ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Практическая семантика на уроках сольфеджио в ДШИ»
проект по музыке на тему

Кунафина Наталья Валерьевна

 Данный педагогический проект нацелен на систематическое развитие у учащихся адекватного понимания содержания музыкального произведения и грамотного интонирования текста в процессе креативного взаимодействия ученика с учителем на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ.

Внедрение педагогического опыта проходит на занятиях музыкально-теоретических дисциплин на базе МБОУ ДОД «Федоровская ДШИ» (2009-2013 гг.).

Участники проекта: учащиеся 1-3 классов отделения инструментального исполнительства, возраст 7-10 лет, администрация школы.

 Партнеры - проблемная научно-исследовательская Лаборатория музыкальной семантики Уфимской государственной  академии искусств.

 В основе реализации проекта лежит образовательная программа по предмету «Сольфеджио» для ДМШ (первый  год обучения). Составитель: академик РАЕ, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки УГАИ, Зав. Лабораторией музыкальной семантики Шаймухаметова Л.Н.

Обучение ведется на интонационно-образной основе с применением проблемных ситуаций и ролевых игр в условиях межпредметных связей сольфеджио с фортепиано, ансамблевым музицированием, основами аранжировки и композиции.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ, МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ,

ТУРИЗМА И СПОРТА

АДМИНИСТРАЦИИ СУРГУТСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ФЕДОРОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

                       

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

НА  ТЕМУ:

«Практическая семантика

на уроках сольфеджио

 в ДШИ»

 

                                                                              Автор: Кунафина Наталья

                                                                              Валерьевна, преподаватель  

                                                                              теоретических дисциплин

                                                                              МБОУ ДОД «Федоровская

                                                                              ДШИ», Сургутский район.

                                                                             

                                                       2013 год

«Не должно делать всех музыкантов композиторами,

но необходимо, чтобы каждый мог произнести на языке

                                             своего искусства хотя бы простейшее выражение

своих мыслей»

Б. Яворский

Аннотация педагогического проекта

 Данный педагогический проект нацелен  на систематическое развитие у учащихся адекватного понимания содержания музыкального произведения и грамотного интонирования текста в процессе креативного взаимодействия ученика с учителем на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ.

Внедрение педагогического опыта проходит на занятиях музыкально-теоретических дисциплин на базе МБОУ ДОД «Федоровская ДШИ» (2009-2013 гг.). 

Участники проекта: учащиеся 1-3 классов отделения инструментального исполнительства, возраст 7-10 лет, администрация школы.

 Партнеры - проблемная научно-исследовательская Лаборатория музыкальной семантики Уфимской государственной  академии искусств.

 В основе реализации проекта лежит образовательная программа по предмету «Сольфеджио» для ДМШ (первый  год обучения). Составитель: академик РАЕ, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки УГАИ, Зав. Лабораторией музыкальной семантики Шаймухаметова Л.Н.

Обучение ведется на интонационно-образной основе с применением проблемных ситуаций и ролевых игр в условиях межпредметных связей сольфеджио с фортепиано, ансамблевым музицированием, основами аранжировки и композиции.

Обоснование необходимости проекта 

Преподавание в детских музыкальных школах, школах искусств (и это признанный факт) формализовано и «заакадемизировано». Оно все более утрачивает творческий и современный характер, а, следовательно, и истинный смысл массового обучения детей. Дети уходят из музыкальных школ в век компьютерных игр», ими быстро утрачивается интерес к формам музыкальных занятий, требующих усилий и долгосрочного тренинга. Эта тенденция приобретает все более массовый характер: многие районные и периферийные  школы теряют контингент и свое влияние на развитие творческих качеств детей. А это уже социальная проблема.

Парадоксы образовательной системы – отрыв теории от практики, нескоординированность информации с деятельностью вызывают негативные последствия, особенно в области инструментального исполнительства. Это значит, что при  достаточно прочных академических теоретических знаниях и общей технической подготовленности учащихся наблюдается отсутствие понимания стилистики и семантики музыкального текста, неумение расшифровать смысловую сторону музыкальной интонации, воспроизвести художественно адекватную сторону сочинения (не говоря уже о свободном музицировании и импровизации), ставших большой педагогической проблемой.

Причина этой «болезни»  уже давно диагностирована теоретиками и практиками музыкознания: узкограмматическая ориентация в преподавании теоретических дисциплин, где интонационно – смысловые категории не находят достаточного применения.

Главное объективное противоречие существующей практики обнаруживается, таким образом, между академическим профессиональным (узкоцеховым) подходом к обучению и его несоответствием задачам массового музыкального образования, во многом связанным с практикой бытового, домашнего, творческого музицирования.  

Современная педагогика и музыкальная наука требуют от учителя иного: органичного включения информации в творческую деятельность для обучения детей навыкам музыкально-речевого высказывания. Последнее крайне необходимо для усвоения музыкального языка, поскольку ни один язык не может быть полноценно осмыслен вне навыков устной речи. При этом развивается не только слух память, но и столь необходимое в искусстве творческое воображение.

