КОНСПЕКТ УРОКА ПО СОЛЬФЕДЖИО В 3 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»
план-конспект урока по музыке на тему

Кунафина Наталья Валерьевна

Цель урока: Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально-теоретичеких дисциплин и музыкальной практикой учащихся.

Задачи урока:

Обучаюшие:

  1. Повторить и закрепить теоретические сведения
  2. Ввести новую терминологию
  3. Освоить новые метроритмические формулы
  4. Закрепить  навыки целостного анализа музыкального текста
  5. Сформировать навыки семантического анализа музыкального текста

Развивающие:

  1. Развивать музыкальное мышление
  2. Развивать ладовые ощущения
  3. Развивать навыки ориентирования в тональности

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение работать в группе
  2. Воспитывать творческую активность
  3. Повышать исполнительскую  грамотность учащихся

 

Тип урока: комбинированный

 Оборудование:  музыкальный  инструмент  (фортепиано),  нотный материал, задания  на доске, тестовые задания, схемы,  карточки интервалов,  наглядные  пособия  (кубики трех цветов),  цветные магниты,  мелки, шумовые инструменты (бубен, ложки).

Методы и методические  приемы обучения:  анализ, сравнение, обобщение, исследование,  наглядно-демонстрационный  (схемы, задания на доске), частично поисковые, игровые,  ролевые игры  (проблемные ситуации).

Формы работы с учащимися:  диктант, слуховой анализ,  чтение с листа, анализ музыкального текста, вокально-интонационные упражнения, упражнения  на фортепиано, творческое задание,  игры,  практические задания, интонационный этюд.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrashchenie_trezvuchiy.doc880.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

«Федоровская детская школа искусств»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО СОЛЬФЕДЖИО

В 3 КЛАССЕ

«ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

подготовила

       преподаватель музыкально – теоретических дисциплин

Кунафина Наталья Валерьевна

г.п. Федоровский

2012

Цель урока: Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально-теоретичеких дисциплин и музыкальной практикой учащихся.

Задачи урока:

Обучаюшие:

  1. Повторить и закрепить теоретические сведения
  2. Ввести новую терминологию
  3. Освоить новые метроритмические формулы
  4. Закрепить  навыки целостного анализа музыкального текста
  5. Сформировать навыки семантического анализа музыкального текста

Развивающие:

  1. Развивать музыкальное мышление
  2. Развивать ладовые ощущения
  3. Развивать навыки ориентирования в тональности

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение работать в группе
  2. Воспитывать творческую активность
  3. Повышать исполнительскую  грамотность учащихся

Тип урока: комбинированный

 Оборудование:  музыкальный  инструмент  (фортепиано),  нотный материал, задания  на доске, тестовые задания, схемы,  карточки интервалов,  наглядные  пособия  (кубики трех цветов),  цветные магниты,  мелки, шумовые инструменты (бубен, ложки).

Методы и методические  приемы обучения:  анализ, сравнение, обобщение, исследование,  наглядно-демонстрационный  (схемы, задания на доске), частично поисковые, игровые,  ролевые игры  (проблемные ситуации).

Формы работы с учащимися:  диктант, слуховой анализ,  чтение с листа, анализ музыкального текста, вокально-интонационные упражнения, упражнения  на фортепиано, творческое задание,  игры,  практические задания, интонационный этюд.

План урока

  1. Организационный момент
  2. Вхождение в тему
  3. Объяснение нового материала
  4. Закрепление нового материала
  5. Чтение с листа, анализ музыкального текста
  6. Подбор баса к мелодии
  7. Интонационный этюд
  8. Музыкальный диктант
  9. Слуховой анализ
  10. Подведение итогов. Рефлексия
  11. Домашнее задание

Ход урока

I.Организационный момент (1 минута)

Приветствие учителя, эмоциональный настрой учащихся

- Я рада вновь видеть вас. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

II Вхождение в тему (3 минуты)

Цель: повторение ранее изученного материала, формулировка темы урока

Участники: все учащиеся

Необходимые материалы: презентация (кроссворд на слайде).

