Рабочая программа по музыке 2 кл.
рабочая программа по музыке по теме

Калинина Ольга Константиновна

Рабочая программа по музыке для 2 класса, разработана на основе УМК "Школа России".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

             1. Статус программы

Рабочая  учебная программа по  музыке для  2-го  класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения  начального  общего образования 2010 года, основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «Средняя школа №8», авторской программой по музыке -  «Музыка. Начальная школа», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.

            2. Общая характеристика учебного предмета «Музыка»

    Во 2 классе продолжается  формирование нравственных и эстетических чувств учащихся, творческая активность, эмоциональная активность на музыку, интерес и любовь к искусству. Весь материал уроков объединяется в темы, которые развивают тематику 1 класса. Школьники начинают задумываться над тем как рождается музыка, кто нужен для того, чтобы она появилась. Ученики знакомятся с музыкой золотого фонда мировой культуры – произведениями М. Мусоргского, М. Глинки, П. Чайковского, С. Прокофьева.

   Содержание рабочей программы углубляется за счёт внедрения информационных технологий (поурочные презентации, занимательные задания, игры). Ученики знакомятся с музыкой композитора Малера, которая сравнивается со звучанием произведений И.С.Баха. В урочную систему включены видео – фрагменты из опер и балетов, мультипликация к музыке М.П. Мусоргского «Картинки с выставки». Закрепляются знания нотной грамотности (исполняются звуки ступенями, придумывается ритмический разговор по предложенным иллюстрациям).

   

           3. Цели и задачи обучения музыке

Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.

Задачи уроков музыки во 2 классе:

  • развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;
  • понимание учащимися содержания  простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
  • накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке;  первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
  • совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
  • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
  • активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);

4. Новизна данной программы заключается в  использовании мультимедийных материалов (поурочные презентации), занимательных компьютерных заданий,  нетрадиционных форм организации учебного процесса, а именно:

- урок-театрализация;  

- урок-импровизация,

- урок - ролевая игра;

- урок – путешествие;

- компьютерные уроки.

   5. Межпредметные связи

Современный урок музыки – урок искусства, он тесно взаимосвязан с живописью, историей, литературой, математикой и физикой, географией и биологией. Уроки музыки разрабатываются с учётом других искусств, прежде всего тесное взаимодействие с живописью, литературой и историей.  

6. Особенности организации учебного процесса по предмету

    На уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
      Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных «коллекций» в домашнюю фонотеку; в «создании» рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
      Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
      Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, активное включение его в процесс художественно-образного музицирования и творческое самовыражение.
      Принцип триединства деятельности композитора — исполнителя — слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления учащихся во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил; в равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием того, как сами учащиеся ее исполнили.
      Принцип тождества и контраста реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим не только для развития музыкальной культуры учащихся, но и всей их культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.
      Интонационность выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения художественного образа (литературные, музыкально-слуховые, зрительные) в опоре на выявление жизненных связей музыки.
      Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.

Методы музыкального образования и воспитания

Выразительное чтение текста народных песенок, подбор движения, изображение действий персонажей песенок.     

      — метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
      — метод интонационно-стилевого постижения музыки;
      — метод эмоциональной драматургии;
      — метод концентричности организации музыкального материала;
      — метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в     обучении);
      — метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
      — метод игры;
      — метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.

7. Место в базисном учебном плане

В учебном плане МАОУ «Средняя школа №8» на изучение предмета «Музыка» во 2 классе отводится   34 часа (1 час в неделю).

                           

                                                Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса.

                      В результате изучения предмета музыка во 2 классе ученик должен

  Знать/понимать:

  • Жанры музыки (песня, танец, марш);
  • Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);
  • Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.

Уметь:

  • Выявлять жанровое начало  музыки;
  • Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
  • Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
  • Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.

      ●    Составлять самостоятельно «Твой музыкальный словарик».

      ●    Сочинять не сложные мелодии на стихотворные строчки.

      ●    Создавать собственную музыкальную фонотеку.

  1. В области слушания

- Знать   символы России –  Флаг, Герб, Гимн.

- Умение выявлять общность интонаций, ритмов, характера и настроения этих произведений.

- Умение сопоставлять различные пьесы.

- узнавать на слух песенность, маршевость, танцевальность.

                                                     

2.   В области исполнении

- Исполнение  ролей Большого Барабана и Маленьких Барабанчиков с помощью исполнения ритмического рисунка: притопами ног и хлопками рук.

