Модель урока по музыке 6 класс "Преобразующая сила музыки Л.В. Бетховена"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Ильина Юлия Александровна

Конспект урока  по проамме Д.Б. Кабалевского"Преобразующая сила музыки" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_6_bethoven.docx24.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

6 класс.

Тема I полугодия: «Преобразующая сила музыки».

Тема урока: Преобразующая сила музыки Л.В. Бетховена.

Художественно-педагогическая идея урока: «В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего!» (Софокл)

Цель урока: Показать, как музыка может воздействовать на человека, поддерживая в людях надежду на победу.

Задачи урока.

Образовательные.

  • Через характер музыки раскрыть образ композитора, как личности.
  • На примере оперетты И. Штрауса «Летучая мышь»  обратить внимание ребят на то, как музыка может воздействовать на человека, поддерживая в людях надежду на победу.
  • На примере песни «Ты – человек» Е. Крылатова и симфонии №5 Л.В. Бетховена проанализировать образ мужественного героического человека.

Развивающие.

  • На основе материалов урока развивать у учащихся умение анализировать, размышлять, делать выводы.

Воспитательные 

  • Через знакомство с музыкальными произведениями Л.В. Бетховена и Е.Крылатова  воспитывать любовь к своей земле, своему народу, воспитывать патриотов своей страны.

Методы, применяемые на уроке:

  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод размышления о музыке;
  • метод диалога;
  • метод обобщения.

Технологии:

  • технология проблемного обучения;
  • технология художественно-образного преподавания;
  • технология развивающего обучения.

Музыкальный материал

Оборудование

1. Симфония №5 Л.В. Бетховен (экспозиция)

- портрет Л.В. Бетховена;

- CD;

- слайды:

  • «Юлиус Фучик в камере»;
  • «обложка книги «Репортаж с петлёй на шее»»;
  • «Юлиус Фучик улыбающийся»;

- книга «Репортаж с петлёй на шее»;

2. Е. Крылатов «Ты – человек!»

- плакат с текстом песни;

- хрестоматия дополнительного песенного материала 4-7 классы (2001г.)

3. Е. Крылатов «Мы маленькие дети»

- плакат с текстом песни

Ход урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята.

 Любое музыкальное произведение – это звуковое письмо, которое оставил нам композитор. Письмо, в котором он делится с нами самым сокровенным, своими радостями и горестями. И если мы будем внимательно слушать это звуковое письмо, то по характеру музыки сможем определить характер человека, который её написал.

Итак, давайте послушаем звуковое письмо, которое было написано более 200 лет назад.

В.- Послушайте и подумайте, каким перед нами предстаёт человек, написавший эту музыку?

(звучит симфония № 5 Л.В. Бетховена)

В.- Каким перед нами предстаёт человек, написавший эту музыку? Какой он по характеру?

0.- Сильный, мужественный, борец.

0.- Эмоциональный, энергичный, целеустремленный.

Учитель: Имя этого композитора – Л.В.  Бетховен. 

(показать портрет Л.В. Бетховена)

Посмотрите, ребята, какими мы с вами оказались тонкими психологами. Как чутко мы уловили характер этого человека. Это отражается даже на его внешности. Обратите внимание, какой у него волевой подбородок, целеустремлённый взгляд. Как гордо он поднял голову.

Мы сказали о том, что Бетховен был мужественным, решительным, сильным духом человеком. И именно эти черты характера помогли ему преодолеть те трудности, которые встречались на его жизненном пути. С самого раннего детства жизнь Бетховена – это сплошные удары судьбы.

Музыкальный дар у Бетховена проявился достаточно рано. Его отец, который тоже был способным музыкантом, тяжко болел алкогольной зависимостью. К таланту сына о отнёсся как к новому источнику доходов. Принуждением и побоями он заставлял 4-х летнего ребёнка часами просиживать за фортепиано (по 14-16 часов в день). Несмотря на это мальчик не утратил любви к музыке и к 12-ти годам свободно играл на клавесине, скрипке и органе.

А в 22 года – новый удар судьбы, – потеря самого дорогого, самого близкого ему человека –  матери.  

В 26 лет Бетховен почувствовал первые признаки глухоты. Страшной болезни для любого человека, но вдвойне страшной для музыканта.

К 30-ти годам полностью потерял слух. Был близок к самоубийству.

И ещё одна трагедия музыканта и человека – его одиночество. Не было семьи, не было рядом любимого человека, который согрел бы его душу теплом своей души.

И всю свою боль, своё самое сокровенное он мог доверить только музыке.

Я сыграю вам два музыкальных фрагмента, две музыкальные интонации.

В.- Подумайте и скажите, в какой интонации выражена личность композитора, а в какой – «удары судьбы»?

(звучит тема вступления (образ композитора) и тема гл. партии

 («удары судьбы») симфонии № 5 Л.В. Бетховена)

В.- В какой интонации мы слышим «удары судьбы»?

0.- Во второй интонации.

В.- Почему вы так думаете?

0.- Музыка грубая, злая, давит на человека.

Учитель: И в самом деле, музыка очень тяжёлая по характеру, давящая. Судьба пытается сломить человека, поставить его на колени. Сам Бетховен так охарактеризовал эту тему: «Так судьба стучится в дверь».

В.- Куда движется мелодия? (В исполнении учителя ещё раз звучит тема вступления). 

0.- Вниз.

Учитель:  Совершенно верно. И человек как бы принимает на себя эти удары. Они предназначаются именно ему.

В.- Но удаётся ли судьбе «поставить» человека на колени?

(в исполнении учителя звучит тема гл. партии).