Проведение: учитель предлагает ученикам разгадать кроссворд, в выделенных клетках «появится» тема урока.

Вопросы кроссворда:

По вертикали:

1.Перенос нижнего звука на октаву вверх

3.Расстояние от одной сильной доли до другой

5.Нота на второй линейке в скрипичном ключе

8.Момент расчленения в музыке

9.Название I ступени лада

По горизонтали:

2.Динамический оттенок

4.Название интервала

6.Знак, при помощи которого записывается музыкальный звук

7.Силовое выделение звука

9. Аккорд из трех  звуков, расположенных по терциям

10.Интервал, который делит октаву пополам

D:\нотные фрагменты\Кроссворд.JPG

После разгадывания кроссворда педагог формулирует тему урока

III.Объяснение нового материала (8 минут)

Цель: научиться выполнять обращение трезвучий, овладеть новой терминологией

Участники: все учащиеся

Необходимые материалы: разноцветные кубики, магниты на доске, схемы

Проведение: учащиеся выполняют  практические задания на доске и в тетрадях, следуя указаниям педагога.

  • Обращение  -  это действие,  при  котором  «вершина» становится «основанием»,  а «основание» -  «вершиной», перенос нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз.  

   Здесь педагогу с помощью цветных магнитиков можно показать на доске варианты перемещения звуков при выполнении обращений, после чего выясняем, что интервал имеет одно обращение.

D:\нотные фрагменты\17.jpg

   -Ребята, давайте выясним, а сколько обращений имеет трезвучие? Для этого нам понадобятся разноцветные кубики. Представим, что каждый из кубиков – это соответствующий звук трезвучия. Чтобы было более понятно, обозначим кубики цифрами:

  • 1 (прима) – кубик красного цвета
  • 3 (терция) - кубик синего цвета
  • 5 (квинта) – кубик зеленого цвета

  - Далее выполним перемещения: нижний кубик переставляем вверх, остальные кубики  (звуки) остаются на месте и наоборот, верхний кубик – вниз, остальные кубики  (звуки) остаются на месте.

- У нас получились  следующие варианты перемещений (схемы №1,2).

А) вверх:

5                   1                      3

3                   5                      1

1                   3                      5

Б) вниз:

5                  3                     1

3                  1                     5

1                  5                     3

  Таким образом, выясняем, что в результате перенесения одного из звуков трезвучия на октаву вверх или вниз, как в интервалах, образуются два новых аккорда (обращения), состоящие из тех же звуков, но расположенных в другом порядке.

   - Итак, делаем вывод: количество обращений всегда на одно меньше, чем общее количество звуков.  Например,  у созвучия из двух звуков  одно обращение,  из трех –  два,  из четырех  –   три  и. т. д.

  - А сейчас давайте переведем цифры на кубиках в ноты и выпишем на доске тоническое трезвучие с обращениями в тональности До-мажор и других пройденных тональностях, подписав обозначения (к доске приглашаются ученики по желанию, остальные работают в тетрадях):

D:\нотные фрагменты\14.jpg

-  Подумайте, как отличить данные аккорды друг от друга, ведь все они содержат  три звука?

- Вам подскажут  интервалы, которые образуются между средними и крайними звуками (схема №3)

  • в трезвучии - 3+3 (терция + терция,  крайние - квинта)
  • в первом обращении - 3+4(терция + кварта, крайние – секста)
  • во втором - 4+3 (кварта + терция, крайние - секста).

D:\нотные фрагменты\9.jpg

   -Делаем вывод: в составе обращений появляется новый интервал «чистая кварта», расположенная или сверху или снизу, между крайними звуками образуется интервал «секста».

-Запоминаем названия обращений:

  • первое обращение – секстаккорд (Т6)
  • второе обращение – квартсекстаккорд (Т64)

 IV. Закрепление нового материала (7 минут)

Цель: закрепить полученные навыки в различных видах деятельности

Участники: работа парами,  тройками, хором все учащиеся

Необходимые материалы: инструмент (фортепиано), нотный материал,  нотная запись на доске, цветные мелки.

