Сценария мастер класса на тему «Перкуссионные инструменты как один из способов развития чувства ритма при обучении игре на домбры»
материал по музыке

Досмамбетов Акниет Актлекович

Тема: «Перкуссионные инструменты как один из способов развития чувства ритма при обучении игре на домбры»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества им В.М.Комарова»

СЦЕНАРИЙ МАСТЕР КЛАССА

«Перкуссионные инструменты как один из способов

развития чувства ритма при обучении игре на домбры»

педагог дополнительного образования

  Досмамбетов Акниет Актлекович

Байконур, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка                                                                        
  2. Тема, цели, задачи
  3. Сценарий мастер класса
  4. Практическая часть
  5. Список литературы

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Данный мастер класс для педагогов был разработан педагогом дополнительного образования, руководителем кружка обучение игре на домбре «Звонкая струна» Досмамбетовым Акниет Актлековичем. В мастер классе могли принять участие педагоги ДМШ, учителя музыки и кому интересен перкуссионные инструменты. Руководитель кружка «Звонкая струна» Досмамбетов Акниет Актлекович хотел поделиться с коллегами накопленным опытом использования в своей работе перкуссионных инструментов. Рассказать все нюансы, методы и приемы включения этих инструментов в работе, как в ансамбле, так и в оркестре.

        Цель: Провести мастер класс, ознакомить с перкуссионными инструментами. В мастер классе любой желающий педагог мог освоить основные приемы игры на этих перкуссионных инструментах и могли применять в своих работах.  

2. СЦЕНАРИЙ МАСТЕР КЛАССА

Дата проведения: 02.10.2021 г.

Место: ГБУ ДО «ЦРТДиЮ им. В.М.Комарова, учебный корпус Титова 8, 207 каб.

Тема: «Перкуссионные инструменты как один из способов развития чувства ритма при обучении игре на домбры»

Цель: Поделиться с коллегами личным опытом использования в своей работе перкуссионных инструментов.

Задачи:

  1. Рассказать и ознакомить с перкуссионными инструментами (виды, типы, история создания и т.п.)
  2. Применять на практике, работа в ансамбле, применяя эти инструменты.
  3. Развивать сотрудничество и обмен творческим опытом между педагогами.

Необходимое оборудование:

  1. Перкуссионные инструменты (кахон, бонго, шейкер, тамбурин, маракас, бубен, трещотка, бубенцы, палка дождя, клаве, крэш, коробочка, треугольник).
  2. Ноутбук
  3. Пюпитр, ноты
  4. Портативная колонка
  5. Парты, стулья, Х баннер.

3. ХОД МАСТЕР КЛАССА.

Здравствуйте дорогие коллеги! Меня зовут Досмамбетов Акниет Актлекович. Спасибо, что нашли время, и пришли на мастер класс. Я сегодня в рамках педагогических чтений хотел с вами провести мастер-класс на тему «Перкуссионные инструменты как один из способов развития чувства ритма в классе домбры». По моему мнению использования перкуссионных инструментов на занятиях актуально для дополнительного развития чувства ритма у учащихся. Для начала я хотел бы рассказать, как возникла идея совмещать эти инструменты в ансамбле. Я всегда нахожусь в поисках нового. Мне всегда очень нравилось инструментальная музыка, особенно гитарная музыка. Среди любимых исполнителей могу отметить Дидюлю, Джесси Кук, группу Jipsy Kings и т.д. А также в интернете заметил трио музыкантов домбристов ХАН. Эти все музыканты в своих произведениях всегда использовали перкуссионные инструменты. И подумал, почему мне также не сделать. Нашел в интернете магазин музыкальных товаров и заказал от туда перкуссионные инструменты. И уже 6 год, с 2015 года мои ученики в ансамбле дополнительно играет на таких инструментах как, кахон, бонго, шейкерах и т.д. На этих инструментах мелодию исполнить нельзя, так как они не диатонические, а ударно-шумовые. Они могут исполнить разное ритмическое сопровождение.  

Я по профилю не ударник. Приходится учится сначала самому. Все эти ритмические инструменты очень сложны и не каждый ученик в моем объединении сможет сыграть. В народе сложилось такое мнение, что играть на барабане проще простого. Но это не так. Если есть прирожденный чувства ритма отлично, если нет то нужно много времени удалять на развитие чувства ритма, темпа.

