взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе
консультация по музыке на тему

СИДОРКИНА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА

Большое значение в коррекционной работе имеет взаимосвязь музыкального руководителя и учителя-логопеда. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе 

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.Во время проведения занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Принципы построения совместных занятий: Занятия строятся на основе общих положений коррекционно - педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии.

  1. Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
  2. Принцип всестороннего воздействия
  3. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
  4. Принцип наглядности.
  5. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы:

. Развивать дыхание, развивать координацию движений и моторные функции. Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.. Формировать способность восприятия музыкальных образов;. Развивать речевое дыхание, развивать артикуляционный аппарат. Формировать просодические компоненты речи. Развивать фонематическое восприятие. Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:  Вот, что должен развивать муз. руководитедь:

  • Музыкальный руководитель: Развивает и  формирует :слуховое  внимание и слуховую память; оптико-пространственные представления; зрительной ориентировки на собеседника; координации движений; умение  передавать несложный  темп и ритм дыхания и речи; фонематический  слух.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ. 

Координационный план

Педагогические задачи

Логопед

Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики

Упражнения с различным дидактическим материалом.
Пальчиковые игры.

Игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.

Развитие мимики

Массаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных мимических поз.
Связь мимики с интонацией

Развитие выразительности  в пении и танце

Развитие речевого дыхания

Скороговорки. Упражнения для развития речевого дыхания. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнего диафрагмального дыхания

Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

Развитие голоса

Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

Хоровое пение.
Движения с речью под музыку.
Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

Использование попевок, хороводов  и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции

Упражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата( индивидуально)

Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи

Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма

Разучивание текстов песен. Драматизация.
Инсценировки..

Развитие словаря

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.

Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи

Формирование навыков составления диалога

Драматизация.
Куклы бибабо.  Кукольные театры.

Развитие монологической речи

Развитие у ребенка желания говорить.
Воспитание навыков овладения монологической речью.

Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков

Психологические этюды и коммуникативные игры

Участие детей в музыкальных представлениях.

План взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем на учебный год.

  1. - журнал взаимодействия;
  2.  - совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара;
  3. - участие учителя-логопеда в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий;
  4.  -составление картотек речевых игр, игр со словами и т.д.;
  5. - выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи;
  6. - использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений, поговорок, считалок, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и др.

 Музыкальный руководитель и логопед ведут совместную работу, в результате которой:

  1. обеспечивается более высокий уровень речевого развития ребёнка с нарушениями речи; развивается высота, сила, тембр голоса, интонационная выразительность;
  2. дети учатся думать, творить, фантазировать, сочинять, развивать коммуникативные умения;
  3. осуществляется  эстетическое воспитание;
  4. и приемы, используемые специалистами детского сада, направлены на преодоление речевых нарушений, на всестороннее развитие ребенка.

 Тесная взаимосвязь коррекционно-развивающей деятельности специалистов имеет большие потенциальные возможности и способствует эффективным, качественным изменениям в творческом и речевом развитии детей.

-



Предварительный просмотр:

Зачем Вашему ребенку нужна музыка?

Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы:

 Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка.

Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.

 Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка.

 В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.

 Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.

Пение и музыка:

  • развивают воображение, и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами
  • приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);
  • обогащение словаря ребенка;
  • развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;
  • тренировка более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика;
  • развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;
  • песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений.
  • правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект
  • пение в группах развивает способность работы в команде.

Музыка дает ребенку ощущение счастья, а также музыка влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечнососудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.

Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний.

 Медики заметили, что пение способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов. Практика именно группового пения активно внедряется в программу лечения и профилактики заболеваний.

Здоровье и развитие мозга.

 Игра на музыкальных инструментах   способствует развитию мозга  через мелкую моторику пальцев рук, так как на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания   всех внутренних органов организма.

 Учеными  биофизиками  отмечено  удивительное  влияние акустических волн  классической музыки на здоровье человека.

 Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания, болезней органов дыхания, укрепляют сердечную мышцу.

Хоровое пение является эффективным средством для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

Что дети приобретают через занятия музыкой:

  • Воспитание характера без риска и травм;
  • Развитие математических способностей;
  • Развитие навыков общения;
  • Развитие структурного мышления;
  • Развитие эмоциональности и чувственности (только эмоциональные люди не способны на жестокие поступки);
  • Выявление новых черт характера;
  • Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу.

Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту.

Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка.

 Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции.

 А положительные эмоции – это внутреннее  благополучие  малыша, его душевное и физическое здоровье.

И наша цельдоставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее!

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на  общее  развитие   малыша: формируется   эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Важно, чтобы  уже  в раннем  возрасте  рядом  с  ребенком оказался взрослый, который  смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития воспитания ребенка раннего возраста,  в  том  числе  и  музыкального, создаются в семье. Это зависит от врожденных музыкальных задатков, образа жизни семьи, ее традиций,  отношения  к   музыке   и   музыкальной   деятельности,  от  общей культуры…

    Первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери — первое  знакомство с музыкой. Отсутствие музыкальных впечатлений делает невозможным усвоение музыкального языка.

Младенец  рождается  с  практически неразвитым   зрительным  анализатором, но он уже способен различать многие звуки  и  необычайно  чутко  реагировать на них.  Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, моргание, плач, замирание. Постепенно развивается внимание к звуку, способность к локализации источника звука. Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух.

Чувство ритма заложено в каждом ребенке, но чувству музыки  можно и обучить. Нужно слушать вместе с ребенком любую музыку, а также детские и колыбельные песенки. Следует поощрять в  нем желание танцевать, маршировать, прихлопывать в ладоши, поощрять также желание играть на музыкальных инструментах. Первым   инструментом  может   быть   один   из ударных, а таковым может  служить   все, начиная от сковородки и заканчивая бубном.

С.Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» призывает родителей«Пойте!»   Если родители стесняются своего пения, лучше делать это только в присутствии малыша. Следует петь детские песни, для того чтобы ребенок усвоил  серию простых мелодий и научился их воспроизводить, нужно петь и «взрослые» песни.

Дети могут чувствовать музыку ничуть не хуже взрослых. Правда, им не будут понятны все слова. Но ведь взрослые, слушая иностранную музыку, тоже не понимают слов.

 Нужно записывать на диски  разную музыку (хорошего  качества), называть имена исполнителей, обращать внимание ребенка  на красоту человеческого голоса, его неповторимость.

Рекомендации родителям для развития музыкальности вашего ребенка.

1.Пусть в вашем доме  царит дух любви и уважения к музыке.

2. Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит.

3. Пусть у ребенка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, дудочек, металлофонов. Из них можно организовать семейные оркестры, поощрять «игру в музыку».

4. Приучайте детей к внимательному слушанию музыки, просто так  включенный телевизор – враг музыкального воспитания. Музыка воздействует только в том случае, если ее слушать.

5. Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребенка со всей серьезностью, и вы обнаружите, что добились очень многого во всем, что связано с его правильным воспитанием.

.6. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.

7. Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать. Или если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи.

 Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение

8. Не прикрепляйте вашему ребенку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Дети и музыка: слушать или нет?

 Сегодня мы попробуем разобраться и ответить на крайне непростой, а порою и просто противоречивый вопрос - нужно ли слушать детям музыку, а если нужно, то какую?

Каждый человек понимает, что музыка играет в нашей жизни очень немалую роль. Она помогает человеку и в работе, и в отдыхе, музыка способствует как релаксации, так и стимулирует активную деятельность.

Основными музыкальными характеристиками являются мелодичность и тембр, а также темп и громкость звучания.

Каждая нота имеет свой частотный диапазон. Каждая мелодия, каждая песня - это последовательность звуков определенной частоты. Именно сочетание (набор) определенных частот способен влиять на человеческую психику совершенно по-разному.

Музыка способна вызывать у человека те или иные психические переживания и эмоции. Современная музыка к тому же использует очень большой набор музыкальный инструментов, которые влияют на восприятие человеком музыкального произведения.

1. Ставьте детям как можно чаще классическую музыку. Многочисленные эксперименты  показали, что под музыку таких композиторов как Моцарт, Вивальди, Бетховен дети успокаиваются, хорошо засыпают!

2. Отбирайте музыкальные произведения с мелодичным и легким звучанием, без ярко выраженных ударных партий,  так как они способны зомбирующе действовать на психику.

3. Не включайте музыку громко! Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нежную детскую нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия в будущем.