Известно, что креативная работа с музыкальным текстом в проблемных ситуациях и на основе применения межпредметных связей, наряду с созданием творческих композиций и аранжировок (вариаций, переложений для разных инструментальных ансамблей, транскрипций, обработок), является эффективным способом развития творческого воображения и мышления. Это давно доказано всей практикой мирового художественного процесса: вспомним традиции любительского музицирования в Европе и России XVII-XIX вв.

В вопросах интерпретации музыкального текста и расшифровки смысловой стороны интонации приоритетное место принадлежит работам академика Б.В. Асафьева, который впервые обнаружил в музыке «явление общезначимых интонаций» и сформулировал одну из основных задач музыкальной семантики: «включать их в свободное музицирование и импровизацию».

Ключевой эмблемой подобной установки становится известное высказывание Б.Яворского, вынесенное в эпиграф к проекту. Рассказать или пересказать (переизложить) на музыкальном языке и в устной речи увиденное, услышанное, прочувствованное – одна из важнейших творческих и одновременно дидактических задач предмета сольфеджио на современном этапе, которая фактически не решается из-за отсутствия специальных технологий работы с текстом, направленных к этой цели.

И с этой точки зрения наиболее перспективным становится системный (семиотический) подход, разработанный в Лаборатории музыкальной семантики Уфимской государственной  академии искусств и представляющий собой новую технологию творческой работы с музыкальным текстом - не только с позиций грамматики, фонетики и синтаксиса, а с точки зрения  поэтики, семантики и стилистики.

В результате работы, направленной на содержательный анализ музыкального произведения, происходит насыщение и обогащение мысленных и слуховых представлений учащихся о выразительных возможностях музыкального текста произведения. Целью можно считать поиск и нахождение новых интонационно-выразительных решений в содержании исполняемой музыки, грамотное и творчески активное прочтение смысла музыкального произведения. И если, по словам В.Гюго, «человеческое общество, мир, весь человек находятся в алфавите», то важная часть содержания музыкального произведения находятся в смысловых структурах текста, в его интонационном словаре.

Наиболее актуальным видится внедрение практической семантики на начальном образовательном этапе, когда формируются первичные представления о музыкальной речи. Ученик получает возможность видеть графику нотного текста не только с позиций грамматики музыкального языка (тональности, размеры, интервалы, аккорды, ритм), но и с точки зрения содержательных признаков текста, в котором присутствуют образы предметного мира, действуют и переживают различные настроения герои и персонажи. Последние обнаруживаются в тексте через ключевые интонации – семантические фигуры.

Первичные навыки расшифровки сюжетной основы наиболее результативны в предмете «Сольфеджио», где учащиеся получают не только теоретические сведения о том или ином музыкальном явлении, но и активно включаются в интонирование элементов музыкального языка разными способами – пением или игрой на фортепиано.

Новое научно-методическое направление под названием «Практическая семантика на уроках сольфеджио в ДМШ», разработанное профессором, доктором искусствоведения УГАИ Шаймухаметовой Л.Н  апробировано во многих российских учебных заведениях и является частью общероссийского инновационного проекта «Креативное обучение в ДМШ», успешно внедряемого  с 2008 г. в школах России. Методика инновационного подхода в изучении музыкального языка представлена целым рядом учебников и пособий, разработанных в ЛМС УГАИ под руководством профессора Л.Н.Шаймухаметовой.

Составная его часть, предлагаемая  в нашем проекте,  представляет собой первый этап - модель локального включения нового научно-методического направления под названием «Практическая семантика на уроках сольфеджио» в учебный план и программу 1 года обучения  академической дисциплины «Сольфеджио» ДШИ.

В основе реализации проекта лежит авторская программа по предмету «Сольфеджио» для ДМШ (первый год обучения) Шаймухаметовой Л.Н.

Цель проекта – формирование семантических представлений учащихся в процессе кретивного  взаимодействия ученика с учителем  на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ.

Задачи проекта: 

  1. Апробировать авторскую образовательную программу по «Сольфеджио» для ДШИ (первый год обучения) и проанализировать результаты применения;
  2. Сформировать первичные семантические представления учащихся в рамках программы 1 класса по предмету «Сольфеджио»;
  3. Сформировать основные навыки креативного взаимодействия учащихся с музыкальным текстом;
  4. Повысить интерес учащихся к изучению теоретических дисциплин.

Выдвигается следующая проектная идея (гипотеза) – формирование

семантических представлений  учащихся в процессе креативной работы ученика и учителя в младших классах ДШИ даст возможность развития воображения учащихся, понимания ими содержательно-смысловой стороны музыкального произведения, повысит мотивацию к творческой деятельности.

