урок « Современная музыка и стихи М. Цветаевой как нерасторжимое единство»
методическая разработка по музыке (8 класс) на тему

Преснякова Ольга Геннадьевна

Цель  урока: попытаться почувствовать сопричастность поэзии М. Цветаевой к современному искусству и проявлении её в музыке.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_8_klass_mi_tsvetaeva.doc72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

8 класс IV четверть тема «Наши великие современники»

7-8  урок Тема: « Современная музыка и стихи М. Цветаевой как нерасторжимое единство»

Вид деятельности

Задачи

Методы

Ход урока

7урок

Вступительная беседа

Создание эмоционального состояния, эмоционального настроя на урок

Метод эмпатии

Дети входят в класс, приветствие.

Я очень рада вновь встрече с вами и рада возможности продолжить разговор об удивительной женщине, поэтессе серебряного века – М.И. Цветаевой. (слайд)

Начиная целый цикл уроков по  теме русских поэтов, я преследовала одну цель научить вас  вслушиваться вдумываться и рассуждать над произведениями, которые написаны на эти замечательные стихи. А на уроках по творчеству М. Цветаевой мне бы хотелось познакомить вас с поющими или музыкальными стихами этой поэтессы, тем более что люди по сей день возвращаются и даже изучают вновь ее произведения.

К творчеству М. Цветаевой я обратилась не случайно. Ее поэзия как напряженный монолог, как исповедь женщины.

Поэтесса писала:

Эпиграф «Я не люблю жизни как таковой, для меня она начинает значить, т.е. обретать смысл и вес, - только преображенная, т.е. в искусстве» /М. Цветаева/

Без объявления звучит вступление песни «Романс Настеньки»

 /из к/ф Э.А. Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово»/

Хоровое пение

Формирование эмоционального отклика на песню

Исполнение в концерном варианте

Исполнение песни (работы не будет, т.к. произведение выучено)

  • Произведение какого жанра прозвучало? – романс
  • Что такое романс? – это песня лирического содержания
  • На чьи стихи написан романс? – М. Цветаевой

На протяжении ряда уроков мы ведем разговор о жизни и творчестве этой поэтессы и связи ее творчества с другими видами искусства .

Давайте вспомним темы этих уроков

/дети перечисляют/

Сегодня я бы хотела завершить цикл этих уроков темой: (слайд)

«Современная Музыка и стихи М. Цветаевой как нерасторжимое единство»

Работа с тетрадью

Проблемно – поисковый метод

Цель нашего урока: попытаться почувствовать сопричастность поэзии М. Цветаевой к современному искусству и проявлении её в музыке.    (Слайд)

/дети записывают тему урока, эпиграф к уроку в тетрадях/

  • Прозвучал романс, он создан как сольный номер или часть какого – то крупного произведения искусства? – этот романс звучит в к/ф (слайд)
  • Какое настроение выражено в этих стихах и в музыке? /восхищение, восторг гусарами/

Читаю текст 1 куплета

«Вы, чьи широкие шинели напоминали паруса

Чьи шпоры весело звенели и голоса

И чьи глаза, как бриллианты

На сердце оставляли след

Очаровательные франты минувших лет»

  • Можно ли эти стихи назвать поющими?
  • Легко ли их переложить на музыку?
  • Чем отличаются просто стихи от слов именно к романсу?

( автор А. петров добавляет проигрыш или повторяет слова в каждой четвертой строчке) привести пример.

/Возможен спор детей. Дискуссия. Стих сложен. музыку написать трудно. Красивые слова плюс талант композитора Андрея Петрова/

  • Кому посвящены эти стихи? /мужу М. Цветаевой Сергею Эффону/
  • А теперь давайте обратимся к другому стихотворению М. Цветаевой /у ребят на столе распечатан его текст/  Любой из учащихся (по желанию) читает вслух.(слайд)

Работа с текстом

Научить детей логическому мышлению и воспитание образного восприятия произведения

Музыкально – художественный анализ

  • В чем смысл этого стихотворения?
  • Какую музыку можно услышать в этих стихах?
  • Будет ли в музыке яркое развитие или она прозвучит однообразно?
  • Где возможна кульминация?
  • В чем будет выражаться кульминация?