4. Ни в коем случае не позволяйте ребенку слушать музыку в наушниках! Слуховой аппарат устроен таким образом, что громкий звук наушников воздействует непосредственно на мозг человека, вызывая микросострясения. "Звуковой шок" может иметь неприятные последствия даже для взрослого человека, а для ребенка тем более!

5. Не ставьте детям тяжелый рок и его разновидности, рейв, транс и клубную музыку - именно она способна нанести непоправимый урон детской психике!!!

6. Как можно чаще ставьте детям детские песни, пойте их вместе с ними.

7. При подборе музыкальный произведения для детей нужно учитывать время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру настоятельно рекомендуем прослушивать медленные детские песенки и мелодии, постепенно переходя к колыбельным.

8. Прослушивание музыки у детей до 3-х лет должно занимать не более часа в сутки. После 3-х лет, можно постепенно увеличивать время прослушивания музыкальный произведений. Не забывайте ставить музыку, когда делаете с детьми зарядку или занимаетесь с ними физическими упражнениями.

9. Ходите с детьми на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, разучивайте и пойте с ними детские песни.

Воспитание  духовных качеств  ребенка посредством влияния музыки на детскую психику.

 Музыка давно проникла во все сферы воспитания и развития детей, а соответственно роль ее трудно переоценить. Мультфильмы, детское кино, детские театральные спектакли и детские песни - все это просто немыслимо без музыки. Но музыка как любой другой продукт, учитывая ее разнообразие, не может быть одинаково полезна маленькому человечку. И тут возникает справедливый вопрос - какую же музыку детям слушать необходимо, а какая музыка способна навредить? Да, это не ошибка! К сожалению, музыка может навредить! И только вы можете помочь вашему ребенку избежать этого!

1. Ставьте детям как можно чаще классическую музыку. Многочисленные эксперименты  показали, что под музыку таких композиторов как Моцарт, Вивальди, Бетховен дети успокаиваются, хорошо засыпают!

2. Отбирайте музыкальные произведения с мелодичным и легким звучанием, без ярко выраженных ударных партий,  так как они способны зомбирующе действовать на психику.

3. Не включайте музыку громко! Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нежную детскую нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия в будущем.

4. Ни в коем случае не позволяйте ребенку слушать музыку в наушниках! Слуховой аппарат устроен таким образом, что громкий звук наушников воздействует непосредственно на мозг человека, вызывая микросострясения. "Звуковой шок" может иметь неприятные последствия даже для взрослого человека, а для ребенка тем более!

5. Не ставьте детям тяжелый рок и его разновидности, рейв, транс и клубную музыку - именно она способна нанести непоправимый урон детской психике!!!

6. Как можно чаще ставьте детям детские песни, пойте их вместе с ними.

7. При подборе музыкальный произведения для детей нужно учитывать время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру настоятельно рекомендуем прослушивать медленные детские песенки и мелодии, постепенно переходя к колыбельным.

8. Прослушивание музыки у детей до 3-х лет должно занимать не более часа в сутки. После 3-х лет, можно постепенно увеличивать время прослушивания музыкальный произведений. Не забывайте ставить музыку, когда делаете с детьми зарядку или занимаетесь с ними физическими упражнениями.

9. Ходите с детьми на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, разучивайте и пойте с ними детские песни.

Роль музыки в развитии детей

Часто родители задают вопрос о целесообразности своего решения "отдать" ребенка в музыкальную школу. Здесь все зависит, прежде всего, от конкретного ребенка. К сожалению, есть много случаев, когда малыш занимался музыкой не по своей воле, а лишь по настоянию родителей и по окончании музыкальной школы ни разу не подошел к инструменту. Но есть множество и совершенно обратных примеров.

Подчас в возрасте 6-7 лет малыш еще не знает точно, чем он хочет заниматься. Можно попробовать выяснить его предпочтения. Сходите вместе на концерт классической музыки. Дома или по дороге домой обсудите с ребенком, увиденное и услышанное, спросите его, какой инструмент понравился больше всего, на каком бы он хотел научиться играть?

Попробовать увлечь музыкой можно, но если вы увидите, что вашему сыну или дочери перестали приносить радость занятия в музыкальной школе, лучше что-то предпринять.