- Разучивание и разыгрывание по ролям с движениями.

- Выразительное чтение текста народных песенок, подбор движения, изображение действий персонажей песенок.

3.. В области импровизации

Уметь сочинять ритмическую партитуру с шумовым оркестром, придумывание танцевальных движений.

                                               Учебно-тематический план предмета «Музыка»

2 класс (34 часа)

   

Тема урока

Кол-во

часов.

I четверть

9

1

Музыкальные образы родного края.

1

2

Песенность как отличительная черта русской песни.

1

3

Мелодия – душа музыки.

1

4

Мир ребёнка в музыкальных образах.

1

5

Картины природы в живописи и музыке.

1

6

Танцы.

1

7

Марши.

1

8

Сказочные образы в музыке.

1

9

Колокольные звоны России.

1

II четверть

 7

10

Народные песнопения.

1

11

С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» (фрагменты).

1

12

Музыка в храме.

1

13

Песни о зиме, Новом годе.

1

14

Рождественские песнопения.

1

15

Народные славянские песнопения. Музыка на народных праздниках.

1

16

Оркестр русских народных инструментов.

1

III четверть

10

17

Фольклор – народная мудрость.

1

18

Музыка в народном стиле.

1

19

Музыка на народных праздниках.

1

20

Детский музыкальный театр.  

1

21

Балет.

1

22

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

1

23

Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

1

24

Увертюра. Финал.

1

25, 26

Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк».

Обобщающий урок. 

2

IV четверть

8

27

   Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.                           

1

28

«Звучит нестареющий Моцарт».

1

29

Симфония № 40. Увертюра.

1

30

Волшебный цветик-семи-цветик. Музыка-льные инстру-менты (орган). И все это – Бах.

1

31

Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга.

1

32

Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла.

1

33, 34

Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев).

2

        Итого:

   34

Контроль уровня обученности

  Текущий контроль осуществляется в соответствующих формах по слуховой, вокально – хоровой, ритмической деятельности. Используя словарные кроссворды, слуховые диктанты, исполнение песенного материала группой и сольно. Для проверки знаний проводится нулевой и итоговый срез.

Тестирование учащихся 2-го класса

Первое полугодие

Цель тестирования заключается в проверке усвоения знаний полученных на уроках музыки, определение на слух музыкального произведения и автора, определение  характера  музыкального произведения

  1. Звучит фрагмент – “Рассвет на Москве-реке” М. Мусоргского.

Вопрос: Какой композитор сочинил эту музыку?

  1. Кто исполняет это произведение?    
  2. Звучит Гимн России (фрагмент).

Вопрос: В каком характере звучит эта музыка?

  1. Звучит мелодия одной из знакомых  детям песен (в исполнении учителя на музыкальном инструменте без слов).

Вопрос: что звучит – мелодия или сопровождение (аккомпанемент)?

  1. Назови полюбившиеся тебе музыкальные сочинения, с которым ты познакомился на  уроках музыки.___________________________________________________________

                     Тест для учащихся 2 __ класса

                 Первое полугодие (20__/200__ уч.г.)

               Фамилия, имя _________________Класс________

         1. ЧАЙКОВСКИЙ                  ПРОКОФЬЕВ           МУСОРГСКИЙ

         2.   ХОР                    ФОРТЕПИАНО        СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

           3.  ТОРЖЕСТВЕННО    ГРУСТНО      ГРОЗНО    ВЕЛИЧЕСТВЕННО

     

                 ЛАСКОВО    ПРАЗДНИЧНО

             4.    МЕЛОДИЯ                      СОПРОВОЖДЕНИЕ

               5. ____________________________________________________________

                            Второе полугодие (20__/20__ уч.г.)

      Цель теста заключается в  умении детей передавать свои чувства об услышанном произведении, подбирать стихотворные строчки или предложенные иллюстрации к характеру  музыки.            

  1. Звучит “Попутная песня” М. Глинки.

Вопрос: какие чувства возникают у тебя при прослушивании этого сочинения?

  1. Что изображает эта музыка?
  2. Звучит “Весна” Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести

           А. Пушкина “Метель”.

          Вопрос: какое из стихотворений созвучно содержанию музыки?

           (читает учитель, дети подчеркивают слова  – первое  или второе):

    Юный лес в зеленый дым одетый,                            Есть в осени первоначальной

    Теплых гроз нетерпеливо ждет;                                 Короткая, но дивная пора –

    Все весны дыханием согрето,                                    Весь день стоит как бы хрустальный,

    Все кругом и любит и поет.                                       И лучезарны вечера.

