«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ»
статья по музыке на тему

Уварова Марина Рудольфовна

Данное теоретическое выступление предназначено для музыкальных руководителей ДОУ. Мною представлена классификация игр, роль игры в музыкальном  развитии детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_igry_v_rannem_vozraste.docx24.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ В РАННЕМ  ВОЗРАСТЕ»  МУЗЫКАЛЬНОГО  РУКОВОДИТЕЛЯ  МБОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД М. МОНТЕССОРИ» - УВАРОВОЙ  МАРИНЫ РУДОЛЬФОВНЫ.

                                                                      Если вы не видите немедленного

                                                                     результата –хорошего или плохого,-

                                                                     будьте терпеливы и наблюдайте.

                                                                                                             Дипак  Чопра.

Детство- это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят радость и счастье быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторический времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.

Игра, по утверждению психолога Г.С. Тарасова,-это эмоциональная непосредственность мотивов, устремлённость к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребёнка. Интерес к процессу действования, «условность» действий, ситуаций, «языка» вводят детей в окружающий мир. Сделать это вхождение желанным, занимательным, значимым-задача взрослых.

Наиболее полезны для ребёнка старшего дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляется в игре. Ребёнок сам придумывает сюжет игры ,используя  для этого игрушки и различные предметы,придавая им  игровое  значение, выступает как организатор в подгруппе играющих детей –сверстников. Малоактивность  здорового ребёнка в отдельных видах игровой деятельности может привести к нарушениям в общем развитии.

Развитие ребёнка зависит от условий воспитания и обучения в детском саду и семье. Здоровые дети обладают потенциалом для психического развития. Задача воспитателей, музыкальных руководителей и родителей-всячески способствовать полноценному развитию детей, использовать для этого мы можем разные пути, и прежде всего игру.

ВОЗДЕЙСТВИЕ  МУЗЫКИ В  ИГРОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НА  ОРГАНИЗМ РЕБЁНКА.

Игра-оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Д.Б.Эльконин «..игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных».

По мнению О.С.Газмана, в игре у детей возникает три цели.

Первая цель-удовольствие от игры-«Хочу».

Вторая цель-выполнять правила игры-«Надо».

Третья цель-творческое выполнение игровой задачи-«Могу».

Таким образом складывается основной механизм игры «Хочу» «Надо» «Могу», влияющий на личность ребёнка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.

В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на  овладение детьми двигательными и  интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

Воздействие музыкального сопровождения игры на организм  ребёнка можно рассматривать в трёх аспектах.

Первый аспект-физиологический, связан с исследованиями В.М.Бехтерева, И.М. Догеля,И.М.Сеченова и др, которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека.Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.

Второй аспект-психологический. Музыка , воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребёнка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.

Третий аспект-педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребёнка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи-ритм,динамику, темп, высоту. Это даёт педагогу возможность дифферинцированно воздействовать на детей с разным темпом развития.

Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая  бы  повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус.Это произведения подвижного, быстрого характера.

Расторможенные(гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбуждённое состояние  коры головного мозга.

Дистоническим детям, у которых в течении дня происходит резкая смена эмоционального состояния( от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания.

Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребёнка и сопровождают его в каждой игре.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРЫ.

Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры,которая  отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.

В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом  узнавания и различения характера  музыки,отдельных выразительных средств. Это вырабатывает  у ребёнка  умение  согласовывать  движения  с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.

Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций,  ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально-игрового задания вызывает у  ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

1.Образовательные:

*обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

*развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

*формирование умственных умений и действий.

2.Воспитательные:

*воспитание общей музыкальной,  речевой, двигательной культуры;

*эстетическое отношение к окружающему;

*развитие чувств, эмоций высшего порядка.

3.Развивающие:

*познавательную активность;

*устойчивый интерес к дейсвованию;

*саморегуляцию и самоконтроль;

*внимание, память,мышление;

*ориентировку в пространстве.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  НАПРАВЛЕННОСТЬ  МУЗЫКАЛЬНЫХ  ИГР.

Этапы развития музыкальной игры привели к  поиску классификации детских игр.В разное время и разными авторами осуществлялись подходы к педагогическому управлению процессом игры. Разносторонние подходы отражали и разнообразные принципы классификации.

Н.А.Метлов с воспитательной точки зрения выделил игры с пением. С помощью этих игр педагог развивает у детей музыкальный слух, голос,чувство ритма и умение правильно передавать мелодию.Для воспитания у детей  художественного вкуса, радостных эмоций им было предложено проведение в детском  саду игр-сказок.

Н.А.Ветлугина научными исследованиями в области развития  музыкально-сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально-дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки. В дальнейшем  разработка этой группы игр была продолжена А.Н.Зиминой, Э.П.Костиной и нашла практическое применение у педагога-практика Н.Г.Кононовой.

