Методическая разработка практического занятия "Я - дирижёр" в рамках профориентационной программы "Профитроль"
методическая разработка по музыке (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Павлова Светлана Вадимовна

Данная методическая разработка представляет собой развёрнутый план-конспект профориентационного занятия, направленного на знакомство с музыкальной профессией «дирижёр».
В ходе занятия учащиеся получают представление об особенностях музыкальной профессии "дирижёр", о возможности самореализации личности через творчество, расширяют культурный кругозор в области музыкального искусства, обучаются навыкам коммуникации.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка практического занятия
по программе «Профитроль»

Тема: «Я - ДИРИЖЁР»

(для педагогов дополнительного образования)

Разработчики:

Павлова Светлана Вадимовна –
методист музыкального отдела;
Гамулина Елена Николаевна –
педагог дополнительного образования
Марченко Инна Александровна -
педагог-психолог

2018 год


План-конспект занятия

Цель: знакомство с музыкальной профессией дирижёра.

Задачи:

Обучающие:

  • представление об особенностях профессии дирижёра, о самореализации личности через творчество;
  • обучение основным дирижёрским жестам;
  • обучение навыкам вербальной и невербальной коммуникации как основным способам самовыражения и взаимодействия с окружающими.

Развивающие:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей;
  • коммуникативных умений;
  • улучшение качества общения субъекта с окружающими его людьми, приносящее ему большее удовлетворение от межличностных контактов;
  • актуализация процесса самопознания с целью осознания обучающимися своих возможностей и ресурсов; развитие навыков рефлексии.

Воспитательные:

  • создание в группе атмосферы близости и доверия;
  • создание условий для осознания подростками значения творчества в жизни человека.

Организаторы:

  1. Павлова Светлана Вадимовна – методист, заведующий вокально-хоровой секцией ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района;
  2. Марченко Инна Александровна – педагог-психолог ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района;
  3. Гамулина Елена Николаевна – педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района, Почётный работник общего образования РФ, руководитель хора;
  4. Долгополов Олег Владимирович – концертмейстер ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района;

Материально-техническое обеспечение занятия:

Кабинет, инструмент фортепиано, стулья, мультимедийное оборудование; ноутбук,  стол, ручки, комплекты метафорических ассоциативных карт, шумовые инструменты (бубны, маракасы, флейта, металлофон).

Наглядные и дидактические материалы: афиша, презентация, фото и видео материалы, анкеты, метафорические ассоциативные карты, тексты песен, музыкальные произведения Моцарта («Маленькая ночная серенада), «Менуэт» Г. Генделя, Вивальди «Времена года».

Ожидаемые результаты занятия:

•        личностные результаты: психологическое благополучие личности, включая такие качества, как доброжелательность, способность устанавливать контакт, позитивный взгляд на жизнь, направленность на личностное развитие себя и других;

         •        метапредметные результаты: расширение культурного кругозора, повышение культуры межличностного общения и адекватного поведения в социуме.

•        предметные результаты: получение новых знаний из области музыкального творчества, получение опыта позитивного взаимодействия в группе.

Методы отслеживания результативности:

  • наблюдение за проявлением у учащихся активности, инициативности на занятии и фиксация в листе наблюдений
  • анкетирование учащихся;
  • анализ результативности в Дневнике профессионального самопознания.

Продолжительность занятия: 3 академических часа.

технологическая карта занятия

Название этапа, цели

Формы и методы

Виды деятельности учащихся

Содержание этапа

1. Подготовительный этап

Подготовка к работе, введение в тему.

Наблюдение, опрос

Педагог-психолог проверяет готовность учащихся к занятию

Учащиеся демонстрируют готовность к занятию

Упражнение на создание творческой атмосферы

Разминочное упражнение «Дирижер оркестра»

Групповая работа

Педагог-психолог предлагает участникам выбрать одну или несколько метафорических ассоциативных карт, которые ассоциируются с настроением. Каждый участник группы выбирает карту. Далее учащиеся по очереди рассказывают о своем настроении с помощью метафорических карт.

Ведущий поднимает или опускает руки, участники аплодируют. Чем выше (ниже) руки, тем громче (тише) участники хлопают в ладоши Далее один из участников может выполнить роль ведущего (дирижера оркестра).

