Урок музыки «Музыкальные образы в песенном творчестве Ф.Шуберта»
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

Разработка урока музыки. Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с песенным творчеством Ф.Шуберта; создать условия для свободных высказываний по теме «Музыкальный образ»; способствовать формированию музыкальной культуры учащихся, развитию и углублению  интереса к музыке и музыкальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_obrazy_v_pesennom_tvorchestve_f.shuberta.docx30.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока по музыке

 Учитель Цыганова О.С.

Класс 7  (по программе  Т.И.Науменко, В.А.Алеев)

Раздел: «Музыкальный образ» (2 четверть)

Тема урока:  «Музыкальные образы в песенном творчестве Ф.Шуберта»

Тип – урок формирования новых знаний и способов действия;

Форма -   урок - погружение

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с песенным творчеством Ф.Шуберта; создать условия для свободных высказываний по теме «Музыкальный образ»; способствовать формированию музыкальной культуры учащихся, развитию и углублению  интереса к музыке и музыкальной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся  слушать и анализировать лучшие образцы песенной музыкальной культуры прошлого и настоящего, познакомятся с жанром песни-баллады, углубят  понимание мелодии как основы музыки, ее души; получат возможность развивать вокальные и исполнительские  способности.

Метапредметные:

  • познавательные – внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и строят рассуждения;
  • коммуникативные – осваивают диалоговую форму общения;
  • регулятивные – организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, принимают средства реализации этих целей и применяют их на практике;

Личностные – научатся воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека; развивают внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру; воспитывают эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях; развивают интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве; оценивают результаты деятельности.

Методы:

-  метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

-  метод «выхода за пределы музыки»;

 - метод тождества и контраста;

- метод создания «композиций»;

- метод эмоциональной драматургии.

Музыкальный материал урока:

  • Ю. Визбор «Изгиб гитары желтой» (пение)
  •   Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев (пение).
  • Ф. Шуберт «Серенада»
  •  Ф. Шуберт, стихи И. В. Гёте. Лесной царь (слушание)
  • Т. Кулинова «Мы живем на Земле одной»

Ход урока:

   

«Музыка - одно из самых удивительных чудес, созданных человеком. Разве не чудо, что небольшая песня способна в огромной массе людей вызвать большую радость или повергнуть в состояние большой скорби, поднять боевой дух воинов и удесятерить силы людей!

Д.Б.Кабалевский

1. Постановка учебной задачи.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня я хотела бы начать наш урок  с песни. И споем мы с вами песню, которую знаем  и мы, и наши уважаемые гости.

Исполнение бардовской песни «Изгиб гитары желтой…»

Учитель: Замечательным у нас получилось такое совместное исполнение. Мир песен огромен, бесконечен, разнообразен. К какому жанру относится эта песня?

Учащиеся: Это лирическая бардовская песня.

Учитель: Какое настроение вызвала у вас эта музыка? Охарактеризуйте ее образ.

Учащиеся: Это очень спокойная, душевная, мелодичная песня. При исполнении песни возникает в воображении образ друзей, природы и т.д.

Учитель: Вы правы, ребята. Из уроков начальной школы мы знаем, что музыка обладает двумя важными качествами: выразительностью и изобразительностью. И вот в 7 классе мы уже несколько уроков говорим о музыкальных образах. Что же означает этот термин?

Составление кластера к слову образ


Учащиеся: Музыкальный образ – это отражение в музыке какой-то частицы жизни. Это человек, объекты природы, то есть всё, что нас окружает.

       Музыкальный образ - это воплощенная в музыке жизнь,  хотя бы небольшая ее частица: чувство, переживание,  мысль, поступок, действие человека, нескольких людей;  какое-либо проявление природы, какое-либо событие из жизни человека,  народа, всего человечества.

     Иначе говоря, музыкальный образ (как любой художественный образ вообще) – это  всегда преломление через сознание автора отражение жизни. 

Учитель: С помощью чего композитор создает в нашем воображении тот или иной образ?

Учащиеся: С помощью средств  музыкальной выразительности.

Учитель: Какими же средствами музыкальной выразительности создается лирический образ?