Я бы хотела предложить вашему вниманию два разных подхода к этим стихам. Проследите, как воспринимают, как чувствуют этот текст разные композиторы и разные исполнительницы. (Слайд )

Слушание песни «Я тебя отвоюю»

1 – музыка И. Крутого

2 – музыка Э. Фертельмейстера

Воспитание культуры слушания произведения.

Воспитание активности слуховой деятельности

Проблемно - поисковый

На слайде  средства музыкальной выразительности:

  1. текст
  2. темп
  3. динамика
  4. кульминация
  5. аккомпанемент

(Слайд исполнители)

После прослушивания: (слайд – таблица)

  • Что общего в этих произведениях, назвать отличия.

Общее:

  • Литературная основа
  • Современная музыка (судя по обработке)
  • Востребованность поэзии М. Цветаевой современными музыкантами
  • Есть развитие в каждой песне (динамическое, темповое, оркестровое)
  • Какое на ваш взгляд исполнение более ярче, эмоциональнее?
  • Какая музыка в большей степени отвечает стихам? Почему? /ответы ребят с собственным суждением/
  • А как вы думаете, от чего зависит различный подход наших героинь к стихам М. Цветаевой? (свои чувства, свой взгляд на жизнь)

(слайд)

Первое произведение прозвучало в исполнении И. Аллегровой на музыку И. Крутого

Второе – М.Г. Соснер – Вышкиной на музыку нижегородского композитора Э. Фертельмейстера, написанное к спектаклю «Валентин и Валентина» режиссера Палееса.

Стихи М. Цветаевой занимают большое место в творчестве самой исполнительницы М.Г. Соснер. Результатом этого явился ее цикл «Бессонница».

Одно из ярких произведений этого цикла вам знакомо – это песня «Полюбил богатый бедную».

Давайте остановимся на этом произведении. Форма песни – игровая, театрализованная, с яркими характеристиками что не свойственно поэзии М. Цветаевой.

Пение

Пробуждать интерес к песенному творчеству

Театрализованного исполнения с измененными интонациями

Исполнение песни «Полюбил богатый бедную».

Работа над исполнительским планом песни, над характером исполнения.

  • Сейчас у вас будет удивительная возможность еще раз поразмышлять над смыслом этой песни. Посмотрев видеозапись с концерта М.Г. Соснер

/Просмотр видеозаписи/    (слайд)

Сегодня Мария Григорьевна у нас в остях (представление)

  • К какому выводу вы пришли? /отношения разных социальных слоев возможны, но длительно они существовать не могут…/

Наверное не случайно в творчестве М.Г. появились стихи М. Цветаевой. Видимо наступил такой этап в жизни, когда мысли и взгляды на жизнь этих женщин совпали. В результате этого у М.Г. появились замечательные романсы. Но сама М.Г. не считает себя композитором, а считает, что ею глубоко услышана музыка стиха.

Многие композиторы создали свои произведения на стихи М. Цветаевой: И. Крутой, А. Петров, М. Таривердиев, М. Минков, Э. Фертельмейстер.

В течение ряда уроков мы говорили о жизни, судьбе, о стихах поэтессы, которые стали основой кинематографа. Именно песней из к/ф я начала свой урок и закончить его я хочу так же песней из к/фильма.

  • Вслушайтесь в музыку стиха
  • Попытайтесь понять смысл

Слушание, просмотр, видеозаписи

Научить ребят искусству «слышать» и эмоционально откликаться на музыку.

Метод эмпатии

Просмотр видеозаписи фрагмента к/ф «Ирония судьбы или с легким паром» (режиссер Э. Рязанов) песня «Хочу у зеркала…»       (слайд)

«Хочу у зеркала, где муть и сон туманящий

Я выпытать, куда вам путь и где пристанище»

  • Что это? – по сути – это гадание на зеркале
  • К чему оно привело? – женщина благословляет, т.е. отпускает своего возлюбленного на все четыре стороны.

