Сообщение на тему: «Исследовательская деятельность по предмету обучение игре на домбре»
материал по музыке на тему

Досмамбетов Акниет Актлекович

Тема: «Исследовательская деятельность по предмету обучение игре на домбре»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества им В.М.Комарова»

СООБЩЕНИЕ

 на тему: «Исследовательская деятельность по предмету обучение игре на домбре»

педагог дополнительного образования

Досмамбетов Акниет Актлекович

Байконур, 2018 г.

        Здравствуйте дорогие коллеги, друзья! Сегодня я хочу прочесть в рамках недели музыки, вокала и театра сообщение на тему: «Исследовательская деятельность по предмету обучение игре на домбре». Мы в коллективе «Звонкая струна» проводим такую работу. Но для начала, нужно определить, что такое исследовательская деятельность, для чего она нужна, и что дает эта работа  для творческого  развития ребенка?  

Исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.

Цель исследовательской деятельности:

развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Задачи:

  • содействовать развитию творческой исследовательской активности детей;
  • формировать у учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;
  • развивать организационно-коммуникационные навыки;
  • развивать познавательные способности;
  • развивать творческое воображение.

Перед педагогом встает проблема: как сделать так, чтобы процесс обучения

заинтересовал учащихся? Для развития умений исследовательской деятельности необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

Условия формирования исследовательских умений учащихся

1. Мотивированность.

Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.

2. Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной

и внеурочной деятельности. Окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

3. Творческая среда.

Педагог должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

4. Психологический комфорт.

Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

5. Личность педагога.

Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

6. Учет возрастных особенностей.

Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном

для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности.

1. Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).

2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).

3. Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение).

4. Умение представить результат своей работы ( формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).

Для развития познавательных способностей учеников в своей работе я использую современные педагогические технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, метод исследования и др. Главной целью учебного исследования вижу всестороннее развитие личности, а не создание объективно нового продукта в образовании. Основная идея исследовательской деятельности заключается в том, что учащимся даётся возможность получить функциональный навык исследования как универсальный способ получения знаний, развития исследовательского типа мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Начальное формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности я проводила в рамках традиционной урочной системы. Во начальном этапе дети ведут наблюдения малыми группами, что показывало интересные разнообразные результаты. А в старших классах исследовательскую работу ребята проводят уже индивидуально. При организации исследовательской работы необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей. А именно: темы детских работ выбирать из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, заинтересовавшая ребёнка, должна быть в области его познавательных интересов и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или наблюдения-исследования целесообразно ограничить 2-3 неделями в режиме урочных и внеурочных занятий. Каждое исследование должно быть обеспечено всем необходимым: это материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационные (фонд и каталоги библиотеки, интернет,

аудио- и видеоматериалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями.

Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми и электронными источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, педагогов). Во время проведения исследования стараюсь лишь направлять деятельность учащегося в нужное русло. Это общение происходит в тесном личностном контакте, обеспечивая педагогику сотрудничества. Учитель выступает в роли наставника, помощника, консультанта, с интересом наблюдая за созидательной творческой работой. Роль ученика при выполнении исследования изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он является субъектом познавательной деятельности; выбирает (принимает решения), несет ответственность за свой выбор; выстраивает систему взаимоотношений с социумом; оценивает информацию с позиции ее полезности для исследования, возникающие идеи, факты, продукт своей

деятельности и себя в процессе этой деятельности. Учебное исследование

для обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

Учебное исследование с точки зрения педагога – это средство интеллектуального развития, обучения и воспитания, которое вырабатывает и развивает специфические умения и навыки проектирования и исследования у учащихся, а именно позволяет

научить:

– выделению или формированию проблемы, постановке целей и задач

исследования;

– разработке алгоритма действий;

– самостоятельному поиску и отбору необходимой информации;

– практическому применению полученных знаний;

– проведению исследования (анализу, синтезу, обобщению);

– умению представить ход работы и результаты своей деятельности с использованием специально подготовленного слайд-шоу и др.;

– самооценке успешности проведённого исследования.

Способ представления итогов исследования имеет решающее значение для всей работы. Мои ученики чаще всего используют такие, как: устный доклад, популярная статья, сообщения и др. При оценке успешности ученика, выполнившего исследование, необходимо понимать, что самой высокой оценкой для него является признание социума (это может быть класс, ребята из исследовательской группы, родители и т.д.). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.

Педагогу можно оценивать:

– степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

– степень индивидуального вклада в групповую работу и ответственности при выполнении отведённой роли;

– количество и качество новой информации использованной для выполнения проекта;

– степень осмысления использованной информации;

– уровень сложности и степень владения использованными методиками;

– оригинальность идеи, способа решения проблемы;

– осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

– уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;

– владение навыками самоконтроля и самоанализа;

– творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

Вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует развитию творческих способностей учащихся, их самостоятельности на всех этапах познавательного процесса: от постановки целей и задач выполнения учебного задания до применения и использования знаний на практике.

