: «Музыкотерапия, как вид арт-терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья.»
статья по музыке на тему

Новикова Наталья Владиславовна

Музыкальная терапия в современном мире, где большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, стала очень актуальной. Пение, пластические движения, отдельные звуки и звукосочетания применяются с лечебной и восстановительной целью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arterapiya_statya.docx20.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Прокопьевска

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №2 VIII вида»

(МКСОУ «Школа №2)

Тема: «Музыкотерапия, как вид арт-терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья.»

Составитель:

Новикова Наталья Владиславовна

учитель музыки и пения

I категории

Прокопьевск 2018

Музыкальная терапия в современном мире, где большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, стала очень актуальной. Пение, пластические движения, отдельные звуки и звукосочетания применяются с лечебной и восстановительной целью.

Цель работы:

-укрепление эмоционального и физического здоровья учащихся;

-корректировка негативного эмоционального состояния детей;

-развитие духовно-нравственной личности;

-снятие нервно-психологического напряжения, вызванного другими уроками.

Приоритетные задачи:

-создание атмосферы доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки;

-побуждение каждого учащегося к самораскрытию через спонтанное творчество;

-улучшение межличностных отношений.

Термин «арт-терапия» означает исцеление посредством творчества с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния.

Современная арт-терапия включает в себя следующие направления:

-изотерапия-лечебное воздействие средствами изобразительного искусства;

-имаготерапия-воздействие через образ, театрализацию;

-музыкотерапия-воздействие через восприятие музыки;

-сказкотерапия- воздействие посредством сказки, притчи;

-кинезитерапия-воздействие посредством танца;

-игровая терапия.

Музыкотерапия-это вид терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. Если говорить о музыкотерапии с точки зрения её влияния на физическую, эмоциональную и интеллектуальную сферы организма, то поскольку музыка является языком невербальной коммуникации, наибольший эффект достигается во влиянии на чувства и настроение человек, ослабляя негативные переживания.

Достоинствами музыкотерапии являются:

  1. Абсолютная безвредность;
  2. Лёгкость и простота применения;
  3. Возможность контроля;
  4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.

Основоположником российской школы арт-терапии, по праву можно считать А.И. Копытина-кандидата медицинских наук, президента Арт-терапевтической ассоциации. В его разработках целью применения арт-терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путём реализации психокоррекционного, диагностического потенциала.

Современная музыкотерапия основана, прежде всего, на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности. На уроках музыки с использованием методов арт-терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо установить список правил:

  1. Внимательно слушать друг друга.
  2. Не перебивать говорящего.
  3. Уважать мнение друг друга.
  4. Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.
  5. Все должны чувствовать себя комфортно.
  6. Всё сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным.

В зависимости от степени участия учащихся в процессе музыкотерапии различают пассивные и активные методы музыкотерапии.

Активная музыкотерапия-это непосредственное участие в процессе: ребёнок поёт упражнения, играет на доступных музыкальных инструментах.

Пассивная форма музыкотерапии- слушание музыки.

Терапия творчеством. Сказкотерапия.

Дети любят сказки, они становятся неким духовным оберегом детства. Программа по музыке включает в себя множество музыкальных шедевров на основе сказок. Это такие композиторы, как М.И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский и Э. Григ.

На уроках использую приём «Слушание с закрытыми глазами» для лучшего восприятия музыки. Учащимся нравится слушать музыку П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик», «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», Э. Грига «В пещере горного короля».

В своей работе практикую рисование под музыку или передача заданного образа движениями. Например: танец медвежат, зайчик попрыгайчик, хитрая лисичка, волк зубами  щёлк или летний дождь, восход солнца. Это является одним из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического состояния учащихся.

Метод игротерапии полезен тем, что дети объединяются вместе во время игры, что помогает снятию упрямства, негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы, а также способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке.

Метод вокалотерапии.

Дети поют песни о доброте, о друзьях, природе, заряжаются положительными эмоциями. Вокальное воспитание  оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребёнка, но и на его умственное развитие. Пение – сложный процесс звукообразования,в котором важна координация слуха и голоса.

Я работаю с разными детьми, в том числе дети с глубокой умственной отсталостью. Им очень нравится петь, они все песни переживают через себя: плачут, смеются, они непосредственны и искренни. Также во время коллективного пения от детей требуется внимание, организованность, исполняя песню, учащиеся должны вовремя начать и закончить песню.

