Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроке математики.
методическая разработка по алгебре по теме

Микубаева Эльвира Владимировна

Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько метод его приобретения, только в процессе активной мыслительной деятельности ученики могут понять и усвоить учебный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivizaciya.doc227.5 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация мыслительной деятельности
учащихся на уроке математики.

Микубаева Э. В.

учитель математики высшей категории

МАОУ « СОШ №30 г. Йошкар-Олы

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».

(Л.Н.Толстой)

Одной из главных задач современной школы является не только сообщение определённой суммы знаний учащимся, но и развитие у них мыслительной деятельности, творческого отношения к делу, стремление к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применение их в своей практической деятельности. Современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а так же творчески подходить к своей работе, то есть не только пассивно воспринимать происходящие в обществе изменения, но и самим принимать в них деятельное участие.  

Активизация учащихся в процессе обучения - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе.  Перед учителем встает задача - использовать имеющиеся стремления ребенка к знаниям, формировать и укреплять познавательные интересы.               Выбирая различные форм работы на уроках, стараюсь способствовать развитию активной мыслительной деятельности учащихся, нацеливаю их на приобретение глубоких и прочных знаний, стимулирую самостоятельную работу детей. В организации работы на уроке исхожу из предположения, что развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько метод его приобретения, только в процессе активной мыслительной деятельности ученики могут понять и усвоить учебный материал. Думаю, что  работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

  При этом в своей работе учитываю врожденные особенности нервной системы учащихся:

 Так, обучая учащихся "образников" (учащихся с правополушарным типом мышления), особое внимание нужно уделять развитию речи и логических способностей детей. При осуществлении обучения реализуется ведущий принцип дидактики "от общего к частному".

            При работе с "гармониками" (учащиеся с равнополушарным типом мышления) необходимо учитывать их способность к быстрому темпу действий, принятию решений; уделять внимание воспитанию умения слушать: умный не тот, кто много знает, а тот, кто умеет слушать.

 Обучая "логиков" (учащихся с левополушарным типом мышления), следует активизировать их творческие способности. При организации обучения необходимо учитывать принцип дидактики "от частного к общему".

Умение заинтересовать математикой — дело не простое. Учащиеся с желанием учатся тогда, когда содержание учебного материала вызывает интерес. Как сформировать интерес к предмету? Думаю что, через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемных ситуаций, использование разнообразных методов обучения. Остановлюсь на некоторых  приёмах, которые  дают положительный эффект в обучении. Это дидактическая игра, работа с книгой, лекция, контролирующая самостоятельная работа, тестирование, и т. д.

Дидактическая игра, игровой компонент, соревнование, дух творчества и игры должны присутствовать органически на всех уроках, тогда урок вызовет интерес, желание работать и знать предмет. Провожу урок-КВН, урок-путешествие, урок-соревнование. Эти уроки побуждают интерес к предмету.

 Рассмотрим виды обучающих самостоятельных работ, которые  занимают огромное место в моей работе:

1. Самостоятельная работа с предварительным разбором.

Даётся подробный разбор задачи или упражнения со всеми теоретическими обоснованиями. Затем для самостоятельной работы предлагается сначала подобная задача, а затем задание с усложнённым элементом.

2. Решение задач с последующей проверкой.

Ученики выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по показываемому им образцу, при этом преподаватель поэтапно выясняет осмысленность решения путём постановки соответствующих вопросов.

3. Многовариантные задания с готовыми ответами. Эти работы помогают быстрому установлению обратной связи, выявлению пробелов и разбору неясных ситуаций.

4. Математические диктанты с самопроверкой или взаимопроверкой.

5. Работа по заданному алгоритму приучает учащихся к чёткому, последовательному выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность учащихся.

6.Урок – зачет.

7. Урок - семинар.

8. Урок-лекция, как правило, позволяет дать материал крупным блоком. Я даю такие уроки в старших классах, провожу  итоговые уроки по завершению материала повторения школьного курса, например по теме

« Функции».

9. Работа над сообщениями, докладами учит обобщению изученного, отбору наиболее существенного материала.

10. Обучение работы с учебником. Неумение вскрыть существенно важное в прочитанном, отделить в нем новое от известного, и свободно применять почерпнутые данные в практике – основной недостаток наших учащихся Хочу остановиться  о методах работы с книгой. Это

  1. -работа с учебником после объяснения нового материала
  2. -чтение учителем учебной статьи  с выделением главных мыслей
  3. -ответ ребят по составленному плану
  4. -чтение учащимися текста и разбивка на смысловые абзацы
  5. -чтение учащимися текста и самостоятельное составление плана прочитанного:  
  6. самостоятельное чтение пункта с последующими ответами на заранее сформулированные вопросы или задания.
  7. прочитать текст учебника дома и ответить на заранее сформулированные вопросы.