Еще хотелось бы напомнить всем родителям, что музыка окружает нас в самые разные моменты наши жизни.

Учите малыша слышать ее, обращайте внимание на эмоциональную окраску того или иного произведения, маршируйте с малышом под ритмичную музыку, кружитесь под звуки вальса.

 Научите сына или дочь слышать "музыку леса" - журчание ручья, шелест листьев, стрекотание кузнечиков.

Обращая внимание малыша на подобные "мелочи", вы учите его душевной чуткости и пониманию, наполняете его душу и сердце эмоциями.



Предварительный просмотр:

Музыкальный руководитель и логопед ведут совместную работу, в результате которой:

  1. обеспечивается более высокий уровень речевого развития ребёнка с нарушениями речи; развивается высота, сила, тембр голоса, интонационная выразительность;
  2. дети учатся думать, творить, фантазировать, сочинять, развивать коммуникативные умения;
  3. осуществляется эстетическое воспитание;
  4. формируется внимание и наблюдательность.
  5. Схемы, условные обозначения, сказочные персонажи – это связующие моменты занятий логопеда и музыкального руководителя.
  6.  Все методы и приемы, используемые специалистами детского сада, направлены на преодоление речевых нарушений, на всестороннее развитие ребенка.
  7.  Тесная взаимосвязь коррекционно-развивающей деятельности специалистов имеет большие потенциальные возможности и способствует эффективным, качественным изменениям в творческом и речевом развитии детей.
  8. План взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем на учебный год.
  9. - журнал взаимодействия;
  10.  - совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара;
  11. - участие учителя-логопеда в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий;
  12.  -составление картотек речевых игр, игр со словами и т.д.;
  13. - выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи;
  14. - использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений, поговорок, считалок, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и др.
  15.      Согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к детям с речевыми нарушениями, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности  становятся основой взаимодействия.
  16.      Таким образом, взаимодействие специалистов позволяет вовлекать в сферу коррекционно-речевой работы более широкий круг детей, полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия, повысить эффективность работы логопункта, увеличить процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением, повысить качество образовательного процесса.



Предварительный просмотр:

На сегодняшний момент остается актуальной проблемой- развитие внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями

 для слухового восприятия,

развития мелкой моторики,

слуховой памяти и фантазии у детей.

Проводить занятия с детьми можно как в семье, так и в дошкольных учреждениях.

Благодаря такой деятельности осуществляется
комплексное развитие ребёнка:

1. Ребёнок реализует свои представления  и  образы  в звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается
положительными эмоциями.

2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, способствует развитию творческой фантазии.

3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения, развивается выдержка и навыки сотворчества.

4.
Развивается слух и  слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.


Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)


И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)


Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)


Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
(ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)


И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)


Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ)


А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.
(ДУЕМ В БУТЫЛКУ)


Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых орках.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)


2. ЗАЯЦ В ЛЕСУ


Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц и бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ)

Бросился заяц бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)

Побежал заяц из леса к речке
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))

А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца - и скок в воду.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)

Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (медленно))

3. ЗИМА В ЛЕСУ


Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая еду на зиму.
ТРЕЩОТКА


Белочки прыгали по веткам, собирая орешки.
ЛОЖКИ


И вот с неба стали падать снежинки. 
МЕТАЛЛОФОН


Снег укрыл землю пушистым белым одеялом. И на снегу были видны следы маленьких лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК


Белочки устраивали себе гнёзда на деревьях.
Мыши попрятались в свои норки и делали себе гнёздышки из травы.
ШУРШАТЬ БУМАГОЙ
У всех было много еды. Белки грызли орешки,
КСИЛОФОН


Мышки грызли зёрнышки
ТОН - БЛОК (рубель)
РАСЧЁСКА / ГОФРИРОВАННЫЙ КАРТОН / (Рубель)


В лесу шумел холодный зимний ветер.
ДУТЬ


Но белочкам было тепло в гнёздах
ЦОКАТЬ ЯЗЫКОМ


И мышкам было хорошо в своих маленьких норках.
ПИЩАТЬ

4. ГЛУПАЯ ЛИСИЧКА


Бежала лисичка по лесу. Бежит – а на веточке колокольчик висит и звенит.
КОЛОКОЛЬЧИК