8 урок

Звучит фрагмент песни «Хочу у зеркала…»

  • Гадание! Когда человек в жизни обращается к гаданию?  /когда нарушается душевный покой, стабильность, наступает момент неопределенности, боязнь будущего/

Видимо, это в жизни М. Цветаевой и привело ее к такому печальному исходу.

У нас сегодня заключительный разговор о жизни  поэтессы и мы завершаем его трагическими фактами ее биографии.

Рассказ

Воспитание чувства сопереживания

Метод культуролизации аудитории.

Метод эмпатии.

(слайды)

 Елабуга! 31 августа 1941 года. Было воскресенье. Случилось так, что Цветаева осталась дома одна на целый день.

  • «Если бы мы в этот день не ущли», - рассказывала хозяйка дома, может и обошлось бы. А нас погнали на субботник – аэродром чистить. Вместо М.И. сын пошел, лучше бы она сама пошла, ничего бы и не было – все же на людях!

Слушание музыки

Воспитание навыка «слышать сложную музыку»

Метод создания звуковой картины

Художественно – музыкальный анализ работы

В память о Марине Цветаевой звучит фрагмент «Реквиема» Альфреда Шнитке.

Слушание.   (Слайд- свеча)

  • Что такое реквием?
  • Что вы знаете о Шнитке?
  • Почему прозвучал именно Реквием Шнитке, а не Моцарта? /у Шнитке и Цветаевой сходна судьба, время жизни, близки взгляды и видение жизни. Музыка Шнитке сложна для восприятия, как и поэзия Цветаевой/

Мотив трагичности был подхвачен и развит в творчестве современного поэта Евения Евтушенко.       (слайд)

Стихотворение «Елабужский гвоздь» /читаю сама/

После прочтения затушить свечу у портрета Цветаевой.

(слайд)

Могила М. Цветаевой неизвестна. Под одной из сосен несколько лет назад сестра поэтессы Анастасия Ивановна установила небольшой крест (ныне памятник) с простой надписью «В этой стороне кладбища похоронена М. Цветаева».

Ученик читает стихотворение М. Цветаевой «Идешь на меня похожий» (на фоне музыки VII Реквиема Моцарта «Лакримоза»)

  • Она еще не умерла, но уже предвидела свой исход 3 мая 1913 года.

Наш урок подошел к концу. Мне бы хотелось услышать ваши впечатления об уроке, ребята.

Дети делают вывод:        (слайд)

  • Поэзия Цветаевой современна
  • Используется композиторами нашего времени
  • Востребована разными видами искусства
  • Используется в разных областях музыки (эстрада и классика)

Слово М.Г. Соснер, обращение к восьмиклассникам.

Слушание

Создание эмоционального завершения урока

Урок заканчивается песней А.Пугачевой «Уж сколько их упало в эту бездну» на стихи М. Цветаевой.       (слайд)  

Учитель оценивает работу детей на уроке.

Прощается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Судьба и стихи М.Цветаевой"

Данная презентация-материал в помощь учителю....

«Судьба и стихи Марины Цветаевой».

Методическая разработка открытого урока по теме "Судьба и стихи Марины Цветаевой"...

Судьба и стихи Марины Цветаевой

Материалы интегрированного урока по иностранному языку и литературе....

Конспект урока по музыке в 5 классе (не по ФГОС) «Мы слышим музыку в стихах».

На уроке используются современные образовательные технологии:               «Педагогика искусства» (ПИ).·         Технол...

Сценарий урока музыки в 5 классе "Мы слышим музыку в стихах".

Сценарий урока музыки в 5 классе. Тема полугодия: Музыка и литература. Тема урока: Мы слышим музыку в стихах.  На примере  хора  «Поёт зима, аукает» из кантаты  «Поэма памяти Серге...

Использование интегрированных уроков в практике работы. Бинарный урок (литература + музыка) по теме «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Межпредметная  интеграция – синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин.Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результа...