Методическая разработка на тему: «Формирование УУД на уроках музыки»
статья по музыке на тему

Филинова Ирина Александровна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Формирование УУД на уроках музыки»

Работу выполнила:

учитель музыки МАОУ лицея №5

Филинова Ирина Александровна

                     

                      В МАОУ лицее № 5 города Ставрополя любой учебный предмет  у обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД). Так и урок  музыки имеет выраженный интегрированный характер, он соединяет  культурологические, исторические знания и дает ученику материал социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Урок музыки  формирует  духовность и культуру школьников, инициативность, толерантность, самостоятельность, способность к успешной социализации. В процессе работы я пришла к выводу о необходимости комплексного подхода к уроку музыки и музыкальному развитию личности ребёнка, а также столкнулась с тем, что у детей вызывает затруднение умение словесно оформлять свои впечатления о музыке, рассказывать об её эмоциональном восприятии. Возможно, это связано с тем, что в настоящее время интересы детей обращены к компьютерам, игровым приставкам, мобильным телефонам, просмотру телепередач и видеофильмов. Дети становятся равнодушными, инертными, они мало читают, мало бывают на концертах, меньше общаются друг с другом. А уроки музыки позволяют все это исправить. Почему? Потому что музыка – это феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение… Музыка властвует над нашими эмоциями, которые, оказывается, даже побеждают физическую боль. Узбекский учёный Мирзакарим Норбеков установил: здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Он подчёркивает: “Хаос не в мире, он внутри нас”. И именно музыка побеждает этот хаос, гармонизирует эмоциональную сферу человека.

                     Уроки музыки могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого требуются специальные методы: метод сотрудничества, беседы, дискуссии, наблюдение и фиксирование результатов, поиск информации, а также приемы: “командно-игровая деятельность”, “учимся вместе”. Работа в группе помогает ученику осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, обучающиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Таким образом, ученики получают  эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики, а также формируются  коммуникативные умения.

                 На уроках музыки УУД выражаются: в реализации учащимся своего творческого потенциала, готовности отстаивать свои эстетические взгляды; формировании ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований, развитии самосознания, объективной самооценки и жизненного оптимизма. Учащиеся получают  осознание своей принадлежности к мировой, отечественной и национальной музыкальной культуре в процессе обучения и знакомства с музыкальными произведениями.

                 Свои уроки музыки строю по принципу «мини-спектакля», который имеет свой замысел, завязку, кульминацию, развязку. Каждый урок внутренне связан с другими уроками-звеньями одной целостной системы.  Эффективность таких уроков во многом зависит от использования разнообразных видов деятельности: слушание музыки, интонационно-образный анализ; пластическое интонирование; умение перенести смысл произведения с одного вида искусства на другой, исполнение произведений. Перечисленные виды деятельности формируют все виды универсальных учебных действий, необходимых для развития личности. 

                       Приведу пример моего урока музыки во 2 классе при изучении темы «Чудодейственная сила музыки Э. Грига». Мы слушаем пьесу «Утро» великого норвежского композитора. Музыка рисует природу, просыпающуюся ото сна, просыпаются птицы, чуть шелестит ветерок в листве, появляются первые лучи восходящего солнца. Звучность музыкальных инструментов постепенно возрастает, как бы следуя за усилением ослепительного солнечного света.  Сам Э.Григ говорил, что сильное звучание оркестра рисует, как появляется над горизонтом солнце, впервые пробивает облака и заливает землю своими лучами. Ребята учатся анализировать и образно мыслить. Это пьеса из сюиты «Пер Гюнт. В этом произведении есть немного мистики и сказки. Главный герой видит гномов, по норвежским легендам  они жили в горных пещерах и добывали драгоценные камни. Каждый гном имел свой характер, а вот какие они, ребята сами рассказывают, прослушав музыку «Шествие гномов»

               

Какие УУД формировались в процессе этой работы? 

Личностные: 

-личностное освоение музыкальных образов;

-осмысление взаимодействия искусств. 

Познавательные: 

-стремление к приобретению музыкального опыта.

 Регулятивные: 

-сравнение изложения одних и тех же сведений о музыке языком разных искусств. 

Коммуникативные:

решение учебных задач совместно с одноклассниками и учителем;

-формирование способности вступать в контакт;

- совершенствование навыков развернутого высказывания;

- знакомство с композитором и его произведением.

          На наших уроках  мы слушаем и говорим о музыке. Такие уроки помогают нам знакомиться с  миром музыкальных звуков. Самые первые мелодии люди улавливали в журчании ручейка, пении птиц, шуме ветра, каплях дождя- во всём огромном мире природы.

Ветерок подметает дорожки
И кружит золотую листву.
Что случилось в природе?
Хотите, вам об этом сейчас расскажу?
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье,
Что можно в этой тишине
Услышать листика шуршанье.
(И. Бунин)

- О каком времени года говорят эти поэтические строки?

( об осени)

- А о чём вы вспоминаете при слове «осень»? С чем ассоциируется у вас это время года?  (листопад, уборка урожая, начало учебного года, дождь и т.д.)

Тема урока «Осень поэтическая, художественная и музыкальная», на котором мы проследим взаимодействие музыки, поэзии, живописи в создании образа осени. Познакомимся с  музыкальными произведениями, песнями, картинами художников.

                   Если поэту, художнику и композитору задать вопрос: что им нужно для того, чтобы изобразить осень?  То каждый из них ответит по-своему.

(поэту - слова, художнику - краски, композитору - музыка)

О красоте осени создано огромное количество музыкальных произведений, стихотворений, написано много картин. Поэты, художники и композиторы словно соревнуются: кто лучше расскажет об этом удивительном времени года!