Предмет проекта – процесс формирования семантических представлений учащихся в процессе  креативной работы ученика и учителя в младших классах ДШИ.

Объектом воздействия  являются семантические представления  учащихся.

Комплекс условий для реализации проекта

Для реализации локального учебного проекта в контексте общероссийского проекта «Креативное обучение в ДМШ», педагогу потребуется изучение специальной информации по теме «Инноватика в музыкальном образовании», прохождение курсов повышения квалификации ЛМС УГАИ по указанной тематике, приобретение учебно-методического обеспечения.

Преимущества проекта «Практическая семантика на уроках сольфеджио в ДМШ» как составной части проекта  «Креативное обучение в ДМШ»  заключаются в следующем:

- российский проект «Креативное обучение в ДМШ» полностью адаптирует новую семантическую концепцию к практической работе в детских образовательных учреждениях и предоставляет в возможность приобретения и тиражирования авторской продукции;

- в распоряжение школ района предоставляется готовое учебно-методическое обеспечение проекта в полном объеме: учебники, учебные пособия по предмету, рабочие тетради, а также эксклюзивные образцы инновационных методических разработок  межпредметных связей и проблемных ситуаций в русле указанного семантического направления  (Приложение №1);

- в помощь педагогам в 2011году создана Электронная научная библиотека, где можно получить в расширенном виде образцы учебных пособий, методических разработок и рабочих тетрадей для младших и средних классов ДШИ. Электронный адрес библиотеки ЛМС находится на официальном  сайте: www.Lab-MS.narod.ru

Авторская образовательная  программа и ее учебно-методическое обеспечение выполнены в русле теории музыкального содержания и построены на принципах практической семантики. Учащиеся осваивают устную музыкальную речь и основы музыкального языка в условиях ролевых игр через активную творческую деятельность. Они приобретают навыки чтения и записи не только по правилам музыкальной грамоты (грамматики музыкального языка), но и по законам семантики путем расшифровки семантических фигур.

Цель программы - формирование семантических представлений учащихся начального этапа обучения в условиях совместной работы ученика и учителя в младших классах ДШИ через изучение интонационной лексики (ключевых интонаций).

Задачи программы:

  1. Сформировать первичные семантические представления учащихся;
  2. Сформировать основные навыки креативного взаимодействия учащихся с музыкальным текстом;
  3. Повысить интерес учащихся к изучению теоретических дисциплин;
  4. Укрепить межпредметные связи теоретических дисциплин и музицирующей практики.

Основу  образовательной  программы составляют учебные пособия, представленные двумя изданиями, рекомендованными Министерством культуры РФ:

  • Шаймухаметова Л.Н., Исламгулова Р.Х. Музыкальный букварь в играх, загадках, картинках. – Уфа, 2000 (имеет гриф Министерства культуры РФ);
  • Шаймухаметова Л.Н. Учимся по «Букварю»: Методические рекомендации.- Уфа, 2005.

Программа адаптирована к условиям «Федоровской ДШИ», ориентирована на контингент обучающихся и особенности образовательного процесса данной школы.

 Программа рассчитана на один год обучения  и реализуется в  рамках урока продолжительностью 1 академический час в неделю. Общее количество часов в год -32 часа.

 Принципы и формы обучения, начатые в 1 классе, могут быть продолжены после изучения «Букваря» по программе 2-го и 3-го года обучения с привлечением ряда пособий Лаборатории музыкальной семантики.

Основными субъектами, вовлеченными в осуществление опыта, и для которых данный опыт предназначен, ежегодно являются учащиеся 1-3 классов инструментального отделения ДШИ (возраст 7-10 лет),  преподаватель музыкально-теоретических дисциплин.

Основная форма занятий – групповая (10-12 человек), мелкогрупповая (4-10 человек).

Формы и методы работы

В программе используются следующие формы обучения: занятие (текущее, итоговое), конкурс, концерт (как разновидность итогового занятия).

Методика работы основывается на активных  методах обучения, стимулирующие интерес к обучению и активизацию творческой деятельности:

  • анализа (слуховой, семантический);
  • практический (интонационные этюды, задания по композиции, задачи на выбор, ансамблевое музицирование);
  • проблемный (создание проблемных ситуаций: «А если бы композитором был я?...», «А если бы редактором был я…?»,«Играем вместе с учителем»);
  • эксперимента (задачи-эксперименты «Знаете ли вы, что получится, если?...)
  • поисковый (поиск ключевых интонаций, диалогических реплик);
  • моделирование (моделирование проблемных ситуаций произнесения текста в различных ситуациях);

 А так же методы стимулирования музыкальной творческой  деятельности  для создания эмоциональной атмосферы на занятиях:

  • метод создания игровой ситуации, который делает образные представления яркими, побуждает детей мыслить, фантазировать (ролевые игры, речевые, музыкальные, ритмические игры, игры-диалоги, игры-загадки, головоломки);
  • метод эмоционального воздействия, для обогащения впечатлений учащихся;
  • метод создания ситуаций успеха, помогающий учащимся создать обстановку раскованности, непринужденности, уверенности в своих силах.

