Разработка урока музыки "Образная сфера увертюры «Эгмонт» Л. В. Бетховена"
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

Павлова Наталья  Владимировна

План учебного занятия

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_muzyki.docx361.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

C:\Users\Natali\Desktop\Владикавказ\фото.JPG

План учебного занятия

Выполнила: учитель музыки  МБОУ «СОШ № 4»

 г. Чебаркуля Челябинской области

 

Павлова Наталья Владимировна


План учебного занятия

1.Класс: 7

2. Авторы и название учебной программы: Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5 – 8 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/- Т. И. Науменко, В.В. Алеев.М: Дрофа, 2012 г.

3. Учебная тема: Содержание в музыке

4. Тема урока: Образная сфера увертюры «Эгмонт» Л. В. Бетховена (Урок №7)

5. Педагогическая идея урока: «Музыка должна высекать огонь из души человеческой»

6. Цель урока: учить выявлять характер образов музыкального произведения, прослеживая развитие музыкальных тем.

Задачи урока:

Личностные результаты:

  1. Развивать высокий художественный вкус

Метампредметные результаты:

  1. Учить выражать чувства в устной и письменной речи, самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы

Предметные результаты:

1. Углубить знания обучающихся  о  жанре  «увертюра»

2. Познакомить с увертюрой «Эгмонт» Л.В. Бетховена

3. Помочь обучающимся услышать и понять музыкальные образы  увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена;

4. Продолжать учить  делать сравнительный анализ образов разных произведений

5. Развивать  вокально-хоровые навыки

7. Планируемые образовательные результаты

Личностные: 

Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства. Сотрудничество со сверстниками в процессе исполнения песни. Умение в процессе рефлексии проводить самооценку

Метапредметные:

Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. Формирование своего мнения, аргументированного   и подтвержденного фактами.

Предметные:

Обучающийся научится определять характерные черты музыкальных  образов увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена

обучающийся получит возможность научиться понимать главные особенности содержания и формы в музыке, осознавать их органическое взаимодействие.  Находить связь между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений

8. Тип урока: практикум

9. Формы организации деятельности обучающихся: групповая работа, работа в парах

10. Учебно – методический комплект:

Искусство. Музыка. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/Т. И. Науменко, В.В. Алеев. - М: Дрофа, 2012

Дополнительная литература

1. «Эгмонт»  Л. Бетховена:  Оперное   либретто.  -  М.: Музыка, 1989.

 2. Покровский  Б.А.  Сотворение  оперного  спектакля:   60   коротких   бесед   об   искусстве  оперы.   Худ.  Б.Чупрыгин.  -  М.:  Дет.  Лит.,  1985.

3. И.В. Гете.   Избранные  произведения.  Государственное   издательство художественной   литературы.-   М,  1950.

4. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

5. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

6. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

7.Дмитриева Л.Г.,Черноиваненко . Н.М. «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

8. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

9. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

Материальное обеспечение:

- музыкальный инструмент: фортепиано  

- компьютер

- мультимедийный проектор

- экран

ЭТАПЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Название этапа

Ведущая деятельность

учителя

обучающихся

Организационный

Послушайте музыку (Звучит фрагмент 1 ч. симфонии № 5 Л. Бетховена).

Объясните, что связывает  муз. фрагмент и эпиграф, записанный на доске.  «Музыка должна высекать огонь из души человеческой».

 Кому из композиторов принадлежат эти строки?

Охарактеризуйте  музыку композитора

Запишите в тетрадь тему урока.

 Сегодня продолжим знакомство с музыкой Бетховена.

 Для этого дома вы повторили разделы сонатной формы и изучили краткое содержание увертюры.

Обучающиеся слушают музыку, отвечают на вопросы.

Этап фронтальной проверки домашнего задания

1.Игра «Да» и «Нет»  по теме «Сонатная форма». Приложение 1

2. Напомните ребятам содержание увертюры «Эгмонт.