                                   А.К. Толстой                                            Ф.И. Тютчев

  1. Учитель играет (или поет) первые такты главной темы 1-ой части

     Симфонии № 40 В.-А. Моцарта.

      Вопрос: тема какого произведения вырастает из этих интонаций?

  1. Назови полюбившихся тебе героев опер или балетов.

                              Тест для учащихся 2 __ класса.

                 Второе полугодие (20__/20__ уч. г.)

                Фамилия, имя ___________________Класс________

      1.   РАДОСТЬ    ИСПУГ    ВОСТОРГ   ПЕЧАЛЬ     ВЕСЕЛЬЕ

       2.     ПОКОЙ          ДВИЖЕНИЕ        ШУМ ВЕТРА

     

       3.     ПЕРВОЕ                     ВТОРОЕ                          

       4.     УВЕРТЮРА к опере “Руслан и Людмила” М. Глинки    СИМФОНИЯ № 40  В.-А. Моцарта

   

                  КОНЦЕРТ № 1 П.И. Чайковского

       Занимательное компьютерное задание  «Помоги собрать орешки хомячку»  

Целью задания является закрепление знаний о тембрах музыкальных инструментах симфонического оркестра.

- Детям предлагается компьютерная игра - задание  «Помоги собрать орешки хомячку»

- Шаг за шагом дети выполняют задания компьютера, правильно отвечая на поставленные вопросы, тем самым, закрепляя знания о тембрах и звучании музыкальных инструментах симфонического оркестра.                                            

                                                                           

                         Литература и средства обучения

 УМК «Музыка» 2 класс для учащегося:

1. «Музыка». Учебник  для 2 класса Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. 

 УМК «Музыка» 2 класс для учителя:

  1. Нотная хрестоматия музыкального материала. Пособие для учителя
  2. Фонохрестоматия музыкального материала (CD)
  3. «Музыка» методическое пособие для учителя.
  4. Сергеева Г.П.Критская Е.Д. Уроки музыки. Пособие для учителя 1-4  кл.

Дополнительная литература для учителя

  1. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев.  — Л., 1973
  2. Антология русской и зарубежной музыки X—XXI вв. / сост. Ю. А. Зверев. Комплект компакт-дисков. — М., 2005.11
  3. Балашова С. С. Спутник учителя музыки / С. С. Балашова, В. В. Медушевский, Г. С. Тарасов и др.; сост. Т. В. Челышева. — М., 1993.
  4. Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах / В. Васина-Гроссман. — М., 1999
  5. Дьякова Е. А. Перед праздником: рассказы для детей о православном Предании и народном календаре России. — М., 199
  6. Е.Ю. Глазырина Ребёнок и музыка: Опыт диалога: Учеб.- метод. Пособие / Урал.гос. пед. Ун – т. Екатеринбург, 1995. 6. Ригина Г.С. “Уроки музыки в начальных классах” М.,1979 г.
  7. Е. Гульянц. «Музыкальная грамота для детей». М.: «Аквариум», 1997. 338 с.
  8. Дьякова Е. А. Перед праздником: рассказы для детей о православном Предании и народном календаре России. — М., 199
  9. Ригина г. «Книга для учителя». Музыка. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. – 224с.
  10. Кабалевский Д.Б. Настольная книга  учителя. Музыка.- Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. – 224 с.
  11. Критская Е. Д. Музыка: 1—4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2004

                                                      Обучающие диски и Интернет ресурсы

  1. Шедевры музыки.                           4. Фильм  - балет «Петя и волк»
  2. Классическая  энциклопедия.       5. Детская энциклопедия.
  3. «Зелибоба и другие».



Предварительный просмотр:

№ урока

Дата  проведения

Тема урока

Тип урока

Кол.-во

Элемент содержания

Требования к уровню достижений

Контрольно-оценочная

деятельность

Иметь представление

Знать

Уметь/иметь опыт, применять на практике

вид

форма

1

Музыкальные образы родного края.

Комбинированный урок

1

Сочинения отечественных композиторов о Родине.  Элементы нотной грамоты.  Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Региональные музыкально-поэтические традиции.

  • «Моя Россия» Г.Струве.
  • «Здравствуй, Родина моя» Ю.Чичков.

Знать/понимать: названия изученных произведений, их авторов, сведения из области музыкальной грамоты (скрипичный ключ, басовый ключ, ноты), смысл понятий: запев, припев, мелодия, аккомпанемент. 

