«Активизация мыслительнной деятельности учащихся на уроках основ православной культуры
методическая разработка по теме
«Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках основ православной культуры"
В своей работе разделить историю, кубановедение, ОПК мне сложно и говорить я буду об интеграции или как сегодня модно говорить я учитель который проводит бинарные уроки. А как по - другому? Как можно говорить об императоре Александре I и не сказать о его духовных исканиях.
Необходимость воспитания хорошо информированных и глубоко мотивированных граждан, способных к анализу общественной проблематики, поиску и использованию решений проблем, стоящих перед обществом и всё больше нарастающая инфантильность современной молодежи, выраженная в незрелости эмоционально – волевой сферы;
-новые требования, предъявляемые обществом к современному образованию и старый сложившийся «потребительский» стереотип мышления, закрепленный традиционными методами обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizaciya_myslitelnoy_deyatelnosti_na_urokah_opk.rar | 30.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках основ православной культуры
«Как учить? Зачем учить?»
На первый вопрос ответ был дан в конце XVIII в., Дистерверг утверждал, что «надо учить по - новому, сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил и ими овладевал».
На второй вопрос, ответ в стандартах второго поколения «активно содействовать овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные».
В практической деятельности педагога существуют противоречия между:
-единые программные требования к изучению предмета и разный уровень реальных учебных возможностей школьников;
-необходимость воспитания хорошо информированных и глубоко мотивированных граждан, способных к анализу общественной проблематики, поиску и использованию решений проблем, стоящих перед обществом и всё больше нарастающая инфантильность современной молодежи, выраженная в незрелости эмоционально – волевой сферы;
-новые требования, предъявляемые обществом к современному образованию и старый сложившийся «потребительский» стереотип мышления, закрепленный традиционными методами обучения.
Проведенное анкетирование учащихся 8-9 классов по проблеме инфантильности, показало несамостоятельность принятий решений и действий, повышенный уровень требований к заботе других о себе, пониженная критичность по отношению к себе.
По наблюдениям педагогов и школьного психолога было сделано заключение, подросткам гораздо удобнее иметь дело с конкретными эмпирическими фактами, проявляют все большую склонность относиться ко всему, как просто к одному из вариантов возможного.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, пришли к выводу, что необходимо использовать приемы и методы по активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках ОПК с целью устранения имеющихся противоположностей в работе педагога и новых требований стандартов второго поколения.
Теоретическая обоснованность
В начале XX века научные исследования, посвященные развитию мыслительной деятельности учащихся, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, А.Н.Леонтьева, О. К. Тихомирова, Ю.А. Самарина, П.Я.Гальперина, Н.Г. Дайри, Б. Блума раскрывают предпосылки разрешения названных выше противоречий.
Ученые педагоги и психологи, Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина, А. Т. Степанищев, Ю.Г.Тамберг видели необходимость в разработке новых методов обучения для активизации учебной деятельности учащихся.
В монографиях И.С. Кона, В.А. Крутецкого, З. Н. Калмыковой, Н. С. Лейтес раскрыты особенности подросткового возраста и его мыслительной деятельности.
Но хочется остановиться и сделать акцент на следующих вопросах:
- в работах З. П. Басмановой, Н.Г. Дайри, С.Л. Рубинштейна, И.Я. Лернера, Е.Ф. Головкиной рассмотрены особенности развития мышления, как общего, так и понятийного, исторического, теоретического
- современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и учителя;
- проект «Мыследеятельностная педагогика» Громыко Ю.В. - является шагом в реализации деятельностного подхода к содержанию образования. Содержанием образования в рамках мыследеятельностной педагогики рассматриваются техники и способы мышления и деятельности;
- на сегодняшний день в российской практике образования актуальны: личностно- ориентированное обучение, проблемное обучение, В.В. Давыдов «Система развивающего образования», концепция «предметного содержания деятельности» А.Н. Леонтьева.
Проанализировав вышесказанное, обозначили цель работы:
конструирование эффективных приемов и методов активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках ОПК
Задачи:
- сформировать метапредметное умение работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- сформировать способность применять понятийный аппарат исторического и обществоведческого знания;
- сформировать метапредметное умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).
План деятельности учителя предметника:
- Анализ литературы по проблеме активизация мыслительной деятельности учащихся и построение теоретической модели.
- Диагностический анализ интеллектуальных операций доступных индивиду.