Как сказал выше, я начал совмещать эти инструменты  с 2015 года. Поэтапно начали участвовать в конкурсах, добавляя разные перкуссионные инструменты. Расскажу коротко как мы работаем. В первым делом я отбираю из учащихся кто будет играть на перкуссионных инструментах. Потом идет тщательный разбор произведение, партитуры ударных и т.д. Идет планомерный рабочий процесс. Я сейчас продемонстрирую несколько фрагментов нашего выступления.

Есть такая поговорка, «Если творческий человек думает что достиг всего и знает все, значит он умер в творчестве» По этому я постоянно нахожусь в поиске нового. Результаты в педагогической деятельности это все достижения и победы коллектива в различных конкурсах и фестивалях, таких как:

- Лауреат I степени Городского конкурса среди музыкантов «Камертон»

- Лауреат I степени Республиканского конкурса детского и юношеского творчества

«Жас Жулдыз» г. Алматы

 - Лауреат I степени Международного фестиваль-конкурса детского и юношеского творчества «Твой выход» г. Казань

- Лауреат I степени XI Международный телевизионный конкурс

«НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ 2020» г. Москва и т.д

        

И мы плавно переходим к практическим занятиям. Но сначала я вам коротко расскажу про перкуссионных инструментах. Перкуссия — это отдельный вид ударных инструментов, чье звучание органично вплетается в ритмическую структуру любого музыкального произведения, но чаще всего — танцевальных и этнических композиций. Перкуссией также являются инструменты, которые не являются элементами различных барабанных установок.

КАХОН

Кахо́н (исп. Cajón — коробка, ящик) – традиционный ударный перкуссионный инструмент родом из Перу, представляющий собой коробку с пятью деревянными стенками, на одной из которых вырезан фазоинвертор. Передняя фанерная стенка предназначена для звукоизвлечения. Как правило, для игры на этом инструменте перкуссионист должен сесть на него и немного наклониться назад. Примечательно, что внутри кахона натянуты струны, которые немного касаются передней фанерной стенки. Благодаря тому, что ее верхние углы не прилегают к основной конструкции слишком плотно, кахон обладает весьма впечатляющим разнообразием тембров.

БОНГО

Бонго́ (исп. bongó) — традиционный кубинский перкуссионный инструмент, представляющий собой сдвоенный барабан. Музыкант, играющий на бонго, как правило, находится в сидячем положении. Бонго состоит из двух барабанов — маленького и большого. Основным барабаном, располагающимся с правой стороны от перкуссиониста, является большой, потому что обладает более низким тоном. Бонго чаще всего можно услышать в музыкальных произведениях в стиле латино. Несмотря на свою категорию, этот инструмент считается солирующим.

ШЕЙКЕР

Шейкер (от англ. shaker — «to shake» — трясти). Любой может представить себе, что такое шейкер, — достаточно вспомнить погремушки, которые присутствовали в детстве каждого человека. Шейкер — это перкуссионный инструмент, созданный из дерева, пластика, металла или другого твердого материала, и наполненный песком, бисером, зернами или другим рассыпчатым содержимым. Чаще всего шейкеры используются в таких музыкальных стилях, как джаз, фолк, трип-хоп и рок. Этот перкуссионный инструмент придает музыкальным композициям необычное звучание и своеобразный ритм.

ТАМБУРИН

Тамбурин (франц. tambourine). На первый взгляд, тамбурин сильно напоминает бубен. Однако между этими инструментами существует принципиальная разница, заключающаяся в конструкции. Тамбурин — это обод круглой или полукруглой формы, на котором закреплены маленькие тарелки или бубенцы из металла, являющиеся главной звучащей частью инструмента.

МАРАКАСЫ

Мара́кас или мара́ка (исп. maraca, мн. ч. maracas). Традиционный кубинский перкуссионный инструмент под названием «маракасы» — это практически то же самое, что и шейкер. Разница между этими инструментами заключается лишь в том, что маракасы оборудованы удобными ручками. Несмотря на кубинское происхождение, маракасы весьма часто использовались индейцами из Северной и Южной Америки для их ритуальных танцев. Сегодня в продаже встречаются деревянные, пластиковые и металлические маракасы, наполненные различным сыпучим содержимым. Некоторые модели маракасов предполагают сокращение или увеличение объема наполнителя для изменения звука инструмента.