2. Основной.

Представление темы занятия.

Презентация. Рассказ.

Ведущий рассказывает об истории и особенностях профессии дирижёра.

Представление гостя.
Знакомство с дирижёром хора, педагогом дополнительного образования Гамулиной Е.Н.

Презентация. Рассказ. Беседа. Демонстрация фото и видео материалов.

Участники слушают, задают вопросы.

 Педагог-дирижёр рассказывает о своём творчестве.

3. Профессиональная проба.

Групповая работа: дирижирование, исполнение песен, ролевая игра «Оркестр и дирижёр»,

упражнение «Дирижер»

Участники осваивают основные дирижёрские жесты (ауф-такт, дирижирование на 2 доли, звуковедение), исполняют песни, играют на шумовых инструментах, слушают музыкальные произведения и применяют полученные знания в практике дирижирования оркестром.

Педагог-дирижёр показывает основные дирижёрские жесты, разучивает с участниками песни.
Педагог-психолог закрепляет приобретенные навыки посредством арт-терапевтических практик.

4. Заключительный этап и подведение итогов. Обратная связь и пожелания участников занятия.

Рефлексия.

Заполнение анкет.

Ведущий предлагает участникам заполнить анкеты и поделиться своими впечатлениями о занятии.


Ход занятия

Ведущий: Здравствуйте, друзья! Сегодня мы познакомимся с удивительной и интересной музыкальной профессией.

Слайд 1 - ЗАСТАВКА

Кто невежливый такой:
Повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами.
Не приучен он к порядку
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это… (дирижёр)

Слайд 2 - ПРОФЕССИЯ-ДИРИЖЕР.

Обычные люди, далекие от классической музыки, не всегда понимают, чем именно занимается этот человек в смокинге, машущий руками перед старающимися сыграть как можно лучше музыкантами. Тем не менее, ни один оркестровый концерт без этого участника не обходится.

Представьте оркестровую яму, музыканты… Каждый настраивает свой инструмент, оркестр гудит, звуки издаются, но эту какофонию музыкальным произведением не назовешь. Каждый дудит и играет свое. Но вот появляется человек. Легкий взмах руки и все заиграли стройно и слаженно.

Да, такова роль дирижера. Следить, чтобы все музыканты оркестра играли согласно нот, и более того, играли так, как дирижер трактует замысел композитора. Дирижер - голова оркестра, а музыканты - как части тела, если можно выразиться образно.

Слайд 3 - КТО ТАКОЙ ДИРИЖЁР.

Слово "дирижер" - слово французского происхождения и обозначает оно - направлять, руководить.

Дирижер - руководитель оркестра или хора. Он вместе с музыкантами занимается разучиванием произведения. Во время исполнения, он показывает, какому инструменту и где нужно вступать, с какой силой играть. Дирижер задает темп, убыстряет его. Одним словом, он направляет весь ход его исполнения и как бы вкладывает в него свою душу.

Слайд 4 - ИЗ ИСТОРИИ ДИРИЖИРОВАНИЯ.

Согласно историческим источникам, еще в 709 г. до н.э. Ферекид из Патр, известный в Древней Греции как «Задаватель ритма», управлял группой из восьмисот музыкантов золотым жезлом, поднимая и опуская его и добиваясь, чтобы музыканты начинали одновременно и все могли держаться вместе.

До XIX века обязанности современного дирижёра исполнял один из участников ансамбля (как правило, скрипач или клавесинист), который во время игры ударами смычка, специального жезла, кивками головы и т. п. отсчитывал такт (метр) исполняемого сочинения и указывал моменты вступления отдельных инструментов.

Впоследствии (примерно на рубеже XVIII—XIX веков) эти обязанности перешли к специальному лицу — дирижёру, выполняющему их движением рук и дирижёрской палочки.

 

Слайд 5 - ИНСТРУМЕНТЫ ДИРИЖЁРА.

Перед дирижером на специальной подставке (пульте или пюпитре) лежит партитура, где расписаны партии каждого инструмента оркестра.

У дирижеров оркестра как правило,  в правой руке находится специальный инструмент (дирижерская палочка).

