Статья "Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроке музыки"
статья по музыке (6 класс) по теме

Основным путем успешного формирования мышления  является выполнение различных познавательных задач и заданий, в процессе решения которых развивается умение ученика из множества разнообразных связей выделить нужную, объяснить ее значимость в данной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_myslit.deyat_.uchashchihsya.docx20.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКЕ МУЗЫКИ

                               Подготовила : Цыганова О.С.

                                               учитель музыки

                                                                МОУ «Ялгинская СОШ»

«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить» - так определял сущность процесса обучения подрастающего поколения великий Эдиссон. Подавляющее большинство людей размышляет и рассуждает, не обращаясь за помощью к теории и не рассчитывая на эту помощь. Некоторые считают свое мышление естественным процессом, требующим анализа или контроля не более, чем, скажем, ходьба или дыхание.

Разумеется, это заблуждение.

Федеральный государственный стандарт общего образования направлен на реализацию качественно новой, развивающей модели школы. Одной из целей обучения в этой модели является развитие мышления учащихся, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач.

        Само по себе содержание образования – без специального формирования приемов учебной работы – не может автоматически развивать мышление учащихся. Оно создает благоприятные предпосылки, возможности для формирования мышления, а учитель призван реализовывать их с помощью специальной методики, в основе которой должна быть последовательность, этапность и системность.

Школьник учится думать и думает, учась: там, где нужно найти ответ на вопрос, что-то понять, и начинается мышление. Если ученик умеет анализировать, выделять главное, это значит, что он сумеет выполнить задания конструктивного и творческого характера, подняться от репродукции к творчеству.

В психологии обычно рассматривают 3 вида мышления:

1. практически-действенное;

2. наглядно-образное;

3. словесно-логическое.

В  процессе развития мышления предшествующий вид не отбрасывается предыдущим. Каждый вид продолжает и дальше развиваться и совершенствоваться. При этом утверждается, что формирование определенных качеств мышления на одном предмете в известной мере способствует общему развитию мышления обучающихся.

Основным путем успешного формирования мышления  является выполнение различных познавательных задач и заданий, в процессе решения которых развивается умение ученика из множества разнообразных связей выделить нужную, объяснить ее значимость в данной ситуации.

Одной из главных задач является формирование и совершенствование мыслительных операций на базе усвоенных и усваиваемых знаний фактического материала и начальных умений пользоваться этими мыслительными операциями.

Развивать мышление – это значит:

1. Развивать все виды и формы мышления – практически-двойственное, наглядно-образное, словесно-логическое, эмпирическое и теоретическое, разумно-рассудочное, продуктивное и репродуктивное – и стимулировать процесс перерастания их из одних в другие.

2. Формировать и совершенствовать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.).

3. Развивать умения выделять существенные свойства предметов от несущественных, находить главные связи и отношения, делать правильные выводы из фактов и проверять их; доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения; излагать свои мысли определенно, последовательно, непротиворечиво и обоснованно.

4.  Вырабатывать умения осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области в другую; делать обоснованные выводы.

Большое значение в развитости мышления учащихся имеет ориентация их на логически правильные ответы.

Способы активизации мыслительной деятельности на уроках музыки различны. Исходя из анализа педагогической и методической литературы, а также из практической работы, можно выделить следующие этапы формирования основных способов умственных действий ( за основу взята этапность, предложенная Паламарчук В.Ф.):

 1 этап – кумуляция: накопления опыта применения способов умственных действий;

2 этап – диагностика: выяснение наличного уровня сформированности того или иного приема у школьников ( тестирование );

3 этап – создание положительной мотивации, атмосферы заинтересованности учащихся в овладении главными приемами умственного труда;

4 этап – работа по осмыслению способа реализации учебной задачи. В процессе коллективной беседы выясняется суть способа и вводится правило-ориентир пользования им.

5 этап – применение приема в разных условиях: в классной и домашней работе, при выполнении творческих заданий коллективно и индивидуально;

6 этап – формирование способа, его обобщение и перенос на другие темы, другой вид деятельности.

    При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности, делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной.

    Способы активизации мыслительной деятельности на уроках музыки различны. Я предлагаю познакомиться с моим опытом работы по формированию мыслительных операций у школьников. Рассмотрим их на примере такой части урока, как задания ( письменные и устные). Формы работы: индивидуальная ( карточки), групповая.

