Формы музыкальной терапии на уроках музыки в коррекционной школе
статья по музыке на тему

Анпилогова Наталия Васильевна

Статья опубликована в сборнике"ЗОЖ: профилактика физических, психологических и нравственных патологий учащихся" ( материалы областной научно-практической конференции. Воронеж-2014) Статья рассказывает о пассивном и активных формах терапевтического воздействия музыки на учащихся

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ  В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

 Н.В. Анпилогова, учитель музыки и пения  КОУ ВО  « Верхнемамонская специальная  (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат  VIII  вида  для  обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

В специальную (коррекционную) школу-интернат VIII вида приходят дети с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей наблюдается низкая работоспособность, быстрая утомляемость, эмоциональная напряжённость, резкая смена настроения, агрессивность или заторможенность при выполнении заданий, а также для таких детей характерно девиантное поведение, совершаемое в рамках нервно-психической патологии.

На уроки музыки возлагается большая надежда сохранения, улучшения состояния здоровья учащихся. Несомненно, уроки музыки для детей с ограниченными возможностями здоровья являются терапевтическими.

Формы музыкальной терапии можно условно разделить на пассивные и активные.

К пассивной форме относится слушание музыки.

Музыка - инструмент воздействия на психику и физиологическое  состояние человека. Ещё древние заметили её влияние на организм человека. Так, Пифагор и Платон считали, что именно в музыке порядок и гармония, и поэтому музыка способна восстанавливать нарушенную гармонию. Аристотель говорил, что музыка очищает не только тело, но и душу. В III в. до н.э. в Парфянском царстве для лечения душевно больных людей  был построен музыкально-медицинский центр, в котором лечили людей музыкой. В IX в. арабские врачи активно применяли музыкальную терапию. В XIII в. в Англии были найдены музыкальные способы омоложения организма . В XVII  в. немецкие учёные доказали целительные свойства музыки для лечения психических заболеваний. В XX в. и по настоящее время во многих странах при помощи различных мелодий занимаются лечением не только психических расстройств, нервозов, но и психосоматических заболеваний ( гипертония, астма и пр.)

Ни один урок музыки в школе не проходит без слушания музыкальных сочинений, мелодий Пассивное восприятие услышанного с эмоционального уровня, уровня переживаний обязательно имеет переход на уровень осмысления переживаемого, размышления об услышанном , рассуждения от переживаемого и услышанного. Таким образом ,используя музыку как пробуждающую мысль ( а слово «музыка» произошло от  греческого слова «муза», что в переводе на русский – мыслящая) терапевтическое свойство музыки усиливается.

Терапевтический эффект имеют и активные формы восприятия музыки. Если в первом случае восприятие музыки венчается мыслительной деятельностью, то во втором - эмоции , настроения, музыкальные ощущения имеют выход в движении, действиях, исполнительской деятельности:

~ вокально-хоровая  деятельность - как утверждает кандидат юридических наук, доцент Хохлов А.В., эффект музыкальной терапии тем сильнее, чем сильнее сплочение людей искусством, а именно в хоре ощущается такое сплочение – «ощущение единого организма»; к тому же отмечено,  во время исполнения песен улучшается звукопроизношение , пение выступает как метод лечения заикания;

~ танцевально-двигательная деятельность - к ней относятся  элементы танцевальных движений, танцевальные упражнения, марш, пластическое интонирование; такого рода деятельность наиболее эффективно помогает снять стресс, уравновешивает эмоциональное состояние; к тому же, корригирует координационные способности детей с ограниченными возможностями здоровья;

~ игровая деятельность - на каждом уроке музыки в коррекционной школе применяются игры на внимание, что успешно координирует процессы возбуждения и торможения; а игра на музыкальных инструментах очень удачно способствует снятию эмоционального напряжения;

~ творческая деятельность – как сказал один из педагогов-новаторов, занимаясь творчеством человек, прежде всего, творит себя; в творческой деятельности те ученики, которые преодолели страх, проявили волю, заявили о собственных желаниях и способах их реализации, готовы к самоконтролю; присутствие творчества на уроке музыки в коррекционной школе являет собой и терапевтический способ, и результат терапевтической работы; в творческий процесс дети с ОВЗ вовлекаются постепенно : инсценирование песен, драматизация, интеграция видов искусств, сочинительство; творческий процесс не может ограничиваться рамками урока, он нуждается в перспективе: дети демонстрируют свои способности на школьных праздниках, участвуют в районных, областных мероприятиях.

Любая исполнительская деятельность способна вызвать музыкально-терапевтический резонанс.

Но в любой лечебной практике следует помнить важное правило : «Не навреди».

В 1995 году японский экспериментатор Эмото Масару провёл опыты, подтверждающие влияние музыки на структуру воды ( вспомним, что общее содержание воды в человеческом организме 50-70% от массы тела). Капелькам воды давали послушать музыку и сразу же воду замораживали. Микрокристаллы воды под увеличением фотографировали. Оказалось, что форма кристаллов зависит от того, какую музыку вода «слушала». Под классическую музыку формировались симметричные, красивые структуры. Но когда воде включали рок, замороженные её кристаллы оказывались бесформенными.

Ещё наши предки предупреждали, что «не все лады и ритмы пригодны», особенно «вызывающие подавленное и пагубные состояния». Китайские мудрецы запрещали играть музыку в определённых звуковых сочетаниях под страхом смерти, т.к. считали такую музыку уничтожающей мудрость.

Таким образом, уроки музыки – это не просто уроки передачи знания, но и передачи состояния человека от поколения к поколению. а значит, и передачи здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минипроект как форма организации деятельности на уроке музыки в общеобразовательной школе.

В материале описывается организация такой формы работы на уроке музыки как минипроект. В кратком изложении даны этапы организации этой формы работы и ее значение. Материал будет полезен учителям искус...

«Музыкальные игры - как средство коррекции на уроках музыки в коррекционной школе VIII вида »

В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничеств...

Музыкальная терапия на уроках музыки

В статье рассматривается возможность использовать здоровьесберегающие технологии при проведении уроков музыки в средней школе. Среди музыкально-терапевтических задач, решаемых учителем на уроке, можно...

СТАТЬЯ Арт-терапия на уроках музыки в современной школе

Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий в школе представляются уникальными. Важным направлением работы учителя музыки является разработка целей и задач здоровье...

Открытый урок музыки для коррекционной школы 8 вида по теме "Звуки музыки"

Познакомить и заинтересовать учащихся с миром музыки; развить и обогатить духовный мир детей....

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Пособие является важным средством развития музыкальной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Основное назначение музыкально-дидактических игр – в доступной форме привить ...

Методы музыкальной терапии на уроках музыки и движения с детьми с ОВЗ

В статье рассматриваются основные методы музыкальной терапии, которые возможно использовать в школе при работе с детьми с ОВЗ....