КОВБЕЛЛ

Ковбе́лл (Каубе́лл, англ. cowbell — коровий колокольчик) — это перкуссионный инструмент, выглядящий как четырехугольная призма из металла, чья передняя грань открыта. Ковбелл дословно переводится как «коровий колокольчик» — он издает примерно такие же звуки, что и данное приспособление. На звучание ковбелла влияет, во-первых, толщина стенок, а во-вторых, материал, использованный для изготовления инструмента. Чтобы представить себе, как звучит ковбелл, попробуйте стукнуть по кастрюле из нержавеющей стали деревянной скалкой.

ТРЕУГОЛЬНИК

Треуго́льник (итал. triangolo, англ.  и фр. triangle, нем. Triangel) — ударный музыкальный инструмент в виде металлического прута (обычно из стали или алюминия), изогнутого в форме треугольника. Один из углов оставлен открытым (концы прута почти касаются).

Треугольник принадлежит к инструментам с неопределённой высотой звука, имеет блестящий и яркий тембр, способный украсить даже мощное оркестровое тутти. Как правило, ему поручаются несложные ритмические фигуры и тремоло. Треугольник подвешивается за один из углов на тонкой проволоке или тесьме, которую держат в руке или прикрепляют к пюпитру. По треугольнику ударяют металлической (реже деревянной) палочкой (на жаргоне музыкантов эта палочка называется «гвоздь»).

КОРОБОЧКА

Коробочка, вуд-блок (англ. woodblock) — ударный музыкальный инструмент с неопределённой высотой звучания. Используется как русский народный и инструмент симфонического оркестра.

Представляет собой деревянный брусок (как правило из клёна) с щелевидной резонаторной полостью внутри. Звук извлекают ударом деревянных палочек. В оркестре используется несколько коробочек разных размеров. Звучание небольших коробочек резкое и сухое, напоминает цоканье копыт или стук каблуков в танце. Коробочек побольше — глубокое и звонкое.

БУБЕН

Бу́бен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

ТРЕЩОТКА

Трещо́тка, трескотуха — русский народный ударный музыкальный инструмент, идиофон.

КЛАВЕ

Клаве (клавесы, claves) — это перкуссионный музыкальный инструмент родом из Африки. Оттуда он был завезен в Латинскую Америку и теперь прочно ассоциируется с национальной музыкой Кубы, Бразилии, Аргентины. Фактически, это пара палочек-стучалок, которыми нужно ударять друг о друга для извлечения звука. Звучание зависит от породы дерева, толщины, длины изделий. Группе из нескольких человек имеет смысл приобрести инструменты с разной высотой тона.

Клаве можно услышать в большинстве композиций сальсы, румбы, мамбы, босановы. Благодаря этому музыкальному инструменту сформировались узнаваемые зажигательные ритмические рисунки традиционной латиноамериканской музыки. Кстати, они тоже называются клаве.

Преимущества инструмента

Простота и удобство.

Компактность, никаких проблем с транспортировкой, выбором места для хранения.

Легкость в обучении, развитие слуха и чувства ритма.

Комфортное для слуха звучание, не доставляющее беспокойства окружающим.

Возможность играть даже без музыкальных знаний и нот.

РЕЙНСТИК

Рейнстик (дерево дождя, посох дождя, дождевая флейта, зэр пу; англ. Rainstick — «дождевая палка») — ударный музыкальный инструмент, из рода идиофона. Представляет из себя длинную полую глухо закрытую на торцах трубу с расположенными по всей длине внутренними перегородками, частично заполненную мелким сыпучим наполнителем (крупы и другие семена, мелкие камешки, бисер, другие твердые гранулы). Перегородки образуют внутри трубы спираль и могут быть выполнены из шипов растений, булавок, зубочисток и т. п. При вертикальном переворачивании рейнстика его содержимое пересыпается сквозь спиральное препятствие к противоположному концу трубы, производя звук, напоминающий шум дождя.

Длина рейнстика может быть любой, но для удобства использования чаще всего варьируется в диапазоне 25–70 см.