Учащиеся: Как правило, это минорный лад, умеренный темп, напевная и душевная мелодия, негромкая динамика.

Учитель: Молодцы, ребята. А вот теперь мне бы хотелось, чтобы вы исполнили совершенно другую песню.

Исполнение песни «Матерям погибших героев»

Учитель: Какой образ создает песня? Какими средствами музыкальной выразительности композитор создает образ скорбящих матерей?

Учащиеся: Минорный лад, очень сдержанный темп, аккордовый аккомпанемент, тихая динамика.

Учитель: Вы правильно охарактеризовали эту песню. Постарались передать ее драматичный характер в своем исполнении. На сегодняшнем уроке мы с вами попробуем вместе с музыкой и ее создателями пережить и сопоставить несколько простых и доступных человеку чувств. С одной стороны – лирические чувства, с другой – чувства страдания, драмы. 

2. Актуализация опорных знаний. Выполнение задач реконструктивно-вариативного характера.


    Учитель: В переводе с греческого драма - действие. Ребята, какие слова синонимы вы подберёте к понятию драма?
 
Учащиеся: трагедия, горе, несчастье, разочарование, безысходность…
Учитель: Воплотить драму в музыке удаётся не каждому композитору. Под силу это только тому, кто сам пережил и трагедию, и горе, и несчастье, и разочарование. (на слайде появляется портрет Ф.Шуберта)

Учитель: Портрет какого композитора вы сейчас видите на слайде?

Учащиеся: Это австрийский композитор-романтик Франц Шуберт.

Учитель: Вы правы, ребята.  Главное  место  в   его творчестве занимал жанр песни (около 600), который он поднял на высокий уровень. Содержание песен очень разнообразное. Но о чем бы Шуберт не "пел", все это было выражением его мысли, дум, настроений, чувств, которые его волновали, тревожили, увлекали.

   Многие песни имеют непосредственную связь с биографией Шуберта, с его личными переживаниями и настроениями.  Песни Шуберта – это всегда живые сцены с определенным сюжетом,  в   которых   раскрываются    наитончайшие оттенки человеческих чувств.

Учитель:  Какова же будет тема нашего урока?

Учащиеся: Музыкальные образы в песенном творчестве Ф.Шуберта.
Учитель: Какие задачи мы обычно ставим для себя на уроке?
Учащиеся: - Я – хочу узнать… 
                  - Я – хочу научиться… 
                  - Я – хочу понять... 
Учитель: И сегодняшний урок поможет нам:
- узнать, что такое драматический образ;
- научиться отличать драматический образ от лирического;
- поможет понять, какими выразительными средствами можно добиться воплощения в музыке драматических образов.

Учитель: Вы провели исследовательскую деятельность, по изучению биографии и творчества австрийского композитора Ф.Шуберта. Сегодня мы подводим её итоги и представляем продукт вашей проектной деятельности.

Представление проектов учащихся.

3. Первичное усвоение новых знаний.
   
Учитель:   Ребята,   как   вы   узнали,   судьба   Ф. Шуберта  была   очень непростой. Вечный скиталец, в ранней юности покинул  отчий  дом  и  всю жизнь слонялся в поисках однодневного крова и куска хлеба. Он был жутко замкнут, нелюдим. Его страшно тяготило любое общество людей. И только, благодаря немногочисленным друзьям и поклонникам музыки Шуберта, его сочинения  были  бережно  донесены  до слушателя.

       Ф.Шуберт – создатель вокальной баллады. Впервые баллады появились в литературе. Сюжет баллады остродраматический. В нем переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика.
     
Запись в тетрадь: Вокальная  баллада – это  песня,  которая   имеет свободное развитие.

Учитель:   Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет. Вот как описывает рождение этой песни один из его друзей: «Мы застал Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге… В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом»
Пришло время и нам познакомится с этим произведением. Перевод баллады Гёте на русский язык сделал поэт В.Жуковский.
     Четверо обучающихся читают выразительно балладу «Лесной царь».

