основных направлений государственной политики в Калужской области является обеспечение государственных гарантий доступности и равных прав получения полноценного образования детям с ограниченн...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры

На сегодняшний день, людей с интеллектуальной недостаточностью по всему миру насчитывается более 300 миллионов  Данная проблема является актуальной и для России. В Российской федерации отме...

Доклад "Деятельность областного Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Амурской области по сопровождению детей со сложным дефектом"

"Деятельность областного Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Амурской области по сопровождению детей со сложным дефектом" Доклад был представлен на Всероссийской науч...

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Посная Г.В.,социальный педагог Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 12&r...

Статья. Деятельность учителя – дефектолога в сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра.

Коррекционная работа дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра имеет свои отличительные особенности....

Деятельность учителя – дефектолога в сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра.

Коррекционная работа дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра имеет свои отличительные особенности.Одним из характерных признаков искаженного развития у обучающих с расстройс...