Музыкальный руководитель.
учебно-методический материал по музыке на тему

Федотова Диана Михайловна

Некоторые советы сайта педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz.ruk_.docx15.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Определяя концепцию занятий музыкой, важно представлять себе основы их драматургии. В зависимости от ритма урока учитель- музыкант подбирает темп и ритм своей речи, организует другие средства педагогического воздействия.

Организационно-педагогическими условиями, способствующими эффективности проведения занятия музыкой, являются:

-соответствие учебного материала и его изложения основным дидактическим принципам обучения школьников;

- установление связи изучаемых произведений искусства с явлениями и образами окружающей действительности;

-адекватность организации эстетического восприятия музыки специфике эстетической сущности музыкального искусства;

-содействие созданию атмосферы комфорта для проявления духовной свободы посредством эмоциональной открытости педагога и учащихся.

Для музыки характерна особая эмоциональная атмосфера, что вполне естественно и необходимо, ведь музыка - «язык чувств». Музыка волнует детей и вызывает у них определённые настроения и переживания.

Таким образом, сущность урока музыки, как и любого другого урока, составляет организация учебно-познавательной деятельности учащихся, в основе которой лежит процесс восприятия.

Основными принципами организации музыкальной деятельности детей является планомерность, преемственность, последовательность, системность и увлечённость. Развитие музыкального мышления, музыкальных, творческих способностей и художественного вкуса младших школьников происходит в различных формах музыкальной деятельности с помощью разнообразных методов, среди которых выделяются ведущие методы музыкального обучения, направленные на организацию целостного, логически связного процесса музыкальных занятий.

Наряду с вышеуказанными закономерностями и дидактическими принципами педагогического процесса, методика музыкального воспитания учащихся подразумевает такие закономерности:

-коммуникативные (зависимость эстетического развития детей от характера взаимодействия учителя и учеников);

-организационные (зависимость результатов от работоспособности учащихся);

-психологические (зависимость результатов от интереса детей к музыкальным занятиям, возрастных особенностей, степени постоянства внимания, уровня развития памяти).

Э.Б.Абдуллин выделяет следующие дидактические принципы музыкального обучения:

-принцип музыкального образования и воспитания, музыкального развития учащихся;

-принцип наглядности, который выступает в качестве логической основы построения системы музыкального обучения;

-принцип связи музыкального обучения с жизнью;

-принцип интереса, увлечённости, исполнительского отношения к урокам музыки;

-принцип оптимизации процесса обучения, который характеризует деятельность учителя на занятиях и обращён к процессу обучения с выявлением особенностей каждого учащегося, фиксацией их музыкальных способностей.

К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства, известные педагоги музыканты относили:

-метод наблюдения за музыкой (Б.В. Асафьев);

-метод импровизации (Б.В. Асафьев);

-метод сопереживания (Н. А. Ветлугина);

-методы музыкального обобщения, забегания вперёд и возвращения к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин);

-метод «сочинения сочинённого» (В.О.Усачева);

-метод переинтонирования (М.С. Красильникова);

-метод интонационно-стилевого постижения музыки и моделирование художественно-творческого процесса (Е.Д. Критская, Л.В. Школяр).

Все вышеперечисленные методы общей педагогики выполняют обучающую, развивающую, воспитывающую, мотивационную и контрольно- коррекционную функции в музыкальном воспитании младших школьников. Естественно, что общепедагогические методы в музыкальном воспитании младших школьников имеют свою специфику.

Выбор методов определяется задачами музыкального воспитания, степенью активности школьников, их возрастными особенностями. Все методы музыкального воспитания дополняют друг друга, вариативность применения которых способствует творческому развитию учащихся.

Для нашей работы особый интерес представляет метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.В.Школяр). Сам термин «моделирование» означает «материальное или мысленное имитирование реально существующей системы путём специального конструирования аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы». В процессе реализации метода художественно-творческого моделирования на уроке музыки материальное воплощение в форме звуков, интонации, мелодии и т. д. осуществляется благодаря тому, что ученик становится в позицию творца - композитора, творца - поэта, творца-художника, как бы заново создающего произведения искусства для себя и для других людей. Это обеспечивает ребёнку проживания знания и понимания смысла своей деятельности, что является особо ценным.

При использовании данного метода особую ценность представляет то, «что стоит за музыкой», то о чём хочет поведать своей музыкой композитор, в роли которого выступает учащийся, почему именно это важно для него и важно ли это для других. Метод моделирования художественно - творческого процесса углубляет проблемный метод, направляя мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления, подталкивая детей к открытию новых граней образа, задавая определённую программу их детским переживаниям, вызывая к жизни те музыкальные интонации, с помощью которых можно передать эти переживания.

Именно постановка задачи, решение, которой требует мысленного экспериментирования с материалом, самостоятельного поиска ещё неизвестных связей внутри явлений, проникновения в его природу - это то, что отвечает подлинному смыслу учебной и творческой задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка "Интегративные подходы к содержанию музыкально-педагогического процесса.Музыкальный досуг"Осенины".Из опыта работы музыкального руководителя Красий Е.Н.

В данной разработке отражается работа по формированию у дошкольников интереса к звукам окружающего мира и отображением их в музыке, работа над мелодическими средствами выразительности, формированием н...

«Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников»

«Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников»...

Творческий совместный проект "Народное музыкальное творчество" Руководители - преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ г. Нарьян-Мар» Ладыкина Ю. В. и музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР - детский сад № 1» Князева О. К.

Социально-значимый проект «Народное музыкальное творчество». Основная цель проекта - организация лекторской группы с целью приобщения детей среднего и старшего дошкольного возраста к лучшим образцам р...

Опыт работы музыкального руководителя по теме "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"....

Консультация музыкального руководителя с педагогами ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ПЕДАГОГА.

Данный материал затрагивает одну из важный тем-  насколько важна роль воспитателя  в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста....

Консультация музыкального руководителя на тему: Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях

Краткое изложение информации касающейся условий взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в направлении музыкального развития дошкольников...