История. Рейнстик предположительно был изобретен в Чили или Перу и использовался как культовый инструмент для вызова дождя. Традиционный рейнстик делается из высушенного на солнце длинного ствола кактуса. Такой высушенный кактус имеет полость по всей длине; шипы срезают и используют в качестве перегородок. Начиная с 1970—1980-х годов инструмент постепенно приобретает популярность. Сперва туристы и путешественники привозили рейнстики из Латинской Америки, где их предлагали в качестве сувениров. В настоящее время рейнстик активно используют музыканты, исполняющие, в частности, фолк, этническую и другую акустическую музыку, эмбиент, джаз, и т. д. Рейнстик может быть изготовлен самостоятельно из различных материалов. В России для этого принято использовать перезимовавшие стебли от соцветий борщевика; в качестве перегородок чаще всего используются зубочистки.

Техника игры. Рейнстик медленно переворачивают на 180° по вертикали, позволяя сыпучему наполнению постепенно перемещаться, создавая звуковой эффект, похожий на шум ливня. Звуком рейнстика можно управлять, меняя скорость и угол наклона (постепенный полный переворот обеспечивает наиболее протяжный и сильный звук), медленно вращая его вокруг оси, а также используя его как шейкер для создания ритмических рисунков.

КРЭШ

Крэш — тип тарелок, являющийся стандартной частью большинства ударных установок. Название введено фирмой Zildjian в 1928 году. Стандартные размеры этих тарелок — 16-19 дюймов. Обычно служит для подчёркивания акцентов громким, мощным, но относительно коротким звуком. Также на крэшах исполняют тремоло, часто в качестве «финального аккорда» композиции. В составе стандартной установки имеется 1 тарелка, для особо сильных акцентов используются удары одновременно в 2 крэша. Как тарелки, подверженные самым сильным ударам, тарелки крэш ломаются чаще всего.

БУБЕНЕЦ (БУБЕНЦЫ)

К одним из первых перкуссионных инструментов относятся бубенец. Они представляют собой небольшие металлические полые шарики, внутри которых находится один или несколько металлических цельных шариков. Звук извлекается путём ударения внутренних шариков о стенки полой сферы. Звучание схоже со звучанием колокольчиков, однако первые могут издавать звук в любом положении, тогда как вторые – только находясь язычком вниз. Крепятся они по несколько штук, например, к ремешку, одежде, деревянной палочке, ложке. Бубенцы составляют основу русского народного ударного музыкального инструмента – металлической погремушки – бубенца. История их возникновения берет начало в 17 веке. Тогда для тройки лошадей «образцовой почты» появляются «поддужные» колокольчики, которые становятся прототипом бубенчиков.

4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

        На перкуссионных инструментах можно использовать в любых жанрах музыки. Мы сегодня с вами будем разбирать по партитурам два произведения. Но сначала выберите себе перкуссионные инструменты.

  1. Русское народная песня «Светит месяц».
  2. Современная песня А Студио «Улетаю»

Сначала начинаем разбирать русскую народную песню «Светит месяц», вторым песню «Улетаю».  В первую очередь я вам даю возможность прослушать целиком музыку, а потом начинаем работать. Я вам всем сделал ритмическую партитуру, по ним будем играть ритмы. Слушая друг друга начинаем играть ритмическое сопровождение к этим песням. На этом наш мастер класс завершен. Всем гостям огромное спасибо за активное участие в мастер классе. Надеюсь вам все понравился. До свидания!

   

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Ударные инструменты. Трактовка и современное состояние» Г.Дмитриев. 1991 г.

2. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%BD

3. Академик.ру  https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1090587

4. Перкуссия академия занимательных наук https://www.youtube.com/watch?v=LI_sYrbyVo4

5. «Школа игры на ударной установке» В.Горохов г. Омск 2014 г.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества им В.М.Комарова»

СЦЕНАРИЙ

Открытого мероприятия на тему «Из глубины веков звучит мелодия струны»

кружка обучение игре на домбре

«Звонкая струна»

педагог дополнительного образования

Досмамбетов Акниет Актлекович

Байконур, 2018 г.

«Из глубины веков звучит мелодия струны»

Цель: развить интерес к народной музыке, формирование духовной культуры, эмоционального воспитания средствами казахской музыкальной культуры,

приобрести желание слушать её и играть на народном инструменте, приобщить детей к народной культуре и народному творчеству.

Задачи:

•        воспитывать и прививать любовь к родной земле;

•        расширение представления о казахской музыкальной культуре;

•        воспитание чувства сопричастности с музыкой, творчеством.