Фольклорная арт-терапия.

Русский песенный фольклор – система интегрированной арт-терапии. Традиционные свойства фольклора – это коллективный характер творчества. Применяя на уроках фольклорную арт-терапию, развиваю у детей музыкальный слух и память, дыхание, голосовой аппарат. Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья имеют логопедические проблемы, для этого применяю на уроках музыкальный материал из программы А.И. Копытина. Это артикуляционная гимнастика, например сказка «Приключение язычка», голосовые игры «Вежливые слова».

Логоритмические упражнения – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Физминутки очень важная часть урока, она обеспечивает продолжительную концентрацию внимания, работоспособность, развивает фантазию, воображение, память, пластику движений.  В начальной школе разучиваем «Морские фигуры», «Раз, два-хлопай, хлопай», «Фиксики». Старшая школа- это зарядка для глаз, а также курс релаксации под соответствующую музыку, для создания эмоционального положительного фона.

Улыбкотерапия.

Детей с ограниченными возможностями здоровья очень сложно раскрепостить и улыбка – один из эффективных способов. В улыбающемся учителе дети видят друга. Важна на урок и улыбка самого ребёнка. Я часто начинаю уроки с того, что прошу учащихся повернуться друг к другу и улыбнуться – это хороший настрой на позитивный урок. И нет лучшей награды за труд учителя, как видеть своих учеников, счастливо улыбающихся и с радостью смотрящих в будущее.

Слушая музыку, исполняя песни, делая упражнения, выполняя задания участники не задумываются о конечном результате. Они получают удовольствие от самого процесса. Поэтому арт-терапия так эффективна. Арт-терапия, интегрирующая различные виды искусства, помогает учащимся снимать психологическое напряжение на уроках, повысить интерес детей к урокам музыкального искусства.

ЗАВЕРШЕНИЕ:

Сила, которая заложена в музыке, способна влиять на физиологические процессы организма как в двигательной, так и в вегетативной системе ребёнка. Если музыка доставляет удовольствие, то сердечно-сосудистая система реагирует следующим образом: замедляется пульс, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. Если музыка неприятна, то сердцебиение учащается, поднимается давление. Яркая, ритмичная музыка вызывает у детей непроизвольное движение в такт рукой или головой. Неосознанные движения могут быть совершенно разнообразными. Музыка способна пробуждать в ребёнке богатые внутренние зрительные образы, вызывать сильные чувства. А в отдельных случаях даже обонятельные ощущения. Очень важны и актуальны сегодня музыкально-коррекционные занятия в сочетании с другими видами работы на уроке. Музыкальные занятия способствуют развитию памяти, воображения, восприятия и речи. В целом музыка помогает ребёнку гармонично развиваться, обогащая его внутренний мир. Всё это формирует успешного и сильного человека.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Изд-во института психотерапии, 2004.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: 1991.

4. Декер-Фойгт Г.-Т. Введение в музыкотерапию./ пер. с нем. СПб.: Питер, 2003.

5. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Изд. центр "Академия", 2000.

6. Киселёва М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб.: Речь, 2007.

7. Кожохина С.К. Растём и развиваемся с помощью искусства. СПб.: Речь, 2006.

8. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2007.

9. Котышева Е.Н. Музыкальнаяпсихокоррекция детей с ограниченными возможностями. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.

10. Куприна Н.Г. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребёнка. М.: Академия, 2007.

11. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Академия, 2001.

12. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2002.

13. Смолина Е.А. Современный урок музыки. Ярославль: Академия развития, 2007.

14. Ткачёва В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. М.: Изд. Гном и Д, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Способность выполнять любую двигательную деятельность...

Телесно-ориентированная терапия при работе со стрессами родителей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, как инновационный метод профилактики социального сиротства

Сопровождение ребенка с ОВЗ должно быть организованно таким образом, чтобы помочь не только ребенку, но и его родителям адаптироваться к ситуации воспитания и обучения. Данная статья рассказывает как ...

Музыкотерапия как один из факторов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время для педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном разви...

Музыкальная терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях центра реабилитации.

Музыкальная терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях центра реабилитации. Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образов...

«Мульт-терапия как способ успешной социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к школе».

Мультипликационная терапия на сегодняшний момент является одной из наиболее эффективных технологий адаптации и социализации детей, так как развитие компьютерных технологий, доступность для использован...