Урок музыки «Музыкальные образы в творчестве Л.Бетховена»
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме

Развернутый план-конспект урока музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_7_kl.docx20.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развернутый план-конспект

урока музыки

« МУЗЫКАЛЬНЫЕ  ОБРАЗЫ  В ТВОРЧЕСТВЕ  Л.БЕТХОВЕНА»

                           7 класс

Подготовила: Цыганова О.С.

учитель музыки

МОУ «Ялгинская СОШ»

   Тип:  получение новых знаний

Форма: урок-размышление.

Художественно-педагогическая идея: «Искусство Л. Бетховена не ведает границ: ни во времени, ни в пространстве, ни в гигантской силе воздействия на людей».  (Д. Шостакович)

Цель  деятельности учителя: познакомить учащихся с симфоническими произведениями Бетховена; создать условия для свободных высказываний (рассуждений, предположений) учащихся, развитие творческого мышления учащихся в процессе восприятия музыкальных произведений.

Планируемы результаты:

Предметные : научиться слушать и анализировать музыкальные произведения Бетховена;  отмечать и определять в произведениях музыкальные образы; развитие музыкальной памяти, оригинальности мышления, способности творческого комбинирования.

Метапредметные:

Познавательные: внимательно слушают и формируют ответы на вопросы, самостоятельно решают творческие задания, развивают логическое мышление.

Коммуникативные: развитие диалоговой формы общения.

Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Личностные: оценивают результаты деятельности.

Методы:

- метод рассуждающего изложения;

- метод диалогического изложения;

- репродуктивный;

- практический;

- объяснительно-побуждающий;

-частично-поисковой.

Музыкальный материал:

1) Бетховен «Симфония №3» ( 1-ая часть)

2) Бетховен «Соната №14»

3) Бетховен «Симфония №9»

4) Фрагмент видеоролика о Бетховене

5 «Атланты» А. Городницкий

6) «Быть человеком» Ю. Мигуля

Оборудование:

1. Компьютер;

2. Экран;

3. Доска;

4. Карточки.

На доске:

Портрет композитора и эпиграф:

«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты». Л. Бетховен

Сценарий урока:

I. Постановка учебной задачи.

Проблемные вопросы:

- Возможно ли человеку, не связанному с искусством, правильно понять то или иное произведение искусства?

- Какими качествами необходимо обладать человеку, чтобы ощутить от прослушанного или увиденного произведения эмоциональное воздействие?

У.: Сегодня я приглашаю вас окунуться в мир прекрасного. Этот мир, созданный из звуков, передает нам мысли и чувства очень интересных и талантливых людей-композиторов. (Работа по карточке №1, можно прочитать стихотворение Е. Евтушенко).

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой...
Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры…

- Как вы поняли это стихотворение?

- Согласны ли вы с такой позицией автора?

Ответы учащихся.

У.: Да, ребята, каждый человек – это целый мир событий, чувств, переживаний. Просто о ком-то мы ничего не знаем, кто-то пытается рассказать нам о себе, ну а творческие люди оставляют нам шедевры. Мы же с вами внимательно вслушиваемся, вчитываемся, всматриваемся в их мир и пытаемся его понять.

 - Что такое музыкальный образ?

Задание: составить синквейн со словом образ.

У.: Вот сегодня мы и попробуем поразмышлять над музыкальными образами Л. Бетховена.

II. Актуализация опорных знаний. Выполнение задач реконструктивно-творческого характера.

Просмотр видеоролика о жизни Бетховена.

- Что вы узнали о жизни композитора?

- О каких произведениях шла речь?

- Как отразилась жизнь композитора на его творчестве?

Ответы учащихся.

У.: Да, ребята, жизнь накладывает отпечаток на внешность, характер, поступки человека. Каким же нам представляется Бетховен в раннем периоде его жизни и творчества? Что его волновало и вдохновляло? Какие образы мы можем услышать в его музыке?