Ведущий: ФОТО ЗАСТАВКА ТЕМЫ

Здравствуйте дорогие зрители, сегодня я хочу рассказать о струнах души казахского народа, его музыкальных инструментах. С древних времен до сегодняшнего дня дошла народная легенда казахов о божественной происхождении музыки и песни. Легенда рассказывает нам о том, как парящая очень высоко в небесах песня пролетала над степью, кочующих народом. Она опустилась весьма низко, и все могли её слышать, а кто слышал, тот был  наделен тонким музыкальным слухом и способностями. Также говорят, что с момента рождения в душу каждого казаха был вложен Богом, кюй. В этом секрет щедрости и богатства казахской музыки. Поэтому люди, пришедшие из других стран и наблюдавшие за жизнью казахского народа, были очень удивлены и восхищены способностью народа к музыкальному творчеству - от младенцев, до стариков.

Ведущий: Коркыт ата

Видео 1 Легенда о Коркыте 03.15 мин

Одним из великих старейшин, сказителя казахской музыки стал Коркыт ата. Коркыт - великий композитор и сказитель, основатель музыкального инструмента - Кобыз. Вместе с тем, он - великий старейшина, признан святой личностью. Вся жизнь Коркыта ата связано с чудесами и мифами. Перед самым его рождением произошло затмение солнца, стало совсем темно, началась буря с дождем, загремел гром и засверкали молнии. Люди были сильно напуганы. А когда Коркыт родился, гроза закончилась, все вокруг успокоилось, ясно засветило солнце. «Он пришел в этот мир в тот момент, когда все были напуганы,  поэтому назовем его Коркыт», – решили люди.

Если верить легендам, Коркыт много времени уделял созданию нового музыкального инструмента. Однажды во сне ангелы дали ему знать: "Оберни деревянный инструмент в верблюжью кожу, из конского волоса сделай струны". Тогда Коркыт изобрел кобыз, для его изготовления он использовал джиду и кожу своей верблюдицы. ”Выполнив все это, Коркыт извлек из этого инструмента чудесную мелодию. С тех пор повелось: "Кобыз Коркыта".

Из музыкального наследия Коркыта известными являются около 20 кюев.  У каждого кюя своя история. Например, в легенде о кюе "Коркыт" есть эпизод, как ему удалось избежать смерти с помощью бессмертного искусства. Так, Коркыт не подпускает смерть, играя день и ночь на кобызе, плывя на расстеленном ковре по водам Сырдарьи. Когда пел кобыз, замирала вся природа, Сырдарья замедляла течение, затихал ветер, замолкали птицы и звери. Совершить подобное удавалось, по легенде, только Коркыту. Он вкладывал всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их. С тех пор мелодии Коркыта, и созданный им кобыз, пошли странствовать по земле, а имя Коркыта осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей. На месте захоронения Коркыта на берегу Сырдарьи приблизительно в X—XI вв. был воздвигнут мавзолей «Коркыт-Тубе», что  означают — Поющие трубы.

Центральный элемент мемориального комплекса - памятник “Поющие трубы” (фото кобыза с трубами). Он представляет собой четыре кобыза, которые смотрят в четыре стороны света. Между ними расположен набор трубок, на которых играет свою замысловатую музыку ветра.  

Видео 2. Идет показ видео мемориального комплекса 01.34 мин

Демонстрация кобыза фото (фоновая музыка кобыза)

Кобы́з, также кыл-кобыз (каз. қобыз, қыл-қобыз) - казахский национальный струнный смычковый музыкальный инструмент. Кобыз имеет сдвоенный ковшеобразный корпус, короткую, дугообразно изогнутую шейку, большую плоскую головку и состоит из выдолбленного, обтянутого пузырём двойного полушара с прикреплённой к нему наверху ручкой и с выпуском внизу для утверждения подставки. Две струны, навязываемые на кобыз, свиваются из конских волос. Общая длина инструмента 60-73 см. Сдвоенная чашечка резонатора отражает тенгрианское мировоззрение кочевников - создателей кобыза, - в которой отражаются рассвет и закат, а в двух струнах - верх и низ мироздания.

Играют на кобызе, сжимая его в коленях (как виолончель), коротким смычком. Этот инструмент использовался в древности степными баксы (шаманами-целителями) для различных обрядов.

