Проектная деятельность учащихся на уроках музыки
план-конспект занятия по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проектно-исcледовательская деятельность учащихся на уроках
СЛАЙД
Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой
СЛАЙД
В последние годы в педагогической практике наблюдается большой интерес к проектной технологии
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках является одним из приоритетов современного образования.
СЛАЙД
Что же такое проект, метод проекта и проектная деятельность?
СЛАЙД
Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой проблемы, завершающихся созданием проекта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Проектная деятельность – естественная среда для формирования и оценивания ключевых компетентностей.
Само слово «проект» можно перевести с латинского на русский язык, как «брошенный вперед». А девизом к проектному методу вполне может служить древняя китайская поговорка: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь».
Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в школах США. Основоположником был американский философ-идеалист
СЛАЙД
Джон Дьюи (1859—1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества.
СЛАЙД
В 1905 году Станислав Теофилович Шацкий – русский педагог и последователь идей Джона Дьюи пытался использовать проектный метод в преподавании. Станислав Теофилович Шацкий называл метод проектов, как «подход к обучению, согласно которому ученик в своей работе должен исходить из факта и его восприятия, а наблюдение и эксперимент – обязательная часть процесса обучения».
В 30-е годы идея проектной методики не получила своего развития и исследования в этом направлении прекратились.
Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде.
Основной тезис современного понимания метода проектов заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания
.
Действительно, проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:
СЛАЙД
- личностно ориентирована;
- характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
- позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Проектная деятельность, как нам кажется это новый вид деятельности, как ученика, так и учителя, но если как следует нам разобраться, то этот вид деятельности для нас совсем не новый. Ведь каждый из нас проводил такие уроки, когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Считается, что это самый \эффективный проект, он занимает всего несколько уроков.(О СЕБЕ)
СЛАЙД
Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами:
- предметная исследовательская деятельность учащихся (по алгоритму) и проектирование
- исследовательская деятельность учащихся (подкрепление реальными действиями).
В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы.
СЛАЙД
Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру:
мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия.
Необходимо через различные формы организации:
урок,
профильное обучение,
групповую,
индивидуальную,
парную формы работы
формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности.
Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
Метод проектов хорошо «накладывается» на изучение таких предметов, как музыка и искусства. Так как на этих уроках происходит созидание через творчество. Поэтому, ведущую роль должны играть творческие методы проекта.
Результатом такого метода могут быть сочинения, стенгазеты, видеофильмы и т.д.
СЛАЙД
Главные цели введения метода проектов
в практику преподавания музыки:
СЛАЙД
· показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
· реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;
· продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;
· подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.
В основу урока должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, когда каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства, видит в них не только средство получить оценку, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.
Поэтому обозначу вопросы,
СЛАЙД
которые для меня и сегодня важны:
- как организовать уроки искусства исследовательской направленности
- как найти тему для исследования и самое главное
- как сделать занятия увлекательными и плодотворными
На многое я для себя уже ответила.
Хочу отметить, что всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке.
Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с музыкальным произведением или другим видом искусства, применить имеющиеся умения анализировать увиденное или услышанное, или прочитанное.
Учитель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации.
СЛАЙД
Условиями успешности проектной деятельности становятся:
- личный интерес учащегося;
- четкость и конкретность постановки цели проекта;
- определение планируемых результатов;
- констатация исходных данных.
В проектной работе учащиеся включаются в организуемую педагогом поисковую учебно-познавательную деятельность. Педагог опирается при этом на уже имеющиеся возможности, способности детей к творческому мышлению.
Отличительная черта проектной методики - особая форма организации.
Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
- тематика музыкального проекта должна быть актуальной
- проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации
- необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.
СЛАЙД
Проект осуществляется по определенной схеме:
1. Подготовка к проекту.
- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить обучающимся идею, обсудить ее с учениками.
2. Организация участников проекта.
-формируются группы, где перед каждым стоит своя задача
-распределяются обязанности, учитываются склонности учеников к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. социальных групп.
3. Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением собранной информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, музыкальные спектакли, газеты, посвященные музыкантам и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
4. Презентация проекта.
Важным стимулом для развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта.
5. Подведение итогов проектной работы.
.
По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:
1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д.
2. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных инструментов»
3.Сценарные проекты - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.
4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и.т.д.
5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и.т.д.
6. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.
ПРОЕКТЫ БЫВАЮТ
По признаку предметно-содержательной области:
· монопроекты (вполне укладываются в классно – урочную систему)
· межпредметные проекты (используется в качестве дополнения к урочной деятельности)
По количеству участников проекта:
· индивидуальные
· парные
· групповые
По продолжительности проекта:
· краткосрочные(2-6ч.)
· средней продолжительности(12-15ч.)
· долгосрочные
По результатам:
· доклад, альбом
· афиша
· видеофильм
· мюзикл
Заключение
Опираясь на теоритическую литературу, учитывая свою практику, могу сделать вывод:
Проект всегда дает возможность ученику учиться самому, учиться действовать с разных позиций в коллективе. Проектная деятельность дает возможность расширить сферу действий в области искусства, помогает разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу для младших школьников или становиться формой организации учебной деятельность старшеклассников. Проектно - исследовательская деятельность предполагает совместную работу учителя и учащихся, способствует развитию творческих способностей детей.
В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал.
Ребята используют материал не только из книг, газет и журналов, но также и Интернет-ресурсы. В проект вовлечены все учащиеся класса, что способствует высокому качеству знанию по предмету. Я считаю, что уроки музыки с использованием проектно-исследовательской деятельности наиболее интересны, не традиционны и эффективнее для восприятия учебного материала.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-ориентированный проект "Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как способ развития познавательного интереса учащихся"
Активное участие учащихся в создпнии проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся ...
Технологии проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках музыки.
использование проектно-исследовательской деятельности на уроках музыки....
Проектная деятельность учащихся на уроках музыки
Презентация выступления на педагогическом совете по теме: "Проектная деятельность на уроках музыки"...
Мастер-класс «Проектная деятельность учащихся на уроках современной музыки»
мастер-класс по современной музыке...
Проектно - исследовательская деятельность учащихся на уроках музыки
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках музыки является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, учебные проекты позволяют лучше учесть л...
Проектная деятельность учащихся на уроках музыки в общеообразовательной школе.
Планы - конспекты проектов для учащихся....
Проектно-исcледовательская деятельность учащихся на уроках музыки.
Проектно-исcледовательская деятельность учащихсяна уроках музыки....