Проведение: упражнение на фортепиано, вокально-интонационные упражнения, игровое задание

 - Построим на фортепиано обращения тонического трезвучия  в тональности Ми-бемоль  мажор,  поиграем ими  в разных ритмах (работа парами за инструментом в разных регистрах):

D:\нотные фрагменты\12.jpg

или вот так:

D:\нотные фрагменты\10.jpg

-Далее интонируем хором обращения тонического трезвучия, выписанные на доске.  Вспомните, многие из вас  играют это упражнение на своих инструментах, и называется оно «короткое арпеджио»:

D:\нотные фрагменты\16.jpg

Игра «Разноцветные аккорды»

-А теперь давайте  немного отдохнем и поиграем. Правила игры: к доске приглашаются трое учащихся, которым раздаются цветные мелки. Каждому из них предлагается в выписанной на доске аккордовой последовательности найти и раскрасить

  • трезвучия – красным цветом
  •  секстаккорды – синим цветом
  • квартсекстаккорды – зеленым цветом

Побеждает тот, кто быстрее и правильно справится с заданием. Желаю удачи!

         Т53       Д64       Т6        S53       S6        Д53     Д6          Т53

D:\нотные фрагменты\11.jpg

           

V.Чтение с листа, анализ музыкального текста (5 минут)

Цель: закрепить навыки целостного анализы музыкального текста, развитие вокально-интонационных навыков

Участники:  индивидуально, хором (все учащиеся)

Необходимые материалы: инструмент (фортепиано), нотный материал  Проведение:    после предварительного анализа учащиеся сольфеджируют  нотные примеры с тактированием.

- В качестве примеров для чтения с листа мы с вами обратимся к старинным западно - европейским танцам контрдансу и гавоту. Но сначала совершим небольшой экскурс в историю:

  • Веселый галоп родился в Германии около 400 лет назад, в переводе означает «хорошо бежать», исполняется в стремительном темпе со скачками.
  • Контрданс родился в Англии как народный хороводный танец, стал популярным, попав на бал, отличается более свободными движениями, его могли танцевать все присутствующие.

D:\нотные фрагменты\8.jpg

Предварительный этап работы:

  • сольмизация примеров, с тактированием,  выявление цезур
  • определение тональности (Ре мажор, Соль мажор)
  • определение размера (две четверти)
  • особенности мелодического рисунка (движение по  аккордам)
  • особенности ритмического рисунка (ритмические группы с шест-

надцатыми длительностями)

  • определение жанровой основы (танцевальная)
  • опредление синтаксического строения (анализ фраз по буквам)

     (а+в+а+с, а+в+а+в1, в23+а+в5)

  •  форма (квадратный период повторного строения, простая двухчастная репризная)

    После предварительного анализа поем с листа хором всей группой и индивидуально  (цепочкой  по фразам).

D:\нотные фрагменты\7.jpg

V. Подбор к мелодии функционального баса (4 минуты)

Цель: развитие творческих навыков, ладовых ощущений учащихся

Необходимые материалы: нотный материал для групповой работы.

Участники:  все учащиеся, индивидуально за инструментом

Проведение: учащиеся выполняют задания, следуя предложенной инструкции

-Следующее наше задание – творческое.  Для начала давайте вспомним основные правила подбора баса:

  • басовый голос более спокойный
  • ровные длительности должны подчеркивать характер мелодических оборотов
  • где оборот мелодии устойчивый  – в сопровождении звучит тоника (Т)
  • где оборот мелодии неустойчивый – доминанта (Д)

   Ваша задача, пропеть мелодию галопа внутренним голосом, определить какие фразы  мелодии звучат устойчиво, какие – неустойчиво, расставить обозначения функций Т  и Д.