Критерии результативности -  письменные работы учащихся,  решение художественных задач в игровой (письменной и устной) форме, индивидуальные или групповые творческие задания.

В качестве  формы проверки  ЗУН используются открытые занятия, концертные выступления в сольной и ансамблевой форме по итогам года.

Программа построена по тематическому принципу, благодаря которому осваивается целый ряд ключевых интонаций с закрепленными значениями: звуковые сигналы (фанфары, роговые сигналы, колокольные звоны), пластические элементы музыкальной речи (танцевальные ритмоформулы), образы музыкальных инструментов, вербальные элементы музыкального интонирования (просьба, жалоба, восклицание, утверждение и т. п.)  (Приложение №2).

Программа содержит поурочное распределение заданий и дидактического материала (в виде таблиц) со ссылкой на страницы «Музыкального букваря» (Приложение №3)

Достижение вышеизложенных целей и задач возможно при регулярном внедрении в учебный процесс новой формы креативной работы с текстом - практических упражнений (интонационных этюдов и ролевых игр), развивающих навык выявления в музыкальном тексте ключевых интонаций и закрепляющих полученные знания из области теории музыки. Интонационные этюды (ролевые игры) - вид творческой деятельности широко известен в театральном образовании. На раннем этапе его применения  в музыкальном образовании результативность наиболее очевидно проявляется в формировании следующих навыков:

  • расшифровка интонационной лексики (семантических фигур, ключевых интонаций) и содержания произведения;
  • осознание диалогичности музыкального мышления и активное использование в практике устной музыкальной речи;
  • вариативность музыкального мышления;
  • интонирование на интонационно-образной основе;
  • овладение нетрадиционными формами ансамблевого музицирования;
  • активное взаимодействие с первичным авторским текстом: композиторское (обработки, аранжировки, переложения) и исполнительское (создание редакторских версий).
  • Исполнение на сюжетно-образной основе от лица различных героев в различных формах: пластической, речевой, инструментальной, вокальной (сольной, хоровой) и в ситуации ансамблевого музицирования;

Как показал опыт, любой пример из учебника по сольфеджио совместными усилиями педагога и ученика может быть превращен в интонационный этюд.

После анализа семантики, поэтики и риторики, начинается «строительство» вторичного текста – исполнительского сценария. Если определить, кто герой (сколько их,  кто они и где они находятся), можно самостоятельно, без редактора (или ему вопреки) расставить знаки динамики, темпа, и артикуляции, поскольку каждый герой со своим обличьем как-то по-своему произносит вложенные в его уста реплики и через них проявляет свой характер. Такой алгоритм действий вполне универсален, поскольку три указанных кита есть в любых произведениях. Просто произведение – это ребус, загадка, кроссворд, и его тайна открывается не всем, а только пытливым или наиболее одаренным. Поскольку учатся все,  а  интуицией обладают немногие, можно подключить голову и работать с текстом аналитически, расшифровывая с помощью этого навигатора скрытые смыслы произведения. Результат стопроцентный.

Важным компонентом обучения явилась апробация креативной методики разработки интонационных этюдов  и ролевых игр на уроке сольфеджио,  основанной на четком, повторяющемся в любых условиях и на любом материале,  алгоритме методических действий:

  • Определение смысловых структур (ключевых интонаций) мелодии или развернутого текста инструментального сочинения;
  • Нахождение в структуре сочинения диалогов и границ реплик внутри диалогов;
  • Создание вторичного текста (исполнительского сценария),  распределение их между героями – участниками сюжетной сцены

Активное  применение фортепиано на уроках сольфеджио позволяет установить межпредметную связь в освоении законов  смысловой организации музыкального текста. Ведь не всякое изображение персонажа доступно голосу. Во многих случаях его выполнение более результативно средствами фортепиано, в особенности при создании инструментальных quasi-партитур, музыкально-живописных картинок. Параллельно происходит освоение некоторых навыков исполнения – таких, как владение артикуляцией, фонизмом, клавишной природой звука, развитием тембрового слуха.

Распространение позитивных результатов

Итогом занятий по программе явилась презентация навыков креативной работы с содержанием музыкального произведения в различных формах:

  • проведение открытых уроков муниципального и окружного значения (в течение всего периода);
  • проведение конкурса письменных творческих работ учащихся (май 2011 года);
  • проведение конкурса музицирования и импровизации (май, 2012г.);
  • проведение заключительных концертов с участием детей в присутствии родителей, коллег-учителей; (каждый год);
  • участие преподавателя во II Окружном профессиональном  конкурсе преподавателей ДШИ «Ступени к мастерству»  (Диплом Дипломанта, 2012г., г. Сургут);
  • участие преподавателя в конкурсе «Лучший инновационный проект ДШИ Сургутского района (Диплом победителя, сертификат на 100 000 рублей за развитие и успешное внедрение инновационных проектов и программ в ДШИ Сургутского района, 2012г.);
  • участие преподавателя в конкурсе « 1001 идея интересного занятия с детьми» 13-го Всероссийского интернет-педсовета (2013.г).

Методический паспорт  открытых занятий   

Проект

1

Практическая семантика

2

Практическая семантика

3

Практическая семантика

Предмет

Сольфеджио

Сольфеджио

Сольфеджио

Тема

«Развитие творческого начала в младших классах»

«Веселые интервалы»

«Обращение трезвучий»

Класс

1  (7-8лет)

2  (8-9лет)

3  (9-10лет)

Сроки работы

Ноябрь-

декабрь

2010 год

октябрь-

ноябрь

2012 год

Март-апрель

2013 год

Форма работы

урочная

урочная

урочная

Тип урока

урок

применения знаний и умений

обобщающий

комбини-

рованный

Цель:

развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся

презентация  инновационных технологий

укрепление межпредметных связей теоретичеких дисциплин и музицирующей практики

Задачи

Развитие творческого мышления

-Обобщение первичных семантических пред-ставлений учащихся об интервалах;укрепление межпредметных связей сольфеджио с фор-тепиано; -воспитание культуры творческого отношения юного исполнителя к музыкальному тексту.

 

-закрепление

теоретических сведений;

-воспитание творческой ак-тивности;

-формировние первичных семантических представлений

Развитие

навыков

Расшифровка интонационной лексики (семантических фигур)и содержания произведения, интонирование на интонационно-образной основе, владение нетрадиционными формами ансамблевого музицирования, навыками творческого редактирования нотного текста (аранжировки, переложения), навыки проведения ролевых игр и создания системы проблемных заданий.

Место

проведения

«Федоровская ДШИ», класс сольфеджио

ДШИ им. Кукуевицкого, г. Сургут

«Федоровская ДШИ,

малый зал

Результат

Развитие музыкального языка и речи, формирование семантических представлений

Для организации заключительного концерта  по итогам  года  проводился ряд репетиций, где учащимся предоставлялась возможность самим участвовать в составлении программы – выборе репертуара из числа пройденных в учебном году интонационных этюдов. Материалом для выступлений служили наиболее понравившиеся и удачно исполненные в течение года произведения.

Влияние педагогического проекта на развитие учащихся

В процессе функционирования педагогического опыта стало очевидным, что используемые формы работы дают возможность уже на начальном этапе заложить представления о выразительном интонировании, сформировать у учащихся активную жизненную позицию в работе с музыкальным текстом и его содержанием. Интонационный этюд учит детей перевоплощаться в различных героев и высказываться от их имени на музыкальном языке и таким образом,  способствует развитию творческих способностей  учащихся и готовности к созданию принципиально новых идей и продуктов, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Атмосфера сотрудничества, сотворчества, возникающая в результате совместной деятельности учителя и ученика, раскрепощает учащихся на уроке, развивает личностные качества, раскрывает творческий потенциал, позволяет экспериментировать, творить, осмысливать и решать не только исполнительские, но и композиторские задачи самостоятельно. Подобные выступления перед публикой придают детям чувство уверенности в собственных силах, создают ощущение самодостаточности, востребованности в обществе, повышают мотивацию к занятиям творческой деятельностью

Принципы и формы обучения музыкальному языку и речи, начатые в     первом классе, были продолжены мной в программе 2-го и 3-го года обучения. Так, например, одной из нелегких тем по «Сольфеджио» в младших и средних классах ДМШ является изучение  качественных и количественных характеристик музыкальных интервалов. Мной на занятиях систематически включались интонационные этюды и ролевые игры, основанные на музыкальных текстах из детской фортепианной литературы, роль ключевых интонаций в которых выполняли различные интервалы. Систематическое и целенаправленное применение формы креативной работы при освоении ряда тем помогли мне отойти от «сухого» грамматического подхода в освоении музыкального языка, а также скоординировать теоретические знания и слуховые представления учащихся о сложных явлениях музыкального языка и речи.

В период функционирования опыта внедрена в образовательный процесс авторская методическая разработка инновационного профиля «Формирование семантических представлений учащихся в начальных звеньях образовательного процесса» (Кунафина Н.В.,2012 г.), где известная методика была дополнена оригинальными авторскими находками.