И.Л.Дзержинская рассматривала игру как средство педагогического воздействия в условиях приобщения малышей до трёх лет к разным видам музыкальной деятельности.

Е.Раевская, С.Руднева,Г.Соболева, З.Ушакова изменили представление об игре, предложив иное осмысление воспитательных задач. Методические разработки музыкально-ритмических игр были направлены на всестороннее развитие музыкальности детей, а именно: развитие эмоциональности, чувсва ритма, ощущение музыкальной формы, восприятия, воображения.

Е.Д.Макшанцева предложила новую форму музыкальных игр-игры-забавы. Они способствуют правильному физическому развитию детей, нормальному функционированию опорно-двигательного аппарата.

Л.Н.Комиссарова разработала систему применения наглядных средств при организации и проведении настольных дидактических игр на музыкальном занятии и в повседневной жизни детского сада.

Работая над чистотой интонации у старших дошкольников, А.Д.Войнова показала значение вокальных игр с элементами  дидактичности.

Игры-драматизации, театрализованные игры, народные игры в последние десятилетия чаще стали использоваться в работе дошкольных  учереждений.

Все игры имеют свои побудительные мотивы. Определённые способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила.

По форме проведения игры подразделяются на:

-статические(стоя или сидя);

-игры с движением;

-речедвигательные игры;

-игры-шутки;

-игры-песни;

-артикуляционные игры;

-игры-забавы

-игры-загадки;

-ритмические игры.

Статические игры развивают собранность. Помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.

Подвижные игры с правилами развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности.

Игры с речью развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию ,нормализуют  процессы  регуляции  темпа  и  ритма.

Игры- шутки активизируют слуховое восприятие, формируя  фонематический слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений.

Игры-песни развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания.

Артикуляционные игры укрепляют мышцы языка,зева, губ,щёк, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти.

Игры-забавы побуждают к творческой активности, инициативе,, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности.

Игры-загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребёнка к осознанным умственным и активным действиям.

Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.

Сегодня мы предлагаем вам музыкально-развивающие игры с вокальным и инструментальным сопровождением из программы по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет  Т.Сауко. А.Бурениной  «Топ-Хлоп, малыши».

Репертуар, составляющий основу данного пособия, наверное , хорошо известен опытным педагогам, проработавшим не один десяток лет.Это пляски, игры-забавы Е.Д.Макшанцевой, песенки еЕ.Тиличеевой, песни-игры Т.Бабаджан.

.

Какие же задачи мы ставим перед собой:

- Развитие  выразительности движений, умения исполнять движения в соответствии с музыкой и текстом. Игровые музыкально-двигательные упражнения для детей раннего возраста имеют особую значимость, поскольку являются не только универсальным средством всестороннего гармоничного развития ребёнка, но и служит незаменимым инструментом общения детей и взрослых, инструментом их эмоционального воздействия. Эту особенность игрового материала для малышей по всей вероятности заметили ещё наши предки. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней такие шедевры народной педагогики, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Идёт коза рогатая» и др

-Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

-Развитие умения передавать образы знакомых животных и персонажей (Зайчиков.Мишек,Птичек).

-Развитие координации движений, умения ориентироваться в пространстве: становиться друг за другом, двигаться «стайкой» за ведущим, по кругу, вперёд и назад.

-Развитие  слухового внимания, терпения, чувства ритма.

А так же обогащение двигательного опыта, активизация творческих проявлений у детей, расширение словарного запаса и конечно же, прежде всего, вызвать у детей  яркие положительные эмоции.

Надеюсь что на музыкальных занятиях, в которые будут включены музыкальные игры, дети будут испытывать искреннюю радость и удовольствие.

Использовалась литература:

Г.И.Анисимова «100 музыкальных игр для развития дошкольников»

Сауко Т.Н. Буренина А.И. « Топ-хлоп, малыши»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуально-музыкальная игра "Счастливый случай"

игра Счастливый случай может быть использованна для обобщающего урока по музыке или для внеклассной работы...

Музыкальная игра: "Два рояля"

Игра проводится в рамках месячника Военно- спортивной работы и   посвящена защитникам Отечества, для учащихся 4-6 классов. Учащиеся с удовольствием принимают в ней участие, т.к игра проверяет зна...

Хоровое сольфеджио. Формирование и развитие ладово-интонационных навыков. Музыкальные игры.

Данная методическая разработка предлагает некоторые музыкальные игры, используемые на занятиях хорового сольфеджио, способстующие развитию чувства ритма и музыкальной памяти....

Музыкальные игры

Регулярно проводимые с детьми музыкальные игры помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальное произведение, ...

«Музыкальные игры - как средство коррекции на уроках музыки в коррекционной школе VIII вида »

В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничеств...