Работа над полифонией
методическая разработка по музыке на тему

Как добиться, чтобы ученик реально услышал сочетание двух голосов? Как сделать более доступным понимание полифонии? С какого класса необходимо давать пьесы полифонического склада? На чем необходимо соредоточить внимание при работе над полифонией?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа над полифонией18.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУДО «ДШИ Всеволожского района пос.им. Морозова»

Методическое сообщение на тему:

«Работа над полифонией».

Преподаватель: Никольская О.К.

26.05.2016г.

    К работе над полифонией нужно приступать с первых месяцев обучения ребенка. Вначале обучение протекает преимущественно на образцах наиболее легких полифонических обработок народных песен, а также на полифонических пьесах, этюдах и различного рода упражнениях (например, сборники Е.Гнесиной «Фортепианная азбука», «Маленькие этюды для начинающих»).

    При работе над полифонией важно добиться, чтобы ученик реально услышал сочетание двух голосов. С этой целью полезно сыграть ему первые наиболее простые изучаемые образцы полифонии, попеть и поиграть вместе с учеником, когда один голос исполняет ученик, а другой голос – педагог. Конечно, хорошо, если в классе два инструмента, т.к. полезно поиграть оба голоса одновременно, верхний на одном, нижний на другом фортепиано. Это придает большую рельефность голосам.

    Для того, чтобы ребенку сделать более доступным понимание полифонии, полезно прибегать к образным аналогиям и использовать программные сочинения, в которых каждый голос имеет свою образную характеристику. Примером пьесы такого рода может служить «Пастухи играют на свирели».

   Двухголосная подголосная полифония в этой пьесе становится особенно доступной ученику благодаря программному названию. Ребенок может легко представить здесь два плана звучания – как бы игру пастуха и маленького пастушка – подпаска, подыгрывающего на маленькой дудочке взрослому пастуху. Эта задача обычно увлекает ученика.

    Но не только на ранних этапах обучения, но и в дальнейшем, при изучении более сложных произведений, необходимо добиваться того, чтобы ученик с самого начала как можно лучше услышал в произведении полифоническое сочетание. Если два голоса проходят одновременно в партии одной руки, можно порекомендовать ученику поиграть вначале эти построения двумя руками – таким путем ему будет значительно легче добиться нужной звучности и станет ясней цель работы. Этим способом полезно поучить, например, трудные сочетания голосов в «Маленькой прелюдии» Баха g-moll. После того, как полифоническое задание будет осознано и нужное сочетание голосов, по возможности, ясно услышано, следует поработать над отдельными голосами. Сосредоточив внимание на каждом голосе, можно лучше уяснить его развитие доступным пониманием полифонии. Полезно прибегнуть к образным аналогиям, используя программные сочинения, в которых каждый голос имеет свою образную характеристику. Можно самому педагогу придумать слова или брать народные песни – известные, со словами, чтобы ребенку было легче воспринимать мелодию.

    Не только на ранних этапах обучения, но и в дальнейшем, при изучении уже более сложных произведений, необходимо добиваться того, чтобы ученик с самого начала как можно лучше услышал требуемое полифоническое сочетание. После того, как полифоническое задание будет осознано и нужное сочетание, по возможности, ясно услышано, следует поработать над отдельными голосами. Сосредоточив внимание на каждом голосе, можно лучше уяснить не только его развитие в целом, но и во всех деталях. Необходимо добиться, чтобы ученик смог сыграть каждый голос сначала и до конца вполне закончено и выразительно. На это необходимо обратить внимание, так как значение работать над голосами учениками нередко недооценивается. Эта работа проводится формально и не доводится до той степени совершенства, когда ученик действительно может исполнить отдельно каждый голос как самостоятельную мелодическую линию. Причем, постараться исполнить и на инструменте и голосом.

    Если ученик сумеет правильно и интонационно чисто исполнить каждый голос отдельно, а еще лучше спеть дуэтом с педагогом, то можно считать – большая часть работы сделана. Основное требование при этом – внимательным образом слушать, чтобы была достигнута нужная звуковая цель,  и не оказался утраченным характер каждой мелодической линии. Этого можно добиться только при помощи пропевания голосов, а еще лучше – петь один из голосов, в то время как другие исполняются на инструменте. Обычно ученики с интересом относятся к этой задаче и с удовольствием ее выполняют. Систематическое изучение в классе полифонических сочинений таким путем способствует развитию полифонического и гармонического слуха. Иногда полезно поучить два голоса, играя поочередно в каждом из них только те отрезки, которые должны преобладать по смысловому значению при двухголосном исполнении. При наличии двух или трех голосов (в старших классах в основном) целесообразно поработать не только над сложными мелодическими линиями, но и над каждой парой голосов. Так, например, при трехголосном изложении полезно отдельно поучить верхний и средний, верхний и нижний, нижний и средний голоса. Когда вся ткань полифонического произведения будет таким образом разучена и ученик сможет выразительно играть все голоса одновременно, необходимо, чтобы он время от времени проигрывал отдельные голоса и наиболее трудные в полифоническом отношении сочетания. В первую очередь те, где в партии одной руки проходят два или несколько голосов. Без этого обычно с течением времени возникают неточности в голосоведении. Очень полезно проигрывать все голоса, сосредоточивая свое внимание на каком-нибудь одном из них.

    Очень важно приучить ученика к самоконтролю, чтобы он научился слушать себя и уметь управлять звуком сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока, работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.

ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока педагога Тураевой Е.Н.  в классе фортепиано. Место проведения: кабинет музыкиДата проведения: 31.10.2011 г. Тема урока:    работа над п...

Методическая разработка "Развитие музыкального слуха учащихся ДМШ в работе над полифонией в фортепианном классе"

Развитие слуха как одна из важнейших целей обучения игре на любом музыкальном инструменте – таково кредо современной музыкальной педагогики. Активизация слуха учащегося являла...

Методическая разработка открытого урока по теме: «Работа над полифонией с учащимися в ДМШ и ДШИ в процессе изучения произведений И.С.Баха»

Цель урока:·        Развитие полифонических навыков.Задачи урока:·        Обучить основным  навыкам поэтапного разбора ...

Методические рекомендации "Работа над полифонией в младших классах на примере нескольких пьес из сборника "Нотная тетрадь А.М.Бах"

В данной работе приведены некоторые рекомендации по разбору и исполнению пьес учениками в ДШИ и ДМШ....

О развитии навыков работы над полифонией

О развитии навыков работы над полифонией...

методическая работа" Работа над полифонией в классе баяна"

Что такое полифоническое произведение? Как работать над  таким произведением на начальном этапе обучения....