Мониторинг результативности

Активность, инициативность учащихся в рамках описываемой деятельности зависят, прежде всего, от мотивации, то есть желания заниматься творческой деятельностью. Ежегодно в период функционирования проекта проводился мониторинг развития интересов младших школьников, осуществлялся входной и итоговый контроль (анкетирование). При определении наличия мотивации к занятиям учитывалось количество положительных и отрицательных ответов, учитывалась характеристика эмоционального настроя. На диаграммах можно увидеть, как меняется мотивация учащихся, занимающихся проектной деятельностью:       

Вывод: Количество учащихся,  с интересом и желанием занимающихся  творческой  деятельностью  в группе  выросло  с 55 %   до

80 % (высокий и средний уровни мотивации). Уменьшилось количество незаинтересованных участников творческой  деятельностью с  45 % до 15 % (низкий уровень учебной мотивации).

Ресурсы

Кадровые ресурсы - специальное образование или дополнительное обучение в направлении изучения возможностей инноватики в музыкальном образовании; компетентность, инициативность, профессиональное мастерство.

Материально-технические ресурсы – наличие оснащенной материально-технической базы (компьютер, презентации, аудио и видео-средства, синтезатор, желательно использование двух фортепиано в обучающей аудитории.

Учебно-методические ресурсы  наличие учебно-методического обеспечения в полном объеме, а также эксклюзивных образцов инновационных методических разработок  межпредметных связей и проблемных ситуаций в русле указанного семантического направления.

Информационные ресурсы: -  получение (очно и дистанционно через интернет) регулярной информации по программе «Музыкальная наука - педагогу-практику», интернет-ресурсы, электронная библиотека ЛМС УГАИ, публикации российского научно-методического вестника «Креативное обучение в ДМШ» (выходит ежеквартально, является подписным изданием «Почты России).

Интеллектуальные (экспертные) ресурсы: – дистанционная научно-методическая поддержка проекта Лабораторией Музыкальной Семантики (адрес центра: lab234nt@yandex.ru), главный научный консультант проекта - доктор искусствоведения, профессор Уфимской государственной академии искусств, Заведующая проблемной научно-исследовательской ЛМС Шаймухаметова  Людмила Николаевна.

Финансовые ресурсы - сертификат победителя конкурса «Лучший инновационный проект детской школы искусств Сургутского района» на 100.000 рублей 

Нормативно-правовые ресурсы – документы регламентирующего характера (приказы, локальные акты)

Организационные ресурсы – график проведения мероприятий, расписание занятий.

 Партнеры: Лаборатория музыкальной семантики Уфимской государственной  академии искусств, администрация школы.

 Целевая аудитория 

Внедрение педагогического опыта проходит на занятиях музыкально-теоретических дисциплин на базе МБОУ ДОД «Федоровская ДШИ», (2009-2013 гг.).

Участники проекта: учащиеся 1-3 классов обучения отделения инструментального исполнительства, возраст 7-10 лет.

План реализации проекта

I этап – организационно-формирующий

Мероприятие

Формы и методы работы

Сроки        

Ответственн-ые

1

Определение состояния проблемы, основных источников информации и  необходимых ресурсов для работы

Самообразование, изучение специальной информации, посещение мастер-классов ЛМС

Сентябрь-октябрь 2008года

Преподаватель теоретических дисциплин

2

 Определение целей и задач, содержания, механизмов реализации проекта

Самоанализ ,методические консультации (дистанционно)

Ноябрь-декабрь  2008года

Преподаватель теоретических дисциплин

4

Определение  методов и средств обучения

анализ креативных методик. методических пособий

Январь-май

2009года

Преподаватель теоретических дисциплин

Зам. директора по АХД

5

Анализ авторской образовательной программы

Календарно –тематическое, поурочное планирование занятий, подбор дидактического материала

Январь-май

2009года

Преподаватель теоретических дисциплин

6

Приобретение учебно-методического обеспечения, изданий и видео материалов инновационного профиля

Предварительный заказ по каталогу в электронном виде и почтовым отправлением

Январь-май

2009года

Преподаватель теоретических дисциплин

7.

Обновление материально-технической базы

Заказ и приобретение

Январь-Май

2009 года

Зам. директора по АХД

II этап – практико-ориентированный

Наименование

Формы и методы работы

Сроки

Ответственный

1

Стартовая диагностика мотивации творческой деятельности

анкетирование

Сентябрь 2009 года

Преподаватель теоретических дисциплин

2

Апробация занятий, направленных на формирование  основных ЗУН  учащихся, используя креативные методы работы

Урочная деятельность

В течение года

Преподаватель теоретических дисциплин

3

Прохождение КПК ЛМС  УГАИ,

курсов методических консультаций

Групповое и индивидуальное обучение

Декабрь 2011года

Декабрь 2012 года

Преподаватель теоретических дисциплин

4

Посещение мастер-классов

Венской летней академии музыки

Групповое обучение

Август 2013

Преподаватель теоретических дисциплин

Презентация авторской методической разработки инновационного профиля

Выступление с методическим докладом на совете школы, в рамках конкурса профессионального