 -Далее проигрываем мелодии с основными звуками Т и Д в аккомпанементе

\

D:\нотные фрагменты\7.jpg

VI .Интонационный этюд «Танцевальный конкурс» (5минут)

Цель: формирование семантических представлений учащихся

Необходимые материалы: нотный материал для групповой работы, шумовые инструменты (бубен, ложки)

Участники:  2 солистов, 2 группы учащихся

Проведение: учащиеся выполняют творческие задания, предложенные педагогом.

 -Ребята, музыковед Б.Асафьев назвал музыку «искусством интонируемого смысла», имея в виду присутствие в музыкальном тексте устойчивых оборотов с закрепленными значениями (в том числе, наиболее часто повторяемые ритмические обороты), которые конкретизируют смысловую значимость текста и его содержание. Даже в самых простых мелодиях широко распространены повторяющиеся устойчивые обороты с закрепленными значениями. В детской музыке это могут быть интонационно-ритмические формулы пластического происхождения (фигуры «шага», «бега», «притопа» и.т.д.), которые возникли  в жанрах старинной танцевальной музыки.

   В музыкальном тексте галопа вы услышите ключевые интонации, которые озвучивают основные фигуры танца: «бег подскоками» (1- 2 тт.), фигура «притопа» (т.4).

   Эти две ключевые интонации могут принадлежать разным героям. В нашем исполнительском сценарии они будут служить характеристикой героев ролевой игры «Танцевальный конкурс».

   На веселом празднике танцоры решили показать свое мастерство и начали выступать по очереди. Сначала свое мастерство показал первый танцор, затем второй, завязался диалог: «вопрос - ответ» (2т.+2т.). Получилось что-то вроде конкурса – состязания.

Порядок игровых действий:

Делим мелодию на две смысловые реплики и распределяем их между участниками сцены: т.1-2 – 1 танцор, т.3-4 – 2 танцор

Исполняем в разном составе:

  • сольфеджируя голосом (2солиста, хором)
  • чередуя реплики в разных регистрах фортепиано (нижний – 1 танцор, верхний -2 танцор) с инструментальным сопровождением фортепиано (функциональный бас)
  • в сопровождении голосов ритмического  остинато (хлопки - 1 танцор, «удары каблуком» - 2 танцор)
  • все это время танцорам помогали музыканты своей ритмичной и непрерывной игрой (удары бубна на сильной доле)

Сюжет второй» Мы танцуем»

  • Меняем  участников сцены и изображаем выступление Девочек (т.1-2) и Мальчиков (т.3-4)
  • Исполняем мелодию в диалоге двух реплик (девочки и мальчики исполняют отдельно каждый свою реплику)
  • Показываем, как танцоры объединяются в пары: т. 9-12 поем хором все вместе
  • Выбираем шумовые инструменты, которые будут звучать на празднике: (бубен, ложки)

D:\нотные фрагменты\7.jpg

VIII. Музыкальный диктант (5 минут)

Цель: развитие ладовых ощущений учащихся

Необходимые материалы: нотный материал для групповой работы, тестовые задания

Участники: все учащиеся

Проведение: учащиеся выполняют задания, следуя предложенной инструкции

   - Перед вами мелодия диктанта с пропущенными тактами и вариантами ответов, ваша задача:

  • прослушать мелодию целиком
  • определить тональность, размер, структуру
  • выбрать правильные номера ответов и вписать их в пропущенные такты

  D:\нотные фрагменты\2.jpg

Варианты ответов:

D:\нотные фрагменты\3.jpg

D:\нотные фрагменты\4.jpg

IX. Слуховой анализ.  Игра «Музыкальный паровозик»

Цель: развитие музыкально-слуховых представлений учащихся

Необходимые материалы: карточки интервалов, фишки

Участники: все учащиеся

Проведение: учащиеся выполняют задания в игровой форме, следуя правилам игры

   А сейчас  мы с вами отправимся в страну «Звуколярию» на музыкальном паровозике. Все превращаются в машинистов. Пассажирами будут интервалы! Я – главный контролер! Поехали!