Голосок у тебя хороший, а сам ты плохой - сказала лисичка.
Не возьму тебя!
И побежала лисичка дальше.
ЗВЕНЕТЬ КОЛОКОЛЬЧИКОМ


Бежит лисичка, бежит, а на земле бутылочка лежит и гудит.
ДУТЬ В БУТЫЛКУ


- Напугать меня хочет! – сказала лисичка.
А я её сейчас утоплю!
Схватила лисичка бутылку и прибежала к речке.
БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ


Стала лисичка бутылку топить, а она булькает и тянет лисичку в воду.
ДУТЬ ЧЕРЕЗ ТРУБКУ В ВОДУ?


Еле выбралась лисичка из речки на берег и дальше побежала.
КАСТАНЬЕТЫ??


Бежит лисичка, бежит и вдруг видит – а на дороге капкан.
- Какую – то железку потеряли! – сказала лисичка.
Посижу - ка я на ней, отдохну.
Только лисичка присела, а капкан вдруг…цап её за хвост!
ТАРЕЛКА


Уж лисичка его царапала – царапала,
ПЛАСТИК БАРАБАНА


стучала – стучала…
СТУЧАТЬ ПО БАРАБАНУ


Еле вырвалась!
И скорей домой побежала.
БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ



Предварительный просмотр:

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет. Проводить занятия с малышами можно как в семье, так и в дошкольных учреждениях.

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:

1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.

3. Совместное  музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.

4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.


ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

* Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

* Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.

* Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.

* Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.

* Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.

* Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.

* Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.

* Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
* Во время рассказа чаще глядите детям в глаза.
* Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
* Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.
* Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
* Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
* Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.
* Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.
* Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.
* Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.
* Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.

Сказка «Мышиная история»

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)


И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)


Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)


Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
(ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)


Грызли зёрнышки
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСТКЕ)


И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)


Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ)


А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.
(ДУЕМ В БУТЫЛКУ)


Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

« ЗАЯЦ В ЛЕСУ»

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц и бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ)

Бросился заяц бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)

Побежал заяц из леса к речке
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))

А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца - и скок в воду.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)

Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (медленно))

« ГЛУПАЯ ЛИСИЧКА»

Бежала лисичка по лесу. Бежит – а на веточке колокольчик висит и звенит.
КОЛОКОЛЬЧИК

Голосок у тебя хороший, а сам ты плохой - сказала лисичка.
Не возьму тебя!
И побежала лисичка дальше.
ЗВЕНЕТЬ КОЛОКОЛЬЧИКОМ

Бежит лисичка, бежит, а на земле бутылочка лежит и гудит.
ДУТЬ В БУТЫЛКУ

- Напугать меня хочет! – сказала лисичка.
А я её сейчас утоплю!
Схватила лисичка бутылку и прибежала к речке.
БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ

Стала лисичка бутылку топить, а она булькает и тянет лисичку в воду.
ДУТЬ ЧЕРЕЗ ТРУБКУ В ВОДУ?

Еле выбралась лисичка из речки на берег и дальше побежала.
КАСТАНЬЕТЫ??

Бежит лисичка, бежит и вдруг видит – а на дороге капкан.
- Какую – то железку потеряли! – сказала лисичка.
Посижу - ка я на ней, отдохну.
Только лисичка присела, а капкан вдруг…цап её за хвост!
ТАРЕЛКА

Уж лисичка его царапала – царапала,
ПЛАСТИК БАРАБАНА

стучала – стучала…
СТУЧАТЬ ПО БАРАБАНУ

Еле вырвалась!
И скорей домой побежала.
БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционного процесса по преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ

Эффективность работы логопеда напрямую зависит от слаженности и организованности взаимодействия всех школьных структур, так как она не ограничивается рамками логопедических  занятий, а подразумев...

Доклад на педагогическом совете «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей в музыкальном образовании дошкольников»

laquo;Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей в музыкальном образовании дошкольников»...

Статья "Взаимодействие учителя-дефектолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе с обучающимися, имеющими ментальные нарушения и РАС"

Статья раскрывает принципы и направления взаимодействия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ментальные нарушения и РАС...

Программа взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья»

Программа взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников«Музыкальная семья»...

Презентация "Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда"

Материал о взаимодействии музыкального руководителя и учителя-логопеда...