Мастер-класс «Проектная деятельность учащихся на уроках современной музыки»
план-конспект занятия по музыке по теме

Кабилова Светлана Фаизовна

мастер-класс по современной музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx100.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс по предмету «Современная музыка» преподавателя высшей квалификационной категории МБОУ «Школа искусств» г. Когалыма Светланы Фаизовны Кабиловой для преподавателей Детской школы искусств, учителей музыки общеобразовательных школ, педагогов дополнительного образования

Исследуй всё, пусть для тебя

на первом месте будет разум;

предоставь ему руководить собой.

 Пифагор

Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках современной музыки»

План мастер-класса

  1. Краткая характеристика метода проектов, его цель и задачи.
  2. Структура проектной деятельности, её цель и задачи.
  3. Роль преподавателя и алгоритм его действий в проектной деятельности.
  4. Алгоритм работы по созданию творческого проекта-видеофильма.
  5. Критерии оценки творческих проектов.

Добрый день, дорогие коллеги! Приветствую вас на мастер-классе по теме: «Проектная деятельность учащихся на уроках современной музыки».

Как известно, современный мир богат разнообразием музыкальных стилей и направлений, принадлежащих разным эпохам, имеющих своих исполнителей, кумиров, слушателей и почитателей. Результаты социологических исследований показывают, что процесс формирования музыкальных пристрастий у молодого поколения осуществляется стихийно и неуправляемо. Обнаруживая тягу к музыке, подростки часто подражают модным стилям западной рок-музыки, зачастую не понимая смысла произведения. Общение в этом возрасте является ведущей деятельностью, а музыка одним из его важнейших компонентов. Поэтому, для того, чтобы как-то утвердиться в своей среде, завоевать авторитет, подросток черпает знания об интересующем современном музыкальном течении из средств массовой информации, и, как правило, через неформальные каналы. Известно, что информация, полученная таким образом, не всегда позитивно влияет на развитие его музыкальных вкусов.

Возникает социальная дезорганизация, то есть состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные связи отсутствуют. Необходимость педагогического участия в формировании музыкальных вкусов и пристрастий при таком хаосном «потреблении» школьниками-подростками популярной музыки становится наиболее актуальной в современном музыкальном образовании.

Предмет «Современная музыка», который преподаётся в нашей Школе искусств около 10 лет, вызывает большой интерес  среди учащихся школы. Мною он ведётся 6 лет, выстроена определённая структура учебного материала, написана учебная программа и накоплен определённый опыт работы, которым я и поделюсь с вами сегодня.

В основе обучения учащихся мною используются разнообразные технологии и методы, которые непосредственно могут использоваться с учащимися подросткового возраста, так как я веду данный предмет у учащихся 6-7 классов Детской школы искусств. Это метод монологически диалогического изложения,  метод визуального изучения явлений и приобретения зрительно-звуковой информации, метод самостоятельной работы с источником,  метод создания проблемной ситуации, игровая технология, метод учебной дискуссии, метод учебно-критического выражения, метод проектов. В большей части данные методы разработаны академиком Б.Т. Лихачёвым. 

Сегодня мы остановимся на одном из методов - методе проектов, который является одним из основных в моей практике. За годы работы накоплен большой материал творческих работ - проектов учащихся, в частности видеофильмы, посвящённые творчеству любимых рок-групп и джазовых исполнителей.

Итак, немного теории. По определению доктора педагогических наук Е.С.Полат  метод проектов – это метод обучения, который предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате действий учащихся с обязательной презентацией проекта. Целью использования проектного метода является создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления. Задачи, решаемые в процессе реализации метода, отображены в рисунке 1.

Рисунок 1.Задачи, решаемые в процессе реализации метода

Е.С. Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для её решения;
  • практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределения ролей);
  • использование исследовательских методов, что предполагает:
  • определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;
  • обсуждение методов исследования;
  • оформление конечных результатов;
  • анализ полученных данных;
  • подведение итогов;
  • корректировка;
  • получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчётов, защиты проекта и т. д.)