Мы слушаем произведение русского композитора П.И.Чайковского «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» и смотрим  фотоиллюстрации осеннего леса.  Пейзажи И.Левитана.

Какой показана осень в музыке Чайковского?  

(унылая, грустная, дождливая, серая, пасмурная, яркая, тёплая, весёлая, красочная, загадочная, золотая, щедрая ,дивная ,багряная, туманная, поздняя)

Чайковский изобразил осень позднюю, серую, пасмурную и дождливую, когда в воздухе сыро и холодно.

Какие слова подходят этому произведению..

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,

Или:

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:

Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!"

На таком уроке  используется  фронтальная беседа, ставятся проблемные вопросы. Ребята  получают представление о разных видах искусства: изо, поэзии и музыки, и их взаимосвязи. Формируются  умения слушать, слышать и анализировать.  Развивается  образное и ассоциативное мышление, воображение, художественный вкус, нравственные и эстетические чувства.

Какие УУД формируются в данном случае? 

Личностные:

- понимание значения музыки в жизни общества;

-опыт сотворчества в процессе слушания (Поэт - художник - композитор)

Познавательные:

-владение навыками осознанного и выразительного музыкально-речевого высказывания

Регулятивные:

планирование собственных действий в процессе

- прогнозирование результатов музыкальной деятельности;

- понимание и оценка воздействия музыки разных жанров;

-проявление способности к саморегуляции. 

Коммуникативные:

формирование умения планировать учебное сотрудничество.

                  Всегда дает положительный результат использование на уроках музыки элементов  музыкотерапии. Они   помогают ученикам усваивать учебный материал не только по музыке, но и другим школьным предметам, вызывая у них искренний и живой интерес ко всему, что происходит вокруг. Экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает наряду с фитотерапией и арттерапией музыкотерапия. В целях музыкотерапии мы используем прежде всего классическую музыку, но не забываем и о произведениях современной легкой музыки, в  том числе джаза.

                  Нежные  скрипичные мелодии или же исполняемые на фортепиано успокаивают. Вспомните серенаду австралийского композитора Франца Шуберта «Песнь моя летит с мольбою в тихий час ночной…» - плавно льется мелодия, создавая светлое, мечтательное настроение. А если послушать «Времена года» П.И.Чайковского! Одна из самых популярных пьес этого альбома - «Баркарола» (песня лодочника). Композитор вложил в нее свои личные переживания, и нас, слушателей мелодия завораживает. Или же из этого же альбома – «Апрель. Подснежник». Музыка рисует картину пробуждающейся весны и символ ее – подснежник, выглядывающий из – под снега, хрупкий, нежный. Прислушайтесь, и вы почувствуете, как на душе становится теплее, спокойнее.

               Значительное оздоравливающее воздействие на организм человека, в том числе ребенка, оказывает пение. Пению, следует отвести решающую роль и в развитии музыкальных способностей, в частности музыкального слуха.

           Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает координацию слуха и голоса, а правильно поставленная поза при пении влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Голос - своеобразный индикатор  здоровья человека. Он должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Состояние голосового аппарата влияет на общее самочувствие человека, а сам процесс пения стимулирует жизненные силы организма.

            Пение в хоре развивает у школьников также привычку к длительному сосредоточению внимания. Участникам хора не быть внимательными просто нельзя - не получится стройного пения. Дети это знают и стараются сосредоточиться. Такая тренировка внимания самым положительным образом сказывается и на общей успеваемости учеников в школе.

Таким образом, в процессе пения формируются УУД:

Личностные

- формирование музыкальной потребности выражающейся в  творческой деятельности в вокальном искусстве.

-формирование  эстетических чувств и художественного вкуса.

-формирование эстетических потребностей, ценностей.

Познавательные

-владение навыками осознанного и выразительного музыкально-речевого высказывания; поиск и использование в практической деятельности нужной ритмической интонации.

ормирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

ормирование умения работать с моделями, схемами.

 Коммуникативные

-формирование умения слушать и  слышать музыкальный текст

ормирование умения умение выражать свои мысли, чувства через песню.

Регулятивные

ормирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке.

 

                          Вот таким образом я провожу работу по формированию УУД на своих уроках. Достойным результатом своей работы я считаю то, что большинство учащихся способны без труда узнать и назвать произведения популярной классики и их авторов;  могут найти в интернете факты из биографии композиторов и донести их до слушателей; свободно определяют образную сферу, жанровую основу произведения; легко находят выход из споров, возникших в сотрудничестве с одноклассниками.

                Таким образом, овладение учащимися универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно усваивать знания, умения и компетентности по музыке, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, умение учиться. Достижение этого умения предполагает освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции.

                                                                                                              Список используемой литературы:

1.Агапова И.А., Давыдова, М. А. Развивающие музыкальнее игры, конкурсы и викторины. – М.: ООО РИПОЛ классик, ООО «Дом. XXI век», 2008.

2.Казиник М.. Тайны гениев-2, или Волновые пути к музыке. – М., 2010

3.Лукашевич М. Ю. Музыка: необычные уроки: музыкальные расследования и путешествия, сценки-пьесы, концерты. – Волгоград: Учитель, 2014.

4.Петрова О.П. Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения [Электронный ресурс].  

5.Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2010 и план мероприятий по ее реализации [Электронный ресурс].

6.Седова Е.А. Методы и приемы обучения на уроках музыки (Электронный ресурс)

7.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897)

8. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. - СПб.: Союз художников, 2004.

9.Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе. - 2003. - № 5.

10.Пачина А.Г. Педагогические условия формирования универсальных учебных действий у обучающихся // Управление начальной школой. – 2013.

11. Старостина О.А. Формирование универсальных учебных действий в ходе реализации новых образовательных стандартов // Управление качеством образования. – 2013.

12.Шевцова Е.А. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2013.