мастерства

Сентябрь-

ноябрь 2012 года

Преподаватель теоретических дисциплин

5

Проведение открытых занятий муниципального и окружного уровня

Презентация навыков креативной работы

Ноябрь 2012 года

Преподаватель теоретических дисциплин

6

Проведение внеклассных мероприятий:

Конкурс музицирования и импровизации, конкурса творческих работ учащихся

Нетрадиционные формы ансамблевого музицирования

Май

2012 года

Преподаватель теоретических дисциплин

III этап – обобщающий

1

Заключительная диагностика мотивации творческой деятельности

 анкетирование

апрель

2013 года

Преподаватель теоретических дисциплин,

Выявление динамики развития творческих способностей учащихся

Мониторинг результативности

май

2013года

Преподаватель теоретических дисциплин, психолог

2

Анализ, обобщение полученных результатов проекта, подведение итогов

Выступление на методическом совете школы

октябрь

2013 года

Преподаватель теоретических дисциплин

3

Презентация результатов

Предоставление

экспертной комиссии педагогического проекта

Ноябрь

2013 года

Преподаватель теоретических дисциплин

10. Ожидаемые результаты, социальный эффект

В ходе реализации данного проекта предполагается получение следующих результатов:

1.Получение  результата-продукта:

- авторская адаптированная образовательная  программа по предмету «Сольфеджио» 1-го года обучения;

- обновленная технология взаимодействия с музыкальным текстом и его смысловыми структурами на основе активного преобразования оригинала-первоисточника – фольклорной мелодии, авторского текста, конкретного сочинения или его фрагментов;

- владение учащимися навыками нетрадиционных инновационных форм деятельности в области свободного музицирования – такими, как интонационный этюд (артикуляция и аранжировка), ансамблевое музицирование (переложения, вариации, транскрипции);

- развитие навыков самостоятельной работы учащихся в области творческого редактирования и интерпретации авторского текста, расширения представлений о возможностях музыки как вида искусства (проблемные ситуации: «Играем вместе с учителем», «Если бы редактором был я…», «Мои первые транскрипции», «Диалоги и ролевые игры», «Музыкальные пазлы» и др.);

- навыки учащихся по чтению и записи музыкального текста в условиях «нескучного сольфеджио»: проведения  ролевых игр и создания системы проблемных заданий, развивающих мышление учащихся (рабочие тетради нового поколения, направленные на овладение ТРИЗ – техникой решения изобретательских задач );

- знание учащимися внемузыкальных компонентов музыкального языка: слово, пластика, движение, точка, линия, рисунок-образ как составляющие музыкального языка и речи (формирование семантических представлений учащихся  на уроках сольфеджио.

- авторская методическая разработка инновационного профиля «Формирование семантических представлений учащихся в начальных звеньях образовательного процесса» (Кунафина Н.В., 2012);

- создание банка данных (печатных и электронных) по инновационным формам обучения в русле указанного семантического направления к предмету «Сольфеджио»;

Получение  результата-эффекта:

  • положительная динамика развития творческих способностей учащихся (творческого мышления, творческого воображения);
  •  повышение уровня учебной и творческой мотивации учащихся;
  • повышение интереса к музыкально-теоретическим дисциплинам;

Внедрение проекта «Практическая семантика на уроках сольфеджио в ДМШ»,  несомненно, станет новой ступенью творческого развития детей в ДШИ Сургутского района. При правильном применении готового продукта   школа  получит устойчивый результат повышенного интереса к музыке, приток новых учеников и стабилизация контингента.

 Перспектива развития проекта 

На очередном этапе реализации проекта возможно предусмотреть:

  • создание авторской программы по «Сольфеджио» (2-й год обучения), а также методических разработок инновационного профиля для практической работы с учениками под руководством специалистов, научного консультанта проекта;
  • переход от локального внедрения в один учебный предмет («Сольфеджио») к системе предметов музицирующего блока («Специальный инструмент», «Ансамбль»), «Музыкальная литература», «Слушание музыки», «Ритмика», что потребует расширения количества участников проекта, приобретения нового комплекса учебно-методического обеспечения, переобучения в системе ФПК нового состава преподавателей;
  • создание в полном объеме базы печатных и электронных учебно- методических пособий, медиа-материалов в русле указанного семантического направления к предметам «Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Слушание музыки».

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Монографии

  1. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика.- М.:Сов. Композитор,1982.
  2. Кон Ю. К вопросу о понятии «Музыкальный язык»//От Люлли до наших дней.- М.:Музыка,1982.
  3. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки.-М.: Композитор,1993.
  4. Медушевский В.В. Музыкальный стиль как семиотический объект.- М.:Музыка.1976.
  5. Медушевский В.В. К проблеме семантического синтаксиса//Сов.  Музыка,1973.
  6. Ручьевская Е.А. Функции музыкальной темы.-  М.: Музыка, 1977.
  7. Тараева Г.Проблемы музыкальной семантики.- М.: Музыка, 1976.
  8. Шаймухаметова Л. Н. «Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы» — М.: Моск. Гос. Ин-т искусствознания, 1999.
  9. Шаймухаметова Л. Н. «Семантический анализ музыкальной темы» — М., 1998.