Все обучающиеся участвуют в игре, поднимая карточки с ответами

Обучающиеся рассказывают содержание увертюры «Эгмонт»

Этап всесторонней проверки универсальных учебных действий

Выявление учащихся, не сделавших д/з.

Дайте совет одноклассникам, как выполнить это домашнее задание

Обучающиеся, изучившие содержание увертюры, дают советы о том, как выполнять такие задания

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Объявление темы урока.  

Поставьте задачи, которые помогут раскрыть тему урока

Прочитайте краткое содержание увертюры

Приложение 2

Предложите количество и название главных  муз. образов для произведения

 Разделитесь на группы по 4 – 5 человек.

  1. «композиторы»
  2. «композиторы»
  3. «музыковеды»
  4.  «художники»

Предоставьте отчет о выполнении заданий, объясните свой выбор. (1 и 2 группы)

Обучающиеся выполняют задания в микрогруппах.

1 и 2 группы выполняют задание «Если бы я был композитором»

1 группа – характеризует средства выразительности образов вступления (образ завоевателей и образ народа)

Ребята на листках заполняют таблицу. (Динамика, тембр, темп, регистр, жанр, интонация…)

2 группа – характеризует средства выразительности образов экспозиции (образ завоевателей и образ народа)

Ребята на листках заполняют таблицу. (Динамика, тембр, темп, регистр, жанр, интонация…)

3 группа  - пишет статью о значении героической темы в музыке для подрастающего поколения.

4 группа – рисует афишу концерта, в котором основным произведением будет  увертюра «Эгмонт» Л.Бетховена

Этап усвоения новых знаний

После выступления 1 – й и 2 – й групп на слайдах  появляется вариант композитора.

Представители группы художников, презентуйте афишу концерта.

Послушайте вступление к увертюре.

Запишите с доски в тетрадь характер образов и средства выразительности.

Послушайте экспозицию.

 Запишите с доски в тетрадь характер образов и средства выразительности.

Обучающиеся, входящие в 4 - ю группу, рассказывают о замысле, композиции, использованных приемах, средствах художественной выразительности, их значении

Обучающиеся слушают музыкальные фрагменты и делают записи в тетрадях.

Этап проверки понимания учащимися нового материала

Послушайте увертюру. Определите, почему композитор меняет очередность исполнения тем народа и завоевателей? Победой или поражением, по замыслу композитора, заканчивается произведение?

Обучающиеся слушают  увертюру, устно отвечают на вопросы учителя

Этап закрепления нового материала

Составьте вопросы по пройденному на уроке материалу.

Работайте в парах, проверьте знания.

Предложите для исполнения на уроке песню героической тематики. Опишите муз. образ произведения и характер исполнения.

Работа в парах. Составление вопросов.

Обучающиеся предлагают  различные песни для исполнения.

Исполняют песню «Нам нужна одна победа». Сл. И муз. Б. Окуджавы

Этап инструктажа по выполнению домашнего задания

Найдите в сети Интернет, домашней фонотеке или других источниках произведения Л.Бетховена героической тематики. Послушайте фрагменты произведений, запишите названия и свои музыкальные впечатления в рабочую тетрадь.

Запись Д/З в дневники

Поведение итогов урока

Определите уровень раскрытия темы урока. Соответствует ли эпиграф характеру прослушанной музыки? Предложите свой эпиграф урока

РЕФЛЕКСИЯ: Оценивание занятия и своего личного участия

Приложение 3

Обучающиеся выполняют задания учителя

Оценивают занятие и личное участие на уроке

Приложения

Приложение 1

Вопросы для игры «Да» и «Нет»

Вопросы и утверждения:

-  В сонатной форме 3 основных раздела. (да)

- Реприза бывает зеркальной (да)

- «Кода» переводится как «начало» (нет)

- В разработке темы звучат по – новому (да)

- Побочная партия является необязательной (нет)

Приложение 2

Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» была закончена Бетховеном два года спустя после создания симфонии № 5, в 1810 году. Увертюра – первый из девяти номеров этой музыки. Трагедия привлекла Бетховена своим героическим содержанием. События «Эгмонт» относятся к XVI веку, когда народ Нидерландов восстал против своих поработителей – испанцев.