В моем коллективе «Звонкая струна» такой метод как исследовательская деятельность периодически применяется. Темы таких работ бывают разными, в основном связанные с инструментом домбра, музыкой, композиторами.  Ребята выполняют такую работу группой или индивидуально, в зависимости от года обучения, возрастными особенностями. Например, я даю задание ученику или группе нескольких учеников самостоятельно исследовать, как изготовляют домбру, из каких материалов делают домбру, акустические особенности домбры и т.д. Для учеников такие задания бывают интересными. Есть ученики, которые сомневаются в своих силах сделать исследовательскую деятельность самостоятельно, но видя, что другие ученики вполне справляются с такими заданиями, они также вовлекаются в этот процесс. В основном все ученики делают эту работу с большим интересом и энтузиазмом. Стараюсь в исследовательскую деятельность вовлечь как можно всех моих учеников.

Как я выше сказал, что сегодня хочу остановиться на одной из таких работ, который подготовил один из моих учеников. Как наставник я оказывал помощь, где была необходимость. Не буду много читать, остановлюсь на главных моментах. Надеюсь, вам будет интересно.

«Казахская домбра

1). Изготовление домбры, исследования акустических свойств.

Одним из величайших изобретений, подаренных миру тюркскими народами, по праву признана домбра. В 2010 году домбра — казахский народный инструмент — была занесена в Книгу рекордов Гиннесса, после того как в Китае 10450 домбристов исполнили казахский кюй (музыкальную пьесу) «Кенес». Техника игры на домбре схожа с методами игры на других щипковых инструментах: левая рука музыканта свободно скользит по грифу (рукоятке), а при помощи пальцев правой руки, ударяющих по обеим струнам, извлекается звук. Певучие, бархатистые, ритмичные звуки домбры повествуют о бескрайних степях Казахстана, о тихих джайлау с мирно пасущимися стадами. Но стоит усилить звучание струн, и мелодия устремляемся вслед за табуном жеребцов, скачущих по пастбищу. В степных напевах домбры можно уловить шелест трав и звон ручьёв, ликованье птичьих хоров, ржание лошадей и стук копыт. В старину на домбре играли на пирах и перед боем для достижения соответствующего настроя. Подобно русским скоморохам, казахские народные сказители акыны ходили с домброй по базарам, ярмаркам и сёлам, исполняя одни кюи за другими. Всего за 2 — 4 минуты (время звучания одного кюя) с помощью двух струн степные музыканты передавали радости и горести простого народа. Как бы ни была печальна мелодия, в звучании домбры всегда присутствует тёплое, задушевное напутствие. В народе говорят, что в звуках домбры живёт душа казаха.

Устройство домбры

Являясь родственницей балалайки, домбра имеет грушевидный корпус с двумя струнами и длинный гриф, на шейке которого крепятся металлические лады. Зажимая струны между ладами, можно получить более мелодичный звук. Интересно, что казахское название «домбра» образовано сочетанием двух слов: «дом» означает «звук», а «бра» — «настраивание струн». Рождение казахского народного инструмента начинается с выбора дерева, традиционно мастера вырубают корпус из древесины твёрдых пород — клёна, дуба, сосны. Изготовление каждой детали домбры и в особенности деки с пружиной, служащей усилителем звука, требует точности и выдержки. Погрешность даже в 1 миллиметр приводит к хрипам и дребезжанию во время игры. Раньше на корпус домбры натягивали натуральные струны — из бараньих кишок, поэтому инструмент издавал более глубокий, низкий и глухой звук. Так как низкий настрой неудобен для исполнения оркестровых классических произведений, домбру европеизировали, заменив её струны полимерными.

История домбры и легенда о происхождении инструмента

Археологические находки свидетельствуют о том, что двухструнные прототипы казахской домбры появились более 2000 лет назад. Так, при раскопках античного городища Кой-Крылган-кале, построенного около 2 тыс. лет назад, найдены терракотовые статуэтки музыкантов с двухструнками в руках. В Алматинской области были обнаружены наскальные рисунки эпохи неолита, на которых древний художник, живший более 4000 лет назад, изобразил пляшущих человечков и инструмент, похожий на домбру по форме. Домбре посвящены легенды, одна из них гласит, что однажды некий герой-богатырь, уставший от ратных подвигов, по пути к себе в юрту решил отдохнуть. Из орехового дерева богатырь высек самоделку, натянул на её струны из конских волос и попытался сыграть на инструменте, но тот молчал. После безуспешных попыток воин заснул, и вскоре его разбудила мелодия, издаваемая самоделкой. Богатырь обнаружил, что кто-то прикрепил деревянный порожек в месте соединения головки с шейкой грифа. Воин решил, что это дело рук шайтана (злого демона), и с тех пор в народе за верхним порожком домбры закрепилось название «шайтан-тиек». В XXI веке, в эпоху электронной музыки домбра по-прежнему вызывает интерес меломанов. Например, казахские этно-рок-группы комбинируют звучание домбры, скрипки и кричащих рок-гитар, получая совершенно новый звук. Старая домбра завоёвывает всё больше новых поклонников.