   Правила игры: после 2-3 проигрываний на фортепиано определить на слух интервалы, выложить на столе карточки с названиями. В конце «путешествия», проходя мимо «вагончиков» с интервалами, педагог выявляет «пассажиров без билетов» и за каждый неверный интервал дает фишку. Того, кто набрал больше фишек, ждет дополнительный вопрос или задание.

XII. Подведение итогов. Рефлексия (1 минута)

Цель: проанализировать выполнены ли задачи урока.

Участники: все учащиеся.

Проведение: учитель предлагает ученикам озвучить, какие задачи выполнены, какие нет, достигнута ли цель урока.

- Наш урок подошел к концу, сегодня мы повторили с вами пройденный материал, узнали новые теоретические термины - названия обращений трезвучий, а также закрепили полученные сведения в виде практических заданий, в игровой форме, проанализировали примеры из нотной литературы. Надеюсь, наш урок прошел плодотворно, мы все хорошо потрудились.

- Давайте вернёмся к цели и задачам нашего урока. Были ли они достигнуты? Выполнили вы задачи, которые ставили перед собой? Что не удалось? Что понравилось? Выберите солнышко, подходящее вашему настроению и просигнальте мне.

На следующем занятии мы продолжим изучение данной темы, более подробно рассмотрим примеры из музыкальной литературы.

XIII. Домашнее задание (1 минута)

  • играть и петь трезвучия с обращениями в тональностях до 3-х знаков
  • галоп и контрданс петь, басы играть
  • придумать сюжет интонационного этюда, разработать исполнительский сценарий

Список образовательных ресурсов:

  1. Первозванская Т. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. Учебник Сольфеджио,3 класс.- Санкт-Петербург: издательство «Композитор», 2006.
  2. Первозванская Т. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. Рабочая тетрадь по Сольфеджио,3 класс.- Санкт-Петербург: издательство «Композитор», 2006.
  3.  Поплянова Е. Чики – брики -  гав: Песни, игры, каноны для уроков музыки и детских праздников, ручные ритмознаки. – Челябинск, 1996.
  4. Федорова Л. Веселое сольфеджио: Учебно-методическое

   пособие для 1-го класса ДМШ / Под общей ред. Л.Н.Шаймуха-

   метовой.- Лаборатория музыкальной семантики УГИИ, 2003

  1. http://www.google.ru/search?q=%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%  8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&hl=ru&newwindow=1&prmd=imvns&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=sWRgT_2_Ac_AtAbag6i7CQ&ved=0CDUQsAQ&biw=1920

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по сольфеджио с учащимися 2 класса ОНИ Тема: Связь сольфеджио с окружающим миром. Преподаватель Путилина Наталья Юрьевна

План-конспект урока по сольфеджио с учащимися 2 класса ОНИ Тема: Связь сольфеджио с           окружающим миром. Преподаватель Путилина Наталья Юрьевна...

Конспект урока по сольфеджио в 2 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла.

Урок по сольфеджио во 2 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла по предлагаемому конспекту проводился в рамках  программы изучения предмета "Сольфеджио" . ...

Конспект урока по сольфеджио в 6 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла.

Урок по сольфеджио для 6 класса ГБОУ СОШ  с углубленным изучением предметов музыкального цикла по предлагаемому конспекту по теме   "Тональность Fis-dur" проводился в рамках програ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО СОЛЬФЕДЖИО В 3 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Цель урока: Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально-теоретичеких дисциплин и музыкальной практикой учащихся.Задачи урока:Обучаюшие:Повторить и закрепить теоретические сведенияВвести новую те...

План - конспект урока по сольфеджио с учащимися 1 класса "Закрепление ритмических групп"

План - конспект урока по сольфеджио с учащимися 1 класса "Закрепление ритмических групп"...

План-конспект урока по сольфеджио во 2 классе + самоанализ урока

План-конспект урока по сольфеджио во 2 классеТема: «Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио с применением инновационных форм работы»...