Видео 3 Демонстрация кобыза и исполнителя 3.00 мин

Демонстрация жетыгена фото

Жетыге́н — казахский древний семиструнный щипковый инструмент, напоминающий по форме гусли или лежачую арфу. Наиболее древний тип жетыгена представлял собой продолговатый ящик, выдолбленный из куска древесины. На таком жетыгене не было верхней деки, но имелись колки из асыков. Струны натягивались рукой с наружной стороны инструмента. Позднее верхняя часть жетыгена была накрыта деревянной декой. Под каждую струну подставляли с двух сторон асыки, выполнявшие роль колков. Передвигая их, можно было подстраивать струну. Если асыки сближали, строй повышался, раздвигали — понижался.

Происхождение названия

По распространенной версии это слово происходит от «жеті» — семь, и означает «семь струн». Следует отметить, что такой же музыкальный инструмент распространен и в Хакасии, но на хакасском языке он называется иначе, а именно — «чадыған». Но более вероятно монгольское происхождение — ят(у)га(н).

Современное использование

Жетыген может иметь разное количество струн: от 7, 14, 21 и до 23, его вес может составлять 1 килограмм, длина жетыгена может превышать и 1,5 метра. В настоящее время в фольклорных ансамблях используется реконструированный жетыген, в котором для расширения диапазона увеличили число струн до 23. Настройка струн производится колками и передвижением подставок. Жетыген отличается мягким, певучим звучанием.

Ведущий:  Домбра – мудрость и душа казахского народа.

Демонстрация домбры фото (фоновая музыка домбры)

Являясь родственницей балалайки, домбра имеет грушевидный корпус с двумя струнами и длинный гриф. Зажимая струны между ладами, можно получить более мелодичный звук. Интересно, что казахское название «домбра» образовано сочетанием двух слов: «дом» означает «звук», а «бра» — «настраивание струн». Рождение казахского народного инструмента начинается с выбора дерева, традиционно мастера вырубают корпус из древесины твёрдых пород — клёна, дуба, сосны. Изготовление каждой детали домбры и в особенности деки с пружиной, служащей усилителем звука, требует точности и выдержки. Погрешность даже в 1 миллиметр приводит к хрипам и дребезжанию во время игры. Раньше на корпус домбры натягивали натуральные струны — из бараньих кишок, поэтому инструмент издавал более глубокий, низкий и глухой звук. Так как низкий настрой неудобен для исполнения оркестровых классических произведений, домбру европеизировали, заменив её струны полимерными. В XXI веке, в эпоху электронной музыки домбра по-прежнему вызывает интерес меломанов. Например, казахские этно-рок-группы комбинируют звучание домбры, скрипки и кричащих рок-гитар, получая совершенно новый звук. Старая домбра завоёвывает всё больше новых поклонников.

Видео 4        01.40 мин

Она способна раскрывать самые тонкие чувства, передавать глубокие переживания. От поколения к поколению передавались кюи, которые обобщали опыт жизни народа, несли знания о природе, мироздании. Домбра была свидетелем событий, стала музыкальной летописью жизни народа. Много легенд сложено о домбыре. Вот одна из них:  

Видео 5 Мультфильм  легенда о домбре Аксак кулан 08.40 мин

 Давно это было.   Еще, когда домбыра была четырехструнной.  Жил на свете великий и жестокий хан Темучжин, известный в истории древнего мира как Чингисхан, завоевавший и объединивший многие тюркские народы. У него был старший сын от первой жены Бортэ  по имени Джучи.  Джучи-хан тоже стал великим полководцем, участвовавшим, вместе со своим отцом, в завоеваниях Средней Азии. Он командовал самостоятельным отрядом в низовьях реки Сыр-Дарьи. Между войнами грозные степняки занимались скотоводством и охотой. Любили охотиться на диких зверей и дети Чингисхана. Однажды с охоты не вернулся его любимый сын - Джучи и хан послал в степь гонцов с целью найти сына или принести весть о его судьбе. Узнав о смерти молодого хана, гонцы испугались гнева грозного отца и не вернулись.. Подданные боялись жестокой казни и не решались открыть, неутешному отцу, правды. И тогда пришел к хану старый акын. Он прожил долгую жизнь и не боялся смерти. Поклонившись повелителю мира в пояс, он сказал: «О, великий хан, справедливость твоя не имеет границ. Слушай мою домбыру и ты узнаешь о судьбе своего сына».  И полилась печальная повесть о том, как охотился на диких куланов молодой хан Джучи, подстрелив одного из них. Но раненый кулан был разъярен и, ударив ногой охотника, поразил его насмерть... Долго еще пела домбыра, рассказывая о неудачной охоте, долго текли слезы у жестокого властелина И повелел тогда старый хан казнить домбыру. И плеснули на нее из ковша раскаленный свинец. Застонала домбыра, в последний раз прозвенели ее струны. И две из четырех струн не выдержав боли, лопнули. С той поры у домбры осталось только две струны, но она по-прежнему поет.