Домбра на протяжении веков сохраняет свое основное строение и вид. Народные мастера постоянно стремятся расширить ее звуковые возможности, мелодичность, нежели разнообразить форму. Одним из важнейших признаков национального стиля казахской народной инструментальной музыки, и прежде всего домбровой, является сложная система натуральных мелодических ладов, построенная на системе диатонических ладов: мажорного (миксолидийского) и минорного (эолийского, дорийского, фригийского), а также иногда ладов пентатоники, музыкальной системы из пяти звуков, составляющих непрерывный квинтовый ряд.

В настоящее время в Казахстане народные инструменты изготавливаются в специальных частных музыкальных мастерских. В рамках проекта совместно с музыкальным мастером была изготовлена домбра, по отдельным частям.

Домбра состоит из двух частей — корпуса и грифа, сборка которых производится по отдельным ничем не связанным технологическим процессам. Соединение грифа с корпусом производится после отделки. При сборке деталей в корпус шаблон накладывается на разжимное устройство так, чтобы фиксаторы этого устройства вошли в отверстие шаблона. Рамка корпуса закрепляется, положение корпуса фиксируется по клецу. Поэтому очень важно, чтобы центр клеца совпадал с осью корпуса, так как это обеспечивает сносность рамки корпуса и гнезда для грифа. Гриф домбры состоит из ручки, головки, наклейки, пятки, порожка, ладовых пластин и точек. Первичной операцией по изготовлению грифа является приклеивание пятки к ручке. Для склеивания наиболее пригодными являются высоковязкие клеи, они обеспечивают более быстрое и прочное склеивание. Головки приклеиваются под прессом. Положение ручки и головки фиксируется упорами. Деформация грифов вследствие выравнивания влажности происходит довольно медленно — 10-15дней. Строй домбры и ее настрои. Традиционно на казахской домбре только две струны, ре и соль, высота тона которых определяет ее настрой. Прижимая струну к определенному месту грифа инструмента, музыкант меняет ее длину и тем самым - ее звучание. Для этой цели предназначены лады – узкие поперечные порожки на грифе или шейке многих струнных инструментов (домбра, балалайка, бандура, мандолина и.т.д.), которые располагаются на грифе в соответствии с тем музыкальным строем, который используется. Навязка ладов домбры. В структуре лада отражаются исторические и национальные особенности развития музыкального искусства народа, закономерности музыкального восприятия данной эпохи и музыкальной акустики. Ладовая функция – в таком понимании – есть роль обобщенного мелодического тона в системе обобщенных мелодических отношений. Для фиксирования длины зажатой струны согласно особенностям музыкального исполнения и восприятия, соответственно, музыкальному строю используется навязка ладов-порожков на грифе домбры из того же материала, что и ее струны. Навязка ладов зависит от длины грифа, длины струны, которая у каждого инструмента может быть различна.

Под длиной струны домбры L здесь понимаем расстояние от нижней до верхней подставки домбры. Именно эта часть колеблющейся струны определяет частоту основного тона и ее обертонный состав. При навязке ладов используется закон колебания струны: отношение частоты колебаний струны обратно пропорционально ее длине. Эту закономерность использовал Пифагор при построении своего музыкального строя. Этот закон также был хорошо известен аль-Фараби.

Современные мастера казахских национальных инструментов увеличили диаметр корпуса и, соответственно, диаметр деки, что создало ряд неудобств и трудностей для исполнителя. При увеличении диаметра корпуса и деки домбры, длина грифа осталась прежней. Это несоответствие, в свою очередь, повлияло на качество звучания инструмента. Увеличение площади деки отнюдь не способствовало усилению звучанию домбры и улучшению ее тембра.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды научно –исследовательской деятельности по предмету «География»

Виды научно –исследовательской деятельности по предмету...

Образовательная программа художественно-эстетической направленности "Обучение игре на домбре. Основы музыкальной культуры казахского народа"

Данная образовательная программа является модифицированной и рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15 лет. Целью программы является формирование музыкальной культуры ребенка через приобщение  к...

Методическое сообщение на тему: Общеразвивающие и психологические возможности ансамблевой игры

Работа преподавателя ДМШ нахо­дится на стыке музыкальной методики и педагогической валеологии науки о культуре здоровья человека (в нашем случае ребенка). Данная нау­ка изучает механизмы фор­мирования...

Статья на тему "Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении химии"

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить таким важным умением, как уме...

Сообщение на тему: «Внеурочная деятельность школьников по биологии, экологии и химии в условиях реализации ФГОС ОО.»

Тема выступления на  августовской конференции учителей естественнонаучного курса....

Сценария мастер класса на тему «Перкуссионные инструменты как один из способов развития чувства ритма при обучении игре на домбры»

Тема: «Перкуссионные инструменты как один из способов развития чувства ритма при обучении игре на домбры»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: « ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ школьников ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: « ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ школьников ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ» Повышение качества образования и формирование у школьников...