- Вспомните самое яркое событие XVIII века? (Революция во Франции).

- Какими качествами обладал Наполеон?

                              Ответы учащихся.

У.: Бетховен боготворил Наполеона. Ему импонировал бунтарский дух Наполеона, стремление к победе, военный талант. Грандиозная личность Наполеона вдохновила композитора на создание «Симфонии №3».

- Как вы думаете, каким должен быть характер музыки, темп, тембр, лад, динамические оттенки, чтобы передать образ Наполеона? Запишите их себе в тетрадь, сравнив фрагмент музыки со своим предположением.)

1) образ – героический, мужественный, целеустремленный.

- А сейчас мы узнаем Бетховена другой гранью его души.

- Вспомните историю создания «Лунной сонаты».

                                   Ответы учащихся.

У.: Тысячу раз был прав Д. Б. Кабалевский, говоря: « Сколько бы раз ни слушал я эту волшебную музыку, она покоряет своей красотой, глубоко волнует могучей силой воплощенных в ней чувств».

- Во время прослушивания «Сонаты №14» вы поработаете над карточкой №2. В ней даны три образа восприятия этой сонаты.

- Какой из этих образов вам наиболее приемлем? Или вы отдадите предпочтение собственному мнению?

Слушание «Сонаты №14», работа по карточке №2

                                             Ответы учащихся.

2) образ романтический, влюбленный, одинокий.

У.: Да, ребята, судьба уготовила ему тяжелую участь. Трудное детство, героическая, мужественная молодость, неразделенная любовь, глухота. Но \тот больной, одинокий человек дарит людям музыку, радость!..

Стихотворение читает учитель

У.: Бетховен создал 9 симфоний. В последней ( 9 симфонии) звучит финал: «Ода к радости». Какая победа может сравниться с этим?

- Представьте, какой может быть музыка финала.

                                                  Ответы учащихся.

Слушание «Ода к радости»

У.: Больной, страдающий, одинокий человек, которому судьба отказала в радости, сам творит радость и дарит ее людям!

3) великий, жизнерадостный образ.

У.: Сегодня мы прикоснулись к жизни и творчеству великого Бетховена.

- Как вы думаете, что нас, людей XXI века, восхищает в творчестве Бетховена? Чем он так близок нам, современен?

Задание: выстроить логическую цепочку.

Бетховен __________________________ современность

                                           Ответы учащихся.

III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

« Я называю героями не тех, кто побеждает мыслью и силой, я называю героями тех, кто велик сердцем!» Р. Ролан

«Страждущие души, благородные души, возьмите себе в спутники этого человека» Э. Эррио

В заключении урока исполнение песен «Атланты» (как гимн сильным и благородным людям); «Быть человеком» Ю. Мигуля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по музыке "Музыкальный турнир по творчеству В. Моцарта".

Представлен материал по творчеству В. Моцарта. Урок обобщения и закрепления учебного материала по творчеству В. Моцарта в форме игры-конкурса....

Разнообразие и современность музыкальных образов в творчестве И.С.Баха

Урок посвящён многогранности творчества немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха....

Комплект для открытого урока по музыке "Музыкальная гостиная по творчеству И.С.Баха"

Сценарий и презентация открытого урока на тему " Музыкальная гостиная по творчеству И.С.Баха"....

Урок музыки «Музыкальные образы в песенном творчестве Ф.Шуберта»

Разработка урока музыки. Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с песенным творчеством Ф.Шуберта; создать условия для свободных высказываний по теме «Музыкальный образ»; спос...

Презентация к уроку музыки "Музыкальный образ и мастерство исполнителя"(Ф.И.Шаляпин)

Краткая биография выдающегося русского певца и главные образы, созданные на сцене....

Презентация к уроку музыки Музыкальный образ и мастерство исполнителя

в презентации представлено творчество Фёдора Шаляпина...