Музыкальный номер «Ерке сылкым»Желдибаев

Ведущий:  (фоновая музыка домбры)

Домбра – народная краса,

Ты даришь людям чудеса,

В твоем звучанье звон земли,

Рожденной и взросшей под звуки твои.

Домбра – свой край ты воспевай,

И всех людей ты призывай

Любить свой дом, своих детей

Тебя, нет звонче и милей.

Ведущий:

Домбра, домбра сколько несешь ты добра?

Спасибо тебе, что ты есть у меня

Твои звуки несутся ввысь

Будто быстроногая рысь.

Твои звуки прекрасны, чисты

Словно в поле бегут скакуны.

Как звуки твои радуют наши сердца

Музыкой наполняется вся моя душа,

А что прекрасней песни души?

Это звон домбры раздается в степи.

Спасибо домбра, за звуки твои,

Что все нотки тронула моей души

С радостью в руки тебя я беру

Играю на тебе, людям радость дарю.

Музыкальный номер «Косалка» Даулеткерей

Ведущий: (фоновая музыка домбры)

Прошли века, но сохранились традиции игры на казахских народных инструментах и музыкальное  наследие народа. И по сей день, мы помним бесценные творения прошлого. И сегодня  они  шагнули на концертные площадки не только Казахстана, но всего мира, где мы можем услышать классическую, народную и современную музыку в исполнении домбры

Музыкальный номер «Полноте ребята» русская народная песня

Ведущий:  Народная Казахская музыка - это философия. Сегодня она, выйдя за рамки прикладного значения, существует не для культовых целей, как прежде, а для высокого искусства. И вполне в состоянии обогатить не только нашу национальную, но и мировую культуру.  

До новых встреч! Спасибо всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "по теме «Система работы учителя по использованию проектной методики в личностно – ориентированном обучении немецкому языку»

1. Теоретический блок  «Метод проектов. Основные требования, признаки, типы, подходы использования метода проектов, схема выполнения проекта.Поэтапная разработка совместной деятельности учит...

Мастер-класс "Использование мобильного интерактивного оборудования как один из способов формирования научного мировоззрения обучающихся на занятиях естественно-научного цикла"

Данный мастер-класс проводился в рамках августовского педагогического совещания работников образования в 2014 году.Цель мастер-класса:  создание оптимальной среды, позволяющей участникам мастер-к...

Мастер-класс по теме "Бинарное внеклассное мероприятие – один из педагогических путей формирования метапредметных коммуникативных УУД в процессе реализации внеурочной деятельности как требование ФГОС"

Данный мастер-класс был проведен в рамках районного семинара по теме "Пути формирования метапредметных коммуникативных УУД в процессе реализации урочной и внеурочной деятельности как требование Ф...

Доклад на тему: "Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано", Доклад на тему: «Работа над аккомпанементом в классе фортепиано»

Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано.  Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне...

Сценарий мастер-класса по теме "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА АССОЦИАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКИМ НАВЫКАМ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

Сценарий мастер-класса по теме "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА АССОЦИАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКИМ НАВЫКАМ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"...

Мастер-класс по теме: «Метод проектов как один из интерактивных методов обучения»

Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к овладению методом проектов, как одним из интерактивных методов обучения. Задачи:- осмыслить педагогами понятие «интерактивное обучение&raq...

Мастер -класс Решение контекстных задач на уроках биологии как способ развитие читательской грамотности школьников

Сценарий мастер - класса   по использованию задач с биологическим содержанием для формирования читательской  грамотности как важного компанента функциональной грамотности...