Уметь:  эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении,  показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.

текущий

Устный опрос

2

Песенность как отличительная черта русской песни.

Урок-импровизация.

1

Раскрыть слушательские и исполнительские качества детей. Формировать слушательский опыт детей.

Включить детей в осмысленную певческую деятельность.

Знать/понимать: уважительно относиться к творчеству своих товарищей.

Уметь: определять на слух знакомые музыкальные фрагменты, владеть приемом соучастия в сочинении,  анализировать содержание музыкального произведения.

текущий

Устный опрос

3

Мелодия – душа музыки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Интонационно-образная природа музыкального искусства.  Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). 

Песенность, как отличительная черта русской музыки.

«Рассвет на Москве – реке» М.Мусоргский.

Знать/понимать: что мелодия  – это основа музыки, участвовать в коллективном пении. Певческую установку. Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности (мелодия) в музыкальном произведении.

входной

Устный опрос

4

Мир ребёнка в музыкальных образах.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Музыкальные инструменты (фортепиано). Элементы нотной грамоты. 

Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов (фортепиано) и их выразительные возможности. Музыкальный инструмент – фортепиано.

Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.

  • «Детская музыка» С.Прокофьев
  • «Детский альбом» П.Чайковский

Знать/понимать: смысл понятий: «композитор», «исполнитель», названия изученных произведений и их авторов; наиболее популярные в России музыкальные инструменты. Знать названия изученных произведений и их композиторов  (П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский, С.С.Прокофьев), знать названия динамических оттенков: форте и пиано. названия танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка.

 (фортепиано).

Уметь: узнавать изученные произведения, называть их авторов, сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

текущий

Устный опрос

5

Картины природы в живописи и музыке.

Комбинированный урок

1

Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. 

Знакомство с творчеством отечественных композиторов - классиков  и современных композиторов на образцах музыкальных произведений П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева.. Способность музыки в образной форме передать настроение, чувства, его отношение к природе, к жизни.

  • «Утро – вечер» С.Прокофьев.
  • «Прогулка» С.Прокофьев
  • «Прогулка» М.Мусорского
  • «Научи нас веселиться»

Знать/понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;

Уметь: воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении.

текущий

Устный опрос

6

Танцы.

Комбинированный урок

1

Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм).

  • «Камаринская», «Вальс», «Полька» П.И.Чайковского.
  • Тарантелла - С .Прокофьева

Знать/понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов, названия танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка

Уметь:  определять  основные жанры музыки (песня, танец, марш). Уметь сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их жанровую основу. Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Уметь отличать по ритмической основе эти танцы. Наблюдать за музыкой в жизни человека, импровизировать в пластике

тематический

Устный опрос

7

Марши.

Комбинированный урок

1

Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Выразительность и изобразительность в музыке.

  • «Марш деревянных солдатиков».П.Чайковский
  • «Шествие кузнечиков», «Марш», «Ходит месяц над лугами» С.С.Прокофьев

Знать/понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

 Уметь: исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение. Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности).

тематический

Устный опрос

8

Сказочные образы в музыке.

Комбинированный урок.

1

Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие.

  • «Нянина сказка» П.Чайковский
  • «Сказочка» С.Прокофьев
  • «Мама». П,Чайковский
  • «Колыбельная медведицы» Е.Крылатов

Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов.

Уметь: определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш), определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях,

передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах.

тематический

Устный опрос

9

Колокольные звоны России.

Урок изучения и первичного закреп-ления новых знаний.

1

Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка религиозной традиции. 

Колокольные звоны России. Музыкальные традиции родного края, придающие самобытность его музыкальной культуре.

  • «Великий колокольный звон» М. Мусоргский
  • «Праздничный трезвон»

Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Ввести понятие духовная музыка.

Уметь:  продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

текущий

Устный опрос

10

Народные песнопения.

1

Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира.

Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями.

Церковные песнопения:

  • Тропарь
  • Кондак
  • Стихира
  • Песнь

Знать/ понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники –

Уметь: соблюдать при пении  певческую установку, петь выразительно, слышать себя и товарищей,  вовремя начинать  и заканчивать пение, понимать дирижерские жесты.

текущий

Устный опрос

11

С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» (фрагменты).

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Народные песнопения.

