«Взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников по реализации ФГОС»
статья по теме

Сущевская Оксана Геннадьевна

В настоящее время педагоги стараются сделать так, чтобы общение педагога с родителями строилось на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» (Далее – ФГОС ДО) учитывается важность: … «сотрудничества

Организации с семьей» (п. 1.4, стр. 3) .  В основе стандарта лежит принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей), педагогических и иных работников …. и детей

П. 1.6. Стандарта направлен на решение ряда задач.

Одной из которых является:

… « обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей /законных представителей /              в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»,

В п. 1.7. сказано, что «Стандарт является основой для:

… 6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития»

При организации совместной работы  музыкального руководителя с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:

- открытость  для семьи (каждому  желающему родителю предоставляется  возможность знать и видеть, как развивается его ребенок);

- сотрудничество  в воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

 

Цель – профессиональная помощь семье в  музыкальном развитии ребенка с учетом его интересов и потребностей,  развитие активной, компетентной позиции родителей  в вопросах музыкально-эстетического развития детей.

 

 

 

 

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

 

►содействовать   повышению уровня общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания детей;

 

 ►раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности,  духовной и эмоциональной восприимчивости;

 

►акцентировать внимание на сохранение преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального развития детей.

 

Основными условиями,  необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между музыкальным руководителем и  семьей, являются следующие:

 

►ориентация педагога на работу с детьми и родителями;

 

►изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, их взглядов на воспитание, личностных качеств;

►открытость детского сада семье;

 

Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.

 

  1. Установление первичных контактов, наблюдение, беседы с воспитателем группы, проведение экспресс-опроса , круглого стола  с целью изучения их потребностей.

Важно не только сообщить родителю о том, что Вы планируете , но и узнать, чего он ждет от Вас.  Продумывание содержания и форм работы с родителями.

Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

 

  1. Установление доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка, посредством

сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.

 

Это может быть информация о некоторых особенностях музыкального развития  ребенка, его контактности в общении с Вами и  со сверстниками,  достижениях .  Ознакомление педагога с проблемами семьи .

 

3. Совместное с родителями   формирование  творческой личности ребенка и развитие его музыкальной культуры. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, реализуются направления,  формы сотрудничества.

 

  1. Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьёй.

 

 Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.

«Интерактивный» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:

- обмен опытом; выработка общего мнения;

- формирование умений, навыков;

- создание условия для диалога ,группового сплочения;

- изменения психологической атмосферы.

Основополагающей  задачей педагога в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией, которая включает в себя:

– выявление многообразия точек зрения;

– обращение к личному опыту участников;

– поддержка активности участников;

– соединение теории и практики;

– взаимообогащение опыта участников;

– облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;

– поощрение творчества участников.

Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Таким образом,  «интерактив» - это специальная форма организации взаимодействия с комфортными условиями , при которых каждый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность.

Основные правила (характеристики) «интерактива»:

Все вышесказанное определяет правила  интерактивных форм взаимодействия:

• Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций. Интерактивное общение способствует  развитию личности.

•  Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией /учебной, воспитательной/. Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.

• Успешность применения интерактивных форм   предполагает умение применять полученные знания на практике..

Наиболее распространенные формы интерактивного взаимодействия :

►Семейные клубы. Клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей .

►Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры.Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было.

►Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителями.

Термин «интерактивные игры», подчеркивает два основных признака: игровой характер и возможность взаимодействия.

►Тематические акции  помогают активизировать сотрудничество  в решении актуальных вопросов развития и воспитания детей.                    В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, сформировываются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга.

Совместные праздники и досуги ( тема отдельного семинара)

►Организация открытых занятий

►Интернетобщение ( сайт ДОУ, сайт музыкального руководителя, соцсети), использование ИКТ ( буклеты, брошюры, журналы, диски).

Что мы имеем в итоге ?

- процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в него ;

- диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника решений;  каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение ; формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;

- показателем эффективности  служит   удовлетворенность совместной деятельностью.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ» составила: Сущевская Оксана Геннадьевна музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №26»

Слайд 2

Цель: акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей. С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей). Задача музыкального руководителя : раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.

Слайд 3

Формы работы взаимодействия с семьёй: 1. открытые музыкальные занятия. Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной области

Слайд 5

2.День открытых дверей: 1) Индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка; 2) В сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и умений, приобретённых в музыкальных занятиях в детском саду.

Слайд 6

2. Мастер-классы, занятия-практикумы. 1) приобретение родителями практических навыков музыкального развития (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика ...); 2) с целью знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музицированию с детьми, вооружение родителей основами музыкальных знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра...).

Слайд 8

3. Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми, и взрослыми («День Матери», «День защитника Отечества», «Осенние капустники», «8 Марта»).

Слайд 10

6. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье. Проводятся с целью музыкального просвещения родителей, по темам: «Музыкальное воспитание в семье», «Родителям о музыкальном воспитании», «Советы: музыкальное воспитание», «Как слушать музыку с ребёнком».

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы работы музыкального руководителя с семьей по реализации образовательной области «МУЗЫКА»

«Формы работы музыкального руководителя с семьей по реализации образовательной области «МУЗЫКА»...

Взаимодействие музыкального руководителя с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

Данный материал был презентован на Фестивале педагогических идей по теме "Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС&qu...

Успешные формы взаимодействия музыкального руководителя и семей воспитанников

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. По словам Д. И. Писарева, « … только в молодости человек м...

Программа взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья»

Программа взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников«Музыкальная семья»...

"Формы взаимодействия музыкального руководителя и семей воспитанников"

laquo;Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их  известным педмини...

Взаимодействие музыкального руководителя и педагогов учреждения по реализации задач воспитания и образования воспитанников, имеющих особенности здоровья

Взаимодействие музыкального руководителя и педагогов учреждения в работе с воспитанниками, имеющими особенности здоровья...