- Конкретизация теоретической модели с учетом результатов диагностического анализа, уточнение содержания, приемов, методов активизации мыслительной деятельности учащихся.
- Апробация модели в практике учителя – предметника.
- Промежуточный диагностический анализ достигнутых результатов.
- Корректировка модели.
- Апробация скорректированной модели в практике учителя - предметника.
- Обобщение итогов работы и подготовка материалов для методического совета школы.
Новизна опыта заключается в создании модели деятельности педагога по активизации мыслительных процессов на уроках ОПК через работу с источниками и понятиями с использованием современных технологий: технология организации самостоятельной работы обучающегося, проектная технология обучения старшеклассников, технология развития критического мышления, технология «Дебаты».
- с точки зрения структуры учебного процесса
Основные этапы | Методы и приемы | Цель | Современные технологии |
Вводно – мотивационный | Планирование учебного материала в тетради и дневниках: -темы, -с помощью чего достигнут знания, - количество уроков, -оценочные задания. | Осознание, почему и для чего нужно изучать тот или иной раздел, уяснить основную учебную задачу предстоящей работы. | Методика организации коммуникации |
Операционально – познавательный | - синквейн - корзина идей - кластер - толстые и тонкие вопросы - инсерт - 5 минутное Эссе - творческие задания (кроссворды, ребусы) - логические цепочки «4 лишний» - зашифрованные понятия - составление тестов - Атака 3 – х - 7 вопросов журналиста (кто? что? где? когда? как? почему? зачем?) - кубик (1 – опиши, 2 - сравни, 3 – объясни…) | Моделирование объектов и явлений и изучение построенных моделей. Деятельность учащихся приобретает теоретический и исследовательский характер. Развитие монологической речи, мыслительных операций: обобщение, классификация, сравнение. Учащиеся вводятся в «лабораторию мысли», приобретают опыт творческой деятельности, творческого мышления. | Технология развития критического мышления Технология организации самостоятельной работы обучающегося. |
Рефлексивно - оценочный | - Эссе - Групповая работа «Презентация» (текст по заданной теме, презентация в электронном варианте, схемы – конспекта, творческие задания на закрепление материала) | Рефлексия и анализ собственной учебной деятельности, оценивание ее, сопоставление с результатами деятельности и поставленными задачами. Развитие адекватной самооценки. | Проектные технологии обучения старшеклассников |
- с точки зрения развития мыслительных операций во время урока
Мыслительные операции | Методы и приемы | Суждения | Качества мышления |
Анализ (выделение отдельных частей, признаков) | - кластер - составление тестов - карточки с опережающими заданиями (даты, понятия, личности) - инсерт - состав слова (корень) | Индукция (от частного к общему) Дедукция (от общего к частному) | Широта Глубина Самостоятельность Критичность Гибкость Быстрота |
Сравнение (сходство и отличие) | - кластер - 4 лишний - толстые и тонкие вопросы - зашифрованные понятия - кубик | ||
Синтез (соединение в целое) | - зашифрованное понятие - ребусы - 5 минутное Эссе | ||
Абстрагирование (мысленное отвлечение) | - схемы – подсказки - логические схемы (что из чего вытекает) | ||
Обобщение (объединение предметов по существенным признакам) | - синквейн - Эссе - презентация - составление тестов - инсерт - группировка терминов - закончи предложение | ||
Конкретизация (односторонне фиксирует ту или иную сторону предмета) | - синквейн - кластер - кроссворд - толстые и тонкие вопросы - атака 3 – х - этимологическое объяснение (по происхождению) | ||
Классификация (разделение и объединение объектов по определенным основаниям) | - корзина идей - потерянные слова - 7 вопросов журналист - 4 лишний - составление тестов - группировка терминов |
Результативность:
- Учащиеся ежегодно участвуют в предметных олимпиадах по ОПК и занимают призовые места.