Учитель: Чем взволновала  Шуберта  поэзия  Гете? Что увидел  и  услышал композитор в балладе «Лесной царь?» Что почувствовал?
Учащиеся: Композитор Шуберт увидел трагедию, почувствовал боль и крик человеческой души.
Учитель: Если бы вы были композиторами, какие мелодии сочинили бы для персонажей баллады? Охарактеризуйте, в каком характере звучали реплики, интонации героев.
Учащиеся: Рассказчик, встревоженно
                  Отец – успокаивающе
                  Сын- испуганно, взволнованно
                  Лесной царь – сладостно – завлекательно.
Учитель: Давайте послушаем балладу «Лесной царь» и сравним «вашу музыку с композиторской»

Прослушивание песни «Лесной царь»

АНАЛИЗ ПЕСНИ-БАЛЛАДЫ

Исполнитель – солист и аккомпанирующий инструмент фортепиано.
Темп – быстрый, стремительный.
Динамика - контрастная
Регистр – низкий и средний (аккомпанемент), средний и высокий (солист)
Музыкальный лад – минорный (соль минор)
Образ – драматический. 
Что вы услышали в аккомпанементе? Можно ли это увидеть? Аккомпанемент играет главную изобразительную роль?
Аккомпанемент - стремительное, напряжённое движение (скачет всадник) 
Музыка выразительная или изобразительная? 
И выразительная и изобразительная (выражает тревогу, изображает движение)
Характер музыки – стремительная, взволнованная, несущаяся, будоражащая, сладкая, завораживающая, безумная, испуганная.
Учитель: Сравните язык трёх художественных произведений – литературного и музыкального. Какие средства выразительности каждого вида искусства создают единый драматически - напряжённый образ?
                                                Ответы учащихся

4. Первичная проверка понимания.
Учитель: Ребята, совпали ваши предположения о звучании музыки с тем, что вы услышали в произведении Ф. Шуберта? Особую роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание. Что вы можете сказать о партии фортепиано? Что вы услышали в аккомпанементе? 
Учащиеся: Ритм, скачки, быстрый темп, напряженность в звучании.
Учитель: Так что мы можем сказать о музыке? Она выразительная или изобразительная?
Учащиеся: И выразительная, и изобразительная.
Учитель:  Драматические  образы  получили  широкое  распространение  в различных видах искусства: в музыке, литературе, живописи; ведь в своих произведениях композиторы, поэты, художники всегда пытались выразить свои душевные переживания, состояния других людей, и даже, изобразить боль, горе, трагедию в судьбах целого общества. Ведь  во  все  времена музыка была отражением жизни. К сожалению, в современном обществе имеют место и драматические события, и   трагедия,  и   человеческое   горе,   но,   несмотря  ни  на   что,  нужно   не отчаиваться,  не   опускать   руки  и  просто жить, творя добро окружающим людям. Ну а вам, после знакомства с таким сложным произведением, давайте закончим наш урок  новой замечательной песней.

Слушание песни «Мы живем на земле одной»

5. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель: Давайте подведём итоги нашего урока. Мы вернёмся к тем задачам, которые обозначили в начале урока.
Я узнал (а):
 что такое драматический образ.
Я научился (лась): отличать драматический образ от лирического.
Я понял (ла): какими выразительными средствами можно добиться воплощения в музыке драматических образов.

Лучшие мои композиции, приносящие миру огромное наслаждение, рождаются из моих глубочайших печалей (Ф.Шуберт)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок музыка и изо : "Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"

интегрированный урок музыка и изо :"Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"...

Урок музыки «Музыкальные образы в творчестве Л.Бетховена»

Развернутый план-конспект урока музыки....

Презентация к уроку музыки "Музыкальный образ и мастерство исполнителя"(Ф.И.Шаляпин)

Краткая биография выдающегося русского певца и главные образы, созданные на сцене....

Презентация к уроку музыки Музыкальный образ и мастерство исполнителя

в презентации представлено творчество Фёдора Шаляпина...

Союз литературного и музыкального образов на примере баллады Гёте-Шуберт «Лесной царь»

Бинарный урок музыки и литературы. В соответствии с требованиями ФГОС урок построен в рамках системно-деятельностного подхода. Учитель организует познавательную и творческую деятельность учащихся, выс...

Открытый урок "Сказка как вид детского песенного творчества"

Русская народная сказка теремок как форма выступления детского фольклорного ансамбля....