Герой увертюры, Эгмонт, граф Ламораль, принц Гаврский (1522—1568) — один из первых вельмож Фландрии и Брабанта — происходил из древнего рода, известного еще в эпоху Крестовых походов. Его родина в XVI веке находилась под властью Испании, от которой стремилась освободиться, выступая одновременно и против католицизма. Эгмонт с 16 лет был придворным испанских королей, участвовал во многих походах. Любимец солдат и народа и в то же время верноподданный католик, Эгмонт в 1565 году был направлен к испанскому королю с требованием уничтожить инквизицию.

В следующем году он вновь принес присягу на верность испанской короне, хотя нидерландские патриоты, его соратники по оппозиции Филиппу II принц Вильгельм Оранский и граф Горн, отказавшиеся присягнуть, предостерегали его от вероломства короля и даже предлагали покинуть родину.

Однако Эгмонт, доверчивый и простодушный, встретил нового наместника Нидерландов, кровавого герцога Альбу при его въезде в Брюссель, часто бывал в его доме, а 9 сентября 1567 года был арестован по приказу герцога и заключен в Гентскую цитадель. В ней Эгмонт провел 9 месяцев. Ему было предъявлено 90 пунктов обвинения, которые он блистательно опроверг. Несмотря на это, Эгмонт был приговорен к смерти и 5 июля 1568 года казнен в Брюсселе. Все его имущество было конфисковано королем, так что вдова и 11 детей остались нищими.

У Гёте Эгмонт молод, холост и влюблен. Его возлюбленная, простая девушка Клерхен, мечтает сражаться вместе с ним. Она же зовет к восстанию, чтобы освободить героя, и, не в силах пережить смерть любимого, она погибает. Накануне казни Эгмонт видит сон. Перед ним в облике Клерхен возникает сияющее видение свободы. Со словами, обращенными к народу: «За родину сражайтесь!... за вольность, за свободу», Эгмонт идет к месту казни. Шествие его сопровождает звучание Победной симфонии.

Призывом к борьбе за свободу, верой в победу народа, несмотря на все страдания и жертвы, наполнен заключительный монолог Эгмонта в темнице перед казнью.

Приложение 3

 РЕФЛЕКСИЯ: Оценивание занятия и своего личного участия

1 Оценка своего личного участия на занятии и его полезность в изучении нового материала

Низкая – 1 балл

Средняя- 3 балла

Высокая – 5 баллов

2 Объем нового материала

Недостаточный – 1 балл

Достаточный - 3 балла

Можно увеличить -5 баллов

3 Полученные знания

Останутся невостребованными –1 балл

Смогу применить на занятиях –3 балла

Смогу применить на практике –5 баллов

4 Свое личное участие в работе группы оцениваю, как

Недостаточное – 1 балл

Достаточное – 3 балла

Активное – 5 баллов

5 Работа в группе

Мешал (мешала) – 1 балл

Помогал(а) – 3 балла

Проявлял(а) инициативу – 5 баллов

Общее количество баллов:

От 5 до 9 баллов- невысокий уровень участия и полезности

От 10 до 15 баллов- средний уровень

От 16 до 20 – высокий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 8 классе по теме "Завещание Бетховена".

На этом уроке раскрывается история создания онаты №14 "Лунная", история любви великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Основные технологии - проектная деятельность учащихся и музыкальная ...

Урок музыки «Музыкальные образы в творчестве Л.Бетховена»

Развернутый план-конспект урока музыки....

Разработка урока "Социальная сфера общества"

Разработка создана для 11 класса общеобразовательной школы. Элементы урока могут использоваться при изучении других тем курса обществознания....

«Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»

Урок музыки для обучающихся 6 класса...