Этот инструмент был не всегда, создал его великий дирижер Л. Шпор только в 19 веке. До этого времени в руках у дирижера находилась довольно большая и увесистая палка, которой он стучал по сцене, отбивая ритм. Оркестр ориентировался на стук и не сбивался с ритма и темпа. Кроме того, дирижер стоял спиной к музыкантам, а лицом к зрительному залу. В то время концертные залы посещали только самые знатные люди, поэтому поворачиваться к ним спиной считалось крайне неприличным и неуважительным. Все изменилось в начале 19 века.

Великий музыкант, исполнитель и дирижер Р. Вагнер, на премьере своего произведения повернулся лицом к оркестру (в этот день он держал в руках дирижерскую палочку, а не палку).

 С этого момента искусство дирижирования стало развиваться, появилась целая система знаков, при помощи которых дирижер «давал указания» музыкантам. Крупнейшими дирижерами, которые развивали искусство дирижирования, были Вагнер, Лист, Берлиоз, Рахманинов. Зал был возмущен, этот поступок вызвал настоящий скандал, тем не менее, за Вагнером последовали все дирижеры, так как такое положение позволяло лучше управлять игрой музыкантов.

Слайд 6, 7, 8 -  МАСТЕРСТВО ДИРИЖЁРА.

От мастерства дирижера зависит качество звучания хора или оркестра. Взмах дирижерской палочки и музыканты становятся единым целым. Музыканты видят дирижера насквозь и чувствуют малейшие нюансы его настроения.

Слайд 9 - РОЛИ ДИРИЖЁРА.

  1.  «Проводник».

Во многих языках слово «дирижер» звучит как «кондуктор» или «проводник» Что же, что-то общее есть, ведь каждый слушатель ухом воспринимает музыку, а смотрит на то, что делает дирижер, и через этот зрительный образ происходит визуальная связь, своеобразный мост между нашими глазами и мелодическими ощущениями. Иногда от пульта просто невозможно отвести взгляд, это зрелище завораживает.

  1. «Человек-метроном».

 «Весь долг дирижера состоит в его способности всегда указывать правильный темп», - так сказал Рихард Вагнер, который сам владел в совершенстве этой профессией, а также был великим композитором.

  1. «Интерпретатор».

Профессия дирижера состоит в воплощении в жизнь партитуры. Для этого в качестве инструмента он использует свое собственное понимание произведения и выражает его посредством индивидуального языка жестов. Он как бы «лепит» музыкальную линию, подчеркивает нюансы и отдельные музыкальные элементы, управляя музыкантами, и, по сути, многое создает заново. Эти процессы, как правило, выражаются левой рукой. В то время как у всех дирижеров есть некоторые общие жесты, большинство величайших из них обладают собственным уникальным стилем. Валерий Гергиев шевелил пальцами, выражая характер музыки, сам он объяснял эту манеру тем, что был пианистом.

Слайд 10 - ЧТО НЕБХОДИМО ДИРИЖЁРУ.

  • Умение слушать: 

«Лучшие дирижеры - лучшие слушатели»  - утверждает Том Сервис, журналист, писатель.

Для дирижера важно понимать музыку глубже обычных людей.

  • Много знать: из истории, литературы, биографии авторов, технические характеристики инструментов, особенности звучания голосов.
  • Быть организатором, лидером: «Вы должны навязать свою волю - не силой, но вы должны быть в состоянии убедить людей в правильности вашей точки зрения!» - сказал Пьер Булез, легендарный композитор и дирижер.
    Главная задача дирижера - увлечь музыкантов, повести за собой.
    Оркестр, хор — это команда. А в команде должен быть лидер, который возьмет на себя всю ответственность.
  • Музыкальное образование: музыкальная школа или студия. Затем - среднее специальное учебное заведение - музыкальное училище , колледж, либо  высшее – академия, консерватория, музыкально-педагогический институт, университет культуры. Будущий дирижер может выбрать  две специальности «Хоровое дирижирование» или «Дирижирование оперно-симфоническим оркестром».
  •  А что, кроме музыки? Дирижерам необходимы музыкальный инстинкт, интуиция и врожденная музыкальность, призвание к профессии.