СПРАВКА
Дана Кушнарёвой Татьяне Анатольевне учителю кубановедения, истории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 в том, что результаты внеурочной деятельности учащихся по предмету имеют высокие результаты, динамику роста:
Учебный год | Название конкурса, олимпиады | Количество участников на каждом уровне | Общее количество участников |
2006/2007 | Школьный тур олимпиады Районный тур олимпиады Школьная научно-практическая конференция Районная научно-практическая конференция Творческие конкурсы | 12 5 4 2 8 | 31 |
2007/2008 | Школьный тур олимпиады Районный тур олимпиады Зональный тур олимпиады Школьная научно-практическая конференция Районная научно-практическая конференция Научно-практическая конференция Малой академии наук Творческие конкурсы | 21 8 1 5 2 1 11 | 49 |
2008/2009 | Школьный тур олимпиады Районный тур олимпиады Зональный тур олимпиады Школьная научно-практическая конференция Районная научно-практическая конференция Научно-практическая конференция Малой академии наук Творческие конкурсы | 28 15 2 6 3 1 12 | 51 |
2000/2010 | Школьный тур олимпиады Районный тур олимпиады Зональный тур олимпиады Школьная научно-практическая конференция Районная научно-практическая конференция Научно-практическая конференция Малой академии наук Творческие конкурсы | 30 17 4 10 2 1 12 | 76 |
2010/2011 | Школьный тур олимпиады Районный тур олимпиады Зональный тур олимпиады Школьная научно-практическая конференция Районная научно-практическая конференция Научно-практическая конференция Малой академии наук Творческие конкурсы | 30 17 4 10 2 1 15 | 79 |
- учебный год: викторина для младших школьников.
место в районе 5 класс Мальцев Вячеслав; 2 место в районе 5 класс Азаренко Юлия; 2 место в районе 6 класс Миронова Юлия;
- учебный год Олимпиада по кубановедению;
место в районе 11 класс Чекунова Вера, 2 место в зональной олимпиаде; место в районе 11 класс Депанян Диана, 3 место в зональной олимпиаде; 2 место в районе 11 класс Смирнова Анастасия; 1 место в районе 10 класс Бугреева Анастасия – 1 место в зональной олимпиаде, 3 место в краевой олимпиаде; награждена премией главы Администрации Апшеронского района, 2 место в районе 10 класс Крупин Сергей, 5 место в зональной олимпиаде; 2 место в районе 10 класс Лимарев Алексей; 2 место в районе Викторина для младших школьников 6 класс Мальцев Вячеслав;
- -2008 учебный год: Олимпиада по кубановедению;
1-е место в районе 11 класс Бугреева Анастасия, 5 место в зональной олимпиаде; 1 место в районе 9 класс Косарев Андрей; 1 место в районе 8 класс Раенко Евгения, 3 место в зональной олимпиаде; 2 место в районе 8 класс Новак Дарья, 5 место в зональной олимпиаде; 1 место в районе 9 класс Руцкова Екатерина по обществознанию;
2009 -2010 Олимпиада по кубановедению
-10 кл . 1м. Руцкова Екарерина, Апресян Нина;
-9 кл 1м. Раенко Евгения, 2м. Новак Дарья.
1м. Раенко Евгения –зона, 3 место край;
-8 кл Мальцев Вячеслав- 3 место.
Олимпиада по ОПК
8кл 2м- Смирнова Лиза;
5 кл 2м-Лановик Екатерина.
2010-2011 Олимпиада по кубановедению
11 кл. Раенко Евгения 1-е место в районной, зональной, призёр краевого; этапа
10 кл. Пёрышкина Ксения 2-е место в районной, призёр зонального этапа;
9 кл. Лимарева Мария 1-е место в районной, призёр зонального этапа;
8 кл. Джанибекян Мария 2-е место в районной, призёр зонального этапа;
8 кл. Яценко Екатерина- призёр районного этапа.
Конкурсы
- 2006 год 1 место в конкурсе юных историков – краеведов, посвящённого « 70- летию образования Краснодарского края и 215- летию освоения казаками Кубанских земель».
- номинация «Жизнь и деятельность Захария Чепеги» Руцкова Екатерина 280 – летию кошевого атамана» Руцкова Екатерина
- 2007 год 1 место в районом этапе II Всероссийского конкурса образовательных и социальных проектов «Свой мир мы строим сами» номинация «Охранная грамота прав детства». Исследовательская работа «Защита прав ребенка в Российской Федерации» Марковская Екатерина.
- 2007 г. Дипломом III степени награждена Антонян Анна за участие в конкурсе фотографий Международного детского экологического форума «Зелёная планета»;
- Дипломом III степени награждена Снимщикова Анна победитель краевого конкурса рисунков и плакатов «Я – гражданин».