0.- Нет.

В.- Куда движется мелодия?

0.- Вверх.

Учитель: «От тьмы – к свету, через борьбу к победе!»

Это девиз Бетховена. Посмотрите, небольшая интонация раскрывает перед нами образ самого Бетховена. Не случайно один композитор сказал: «В интонации спрятан человек». 

В.- Какой же это человек?

(в исполнении учителя звучит тема гл. партии).

0.- Скромный, стеснительный и в тоже время волевой, решительный.

Учитель: И всё это отражается в его музыке. Бетховену музыка помогла обрести себя. А через 130 лет музыка Бетховена «протянула руку» помощи чешскому журналисту, писателю Юлиусу Фучику.

(учитель показывает слайд «Ю. Фучик – улыбающийся»)

Это был жизнерадостный человек, человек «с большим сердцем». И когда враги напали на его Родину, он не смог остаться в стороне и принял активное участие в борьбе против фашизма. Когда же гитлеровская армия захватила Чехословакию, Юлиус Фучик был арестован и, после долгого заключения в одиночной камере, казнён.

(учитель показывает слайд «Ю. Фучик – в камере»)

Несмотря на это, даже будучи в застенках гестапо, этот человек не падает духом.  Не переставая работать, он пишет книгу обо всём, что происходит вокруг него, о тех людях, с которыми ему довелось здесь встретиться.

(учитель показывает слайд, на котором изображён титульный лист книги «Репортаж с петлёй на шее»)

В. – Как вы думаете, почему «с петлёй на шее»?

О.- Потому что он был обречён на смерть.

    Учитель: Совершенно верно. Он был обречён на смерть. Петля как бы невидимо была накинута на его шею, только осталось её затянуть.  Никто не знал, когда это произойдёт: через час, два, сегодня, завтра или через несколько месяцев.

Юлиусу Фучику удалось переправить свои записи на свободу. Сейчас я зачитаю вам фрагмент из этой книги:

«Узник и одиночество – эти понятия принято отождествлять. Но это великое заблуждение. Узник не одинок. Тюрьма – это  большой коллектив и даже самая строгая изоляция не может никого оторвать от коллектива, если человек не изолирует сам себя. В тюрьме братство порабощённых подвергается особенно тяжкому гнёту, но этот гнёт сплачивает и закаляет людей, обостряет их восприимчивость. Для этого братства стены – не преграда: ведь и стены живут и говорят условными стуками…

Сегодня 1 мая 1943 года. И дежурит тот, при ком можно писать. Ура!… Утренний привет из соседней камеры: оттуда выстукивают 2 такта из Бетховена, сегодня торжественнее, настойчивее, чем обычно, и стена передаёт их в тоже ином, необычном тоне…»

В.- Что  это за два такта из Бетховена, которые поддерживали дух заключённых? И разве можно простучать музыку?

0.- Это два такта из вступления симфонии.

Учитель: Давайте вместе с вами под музыку простучим эти два такта из Бетховена.

(дети простукивают ритм темы вступления)

 Вы видите ребята, какой силой воздействия обладает музыка, в данном случае музыка Бетховена. Как она «протянула руку» помощи, оказалась другом, помогла в самые страшные минуты жизни.

 Мне бы хотелось, чтобы вы запомнили Юлиуса Фучика  человеком, которого всегда наполняла радость, согревающая всех, кто с ним соприкасался. Давайте ещё раз послушаем эту замечательную музыку.

В.- Подумайте, ребята, в какой момент своей жизни вы бы обратились к музыке Бетховена?

(звучит симфония № 5 Л.В. Бетховена)

(Ответы детей разные. Но все они сходятся в одном: эта музыка помогла бы им обрести уверенность в самые трудные минуты их жизни).

Учитель: Вот видите, ребята, не случайно вы обратились бы к музыке Бетховена в самые трудные минуты своей жизни. Сам он был человеком мужественным, и это отражено в его музыке.

И мне вспоминаются слова древнегреческого философа Софокла: «В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего!» Эти слова характеризуют и Бетховена и Ю. Фучика, и перекликаются со словами из песни современного композитора Евгения Крылатова:

«Но ты человек, ты и сильный и смелый,

Своими руками судьбу свою делай,

Иди против ветра, на месте не стой,

Пойми, не бывает дороги простой!»

(слушание песни в исполнении учителя)

В.- О чём поётся в этой песне?

0.- О том, что только от самого человека зависит, как сложится его жизнь.

Давайте, исполним эту песню так, чтобы чувствовалось оптимистическое начало.

(исполнение песни «Ты – человек!»)

Учитель: Песня эта была написана Евгением Крылатовым для х/ф «Приключения Электроника».

А мы с вами уже знакомились с песнями из этого х/ф.

(учитель играет начальную интонацию песни «Мы маленькие дети»)

Учитель: Обратите внимание, ребята, как интонация песни может изменить ваше настроение. Мне бы хотелось, чтобы вы сохранили его как можно дольше.

(исполнение детьми песни «Мы маленькие дети»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ «ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА МУЗЫКИ»

Согласно А. Кирхеру, психотерапевтические возможнос­ти музыки заключались в ее посредничестве между музыкой сфер и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле.О лечебных с...

Конспект и презентация к уроку музыки «Преобразующая сила музыки».

Тема урока: Преобразующая сила музыки.Тип урока: комбинированный.Цель урока: Формировать знания детей о преобразующей силе музыки.На уроке решались образовательные, воспитательные и развивающие задачи...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...

Преобразующая сила музыки Бетховена

Преобразующая сила музыки Бетховена...