Слайд 11-16 - ВЫДАЮЩИЕСЯ РОССИЙСКИЕ ДИРИЖЁРЫ.

Евгений Александрович Мравинский (1903-1988) — великий российский дирижер, педагог, народный артист СССР, профессор Ленинградской консерватории. В течение пятидесяти лет (1938—1988) возглавлял Заслуженный коллектив России - Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.

Евге́ний Фёдорович Светла́нов (1928 — 2002) — советский и российский дирижёр, композитор и пианист. Народный артист СССР (1968). Герой Социалистического Труда (1986). Лауреат Ленинской премии (1972) и Государственной премии СССР (1983).С 1965 по 2000 год был художественным руководителем и главным дирижёром Государственного академического симфонического оркестра СССР (с 1991 года — России).

Ю́рий Хату́евич Темирка́нов (род. 10 декабря 1938, г. Нальчик) — советский и российский дирижёр, педагог, профессор. В 1965 году дебютировал в Ленинградском малом театре оперы и балета (ныне Михайловский театр). С 1976 по 1988 годы ― художественный руководитель и главный дирижёр театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский театр). После кончины Е. А. Мравинского в 1988 году стал художественным руководителем и главным дирижёром Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. С этим коллективом дирижёр работает и сегодня. 

Владимир Иванович Федосе́ев (род. 5 августа 1932, Ленинград, СССР) — российский дирижёр, педагог, профессор. Художественный руководитель и главный дирижёр Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского с 1974 года (ныне Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского), которым руководит до наших дней. Ведёт активную концертную деятельность, выступает с ведущими симфоническими оркестрами мира Народный артист СССР (1980). Лауреат Государственной премии СССР (1989) и Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1970).

Влади́мир Теодо́рович Спивако́в (род. 12 сентября 1944, Уфа, Башкирская АССР, РСФСР, СССР) — советский и российский дирижёр, скрипач, педагог. Народный артист СССР (1990)[1]. Лауреат Государственной премии СССР (1989). Лауреат Государственной премии России (2012). Художественный руководитель и главный дирижёр Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», президент Московского международного Дома музыки.

Вале́рий Абиса́лович Ге́ргиев (род. 2 мая 1953, Москва, СССР) — советский и российский дирижёр. Художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра с 1988 года, главный дирижёр Мюнхенского филармонического оркестра, с 2007 по 2015 годы возглавлял Лондонский симфонический оркестр. Декан факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета. Председатель Всероссийского хорового общества. Народный артист Российской Федерации (1996]. Герой Труда Российской Федерации (2013). Трёхкратный лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993, 1998, 2016) и премии Правительства РФ (2015). Почётный консул Люксембурга в Санкт-Петербурге.

Влади́мир Никола́евич Ми́нин (р. 1929) — советский и российский хоровой дирижёр, хормейстер, педагог. Народный артист СССР (1988). Лауреат Государственной премии СССР (1982). Начинал учиться в Ленинградском хоровом училище. В 1945 году окончил Московское хоровое училище.1945-1950: учёба в Московской консерватории у В. Г. Соколова, одновременно в 1949-1950 - хормейстер Государственного академического хора СССР. В 1972 году по инициативе Владимира Минина, работавшего в то время ректором Государственного музыкального педагогического института имени Гнесиных, из студентов и педагогов вуза был создан камерный хор, художественным руководителем и главным дирижёром которого он является до сих пор.

В 1973 году хор был преобразован в профессиональный коллектив, известный сегодня во всем мире как Московский государственный академический камерный хор. Маэстро Минину посвящали свои произведения выдающиеся композиторы современности: Георгий Свиридов  (кантата «Ночные облака»), Валерий Гаврилин (хоровая симфония-действо «Перезвоны»), Родион Щедрин (хоровая литургия «Запечатленный ангел»), Владимир Дашкевич (литургия «Семь зарниц Апокалипсиса»); а Гия Канчели доверил Маэстро премьеру в России четырёх своих сочинений. В 2013 Маэстро Минин был избран Председателем Московского отделения Всероссийского хорового общества.