Кантата «Александр Невский»  С.Прокофьев:

  • «Песнь об Александре Невском»
  •  «Вставайте, люди русские»

Народные песнопения о Сергии Радонежском

Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; образцы музыкального фольклора, народные  музыкальные традиции родного края,  религиозные традиции. Понимать строение трехчастной форы.

Уметь:  продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, кантилена, пение а-capella.

текущий

Устный опрос

12

Музыка в храме.

Комбинированный урок.

1

Духовная музыка в творчестве композиторов Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.

Знакомство с творчеством отечественных композиторов – классиков на образцах музыкальных произведений П.И.Чайковского.

«Детский альбом»  П.Чайковский:

  • «Утренняя молитва»
  • «В церкви»

Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства  музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.

тематический

Устный опрос

13

Песни о зиме, Новом годе.

Урок закрепления знаний

1

Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.

Исполнение  песен для новогодних праздников.

Знать/ понимать: образцы музыкального фольклора (народные славянские песнопения),  народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). 

Уметь: охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, пении и др.

Тематический

Устный опрос

14

Рождественские песнопения. Комбинированный урок.

1

Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово.

 

  • «Рождественская песенка» - П.Синявский
  • Рождественские песни: «Добрый тебе вечер»
  • «Рождественское чудо»
  • «Тихая ночь»

Знать/ понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).

Уметь: охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

тематический

Устный опрос

15

Народные славянские песнопения. Музыка на народных праздниках.

Урок-игра.

1

Познакомить  детей с приметами народных праздников.

Рассказать о народных праздниках и их приметах. Расширять эмоционально-смысловой словарь учащихся. Воспитывать уважение к народным традициям

  • «Светит месяц» р.н.п;
  • «Камаринская» р.н.п;
  • масленичные песни;
  •  весенние заклички;
  • Импровизации.

Знать/ понимать: изобразительное и прикладное творчество, масленичные песни.  

Уметь: исполнять в характере,  музицировать,   высказываться о музыке.

Тематический

Устный опрос

16

Оркестр русских народных инструментов

Комбинированный урок

1

Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов. Региональные музыкально-поэтические традиции.

Варьирование  напевов как характерная особенность народной музыки. Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты.

  • «Калинка» - р.н.п.
  • «Светит месяц» - вариации на тему русской народной  песни
  • «Камаринская» - р.н.п.

Знать/понимать: наиболее популярные в России музыкальные инструменты, и инструменты народов Севера, виды оркестров (оркестр русских народных инструментов) образцы музыкального фольклора, названия изученных жанров и форм музыки (напев, пляска, наигрыш, вариация). 

Уметь: передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.

текущий

Устный опрос

17

Фольклор – народная мудрость.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

1.Рассказать о народных праздниках и их приметах.

2.Расширять эмоционально-смысловой словарь учащихся.

3. Воспитывать уважение к народным традициям.

Знать/понимать: народные традиции, праздники, музыкальный фольклор России.

Уметь: передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (инструментальное музицирование, импровизация и др.).

текущий

Устный опрос

18

Музыка в народном стиле. Урок закрепления знаний.

1

Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации.

Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей.

  • С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами».
  • «Камаринская» - р.н.п.

П.Чайковский:

  • «Камаринская»
  • «Мужик на гармонике играет» 

Знать/понимать: о различных видах музыки, музыкальных инструментах; названия изученных жанров (пляска, хоровод) и форм музыки (куплетная – запев, припев; вариации). Смысл понятий: композитор, музыка в народном стиле, напев, наигрыш, мотив.

Уметь: исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация), охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Обнаруживать и выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки, характерные свойства народной и композиторской музыки, различать музыку по характеру и настроению. Воплощать  художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях  и играх.

текущий

Устный опрос

Самостоятельная работа.

19

Музыка на народных праздниках.

Комбинированный урок.

1

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции. Праздники народов Севера.

  • Масленичные песни
  • Весенние заклички

Знать/понимать: образцы музыкального фольклора,  народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). 

Уметь: передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен. 

тематический

Устный опрос

20

Детский музыкальный театр.  

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Интонации музыкальные и речевые. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.

  • «Песня – спор» Г.Гладков
  • М. Коваль «Волк и семеро козлят» фрагменты из оперы

Знать/понимать: названия музыкальных  театров, особенности музыкальных жанров опера, названия изученных жанров и форм музыки.

Уметь: передавать настроение музыки в пении, исполнять в хоре вокальные произведения  с сопровождением и без сопровождения.

