Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики через игровые формы обучения
статья по алгебре по теме

Евсеева Клавдия Сергеевна

 

Применение игровых форм обучения на уроках математики позволяет включиться каждому ученику в процесс обучения, делает его интересным, доступным, предусматривает возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся.  Игровая форма является наиболее продуктивной формой обучения не только самых младших школьников, но и школьников среднего звена, ввиду того, что ей  присущи элементы соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evseeva_statya.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №74» г.Астрахани

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики через игровые формы обучения

К.С. Евсеева- учитель математики

г. Астрахань

2011г.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития».

В.А.Сухомлинский

Любой ученик способен к творческой деятельности, поэтому учителю необходимо уметь так организовать свою учебную деятельность, чтобы она побуждала каждого школьника к раскрытию своей креативности.

По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игру как метод обучения, люди использовали еще в древности. Широкое применение игра находит в  народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность применяется и в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, раздела учебного предмета, и как элемент более обширной педагогической технологии.  Непосредственно используется игра-урок, или часть урока. Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении.

Применение игровых форм обучения на уроках математики позволяет включиться каждому ученику в процесс обучения, делает его интересным, доступным, предусматривает возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся.  Игровая форма является наиболее продуктивной формой обучения не только самых младших школьников, но и школьников среднего звена, ввиду того, что ей  присущи элементы соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям.

Игровые формы обучения разнообразны по содержанию, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, а основу деятельности составляет игровое моделирование. Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, что помогает активизировать учебный процесс. Итоги игры выступают в двойном плане – как игровой и как учебно-познавательный материал. Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования и от целенаправленности программы игр в сочетании с дидактическими упражнениями. Определение места игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций дидактических игр и их классификации.

Коллективные игры в классе разделяются  по дидактическим целям урока:

  1. обучающие игры – игры получения новых знаний, умений и навыков;
  2. контролирующие игры – игры, дидактическая цель которых состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний;
  3.  обобщающие игры – игры требующие интеграции знаний.

В своей работе я активно применяю игровые формы обучения. На начальном этапе организации этого вида педагогической деятельности мне необходимо было подобрать сюжеты дидактических игр, учитывающих психологию школьников среднего звена, их возрастные и индивидуальные особенности. Если учащимся 5-х классов можно предложить вжиться в роли сказочных персонажей, то учеников 7-х- 8-х классов это явно не устроит. Однако это не повод для отказа от ролевых игр на уроках.  Старшим ученикам можно предложить разделиться на противников и сторонников диаметрально противоположных утверждений и предложить им отстаивать собственное мнение с помощью имеющихся  у них знаний и умений.  Можно разыграть историческое действие с помощью реальных и вымышленных персонажей. Также я использую свои познания о популярных на данный момент  кино- и телегероях. Из своего опыта могу констатировать, что в подобных играх и старшие школьники раскрываются как творческие личности, с удовольствием исполняют свои роли, импровизируют в рамках сюжетной линии урока. Ролевые и имитационные игры позволяют показать общественную значимость предмета (математики), его роль и место в повседневной жизни, стимулируют интерес к предмету и предметам, опосредованно связанным с ним через игру.

Такие уроки проходят при большой активности и энтузиазме учащихся. Дети не только решают задачи и примеры в рамках урока, но и развивают математическую речь, приобретают навыки составления наукообразного ответа, умение донести собственное мнение и выслушать собеседника или оппонента, способность задавать вопросы по существу. Подготовка к таким урокам занимает много времени и усилий не только со стороны учителя, но и со стороны самих учеников.  Это заставляет их обратиться  к дополнительной литературе, проявить свою любознательность и трудолюбие.

Математические викторины, эстафеты, турниры, конкурсы и другие дидактические игры хорошо уживаются с серьёзным учением. Включение игрового сюжета  в урок и применение игровых моментов помогает сделать процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей позитивное отношение к предмету обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроке математики.

Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько метод его приобретения, только в процессе активной мыслительной деятельности ученики могут понять и усвоить учебный материал....

Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"

Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для а...

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики через разнообразные методы, приемы и средства обучения»

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики через разнообразные методы, приемы и средства обучения» (из опыта работы учителя математики  МОУ СОШ №2 г. Николаевска ...

«Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики».

Моя педагогическая система строится на внедрении в учебный процесс различных форм, методов, средств обучения для повышения активности мыслительной деятельности учащихся. И она реализуется посредством ...

"Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики" Презентация.

                 Учитель сегодня должен не только хорошо владеть учебным материалом, но и творчески подходить к каждому уроку, постоянно находиться ...

Различные методы решения задач как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

Показать влияние решения задач различными способами   на уроках математики на развитие мыслительной деятельности, познавательной активности школьников, логического мышления....

«Эффективные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики».

laquo;Эффективные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики»....