Инструментом активизации мыслительной деятельности обучаемых, а значит и инструментом воспитания культуры мышления является решение различных видов задач, например:

  1. решение задач с несформулированным вопросом (вопрос логически вытекает из данных в задаче математических отношений, учащиеся должны его сформулировать и решить задачу);
  2. составление условия и решение задачи по данным чертежа (этот вид творческой работы развивает умения критического анализа, способствует развитию логического мышления)

  1. решение задач с недостающими данными (в задачах этого типа обучаемые учатся анализировать условие задачи, учатся объяснять при решении, почему задача не имеет решения, учатся указывать недостающие данные.)
  2. Задача. В равнобедренном треугольнике КМР с основанием МР, равным 10 см., найти боковую сторону.
  3. решение задач с избыточными данными (учащиеся должны объяснить, какие данные являются лишними);
  4. решение задач, имеющих несколько способов решения;
  5. решение задач с взаимопроникающими элементами (эти задачи развивают математическое видение, умение включать один и тот же элемент в разные фигуры).
  6. Задача. Дан рисунок. Прочитайте его.

 Приведу примеры некоторых "педагогических уловок", которые активизируют мыслительные процессы учащихся:

  1. Сказки,
  2. математические сочинения,
  3. игры со словами,
  4. использование пословиц, поговорок, содержащих числительное,
  5. конкурс художников,
  6. кроссворды,
  7. кодирование ответов заданий,
  8. использование приема "умышленной ошибки",
  9. использование метода "мозгового штурма",
  10.  использование принципа Ходжи Насреддина: "Пусть те, которые знают,      расскажут тем, которые не знают",
  11. составление задач по аналогии,
  12. составление задач на заданную тему,
  13. чтение рисунков и графиков,

Ярким, насыщенным будет урок математики, на котором осуществляется связь с информатикой, что позволяет разнообразить способы изучения нового материала, а также повторения. Так, например, создание обучающимися компьютерных проектов-презентаций по какой-либо учебной теме поддерживает высокий уровень мотивации в когнитивной деятельности обучаемых всех стилей мышления. Кроме того, внедряя в образовательный процесс телекоммуникационные сетевые проекты и учебные проекты-презентации, осуществляется межпредметная связь и решаются дидактические задачи,

Внеклассная работа по математике является одним из средств повышения интереса к предмету. Она способствует повышению уровня математической культуры и развития познавательных способностей учащихся, расширяет их математический кругозор. Достижению этой цели способствует различные формы внеклассной работы:

  1. Математический часы.
  2. Математический КВН.
  3. Факультативы.
  4. Олимпиады.
  5. Конкурсы.
  6. Математические конференции и т. д.

       Для активизации мыслительной деятельности учащихся использую эпиграфы к урокам.

  1.  Учить других всегда почетно, учиться у других никогда не зазорно.  
  2. Ошибаться может каждый, оставаться при своей ошибке – только безумный.               (Цицерон)
  3. В математических вопросах нельзя пренебрегать даже самыми мелкими ошибками. (И. Ньютон) ...
  4. Математика - это цепь понятий: выпадет одно звенышко - и не понятно будет дальнейшее. (Н.К. Крупская)
  5.  Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их! (Д. Пойа)
  6. Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому. (Д. Пойа)

Таким образом, решая проблему активизации мыслительной деятельности обучаемых, детей нужно учить учиться, создавать условия для "выращивания" нового знания, для саморазвития и самореализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - исследовательская работа: Эксперимент - как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.

Эксперимент является важнейшим элементом процесса обучения физике. Он выполняет несколько дидактических функций: повышает интерес к предмету, активизирует внимание учащихся, способствует политехническ...

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики через игровые формы обучения

Применение игровых форм обучения на уроках математики позволяет включиться каждому ученику в процесс обучения, делает его интересным, доступным, предусматривает возможность эффективной организац...

«Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики».

Моя педагогическая система строится на внедрении в учебный процесс различных форм, методов, средств обучения для повышения активности мыслительной деятельности учащихся. И она реализуется посредством ...

"Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики" Презентация.

                 Учитель сегодня должен не только хорошо владеть учебным материалом, но и творчески подходить к каждому уроку, постоянно находиться ...

Различные методы решения задач как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

Показать влияние решения задач различными способами   на уроках математики на развитие мыслительной деятельности, познавательной активности школьников, логического мышления....

Статья "Активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении математики в классах ОВЗ"

Взрослый человек обладает определенными умениями и навыками и может не отдавать себе отчета в том, каким образом он запоминает, что делает для того, чтобы понять материал. Учителю же, для того чтобы о...

«Эффективные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики».

laquo;Эффективные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики»....