текущий

Устный опрос

21

Балет.

Комбинированный урок.

1

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.

Балет. Музыкальное развитие в балете.

  • «Вальс. Полночь» из балета «Золушка» С.Прокофьев.

Знать/понимать: особенности музыкального жанра – балет.

Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. Исполнять различные  по характеру музыкальные произведения во время вокально-хоровой работы, петь легко, напевно не форсируя звук.

тематический

Устный опрос

22

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

Комбинированный урок.

1

Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр.

Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Развитие музыки в исполнении. Роль  дирижера,  режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.

  • Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки
  • «Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьев.

Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: композитор, исполнитель, слушатель, дирижер.

Уметь: узнавать изученные музыка-льные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки.

тематический

Устный опрос

23

Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,

хоровая, оркестровая.

  • Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка
  • сцена из первого действия оперы «Руслан и Людмила»

Знать/понимать: узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов (М.Глинка); смысл понятий – солист, хор.

Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

тематический

Устный опрос

24

Увертюра. Финал.

 Урок закрепления знаний.

1

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,

хоровая, оркестровая.

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере.

  • Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.Глинка
  • Заключительный хор из финала оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка.

Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки, названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – солист, хор, увертюра.

Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах.

тематический

Устный опрос

25

26

Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк».

Обобщающий урок.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

2

Музыкальные  инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

Музыкальные  инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство  с  внешним  видом,  тембрами,  выразительными  возможностями музыкальных  инструментов  симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

  • Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьев.

Знать/понимать: музыкальные инструменты симфонического оркестра, смысл понятий: партитура, симфоническая сказка, музыкальная  тема, взаимодействие тем.

Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

тематический

Устный опрос

27

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.

Комбинированный урок.

1

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке.

       М.Мусоргский «Картинки с выставки»:

  • «Избушка на курьих ножках»
  • «Балет не вылупившихся птенцов»
  • «Богатырские ворота»
  • «Песня о картинах» Г.Гладков.

Знать/понимать: названия изученных жанров (сюита) и форм музыки, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и  средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

тематический

Устный опрос

28

«Звучит нестареющий Моцарт».

Комбинированный урок.

1

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство учащихся с творчеством  великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Знать/понимать: накопление сведений и знаний о творчестве  композиторов.

Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение  и средства выразительности в музыкальных произведениях.

текущий

Устный опрос

29

Симфония № 40. Увертюра.

Комбинированный урок.

1

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

  • Увертюра «Свадьба Фигаро» В.Моцарт
  • Сифония№40  Моцарт.

Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки (рондо, опера, симфония, увертюра), названия изученных произведений и их авторов.

Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

текущий

Устный опрос

30

Волшебный цветик-семи-цветик. Музыка-льные инстру-менты (орган). И все это – Бах.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты (орган).

Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха.

  • «Менуэт» И. -С.Бах.
  • «За рекою старый дом» И. -С.Бах.
  • «Токката» И.-С.Бах.

Знать/понимать: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах.

 Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях,  узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения

текущий

Устный опрос

31

Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Комбинированный урок.

1

Выразительность и изобразительность в музыке.

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).

  • «Тройка» Г.Свиридов
  • «Попутная песня» М.Глинка.

Знать/понимать: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях,  узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.

Текущий

Устный опрос

32

Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла.

Комбинированный урок.

1

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Д.Кабалевский:

  • «Кавалерийская»
  • «Клоуны»
  • «Карусель»
  • «Весна. Осень»  Г.Свиридов
  • «Жаворонок» М.Глинка.
  • «Колыбельная, «Весенняя» В.Моцарт.

Знать/понимать: название музыкальных  средств выразительности, понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки, смысл понятий: музыкальная речь, музыкальный язык.

Уметь:  определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

тематический

Устный опрос

33,

34

Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев).

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся.

2

Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад). Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. 

  • «Весна. Осень»  Г.Свиридов
  • «Жаворонок» М.Глинка.
  • «Колыбельная, «Весенняя» В.Моцарт.

Знать/понимать:  понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки.

Уметь: выражать свое отношение к услышанным музыкальным произведениям, исполнять вокальные произведения с музыкальным сопровождением  и без него, внимательно слушать и определять характер музыкального произведения. Уметь сравнивать контрастные произведения по характеру.  Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности). Исполнять различные  по характеру музыкальные произведения во время вокально-хоровой работы, петь легко, напевно не форсируя звук.

тематический

Устный опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...