- Третья детская конференция Уполномоченного по правам ребёнка в Краснодарском крае «Мир глазами детей»
- Команда МОУСОШ №4 «Ветер перемен» 1место в интеллектуальной игре «Брейн – ринг» среди учащейся молодёжи.(рук. КушнарёваТ.А.)
- Команда МОУСОШ №4 «Ветер перемен» занявшая 2 место в интеллектуальной игре «Брейн – ринг» посвящённой дню Конституции Российской Федерации
- Команда МОУСОШ №4 «Ветер перемен» занявшая 2 место в отборочном туре Чемпионата интеллектуальных игр «Брейн – ринг» посвящённой дню Конституции Российской Федерации
- Команда МОУСОШ №4 «Ветер перемен» 2 место в полуфинале Чемпионата интеллектуальных игр «Брейн –ринг»
- Команда МОУСОШ №4 «Ветер перемен» 3 место в финале Чемпионата интеллектуальных игр «Брейн –ринг»
- 1 место в конкурсе творческих работ заняла Наджафова Анна 11 класс «Мы – будущее Апшеронского района»
- 3 место в конкурсе творческих работ занял Косарев Андрей 9 класс «Мы – будущее Апшеронского района»
2008 -2009
- - Районный этап краевой викторины «Природа Кубани», 1м. Моргушина Дарья;
- -Районный этап краевой викторины «История Кубани»,
- 1м. Анохина Анастасия,
- 2м. Джанибекян Карен,
- 3м. Раенко Евгения;
2009 -2010
- 1-е место в районном этапе, 2 в краевом «Тайны природы»
- Команда школы 1-е место в районном фестивале «Дети России»
- Карнаухова Кристина 1-е место в конкурсе социальных проектов «Сделай правильный выбор!
- Низельник Мария 1-е место в районе, 3-е в краевой конференции учащихся посвящённой 65-летию Победы в великой Отечественной войне
2010 - 2011
Низельник Мария 1-е место в районной научно-практической конференции
учащихся образовательных учреждений по истории и культуре кубанского казачества Секция «Культура и традиции кубанского казачества», участие в краевой конференции.
-Карнаухова Кристина 1 место в районном этапе конкурса «Кубань опалённая войной», участник краевого этапа.
Малова Мария дипломант краевого конкурса «Где их застала тишина победы», в номинации «Краеведение»
Кушнарёва Т.А. награждена дипломом III степени I Всероссийского открытого творческого конкурса «Гайдар. Время. Мы» в номинации «Исследовательские работы о прошлом и настоящем «малой родины», её знатных людях»;
Директор МБОУСОШ № 4 О.Г.Анохина
Практическая значимость:
- Данный опыт транслировался в рамках школьного педсовета по теме: «Эффективный урок»
- Открытий урок по ОПК для учителей районного МО с использованием
ИКТ
- Материалы конспектов открытых уроков и презентаций расположены на сайте МБОУСОШ № г. Апшеронска
- обмен опытом с учителями – предметниками
- универсальный опыт для учителей естественных и гуманитарных наук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация мыслительной деятельности учащихся через различные формы работы на уроках математики.
Теоретической основой моего опыта служит дидактическая теория Ю.К Бабанского: «Теория оптимизации учебно-воспитательного процесса». Оптимизация процесса обучения предполагает создание необходимых усло...
Научно - исследовательская работа: Эксперимент - как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.
Эксперимент является важнейшим элементом процесса обучения физике. Он выполняет несколько дидактических функций: повышает интерес к предмету, активизирует внимание учащихся, способствует политехническ...
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках истории
Главная цель современного образования-формирование активности учащихся, изменение роли и места учителя на уроке ,взаимоотношений между учителем и учеником ....
Научно - исследовательская работа: Эксперимент - как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.
Эксперимент — как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физикиПопова Л.Л. учитель физикиМБОУ «СОШ № 14» имени А.М. Мамоноваг. Старый Оскол, Белгородской Области....
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка
Данный опыт соответствует периоду обучения русскому языку в 5-11 классах, в том числе и в профильных (10-11) классах различных направлений....
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках истории
Главная цель современного образования-формирование активности учащихся, изменение роли и места учителя на уроке ,взаимоотношений между учителем и учеником ....
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики через игровые формы обучения
Применение игровых форм обучения на уроках математики позволяет включиться каждому ученику в процесс обучения, делает его интересным, доступным, предусматривает возможность эффективной организац...