Владисла́в Алекса́ндрович Чернуше́нко (род. 14 января 1936) — российский дирижёр, хормейстер и музыкальный педагог. Народный артист СССР (1991). Лауреат Государственной премии РФ (1994). Чернушенко учился в хоровом училище при Ленинградской государственной академической капелле. Окончив консерваторию, выступает как симфонической и хоровой дирижёр. В 1974 году стал художественным руководителем и главным дирижёром Ленинградской академической Капеллы. С тех пор он бессменно руководит этим коллективом уже более 40 лет. Председатель Хорового общества Ленинграда-Санкт-Петербурга (с 1974). Заместитель председателя Всероссийского музыкального общества (с 1983), председатель Ленинградского-Санкт-Петербургского музыкального общества (с 1986). Член Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации (1995—1997)[1]. Первый президент (1997—2000) Санкт-Петербургского Рахманиновского общества, действительный член Академии творчества, академик Петровской академии наук и искусств, член Международного союза музыкальных деятелей, Музыкального общества России, Музыкального общества Санкт-Петербурга. В настоящее время Владислав Чернушенко по-прежнему руководит Санкт-Петербургской академической капеллой и преподаёт в Санкт-Петербургской консерватории. Он является Председателем Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга, членом многочисленных музыкальных и общественных организаций, руководителем и организатором многочисленных фестивалей и других культурных мероприятий в Санкт-Петербурге.

Ви́ктор Серге́евич Попо́в (1934—2008) — хоровой дирижёр, педагог. Народный артист СССР (1989). В 1970 году В. С. Попов создаёт Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения (ныне Российской государственной радиокомпании «Голос России» и становится его художественным руководителем и главным дирижёром. В 1991 году на базе Московского хорового училища имени А. В. Свешникова  Виктор Сергеевич создаёт Академию хорового искусства и становится её ректором.

Георгий Александрович Стру́ве (1932—2004) — композитор, хормейстер, дирижёр, педагог и просветитель, общественный деятель. Народный артист РСФСР (1991), основатель студийного движения в стране, создатель уникальной системы массового обучения музыке и хоровому пению, был Президентом Федерации детских и молодёжных хоров России. В 1959 году на базе хора школы-семилетки пос. Вишняки создал первую в Советском Союзе детскую хоровую студию «Пионерия». Струве — выдающийся педагог, более полувека проработавший с детьми и воспитавший за эти годы более 10 тысяч учеников. Более 400 его учеников стали профессиональными музыкантами, многие из них стали заслуженными артистами, заслуженными работниками образования, культуры, лауреатами международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов. Многие из них продолжают дело Струве и работают с детьми. Струве написал более 200 произведений, большей частью для детей и юношества. Его песни пели и продолжают петь дети России и других стран, многие из них («Моя Россия», «Школьный корабль»).

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГАМУЛИНОЙ Е.Н. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА.

Гамулина Елена Николаевна – педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района, Почётный работник общего образования РФ, руководитель хора; Долгополов Олег Владимирович – концертмейстер ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района;

(выступление сопровождается показом фото и видео материалов)

1) Творческая биография дирижёра
2) Знакомство с основными дирижёрскими жестами (теория и практика)
3) Разучивание песен. Практическое дирижирование.

РОЛЕВАЯ ИГРА «ОРКЕСТР И ДИРИЖЁР».

Педагог-психолог предлагает участникам различные музыкальные инструменты на выбор. Ребята выбирают музыкальные инструменты (бубны, маракасы, флейта, металлофон и т.д.) и исполняют на них различные музыкальные ритмы. Таким образом, формируется оркестр. Далее из числа участников выбирается дирижер, и начинает управлять оркестром с помощью жестов, усвоенных на занятии. Дирижер может задавать темпоритм,  последовательно и одновременно жестами приглашать музыкантов с нужными для его мелодии инструментами к исполнению.

По желанию каждый может попробовать себя в роли дирижера – управлять импровизированным оркестром в соответствии со своим музыкальным ритмом.

Анализ упражнения: Какие трудности возникали в процессе выполнения этого упражнения, и что помогало их преодолевать? Ваши впечатления от роли музыканта оркестра и дирижера оркестра, что больше понравилось, в чем особенности каждой роли?