Классификация проектов в отечественной педагогике (Е.С.Полат и др.) выглядит следующим образом:

по методу, доминирующему в проекте:

  • исследовательские;
  • творческие;
  • игровые;
  • информационные;
  • практико-ориентированные.

по характеру контактов:

  • внутренние (региональные);
  • международные.

по характеру координирования проекта:

  • с явной координацией;
  • со скрытой координацией.

по количеству участников:

  • личностные (индивидуальные);
  • парные;
  • групповые.

по продолжительности проведения:

  • краткосрочные;
  • средней продолжительности;
  • долгосрочные.

Проектная деятельность даёт учащимся возможность, наряду с безусловно важными теоретическими знаниями, освоить особое умение – приобретать новые умения и добывать новые знания. Она имеет свою структуру, которая состоит из следующих этапов:

Рисунок 2. Структура проектной деятельности

Целью проектной деятельности является понимание и применение знаний, умений, навыков, приобретённых при изучении различных предметов (на интеграционной основе)

Задачи проектной деятельности:

  • обучение планированию (учащийся должен уметь чётко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
  • формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно её использовать);
  • умение анализировать (креативность и критичность мышления);
  • умение составлять письменный отчёт (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать чётко информацию, иметь понятие о библиографии);
  • формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Рисунок 3. Принципы организации проектной деятельности

Важными факторами проектной деятельности, на мой взгляд, являются:

  • личная заинтересованность учащихся и преподавателя;
  • наличие технических возможностей учебного кабинета (мультимедийного оборудования);
  • создание педагогических условий;
  • возможность проявить свою творческую индивидуальность (для учащихся).

Большую роль в подготовке и руководстве проектом отводится, конечно, преподавателю, которому предъявляются следующие требования:

Таблица 1

Перечень ролей преподавателя, ведущего проект

Предъявляемые требования к преподавателю

1

Энтузиаст

повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их к достижению цели

2

Специалист

компетентен в используемых областях

3

Консультант

организует доступ к ресурсам, в том числе и к другим специалистам

4

Руководитель

чётко планирует ход проекта и его реализацию, организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путём косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную с вязь

5

Координатор

поддерживает групповой процесс решения проблем

6

Эксперт

даёт чёткий анализ результатов как выполненного проекта в целом , так и отдельных его этапов

Алгоритм действий руководителя проекта:

  • составить совместно с учащимися список тем для проектной деятельности;
  • составить план работы;
  • ознакомиться с методами исследования по выбранной теме;
  • создать положительную мотивацию к работе учащихся;
  • совместно с учащимися участвовать в планировании проектной работы;
  • осуществлять промежуточный контроль и коррекцию выполняемой учеником работы;
  • выработать критерии оценки проектной деятельности учащихся;
  • составить нормы и требования по оформлению работы;
  • разработать примерные критерии оценки выступления докладчиков на защите проекта.

Работа над творческим проектом возможна как в группе, так и самостоятельно каждым учеником.

Схема 1

Работа по схеме 1: информация поступает от преподавателя

Схема 2

Работа по схеме 2: информация поступает от учащихся, роль учителя – советчик и консультант.

Итак, решение по формированию рабочих групп принято, следующим шагом является знакомство с требованиями, необходимыми для создания видеофильма.

Итак, что необходимо для создания видеофильма:

  1. Иметь цифровую видеокамеру (при необходимости создания собственных видеоматериалов)
  2. Владеть приемами монтажа видеофильма на компьютере в программах  Windows Movie Maker. Существует ряд профессиональных программ для видеомонтажа, таких как Adobe Premiere, Sony Vegas, Avid Liquid, Canopus Edius. PinnacleStudio и др.
  3. Уметь создавать и использовать при монтаже различные эффекты, заставки, анимированные титры, футажи и прочие вкусности. Это очень оживит и украсит ваш видеофильм, сделает его "смотрибельным", эффектным и интересным. Но тут важно знать меру и не переборщить с количеством эффектов.
  4. Разбираться в различных видеоформатах и уметь конвертировать видеофильм в нужный формат.