                 ПРИМЕР ЗАДАНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

1. Узнать инструмент по рисунку. Дать ему название, характеристику: духовой, ударный, струнный, клавишный и т.д.

2. Выбрать среди рисунков музыкальных инструментов те, которые изображают:

А) духовые;

Б) струнные;

В) ударные;

Г) русские народные инструменты.

3. Сравнить по рисунку:   скрипка - балалайка;

                                               арфа - гусли;  

                                               труба - рожок;

                                               ложки – барабан.

В дальнейшем рисунки заменить словами:

                                               песня – пьеса

                                               песня – романс;

                                               концерт – симфония;

                                               куплет – припев.

а) общие признаки;

б) различия.

4. Найти «лишнее слово».

а) гобой, флейта, рожок, труба, саксофон.

б) баян, аккордеон, гармонь, фортепиано.

в) пианист, трубач, флейтист, композитор, гитарист.

г) вальс, полька, марш, фокстрот, танго, ча-ча-ча.

д) песня, симфония, пьеса, соната.

         

5. Продолжить ряд:

а) органист, трубач, гитарист… ( профессии музыкантов-исполнителей)

б) виолончель, гусли, арфа… ( струнные, без деления на струнные и  струнно- смычковые )

в) Моцарт, Рахманинов, Бах… ( без деления на отечественных и зарубежных).

6.  «Звучащая викторина» . Определить по фрагменту:

а) тип оркестра:

б) тип хора;

в) солирующий инструмент;

г) название произведения, автор, жанр.

7.  Найти соответствие элементов музыкального языка выделенным элементам:

лад                                                           равномерный, упругий, изменчивый

регистр                                                    быстрый, умеренный, медленный

ритм                                                         мажор, минор

динамика                                                 высокий, средний, низкий  

темп                                                         тихая, громкая

мелодия                                                   плавная, певучая, скачкообразная

                 Установить возможные логические связи:

                           

                                                                              ДИРИЖЕР

             ДУХОВОЙ                                                  ГУСЛИ

       

                               ГАРМОН                                                                                          ПЬЕСА

                 

                       ДОМРА                                                                                                     ПЕСНЯ

                                                                                 

                   БАЯН                                                                                    ПОЛИФОНИЯ

                               

            ПЕВЕЦ                                                               ОРГАН

           

                                                                       ХОР                    ГИТАРА

 

8. Построение логической цепочки:

а) Бетховен – современность;

б) Лель – красота

в) мир – музыка.

Умения и навыки сравнивать факты или явления, проводить анализ, формулировать выводы, вычленять идеи и закономерности, вести наблюдения, устанавливать логические связи, обобщать, делать выводы и т.д. образуются и совершенствуются при восприятии нового материала, осмыслении обобщений и систематизации знаний, закреплении и повторении учебного материала. Если ученик глубоко осознает смысл полученных знаний, значит, он понимает характер связи между ними, отличает существенные связи от несущественных, умеет доказывать истинность знаний. А это значит – он мыслит.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...

Научно - исследовательская работа: Эксперимент - как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.

Эксперимент является важнейшим элементом процесса обучения физике. Он выполняет несколько дидактических функций: повышает интерес к предмету, активизирует внимание учащихся, способствует политехническ...

«Активизация мыслительнной деятельности учащихся на уроках основ православной культуры

«Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках основ православной культуры"   В своей работе разделить историю, кубановедение, ОПК  мне сложно и говорить я буду об интеграции или ...

Формирование и коррекция мыслительной деятельности учащихся на уроках географии

В статье сделан упор на творческие методы развития мышления, его основные мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификацию, сопоставление, выявление сходства и ...

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках истории

Главная цель  современного образования-формирование активности учащихся, изменение роли и места учителя на уроке ,взаимоотношений между учителем и учеником ....

Научно - исследовательская работа: Эксперимент - как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.

Эксперимент — как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физикиПопова Л.Л. учитель физикиМБОУ  «СОШ № 14» имени А.М. Мамоноваг. Старый Оскол, Белгородской Области....

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

       Данный опыт соответствует периоду обучения русскому языку в 5-11 классах, в том числе и в профильных (10-11) классах различных направлений....