Учебники и учебные пособия

  1. Грошева С.Е. Музыкальные диалоги и ролевые игры  на уроках сольфеджио. Учебно-методическое пособие для 1-го класса ДМШ. – Уфа, 2005.
  2. Кильдиярова А.Г. Стихи на уроках сольфеджио. Методическое пособие.- Уфа, 2003.
  3. Кудряшов А. Ю. «Теория музыкального содержания: Учебное пособие», Планета Музыки. Санкт-Петербург, 2006.
  4. Федорова Л.И. Веселое сольфеджио: Учебно-методическое пособие для 1-го класса ДМШ. – Уфа, 2003.
  5. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: Уч.пособие. «Лань» Спб.,-2000.
  6. Шаймухаметова Л.Н., Исламгулова Р.Х. Музыкальный букварь в играх, загадках, картинках. – Уфа, 2000.
  7. Шаймухаметова Л.Н. Кириченко П. Интонационные этюды в классе фортепиано: Учебное пособие.- Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГИИ, 2002.
  8. Шаймухаметова Л.Н., Царёва Е.Ю. Играем вместе с учителем. Уч. пособие. Уфа: Лаборатория музыкальной семантики, 2013.

Периодические издания

  1. Внемузыкальные компоненты композиторского текста: сб. ст. / ЛМС. — Уфа: РИЦ УГИИ, 2002.
  2. Вопросы поэтики и семантики музыкального текста: Межвуз. сб. ст. / РАМ им. Гнесиных. — М., 1998. — Вып. 150.
  3. Историко-теоретические проблемы музыкознания: Межвуз. сб. ст. / РАМ им. Гнесиных. — ЛМС., М.,1999. — Вып. 156.
  4.  «Креативное обучение в ДМШ.» Ежеквартальный Научно-методический вестник Лаборатории музыкальной семантики. Отв. ред. сост. Л.Н.   Шаймухаметова. - Уфа: УГАИ, 2008-2013.
  5. Музыкальное содержание: наука и педагогика. — Уфа: РИЦ УГАИ, 2005;
  6. Музыкальный текст и исполнитель: сб. тр. / ЛМС. — Уфа: РИЦ УГАИ, 2004;
  7. Теория музыкального содержания. Программа-конспект для историко-теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов /Сост. В. Н. Холопова.— М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009.— 24 с.
  8. Холопова В. Н. Теория музыкального содержания как наука  //Проблемы музыкальной науки. -  2007  — № 1. С. 15-24.
  9. Художественный мир музыкального произведения: сб. ст. / ЛМС. — Уфа: РИЦ УГИИ, 2001;
  10. Шаймухаметова Л. Н. Семантический анализ музыкального текста (О разработках проблемной научно-исследовательской лаборатории музыкальной семантики) // Проблемы музыкальной науки. — Уфимская государственная академия искусств им. Загира Исмагилова, 2007. — В. 1. — С. 31-43. 
  11. Л. Н. Шаймухаметова и др. авторы. «О научных разработках проблемной научно-исследовательской Лаборатории музыкальной семантики». Сборник статей к 80-летию М. Г. Арановского Государственный институт искусствознания, 2009. — Москва, издательство «Композитор».    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции"

Школа – большой и важный этап не только в образовании, но и в судьбе каждого человека. От того, какие знания приобретёт в её стенах ребёнок, какие умения разовьёт, во многом зависит его будущая жизнь....

Педагогический опыт по теме "Практические работы, как средство активизации учебного процесса"

Практические работы, являясь одним из средств повышения активизации учебного процесса, способствуют решению задач, как обучения, так и нравственного развития личности учащихся, помогают преодолеть изв...

Педагогический проект "Реализация компетентностного подхода на уроках информатики"

Содержание проекта: Сочетание традиционных и современных подходов к преподаванию информатики, которое   позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащи...

Педагогический проект на тему: «Особенности организации уроков по химии в нетрадиционной форме»

Среди общих для всего мира проблем есть такие, возникновение и рост  которых обусловлены самим развитием цивилизации. Они с трудом поддаются решению. Такой стала экологическая проблема – пр...

Педагогический проект по формированию патриотизма на уроках математики и во внеурочной деятельности: "Мы помним! Мы гордимся!"

Педагогический проект направлен на создание  эффективных условий  для формирования патриотического воспитания  с учетом индивидуальных особенностей обучающихся      ...

Педагогический проект «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе»

Изучение русского языка является одной из важнейших задач системы образования в целом. Овладение учащимися двумя видами коммуникации – устной речью и письменной  - практическая цель обучени...