При необходимости учащимся даются консультации при работе с данными программами. Но, как правило, многие из ни х достаточно хорошо ими владеют.

Прежде чем приступить к работе, учащиеся знакомятся с алгоритмом работы над проектом.

Алгоритм работы по созданию фильма о рок-группе

1. Сбор информации о рок-группе:

  • название рок-группы, перевод названия (для иностранных групп), история появления названия;
  • состав группы (качественный состав: музыкальное образование участников группы, творческие портреты);
  • творческая биография группы;
  • стиль исполнения рок-музыки.

2. Сбор видео, аудио, фотоматериалов.

  • подбор видеоряда: фрагменты с концертов, клипы;
  • прослушивание и отбор песен рок-группы для создания фона фильма;
  • отбор фотоматериалов (по качеству и содержанию).

3. Монтаж фильма

  • монтаж фильма в программах  Windows Movie Maker, Adobe Premiere, Sony Vegas, Avid Liquid, Canopus Edius. PinnacleStudio и др.

4. Представление и защита проекта

  • во время защиты проекта учащиеся отвечают на вопросы, возникшие у «критиков», в состав которых входят все остальные учащиеся группы

Оценивание представленных творческих проектов осуществляется по следующим критериям:

  • полнота предоставляемой информации о рок-группе;
  • качество аудио, видео и фотоматериалов;
  • эстетика выполнения проекта (выбор цветовой гаммы, читаемость шрифта)
  • использование интересной  информации, фактов;
  • обозначение используемых источников информации;
  • обозначение автора выполненного проекта;
  •  умение ответить на поставленные «критиками» вопросы по проекту, защитить проект.

Таким образом, выполнение творческих проектов, в данном случае видеофильмов, позволяет:

  • вызвать у подростков эмоциональный положительный отклик на создание творческого продукта,
  • развивать их стремление к этическому и эстетическому анализу некоторых направлений в рок-музыке, а также и творчества рок-групп, тем самым развивая в них музыкальный вкус,
  • пробудить их стремление к музыкальному самообразованию,
  • определиться с собственными пристрастиями в музыкальном мире;
  • сформировать исследовательские умения учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления.

Другими словами, метод проектов способствует формированию определённых компетенций у учащихся, необходимых для дальнейшей успешной адаптации их в социуме, что является целью образования современного школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

Данная тема помогает активизировать деятельность учащихся на уроках биологии, развивает их познавательную деятельность и  интерес к предмету....

Проектная деятельность учащихся на уроках музыки

конспект  выступления на педагогическом совете...

Проектная деятельность учащихся на уроках музыки

Презентация выступления на педагогическом совете по теме: "Проектная деятельность на уроках музыки"...

Мой мастер-класс "Организация проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках и во внеурочной работе по географии."

P { margin-bottom: 0.21cm; } Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения проектной методики на уроках географии во внеурочной деятельности, выявление положительных резуль...

Мастер-класс «Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка»

Мастер-класс «Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка»...

Мастер-класс «Использование кейс-технологии в проектной деятельности учащихся на уроках информатики»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ и ПРАКТИЧЕСКАЯЧАСТЬ МАСТЕР-КЛАССА.Буклет «Программа празднования 75-летия Дня Победы в г. Данков»....

Заключительный урок музыки в 8 классе "Пусть музыка звучит!". Проектная деятельность класса в области современной музыки

Предлагаемый дистанционный урок создан на платформе CORE и содержит элементы коллективной проектной деятельности. Содержит ссылки на инструменты для исследования, видео, комментарии учителя, тестовые ...