Работа над техникой в младших классах
методическая разработка по музыке на тему

Одним из способов развития пианистических навыков учащегося является систематическая работа над гаммами. Гаммы, различные виды арпеджио, аккорды – это основные технические формулы, наиболее часто встречающиеся в нотной литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_soobshchenie.docx43.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ВСЕВОЛОЖСКОГО РАЙОНА»

Методическое сообщение

«Работа над техникой в младших  классах».

Преподаватель фортепиано Никольская Ольга Константиновна.

     Вот и пришло время, когда мы учителя музыкальных школ и школ искусств начали обучать всех желающих. Антон Рубинштейн писал: «Инструментальная музыка – самый близкий друг человека, даже еще больший, чем родители, братья и сестры, друзья и т.д. Особенно заметно это ее качество в горе. Из всех инструментов фортепиано особенно этому отвечает. Вот почему я считаю обучение на фортепиано благодеянием для человека и даже хотел бы принудительно включить его в общеобразовательную программу, но разумеется лишь в смысле возможного самоудовлетворения, а совершенно не для того, чтобы использовать это в обществе».

     Чтобы обучать детей и обеспечить им успех и радостные воспоминания, педагог прикладывает массу энергии, знаний, умений и навыков,  педагог на уроке усердно творит, придумывает, «играет». Здесь вспоминаются слова Р.Шумана: «Слово «играть» - очень хорошее, так как игра на инструменте должна быть тем же, что и игра с ним. Кто не играет с инструментом, тот не играет на нем». А начинаем мы занятия с очень простых пьес, которые состоят из одной – двух – трех нот. Сначала  в игре участвует третий, позже второй, и, наконец, четвертый палец, постепенно в игру включаются чередующие второй, третий, четвертый пальцы, а позже первый и пятый. Все первые пьесы исполняются non legato. Нецелесообразно переходить к игре legato прежде, чем ребенок не научится правильно опираться на каждый палец. Когда у учащихся вырабатывается естественное погружение разных пальцев в клавиатуру, можно переходить к игре legato.

     Освоение этого приема лучше начинать на основе аппликатурной формулы Ф. Шопена, которая предлагает наиболее естественную постановку руки на клавиатуре: 1  и 5 пальцы на белых клавишах, 2 – 3 – 4  - на черных.

Сначала эту позицию следует осваивать, играя приемом non legato, а затем связывать по два и больше звуков, добиваясь певучего, объединенного слухом и движением руки,  звучания. И после того, как ученик овладел первоначальными навыками игры legato, можно приступить к ознакомлению с гаммами.

     Одним из способов развития пианистических навыков учащегося является систематическая работа над гаммами. Гаммы, различные виды арпеджио, аккорды – это основные технические формулы, наиболее часто встречающиеся в нотной литературе. Овладение ими облегчает разучивание самых различных музыкальных произведений, освобождая ученика от необходимости каждый технический эпизод изучать заново. Однако в каком количестве, в каких дозах их играть? Здесь следует вспомнить высказывание Р.Шумана: «Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но есть много людей, которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы за техническими упражнениями. Это приблизительно то же самое, что ежедневно произносить азбуку и стараться делать это все быстрее и быстрее. Употребляй свое время с большей пользой». Чтобы заинтересовать учеников гаммой, надо начинать их на песенной основе.

Например, всем известная песенка «Как под горкой под горой»

(«Как под горкой, под горой,

Торговал старик золой»)

дает возможность запомнить звучание нижнего тетрахорда мажорной гаммы и научит подкладывать первый палец правой руки.

Песенка «Белка»  

(«Скачет белка. Скок да скок.

Что за маленький зверек!»)

 знакомит со звучанием верхнего тетрахорда гаммы и учит подкладывать 1 палец левой руки.

В песенке «Я гуляю» - восходящая гамма. Ученик  обучается перекладыванию 3 пальца в левой руке.

(«Я гуляю во дворе, Вижу домик на горе»).

 А в песенке «Шаги» - нисходящая гамма в партии правой руки.

     А можно позже поиграть «в один присест» все гаммы по кругу каждой рукой отдельно (позже  - двумя) на две октавы с остановками на каждой тонике.

     Аппликатурная логика – как на ладони. А если еще и с закрытыми глазами?! Когда ученик прочно усвоит на слух строение мажорных гамм,  можно будет переходить на минорные.

     Для облегчения игре трезвучиями можно использовать песенку «Листопад»:


(«Листопад! Листопад! Листья желтые летят»).

     Или поиграть как «фанфары», сочинив к ним текст.

    Запомнить аппликатуру хроматической гаммы поможет игра «Фокусник». Фокусник разрезал ленту на куски, а потом соединил их.

 

     В младших классах работа над техникой должна быть как можно интересней и увлекательной. Все это в дальнейшем поможет в работе над этюдами. И, тем не менее,  темп у каждого ученика будет свой! И излишняя озабоченность преподавателя об увеличении темпа игры у учащегося толкает лишь на конфронтацию с ребенком. Уместно высказывание американского психолога Эда Ле: «Если я вам скажу, что вам надо наложить шины на ноги семимесячному малышу, чтобы научить его ходить раньше, чем это сделает природа, вы мне скажете, что я сошла сума… Всему свое время».

      Садовник, выращивая дерево, не тянет его за ветки вверх, а просто поливает, подкармливает его и ждет. Вот и мы не должны форсировать или сдерживать темп роста ученика, так как он у каждого свой!

Список методической и нотной литературы.

1. Баренбойм Л. «Путь музицирования».

2. Левин И. «Основные принципы игры на фортепиано».

3. Щапов А. «Некоторые вопросы фортепианной техники».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над техникой и манерой исполнения движений с целью развития артистичности обучающихся.

Открытый урок народного танца в хореографическом ансамбле «Калинка»    Цели: Помочь учащимся овладеть приемами самовыражения в танце и хорошей техникой выполнения упражнений у палки и н...

Мастер-класс по выполнению работы в технике граттаж "ВЛЮБЛЁННЫЙ КОТ"

Работы в технике граттаж весьма интересны. Этой техникой очень увлекаются и с удовольствием занимаются дети разного возраста. Данный мастер-класс может быть использован на уроках труда и технологии, а...

"Работа над техникой"

реферат на тему "Работа над техникой - Развитие начальных технических навыков в классе баяна."-...

Работа над техникой чтения на немецком языке на начальном этапе обучения

Формирование навыков чтения, дан ряд упражнений для учеников,...

Методическая работа «Работа над техникой в общем процессе занятий пианиста»

Среди музыкантов – педагогов давно утвердилась истина: техника – средство, а не цель. Однако неправильное понимание этой бесспорной истины приводит к ошибочным выводам о второстепенности р...

«Овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. Работа над техникой стойки игрока, передвижениями на площадке с мячом и без, поворотами на месте, передачами мяча в парах на месте и в движении. Повторение способов обводки соперников. Совер

Пополнение знаний учащихся в области баскетбола.Комплексное развитие быстроты, координационных и кондиционных способностей.Овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями, при соблюдении...

13.04.20 Дистанционная работа. 2 год обучения. Группа № 1. Работа в технике «Изонить»

История возникновения техники изонить.Изонить (первоначальное название техники – «ниточная графика» или «ниточный дизайн») – это графическое изображение, особым обр...