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ДИРИЖЕР»

Инструкция для Ведущего:

1) Пожалуйста, встаньте так, чтобы около вас было свободное пространство. Начните с того, что красиво вытянитесь, подняв руки высоко над головой, как будто вы пытаетесь достать потолка. Встаньте на носки и потянитесь еще выше… Отлично. А теперь снова встаньте на полную ступню, раскиньте руки в стороны на высоте плеч, удлиняя в воображении каждую руку сантиметров на пять… Отлично.

2) Сейчас вы услышите музыку, и каждый из вас должен будет представить себе, что он дирижер. Представьте также, что перед вами расположен оркестр.

Начинает звучать музыка. Теперь вы композитор, создавший эту музыку. Дирижируя, вы можете закрыть глаза, чтобы полностью сосредоточиться на том, как звучит сочиненная вами пьеса. Постарайтесь по-новому услышать звучащую мелодию, а теперь начинайте двигать кистями рук, как будто вы на самом деле дирижируете оркестром… Отлично. Теперь двигайте и локтями. Позвольте музыке струиться через ваше тело, почувствуйте гордость, оттого что вы сочинили такую удивительную вещь.

А теперь, когда музыка подходит к концу, откройте глаза и аплодисментами поблагодарите воображаемый оркестр.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ И ПОЖЕЛАНИЯ УЧАСТНИКОВ ЗАНЯТИЯ.

АНКЕТИРОВАНИЕ (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА УЧАСТНИКА ЗАНЯТИЯ

  1. С каким дирижерами Вы сегодня познакомились?
    Опишите Ваши впечатления об этих людях и их творчестве.
  2. Что значит быть дирижером?
  3. Какие личностные качества нужны дирижеру для управления оркестром?
  4. Ваши впечатления от роли музыканта оркестра и дирижера оркестра, что больше понравилось, в чем особенности каждой роли?
  5. Какие качества дирижера могут быть применимы в других профессиях?
  6. Каким образом полученный на занятии опыт поможет вам в вашей повседневной жизни?
  7. Что Вы хотели бы пожелать по результатам мероприятия себе, группе, ведущим?

Интернет-источники:

  1. http://fb.ru/post/music/2015/11/3/2618
  2. http://mlife.com.ua/likbez/187-dirigor.html
  3. http://prof.biografguru.ru/about/dirizhor/?q=3000&dp=51
  4. https://ru.wikipedia.
  5. https://summercamp.ru
  6. https://cyberpedia.su/5x23a2.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ПРОФЕССИЯ - ДИРИЖЁР

Слайд 3

Кто такой дирижёр? Дирижёр (от фр. diriger — управлять, направлять, руководить) — руководитель разучивания и исполнения ансамблевой (оркестровой, хоровой, оперной и т. д.) музыки, которому принадлежит художественная трактовка произведения, осуществляемая под его управлением всем ансамблем исполнителей. Дирижер - это мозг и душа оркестра или ансамбля.

Слайд 4

ИЗ ИСТОРИИ ДИРИЖИРОВАНИЯ Согласно историческим источникам, еще в 709 г. до н.э. Ферекид из Патр , известный в Древней Греции как « Задаватель ритма », управлял группой из восьмисот музыкантов золотым жезлом, поднимая и опуская его и добиваясь, чтобы музыканты начинали одновременно и все могли держаться вместе. До XIX века обязанности современного дирижёра исполнял один из участников ансамбля (как правило, скрипач или клавесинист ), который во время игры ударами смычка, специального жезла, кивками головы и т. п. отсчитывал такт (метр) исполняемого сочинения и указывал моменты вступления отдельных инструментов. Впоследствии (примерно на рубеже XVIII—XIX веков) эти обязанности перешли к специальному лицу — дирижёру, выполняющему их движением рук и дирижёрской палочки. Дирижёр оркестра, как правило, держит палочку в правой руке.

Слайд 5

ИНСТРУМЕНТЫ ДИРИЖЁРА Дирижёрская палочка – используется для определения темпа и ритма, указания моментов вступления отдельных инструментов. Движения рук, головы, всего корпуса, мимика - помогают дирижёру указывать характер исполнения музыки.

Слайд 9

Роли дирижёра ЧЕЛОВЕК-МЕТРОНОМ «Весь долг дирижера состоит в его способности всегда указывать правильный темп » Рихард Вагнер ИНТЕРПРЕТАТОР Профессия дирижера состоит в воплощении в жизнь партитуры через свое собственное понимание произведения и выражение его посредством индивидуального языка жестов.

Слайд 10

Что Необходимо дирижёру? Умение слушать: « Лучшие дирижеры - лучшие слушатели » - утверждает Том Сервис, журналист, писатель. Для дирижера важно понимать музыку глубже обычных людей. Много знать: из истории, литературы, биографии авторов, технические характеристики инструментов, особенности звучания голосов. Быть организатором, лидером: «Вы должны навязать свою волю - не силой, но вы должны быть в состоянии убедить людей в правильности вашей точки зрения!» - сказал Пьер Булез , легендарный композитор и дирижер. Главная задача дирижера - увлечь музыкантов, повести за собой. Оркестр, хор — это команда. А в команде должен быть лидер, который возьмет на себя всю ответственность . Музыкальное образование: музыкальная школа или студия. Затем - среднее специальное учебное заведение - музыкальное училище , колледж, либо высшее – академия, консерватория, музыкально-педагогический институт, университет культуры. Б удущий дирижер может выбрать две специальности « Хоровое дирижирование » или « Дирижирование оперно-симфоническим оркестром».

Слайд 11

Каждый человек имеет своё призвание. Талант – это знать его . Ральф Эмерсон - американский эссеист, поэт, философ, пастор, общественный деятель; один из виднейших мыслителей и писателей США.

Слайд 12

ВЫДАЮЩИЕСЯ РОССИЙСКИЕ ДИРИЖЁРЫ Евгений Александрович Мравинский ( 1903-1988) Евге́ний Фёдорович Светла́нов (1928 — 2002)

Слайд 13

ВЫДАЮЩИЕСЯ РОССИЙСКИЕ ДИРИЖЁРЫ Ю́рий Хату́евич Темирка́нов ( род. 10 декабря 1938) Владимир Иванович Федосе́ев ( род. 5 августа 1932)

Слайд 14

ВЫДАЮЩИЕСЯ РОССИЙСКИЕ ДИРИЖЁРЫ Вале́рий Абиса́лович Ге́ргиев ( род. 2 мая 1953) Влади́мир Теодо́рович Спивако́в ( род. 12 сентября 1944)

Слайд 15

ВЫДАЮЩИЕСЯ РОССИЙСКИЕ ДИРИЖЁРЫ Влади́мир Никола́евич Ми́нин ( р. 1929) Владисла́в Алекса́ндрович Чернуше́нко ( род. 14 января 1936)

Слайд 16

ВЫДАЮЩИЕСЯ РОССИЙСКИЕ ДИРИЖЁРЫ Ви́ктор Серге́евич Попо́в ( 1934—2008) Георгий Александрович Стру́ве ( 1932—2004)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практических занятий

Методическая разработка практических занятий по дисциплине "Организация оценки земли и имущества" для студентов 3 курса специальности 120714 "Земельно-имущественные отношения"...

Методическая разработка практического занятия № 2 по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) по теме Расчет расхода муки с учетом ее влажности, определение выхода готовых изделий. для специальности 260502 Технология про

Методическая разработка практического занятия № 2 по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) по теме Расчет расхода муки с учетом ее влажности, определени...

Методическая разработка практического занятия "Маска, кто ты?" в рамках профоориентационной программы "Профитроль"

Данная методическая разработка представляет собой развёрнутый план-конспект творческой встречи с автором-исполнителем Астапчик С.А. и знакомства с жанром авторской песни....

Методическая разработка Мастер- класса в рамках профориентационной работы «Город мастеров» по профессии 15.07.09.02 Сварщик

Цели мастер – класса: • Образовательная: формирование устойчивого интереса к профессии «Сварщик», формирование современной мотивации к труду, профессиональному росту. • Развивающая: развитие творче...

Методическая разработка практического занятия. Комплексное использование ИТ. Зачетное занятие

Название УД ИнформатикаСпециальность ФармацияКурс II Группа 321Тема занятия Комплексное использование ИТ. Зачетное занятиезанятия Контроль знаний и умений...